Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Философия эпохи Возрождения




Цель семинарского занятия: Выявить новые достижения в области культуры, науки и философии. Определить научные натурфилософские, гелиоцентрические идеи, сменившие геоцентрическую схоластику.

Основные понятия к теме: вера антропоцентризм воля гуманизм индивидуальность личность номинализм пантеизм персонализм прометеизм разум реализм Ренессанс секуляризация супранатурализм

План семинара:

1. Философско-социологические взгляды философов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли.

2. Философско-социологические воззрения Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

3. Гуманизм философов эпохи Возрождения: Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.

4. Натурфилософия эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Галилео Галилей.

 

В ходе рассмотрения темы необходимо рассмотреть ту особенность, что в философии XVI века на первое место в исследовании проблем вышло познание человека как деятельного существа в мире, способного преобразовать его на основе науки. Человечество расширило свое познание об окружающей среде, о космосе. Геоцентрическая религиозная картина мира уступает место гелиоцентрической системе, предполагающей множество миров.

Выяснить, почему данная эпоха называется эпохой Возрождения, которая охватывает два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Выделить основные особенности философии Возрождения: 1) философия перестает быть «служанкой богословия» и становится выражением знания и мудрости; 2) философия становится антропоцентричной, объектом ее изучения становится человек, который уже не «тварь при Творце», а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

Необходимо рассмотреть три периода в развитии философии Возрождения: 1) гуманистический или антропоцентрический (середина XIV – середина XV вв.); 2) неоплатонический период (середина XV в. – до первой трети XVI в.); 3) натурфилософский период (вторая половина XVI в. – начало XVII в.). Раскройте сущностные черты этапов развития философии эпохи Возрождения: первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были вырваны из контекста средневекового теоцентризма, при котором в центре познания было понятие о Боге и его сущности; второй период был связан с формированием гносеологических и онтологических представлений о человеке и сущности мира, и третий – с созданием целостной, научной картины мира о человеке и его бытии.

 

Тесты, вопросы, проблемные задания

Тесты:

1. Главная черта философии эпохи Возрождения:

1. теоцентризм 2. Дуализм 3.космоцентризм 4.антропоцентризм

2. Об острове Утопия рассказал:

1. М.Монтень 2. Н. Макиавелли 3.М.Лютер 4.Т. Мор

3. Идея пантеизма – это:

1. религиозно-философское понимание, согласно которому Бог, создав мир, в дальнейшем не вмешивается в закономерный ход развития этого мира;

2. отождествление Бога с миром;

3. признание Бога в качестве источника бытия и изменения всех вещей, руководящего этим миром, но отличного, однако, от этого мира;

4. представление о создании Богом мира из ничего.

4. Идеологами протестантизма в период северного Возрождения были:

1. К.Маркс и Ф.Энгельс 2. М.Лютер и Ж.Кальвин

3. Конфуций и Лао-цзы 4. Й. Фихте и Ф.Шеллинг

5. “Цель оправдывает средства” – тезис, который принадлежит:

1. М.Монтеню 2. Н. Кузанскому 3.Дж. Бруно 4.Н. Макиавелли

6. Автор произведения «Похвала глупости»:

1. Н. Макиавелли 2. Ж. Кальвин 3. Э. Роттердамский 4. Вольтер

7. В чем выражался идеал человека Возрождения:

а) аскетическое отвержение «мира и плоти»;

б) гармоничный духовно и физически;

в) разумный, уверенный в своих силах и разуме.

8. Кому принадлежит гелиоцентрическая система мира:

а) Н. Кузанский; б) Н. Коперник; в) Дж. Бруно; г) Галилей.

9. Ренессансный гуманизм – это:

а) картина мира, центром которого является человек;

б) человеколюбие;

в) мировоззрение, в котором высшей ценностью выступает

человек, его достоинства и права.

10. Назовите представителей реформации:

а) Мартин Лютер; б) Мартин Лютер Кинг;

в) Ж. Кальвин; г) Томас Мюнцер.

 

 

Вопросы:

1. Почему эпоху XIV-XVI ст. называют эпохою Возрождение? Назовите основные периоды эпохи Возрождения и их отличительные черты. В чем суть идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Ренессанса?

2. Охарактеризуйте основные идеи эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, индивидуализм.

3. Каким образом Николай Кузанский рассуждая о Боге, приходит к отрицанию средневековой картины мира?

4. Каковы основные принципы «натуральной философии» Николая Коперника?

5. Какая идея заключена в следующем рассуждении Джордано Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя... Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа..., и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

6. Как трактовали отношение материи и Бога философы Возрождения?

7. Огромную роль в формировании культуры Ренессанса – истинного источника гуманистической философии – сыграл феномен «гуманистической образованности». Дайте определение этого понятия.

8. Мартин Лютер обвиняли Эразма Роттердамского в том, что человеческое в Христе и христианстве значит для него больше, чем божественное. Какие у них были для этого основания?

9. Каким образом представлен Бог в учении Николая Кузанского? Как соотносятся у него понятия «Бог» и «Природа»?

10. Пантеизм Николая Кузанского, по которому весь мир - это Бог называется также панентеизмом (от греческого пан - все + эн - в + теос - Бог). Каковы различия гилозоизма Джордано Бруно и панентеизма Николая Кузанского? На основании своего ответа заполните таблицу:

  гилозоизм панетеизм
Представления о Боге    
Представления о природе    
Представления о Человеке    
Представления о Познании    

 

 

Проблемные вопросы и задания:

1. Мыслители эпохи Возрождения и Нового времени считали средние века «темными веками», а всю культуру средневековья - отсталой и реакционной. Так, Лоренцо Валла средневековье понимал как «время... бедных умами ученых», Дж.Вазари - как «время темного тумана», время грубости и несоразмерности. Сегодня такой взгляд часто называют весьма предвзятым, граничащим с предрассудком. Чем было обусловлено такое предвзятое отношение к средневековью?

2. Как проявился в эпоху Ренессанса культ творческой индивидуальности? Это была эпоха, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов» (Энгельс). Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения. Почему ни одна другая эпоха не породила столько гениев - «титанов по силе мысли, страсти и характера», по выражению Ф. Энгельса.

3. Философ Н. Бердяев является одним из критиков идеи гуманизма, которая берет свое начало в эпохе Возрождения. Бердяев аргументирует свое отношение к этой идее так: «Гуманизм, говорят, раскрыл человеческую индивидуальность, дал ей полный ход, освободил от той подавленности, которая была в средневековой жизни, направил ее по свободным путям самоутверждения и творчества. Но в гуманизме есть начало и прямо противоположное…Гуманизм не только утверждал самонадеянность человека, не только возносил человека, но и принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека». Прокомментируйте эту позицию Бердяева и дайте ей свою оценку.

4. «Я нисколько не обязанный умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отчизну, которая состоит из всех этих граждан?», – так ставит вопрос Лоренцо Валла, гуманист эпохи Возрождения. А как бы вы ответили на вопрос этого мыслителя?

5. «Если только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю авторитета пап и соборов, ибо они пребывают между собой в разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести – дело неправедное и опасное. На том стою – и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь». Эти слова принадлежат Мартину Лютеру, одному из идеологов Реформации и протестантизма. Что вы знаете о движении Реформации и его идеологах?

6. Немецкий социолог ХХ столетия Макс Вебер считал, что именно из Реформации и появления протестантизма (XVI ст.), в европейской культуре утверждаются такие ценности и нормы, как частная собственность, экономическая свобода, трудовая дисциплина, старательность и профессионализм, инициативность и др. Протестантизм создал новый тип личности, которая сыграла огромную роль в экономическом перевороте в Европе и Новом свете: личности деятельной, дисциплинированной, ответственной, готовой к суровым испытаниям и героизму ежедневного труда. Раскройте смысл протестантизма и особенности ее этики. Чем протестантизм существенно отличается от православия и католичества?

7. «Если средневековый ученый обретал любого рода достоверность из веры и освященных авторитетом Церкви писаний, если все свои познавательные и даже практические усилия он основывал на вере в истину Откровения, если благодаря вере в эту истину он обретал гарантию спасения и тем самым вечную жизнь, то после эпохи Возрождения, после Ф. Бэкона, Гоббса и Декарта, все достоверное возможно лишь в той мере, в какой освобождающий сам себя и лишь для самого себя человек оказывается способным гарантировать себе несомненность всего им знаемого и познаваемого»? Как вы понимаете следующее высказывание.

8. Гегель писал, что эпоха Возрождения является периодом «разложения того, что было твердо установлено в схоластической философии»; что различие между теологией и философией «представляет собой характерную черту перехода к новейшему времени, когда стали полагать, что для мыслящего разума может быть истинной нечто такое, что не является истинным для теологии». Почему стало возможно разложение «твердо установленного в схоластической философии»?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 608 с.

2. Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

3. Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

4. Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

5. Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней / Б. Рассел. – М.: Академический проект, 2006. – 1008 с.

6. Скрибек, Г. История философии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Скрибек, Н. Гилье; пер с анг. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 800 с.

Дополнительный

1. Горфункель, А.Х. Джордано Бруно / А.Х. Горфункель. – М.: Мысль, 1973. – 185 с.

2. Далмайер, Р. Николай Кузанский о вере, знании и учёном незнании / Р. Далмайер // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 35 – 42.

3. Нагевичене, В.Я. Философия эпохи Возрождения. Учебно-методическое пособие / В.Я. Нагевичене. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 58 с.

4. Соколов, В.В. Европейская философия ХV – ХVIII веков / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 2003. – 575 с.

Источники

1. Кузанский, Н. Сочинение. В 2-х т. / Н. Кузанский. – М.: Мысль, 1979, 1986. – Т. 1. – 488 с.; Т. 2. – 469 с.

2. Роттердамский, Эразм. Похвала глупости / Э. Роттердамский. – М.: Госполитиздат, 1960. – 167 с.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1925 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.