Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уровни и формы политического сознания 335




ния политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.

В противоположность этому предполитические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

Функции политического сознания зависят от степени детерминации, характера взаимодействия индивидов в социально-политическом пространстве. По данным критериям исследователи выделяют следующие функции: когнитивную (потребность в познании человеком различных сторон мира политики); идеологическую (осознание заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира); коммуникативную (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти); прогностическую (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов); воспитательную (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

Степень полноты и характер реализации этих функций могут существенно меняться в зависимости от характера политических процессов. Так, потребность в реализации когнитивной функции возрастает в условиях повышения гражданской активности людей, их заинтересованного участия в политике. Напротив, в переходных процессах активизируется Идейная функция, так как в политическую жизнь активно включаются различные субъекты, обладающие собственным в и дением политических изменений и преобразований.

Уровни и формы политического сознания

Политическое сознание — системное образование, имеющее различные уровни. В современной политологической литературе обычно выделяются четыре уровня политического сознания.

1. Государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Государственное сознание регулирует политические отношения различными за-

Глава 17. Политическое сознание

Глава 1 7. Политическое сознание

Утопическое сознание

Под утопизмом в политическом сознании подразумевают систему трансцендентного знания о желаемом политическом устройстве общества, которое не может быть достигнуто в данных исторических условиях. Содержательно политические утопии устремлены в будущее, функционально они являются критикой современной политической реальности. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях.

В любом политическом сознании содержатся элементы утопичности. В современном демократическом обществе политические утопии возникают в силу того, что определенные политические проекты нельзя реализовать не вообще, а именно в данной ситуации. Вместе с тем утопическое сознание масс в условиях демократии может существенно деформировать политику, порождая популистские настроения.

К. Мангейм считал утопичным такое сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его «бытием». Характерным признаком утопического сознания, выделяемым многими исследователями, является трансцендентность, понимаемая как выход за границы реальности, переход (по К. Мангейму) в действие, которое «частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»1.

Обращенность к будущему уже выводит мысль за пределы реальной действительности. Но трансцендентность утопии более радикальна: это выход за границы не только действительного, но и возможного, каким оно представляется в перспективе логики развития существующего мира.

Под утопией понимается идеальное, совершенное общество, устроенное согласно человеческому разуму и воле, а не естественный продукт исторического развития. С. Л. Франк к утопизму относит «не общую мечту об осуществлении совершенной жизни на земле, свободной от зла и страдания, а более специфический замысел, согласно которому совершенство жизни может — а потому и должно быть как бы автоматически обеспечено неким общественным порядком или организационным устройством...»2. Следовательно, утопическое же сознание ориентировано на идеал совершенного общества.

1 Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 164.

2 Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 126-127.

Утопическое сознание 339

340Глава 17. Политическое сознание

ние построить совершенное общество посредством выдвижения разумных принципов и целей и осуществления тотального контроля над их реализацией.

Путь к совершенству через устранение всего несовершенного, относительного означает отказ от одной из сторон противоречий реальной жизни, что неизбежно ведет на практике к разрушению реальной жизни и замене ее миром вымышленным. Утопическое сознание ориентируется на то, чего нет в действительности, выходит за пределы реальности.

Утопизм не только никогда не достигал на практике поставленной им цели, но приводил к результатам прямо противоположным: вместо искомого царства добра и правды он вел к господству неправды, насилия и злодейств; вместо желанного избавления человеческой жизни от страданий он приводил к их умножению. Как отмечает С. Л. Франк, «никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества»1.

К будущему обращается не только утопия, но и прогностика. Идеалы присутствуют во всех формах общественного сознания. Утопизм же во имя идеала попирает традиции, насильственно прерывает связь времен, а человека лишает права свободного выбора своего пути в рамках выпавших на его историческое время возможностей. Поскольку ни общественный идеал, ни образ желаемого общества, являющиеся атрибутами утопии, невозможно устранить, не разрушив природу человека, то противостоять пагубным последствиям утопизма можно и с помощью альтернативных утопий. Так, например, О. Тоффлер призывал создавать «фабрики утопий».

Определяющим элементом утопичности современного массового политического сознания может являться убеждение населения в том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформ, что может привести к безответственности власти.

Политические мифы

Обращение к мифам в политике характерно для всех государств. Оно связано с особыми социально-политическими и экономическими ус-

1 Франк С. Л. Ересь утопизма // Социологические исследования. 1994. № 1. С. 127.

Политические мифы 341

ловиями, которые не позволяют решать сложные проблемы за счет реально существующих средств и вынуждают политиков с помощью мифов воздействовать на массовое сознание людей и тем самым отвлекать их хотя бы на время от назревших и трудно разрешимых противоречий.

На влиятельность мифов обращали внимание Г. Алмонд и С. Верба. Так, изучая гражданскую политическую культуру, они отмечали, что взаимоотношения индивида с правительством не являются чисто рациональными, поскольку включают в себя приверженность демократическому мифу о компетентности гражданина. Тем не менее этот миф влечет за собой важные последствия, так как вера в потенциальную влиятельность обычного человека указывает на реальный поведенческий потенциал1.

Попытка в теории представить мифы как нечто архаичное, утерявшее свое значение в современных условиях, на практике себя не оправдала. Реальная действительность доказывает, что одни мифы исчезают, другие появляются. К. Мангейм писал: «...жизнь без коллективных мифов трудно переносима»2.

Замена одних мифов другими — явление закономерное для периодов революций и реформаций, так как политические цели меняются коренным образом и требуют обеспечения веры в ту или иную идею, а также поддержки соответствующих политических акций со стороны народа.

Чем дальше общество продвигается в своем развитии, тем изощреннее и привлекательнее становятся мифы, тем сложнее они поддаются распознаванию. Мифы все больше приобретают актуальность и конкретную направленность, отвечающую потребностям времени. Мифы о «мудрой политике правительства», «о возможных переменах к лучшему» и т. п. используются как сильный аргумент легитимации власти.

Интерес к мифам со стороны исследователей проявляется давно. Изучением этой проблемы занимались Э. Кассирер, 3. Фрейд, А. Розенберг, Ж. Сорель, П. Сорокин, А. Камю. Предметом изучения этих исследователей были мифы, относящиеся к сфере культуры, но многие их рассуждения вполне применимы и к политическим мифам. Те и другие имеют общую природу и аналогичные свойства: некритическое, эмоцио-

1 Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997. Т. П. С. 600.

2 Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое сознание. М., 1991. С. 36.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 634 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2499 - | 2248 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.