Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование политической культуры в процессе политической социализации




Мы уже отмечали одну из характерных черт теории политической культуры — терминологическое и теоретическое заимствование у социологии и психологии. Для обозначения механизмов и путей формирования политических культур и субкультур теоретики политики прибегают к социологической и социально-психологической теории социализации. Они разделяют психологическую структуру личности на подструктуры (например, по сферам социальной деятельности), выделяя в ней политическое «Я», представляющее собой трехуровневую структуру, в которой:

♦ на поверхностном уровне находятся комбинации мнений и установок по текущей политике;

♦ на промежуточном уровне существуют менее эмоционально насыщенные установки, проявляющиеся в отношении индивидов к политическому процессу и структурам власти;

♦ на глубинном уровне расположены общие идентификации и убеждения, такие как национальное самосознание, этническая и классовая идентификация, религиозная и идеологическая принадлежность, понимание своих прав и обязанностей в обществе.

Чем глубже уровень политического «Я», тем менее подвижны и изменчивы его установки. В то же время соотношение между уровнями и установками внутри уровней может меняться.

Формирование этого политического «Я» происходит в процессе политической социализации, которая является важной составляющей политической культуры личности и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Политическая социализация может быть прямой или косвенной.

Прямая социализация означает непосредственную передачу информации, содержащую политические ценности и мнения о политике.

Косвенная социализация происходит, когда формирование политических убеждений идет не преднамеренно, а под влиянием собственного опыта или высказываний окружающих, не несущих непосредственных политических оценок.

Ресоциализация имеет место при пересмотре индивидом своей системы ценностей и отношения к политической системе, изменении в связи с этим своего политического поведения.

Глава 16. Политическая культура

Теория постматериалистической политической культуры Инглхарта 323

♦ политические конфликты имеют все менее классовый характер и фокусируются вокруг проблем культуры и качества жизни.

Эти тенденции способствуют:

♦ в обществах с авторитарной политической культурой — демократизации, но в обстановке слишком быстрых перемен и неуверенности в завтрашнем дне возможны вспышки ксенофобии;

♦ в демократических обществах — развитию демократической культуры по пути большей партисипаторности и ориентированности на конкретные проблемы (табл. 16.4).

Ядром теории постматериалистической культуры Инглхарта является теория межгенерационной перемены ценностей, которая объясняет, что человечество перейдет от современных индустриальных материалистических ценностей к ценностям постматериалистическим постепенно, от поколения к поколению.

Таблица 16.4. Характеристики ценностных систем материалистического и постматериалистического общества

  Материалистическое общество Постматериалистическое общество
1. В политике Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика/новизна — стимулирующий фактор
2. В экономике Приоритетность экономического роста. Достижительная мотивация. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности
3. Сексуально-семейная нормативность На первом плане — максимизация репродуктивности, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение
4. В религии Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные правила. Акцент на предсказуемости Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и назначении жизни

Источник: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 6-23.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 379 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.