Авторитарно-подданническая традиция — в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.
Агностицизм — первоначально: позиция неведения относительно существования или несуществования Бога; в современном философском смысле — неверие в возможность познания мира, достижения объективной истины.
Алармизм (от фр. alarmer — бить тревогу) — современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающихпо поводу грозящих ему глобальных опасностей и угроз — ядерной, экологической и т. п.
Антиномия — столкновение двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью. В то же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и сознания.
Антропология — первоначально — наука о происхождении и биологических свойствах человека, сегодня — совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях.
Антропология культурная — наука, изучающая доцивилизационные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимущественно в духовном измерении — верования, ценности, нравы. Сегодня наметилась тенденция расширить предмет, т.к. до исследования национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.
Антропоцентризм — установка на то, чтобы поставить человека вцентр мироздания, в качестве «венца творения» и меры всех вещей.
Апокалипсис — одна из книг Нового Завета — Откровение Иоанна Богослова, в которой содержится пророчество о конце света, Страшном суде и последующем наступлении Царства Небесного на земле.
Арабистика — комплекс научных дисциплин посвященных изучению арабского мира.
Архаизация с вытеснение из культуры и повседневных практик новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных, прежде подавленных или прятавшихся в тени.
Архетип — скрытый в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выбор.
Аскетизм — религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением плоти и воздержанием от всего потакающего личным удовольствиям и радостям.
Атомизм социальный, атомарность — картина общества, в рамках которой индивиды выступают как изолированные друг от друга атомы.
Бихевиоризм — направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось, что тем самым общественные науки преодолеют свою «гуманитарную ограниченность» и уподобятся по точности и доказательности естественным.
Бродель Ф. (1902-1985) — французский историк, представитель школы «Анналов», объясняющий историческую динамику и смещение центров мирового развития на основе понятия «мир-экономика».
Буддизм — одна из мировых религий, основанная Буддой — великим религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI- V веков до н. э.
Вестернизация — распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, частично — в результате западной гегемонии, а также деятельности местных «западников».
Витальный — относящийся к жизни, к органическому началу, к биологическим стихиям.
Волюнтаризм — апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.
Гедонизм — тип психологической или социокультурной установкина получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.
Геобиоценозы — естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.
Геополитика — наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846- 1922).
Гетерогенный — разнородный, состоящий из качественно различных начал.
Гражданское общество — совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.
Даосизм — учение о дао, или пути бытия (человека и всего сущего), связанное с такими принципами, как «цзы жань» (естественность, соблюдение законов и ритмов природы) и «у-вэй» (воздержание от нетерпеливого вмешательства в естественный ход вещей). Основатель — китайский мудрец Лао-Цзы (VI—V века до н. э.).
Девиация — отклонение; девиантное поведение — отклоняющееся от норм морали и культуры.
Деидеологизация — требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.
Демократия свободы — понятие, означающее одну из двух разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А. Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальныс общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы — рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие — по пути демократии равенства — ограничений свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.
Десублимация — противоположность сублимации. Если последняя, согласно автору понятия, 3. Фрейду, означает облагораживание наших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь постольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой возвышенные формы,то десублимация есть высвобождение инстинкта из «оков» культуры.
Дихотомия — деление на две части.
Европоцентризм — концепция, согласно которой западноевропейский тип культуры является образцовым для всего человечества, а Западная Европа — центром мирового развития.
««Золотого миллиарда» теория — современная европоцентристская версия концепции «избранного народа», согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготована участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснационального капитала. Согласно адептам данной теории, с противном случае планета «взорвется» от экологических перегрузок.
Идентичность (в социокультурном смысле) — совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.
Имманентный — внутренне присущий, а не привнесенный или заимствованный извне.
Инверсия — резкий переход в противоположное качество.
Инволюция (в социокультурном смысле) — утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство
Индология — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Индии.
Интенция — направленность внимания, духовный настрой.
Интровертный тип — предложенный австрийским социальным психологом К. Лоренсом термин, означающий одну из двух психологических разновидностей: интровертов, живущих внутренними переживаниями, и экстравертов — нацеленных на внешний мир общительных жизнелюбов.
Истэблишмент — правящие кругиобщества, доминирующиеэлиты (не только политические).
Космогония — философское учение о происхождении Вселенной. Соответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими.
Космология философское учение о строении мира.
Космоцентризм — установка на то, чтобы осмыслять любыенаши действия и перспективы в контексте великого космического целого.
Консенсус согласие; в политике означает готовностьк взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны.
Консерватизм — идейно-политическое течение, ориентированное на сохранение (консервацию) старых общественных порядков и нравов или их реставрацию, если они оказались порушенными. Термин был введен французским писателем Ф. Г. Шатобрианом для обозначения феодально-аристократической идеологии.
Контрреформация — попытка Римской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда реформации в Европе. Привела к религиозным войнам XVI-XVII веков в Европе и рождению инквизиции.
Конформизм — установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.
Конфуций (551-479 до н. э.) — знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам — носителям высшего знания и добродетели.
Концепция «Конца истории» — была разработана американским политологом Ф. Фукуямой и содержит идею «полной и окончательной» победы системы западного либерализма во всем мире.
Ксенофобия — неприязнь к «чужакам» — иностранцам, представителям другой расы и т. п.
Коэволюция — термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности — целей человека и внутренних гармоний природы, вместо былых установок на ее «покорение» и завоевание.
Лаический — светский.
Латентный — скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.
Легизм — школа «законников» в Древнем Китае, отстаивающая идею высшего юридического закона в государстве, подчинявшего все сословияи всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.
Легитимность — законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).
Либерализм — идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности — от давления авторитарной коллективности. Основатели: И. Бентам, Дж. С. Милль, А. Смит, Г. Спенсер. В России — Т. Н. Грановский, К. Р. Кавелин, Б. Н. Чичерин.
Либертаризм — концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется «чикагской школой» (М. Фридман, Г.Бэккер, А. Лаффер, П. К. Роберте).
Лизинг — аренда производственного оборудования; благодарялизингу мелкие фирмы могут не тратиться на основные фонды (строительство помещения, закупку дорогостоящего оборудования и пр.) и сосредоточить средства на организации избранного профиля деятельности.
Лоббизм — способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.
Логос (греч. — слово, мысль, упорядочивающий разум) — термин, обозначающий всеобщий закон — логику, которым подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.
Мажоритарная избирательная система — система таких процедур, которые позволяют отсеять голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.
Макиавелизм — образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н. Макиавелли.
Манихейство — основанное в III в. персом Мани религиозно-философское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.
Маргинализация — выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.
Марксизм — учение К. Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:
- базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения — это базис, определяющий политическо-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);
- учении о частной собственности как грехопадении человечества — источнике всех бед и противоречий общественного развития;
- учении о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.
Ментальность — исторически обусловленнаяспецифика мышления представителей разных стран и культур.
Мессианизм (от слова «мессия» — спаситель) — учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.
Милленаризм (от англ. mille — тысяча) — система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия — как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от Страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости.
Модернизации теория — теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу; при этом под традиционным фактически понимается любое общество — от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизацией Индии, Китая, Ирана... Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».
Мондиализм (от фр. monde — мир) — особая идеология, предполагающая слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового Правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ.
Немецкая историческая школа — философско-историческое направление (30-40-е годы XIX века) близкое немецкому романтизму. Отстаивало органичность исторического процесса и неповторимую индивидуальность его национальных проявлений в противовес установкам эпохи Просвещения (XVIII век) на универсальные схемы развития.
Неконсервативная волна — идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в «холодной войне».
Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции 3. Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Неофрейдизм дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общество» посягает на нашу чувственность).
Нобили (от фр. noblesse) — благородное сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе — то же самое, что истеблишмент — правящие круги общества.
Номинализм — течение в западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надиндивидуальным уровням, — «пустыми». Противоположная позиция — реализм, настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не номинально).
Нонконформизм — психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом.
Онтология — философское учение о бытии (в отличии от гносеологии — учения о нашем познании).
«Открытое общество» — понятие, предложенное англо-немецким философом Карлом Поппером (1902- 1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от «закрытых» — авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологической сферах — об устранении разного рода цензуры, а также ограничений на пути экспорта западной массовой культуры.
Ориентализация — уподобление Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры.
Парадигма — устоявшиеся образецили модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследоватьих в соответствующем методологическом ключе.
Патернализм — установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.
Патронимия — община родственников вместе с работниками и слугами выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фискальном отношении.
Перцепиент (от слова перцепция — чувственное восприятие) — в теории коммуникации — воспринимающая сторона, тот, кто принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.
Плюрализм — социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.
Постиндустриальное общество — понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д. Белл, Ж. Фурастье) связывают его со сферой услуг (в отличие от промышленной экономики предыдущего типа), другие (Г. Бэккер, А. Турен) — с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи — с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.
Правовое государство — государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им — ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.
Принцип реальности — термин неофрейдизма, означающий жесткие внешние ограничения и нормы.
Принцип удовольствия — термин неофрейдизма, означающий сидящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требующее немедленного удовлетворения наших влечений.
Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея — похитителя небесного огня; означает неограниченные притязания человекана покорение природы и преобразование мира.
Пропорциональная избирательная система — система, при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.
Психоанализ — созданный австрийскимпсихологом З. Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений («принцип удовольствия») с общественными нормами и запретами («принцип реальности»).
Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.
Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов — к экономическим, технологическим или биологическим).
Релятивизм — учение об относительности условности и проблематичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.
Реформация — религиозно-политическое движение XVI века в Европе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.
Сартр Ж.-П. (1905-1980) — французский философ и писатель, представитель атеистического экзистенциализма — философии существования, обучающей тому, как вырваться из плена необходимости и противопоставить давлению обстоятельств нашу решимость и нашу свободу. В конце жизни сблизился с молодёжным движением «новых левых» и другими диссидентами Запада.
Сенгор Леопольд (1906-1987) — бывший президент Сенегала, один из создателей негритюда — теории, противопоставляющей африканский природно-художественный и аффективный тип личности европейскому рассудочно-логическому типу.
Секуляризация — освобождение общества, различныхсфер социальной жизни и институтов от опеки церкви.
Синкретизм — слитность, внутренняя недифференцироваиность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.
Синкретика — отрасль современного методологическогознания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал, вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в пользу другого.
Синод — учрежденный Петром I административный орган, ведавший церковными делами. Это означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.
Синология — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.
Системно-функциональный подход в социальных науках — рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует как функция целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.
Скептицизм — зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (V век до н. э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. «Подвергай всё сомнению и воздерживайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.
Соборность — концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А. С. Хомякову (1804-1860), который определил его так: «Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В. И. Ленин определял в виде общества, «организованного как единая фабрика», соборное единство имеет в виду модель общества, организованного как храмовая община.
Социализация — процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальное государство — государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.
Софизм — сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатывавших не только идеалы и достоверные объективные знания, но и многие нравственные ценности.
Социал-дарвинизм — перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.
Сциентизм — мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку — центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социальные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.
Танатос — персонифицированный образ смертиили сил, несущих смерть.
Телеология — религиозно-философское учение о высших целяхмироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.
Теократия — форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Теория элиты — обосновывает идею исключителной миссии, социально-политической и интеллектуальной активности привелигированных слоев общества (элит) и пассивности остальных людей(масс).
Тирания — система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля — режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).
Тоталитаризм (от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождём, каудильо).
Унитарное государство — государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Утопия (от греч. Topos — место и «и» — нет: место, которого нет) — термин введен английским писателем и государственным деятелем Т. Мором, написавшим сочинение о прекрасном острове Утопия, где создано «идеальное общество». В современной политической лексике — несбыточные мечтыоб «идеальном обществе».
Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.
«Фаустовский» человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на выпытывание последних тайн природы с целью ее окончательного покорения.
Формационная теория — теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Франкфуртская школа — социально-философская школа, образованная в 30-х годах на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия) и представляющая интеллектуальную оппозицию фашизму, с одной стороны, технократически организованному западному обществу массового потребления — с другой. Центральный замысел «франкфуртцсв» — выявить социокультурные основания современного западного «репрессивного общества», подчиняющего человека безликим механизмам и порождающего конформистскую личность, ориентированную извне.
Харизма (греч. — божественный дар, благодать) — термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э. Трёльчем и М. Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.
Хартленд (от англ. heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.
Центризм — политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.
Чикагская школа — течения в социологии (20-30-х годов) и в экономической науке (60-80-Х годов), связанные с Чикагским университетом. Сегодня имеется в виду именно экономическое направление (М. Фридман, Г. Бэккер, Дж. Мут), включающее монетаризм (концепцию «дорогих» денег, т.е. ограничение денежной эмиссии и удорожание или ограничение всех видов денежного кредита) и «экономику предложения» — предпринимательской активности — путем снижения налогов, поощрения инвестиций, устранения преград, мешающих свободной конкуренции.
Эвристика — отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать процесс познания.
Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический — явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
«Экспроприация экспроприаторов» — ставшее крылатым выражение К. Маркса, означающее изъятие собственности у буржуазии, в своевремя изъявшей ее у народа.
Экоцид — убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы жизни.
Экономикоцентризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.
Экуменизм — движение за объединение церквей.
Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.
Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).
Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и означающее характерный для замкнутых систем процесс превращения всех видовэнергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.
Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложиласьидея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядкибыли объявлены пережитками.
Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и Страшном суде.
Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.
Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................... 3
О ПРЕДМЕТЕ И МЕТОДЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ........................................................................ 3
Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ЗАПАДЕ....................... 12
ГЛАВА 1. Политика как разновидность технологии................................................... 13
ГЛАВА II. Политика как игра с заранее не заданным результатом................... 22
ГЛАВА III. Атомарно-номиналистический принцип и представительская демократия................................................................................................................................................. 35
ГЛАВА IV. Принцип разделения власти................................................................................. 51
ГЛАВА V. Системно-функциональный принцип............................................................. 56
ГЛАВА VI. Принцип отделения ценностей от интересов........................................ 68
ГЛАВА VII. Принцип «открытого общества»...................................................................... 74
Часть 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА ВОСТОКЕ.................... 89
ГЛАВА 1. Принцип воздержания от волюнтаристской активности.............. 90
ГЛАВА II. Теократический принцип....................................................................................... 102
ГЛАВА III. Принцип уравнительной справедливости Консенсус служилого государства............................................................................................................................................. 117
ГЛАВА IV. Принцип священной справедливости Союз царя-мессии с богоспасаемым народом............................................................................................................... 124
Словарь использованных терминов............................................................................... 140
Учебное издание