Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?




а) жизнь – это страдание; б) причина страданий – жажда жизни;

в) путь избавления от страданий – жажда жизни; г) у страдания есть причина.

5 В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы…

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

6. В качестве чего рассматривалось «Небо» в древнекитайской философии (выберите все правильные ответы):

а) части стратосферы; б) верховного владыки;

в) судьбы; г) первопричины всего сущего.

7. Какая древнекитайская философская школа в качестве социального регулятора рассматривала закон (фа):

а) легистов; б) моистов; в) школы имен; г) натурфилософов;

8. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к конфуцианству:

а) принцип недеяния (у вэй);

б) человеколюбие (жэнь);

в) принцип незнания (пустотность сердца);

г) следование ритуалу (ли);

д) принцип справедливости (и).

9. В какой части Вед даны философские рассуждения о природе человеческого «Я» и ее отношения к космической целостности бытия:

а) Араньяки; б) Ригведа; в) Брахманы; г) Упанишады.

10. Как в древнеиндийской философии называется безличное, бесконечное, духовное, мировое первоначало:

а) Атман; б) Брахман; в) сансара; г) карма;

Вопросы к курсу:

1 Определите, какие из приведенных ниже философско-религиозных учений по своему происхождению были: а) древнекитайскими; б) древнеиндийскими:

1) конфуцианство; 2) легизм; 3) ньяя; 4) моизм; 5) буддизм; 6) вайшешика; 7) веданта; 8) даосизм; 9) йога; 10) джайнизм; 11) адживика.

2 Каким философским учениям и школам Древнего Востока соответствуют принципы и идеи, содержащиеся во втором столбце таблицы?

Конфуцианство строгий аскетизм и следование принципу ахимсы
Буддизм религиозное освящение логико- философского мышления
Джайнизм человек должен бороться за счастье в земной жизни, так как загробного мира не существует
Даосизм совместная эволюция материи и сознания приводит к положительному или отрицательному взаимодействию мира и человека
Санкхья главное средство спасения – психический тренинг
Йога мир вечен и неподвижен, движение – иллюзия, все определяется безличным принципом мира
Легизм идеал человека – «благородный муж» –«человек политический»
Адживика разработка проблем социальной теории и государственного управления
Чарвака (локаята) учение об освобождении от страданий и праве каждого на спасение

 

3. Какие из перечисленных черт являются характерными для: философствования Древней Индии; Древнего Китая; общими для обеих исторических типов?

1) признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания; 2) учение о карме как нравственный регулятив повседневной жизни; 3) влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимавшихся медитацией; 4) мысль о тождестве индивидуальной и мировой души; 5) созерцание, погружение в себя как особенность религиозно-философского мироощущения; 6) признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни; 7) рассмотрение Неба и Земли как родителей человека; 8) ориентация в основном на нравственные проблемы; 9) поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»; 10) религиозное освящение логико-философского мышления; 11) трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания; 12) четкое определение нравственных отношений государя и подданного; 13) гуманистический настрой философской мысли; 14) проповедь принципа ахимсы (ненасилия).

4. Почему древневосточные учения обычно называют религиозно-философскими?

5. В чем заключаются особенности древнеиндийской философии?

6. Охарактеризуйте ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии?

7. Почему в буддизме считается, что жизнь – это зло?

8. Что ≪приковывает≫ человека к «колесу сансары»? Прокомментируйте смысл этого высказывания.

9. Объясните парадоксальные с западно-европейской точки зрения слова Будды о том, что чтобы достигнуть счастья, надо отказаться от постоянного стремления к нему.

10. Объясните, в чем заключается смысл «активного недеяния» даосов?

 

Проблемные вопросы и задания:

1. Об известном китайском софисте Гунсунь Луне рассказывают следующую историю. Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъезжал к пограничной страже. Начальник стражи сказал, что проходить стражу могут люди, а лошадей проводить не разрешается. Гунсунь Лун нашел выход из положения с помощью рассуждения, которое можно свести к следующему силлогизму:

Лошадь может быть рыжей.

Белая лошадь не может быть рыжей.

Следовательно, белая лошадь не есть лошадь.

Начальник стражи, удивленный таким рассуждением, пропустил Гунсунь Луна с его лошадью.

Какова логическая уловка Гунсунь Луна?

2. Попробуйте продолжить мысль даосов: Не будь на свете государств с их границами и чиновников с их властью, не было бы нужды и в ______________, отрицающем их.

3. Как рассматривается проблема отношения человека и мира в философии Древней Индии и Древнего Китая.

4. В чем состоит различие между Брахманом и христианским Богом?

5. Видите ли Вы связь между современными экономическими преобразованиями в Китае и принципами конфуцианства?

6. Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

«Мое тело едино с моей мыслью,

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

По Вашему мнению, оправданы данные формы отношений в современном мире?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

3. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Томпсон, М. Восточная философия / М. Томпсон; пер с англ. Ю. Бондарева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 384 с.

Дополнительный

1. Барж, Э.А. Уолинс. Египетская религия. Египетская магия / Э.А. Барж Уолис; пер. с анг. – М.: Алитейа, 2000. – 382 с.

2. Гусманов, И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие / И.Г. Гусманов. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 328с.

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. – М.: Мысль, 1972, 1973. – Т. 1. – 343 с.; Т. 2. – 381 с.

4. Древнеиндийская философия. – М.: Мысль, 1972. – 271 с.

5. Индуизм. Традиции и современность. – М.: Наука, 1985. – 282 с.

6. Крушинский, А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский // Вопросы философии. – 2007. – № 5. – С. 99 – 112.

7. Малявин, В.И. Китайская цивилизация / В.И. Малявин. – М.: Экспресс, 2000. – 840 с.

8. Мясникова, Л.А. Опыт: обретения открытости и откровения. Монография / Л.А. Мясникова, В.Я. Нагевичене. – Екатеринбург: Уральская Академия государственной службы, 1997. – 97с.

9. Нагевичене, В.Я. Мифологическая картина Древнего мира. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 58 с.

10. Нагевичене, В.Я. Древний Египет. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 123 с.

11. Нагевичене, В.Я. К вопросу о дефиниции «опыт» как метода формирования гностического и эпистемологического познания (в историко-философском аспекте). Монография / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2001. – 197 с.

12. Нагевичене, В.Я. Философия Древней Индии. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.

13. Нагевичене, В.Я. Философия Древнего Китая. Методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 64 с.

14. Нагевичене, В.Я. Мировоззрение Древней Японии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – 124 с.

15. Нагевичене, В.Я. Целостность мира и человека – основополагающая идея религии. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 48 с.

16. Трубников, Н.Н. «Толкование значений трех сутр» и начало буддистской философской мысли в Японии / Н.Н. Трубникова // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 106 – 117.

Источники

1. Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 1, ч. 1 и ч. 2. Философия древности и средневековья. – М.: Мысль, 1969. – 936 с.

2. Мень, А. История религий. В 2-х кн. Кн.1: В поисках Пути, Истины и Жизни: Учеб. Пособие / А. Мень. – М.: Издательская группа «ФОРУМ – ИНФРА-М», 1997. – Кн. 1. – 216 с.

3. Тибетская книга мертвых. – М.: София, 2003. – 208 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3228 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.