Правовая наука зиждется на категориальном фундаменте, апробированном временем и юридическими традициями. Однако данная основа отнюдь не остается раз и навсегда законсервированной в своей неизменности. Право, как и его терминология не стоит на месте, отвечая возникающим общественным потребностям.
Закономерность процессов объективных перемен в юридических понятиях неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика.
Принято выделять следующие группы юридических понятий, закреплённых в современном праве:
- которым возвращен первоначально заложенный в них смысл:
Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии прошлых эпох, но не всегда первичный юридический смысл или выражение сохраняло свое первоначально значение, например, понятие "закон":
В Риме латинский термин «lex» первоначально обозначал всякое правило, в котором содержались права и обязанности сторон (например при договоре).
В Законах XII таблиц записывается положение о том, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. Последний таким образом обретает форму юридической регламентации, установленной народом и потому обязательной для исполнения. В институциях Гая закон - есть то, что народ римский одобрил и постановил.
В кодификации Юстиниана «и то, что решил император, имеет силу закона», закон признается нормой, исходящей от высшего авторитета в государстве и на долгие столетия исчезает его первичное понимание, как акта народной воли.
С появлением конституционных и парламентарных государств, создание законов вновь становится функцией законодательного органа, которому народ делегировал свои полномочия.
- которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании:
Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное от того, каким оно было при введении понятия в правовую лексику.
В качестве примера можно привести «юрисконсульт»:
в Риме iurisconsult являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который также давал консультации и заключения;
современном понимании - это работник правовой службы организации, в функции которого входит контроль за приказами, участие в составлении договоров, оказание правовой помощи членам коллектива, ведение дел своей организации в суде. Налицо ограничение первично заложенного в юридическое понятие смысла.
- которые не изменяли содержания, всегда соответствуя своему первоначальному значению:
К таковым можно отнести понятие "презумпция невиновности" – согласно которомукаждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена в законном порядке, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
- которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения:
Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от дополнительной смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.
В условиях господства социалистической идеологии правовая доктрина включала в понятия и категории обязательную классовую атрибутику. Закреплялись словосочетания «социалистическое правосознание», «социалистическая законность», «социалистическое правовое государство». Когда эра социализма в России потерпела крах, это привело к избавлению юридический понятий от классовых ценностей и идеалов.
- вновь пришедшие в лексикон слова после их забвения (возрожденные):
Использование подобной терминологии (губернатор, мировой судья, суд присяжных и т.п.) в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце прошедшего тысячелетия в иных общественно-политических условиях.
- заменяющие традиционно используемую терминологию, которая противоречит международным требованиям:
В качестве примера можно привести понятие «сильнодействующего вещества», доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованием международного права появился новый статус "психотропных" или "наркотических".
Которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей:
Они фиксируются в нормативных правовых источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Конкретный пример можно привести изучив уголовное законодательство (ст. 358 УК РФ), которое закрепляет термин «экоцид» как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира и т.п. Компьютерное право оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком либо лексиконе (например «хакер», «кракер», «кардер» и т.п.).
Устаревшие
Они уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.
Примером может служить «спекуляция», входившее некогда в уголовно-правовую терминологию. Уголовный кодекс РСФСР до 1991 г. сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобное не попадает под юридическую ответственность и расценивается как поведение в рамках дозволенного.
«социалистическая собственность».
88,89. Основные концепции правопонимания (идеализм и реализм в праве):
а) идеалистический (религиозный и светский идеализм) подход;
б) реалистический подход.
Общая суть заключается в том, что существует универсальное и незыблемое, общее для всех народов, право.
Идеалистический подход:
Суть религиозного идеализма (РИ), так называемая теологическая теория, состоит в том, что правовые нормы прямо или косвенно проистекают от бога, от божественной власти. Бог определяет все на земле и он же устанавливает порядок. Все люди наделяются правами, независимо от того в каком государстве они живут.
Светский идеализм (СИ), наоборот считает, что право есть создание самого человека, его натуры. Это результат того, что человек является мыслящей структурой, и сам определяет свои права, выполняет свои обязанности, происходящие из его положения в обществе.
РИ и СИ говорят о естественном праве людей. Корни возникновения идеализма очень древние. Правовая теория исходит из существования двух видов прав: естественные права (принадлежат человеку) и позитивные права (принадлежат государства). В случае конфликта ЕП и ПП предпочтение должно быть отдано естественному праву человека. Возрождение школы ЕП произошло после 2 мировой войны, была создана ООН, одной из главных целей которой является защита естественных прав человека.
1948 г. – принята всеобщая декларация прав человека.
1998 г. – все мировые конституции содержат нормы о соблюдении естественных прав человека.
Реалистический подход:
Право есть эмпирический (практический) опыт развития человеческого общества. Существует несколько направлений реализма в праве:
а) историческая школа права: «Право подобно языку». Суть этого направления состоит в том, что все историческое прошлое данного общества создает право. Корни права в истории, как и языка; постоянное историческое развитие. У каждого общества существует собственный язык и существует собственное право нет права универсального. Возникло в Германии в 19 веке (Карл фон Савиньи). Критика: особая роль отдается обычаям и традициям.
б) нормативисткое учение (самое распространенное), в основе лежит нормативисткое учение – «законодатель всегда прав». Основатель Ганс Кельзен, жил в Австрии до 1939 г., затем в США, работал в юридической школе университета Беркли, шт. Калифорния. В своих работах доказывал, что право определяет только государство и исходит из интересов государства («чистое учение права»). Российские ученые в основном нормативисты.
в) социологическое направление (социология права – изучает место права в реальной жизни) – «важна не буква, а дух закона». Отстаивает положение о «живом» праве, о том, как оно реформируется. Основатель Евгений Эрлих, ректор Черновицкого университета (г. Черновцы). Основная роль правотворца отводится судье. Судья творит право, т.к. знает жизнь. Особая роль отводится прецеденту.
г) психологическая теория права – «очеловечивает» социологический подход. Автор – Леон Петражицкий, профессор С-Петербургского университета, теоретик социологии. «Эмоции играют правом»: в праве важны эмоции, право состоит из особых переживаний, которые имеют определенный смысл. Суть подхода в отношении к праву, в том, как к нему относятся субъекты.
д) классовое подход (марксистское право) – возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Данное направление исходит из того, что и государство и право происходят из классовой борьбы. Господство норм права класса, господствующего в экономике.
Существуют и другие направления и течения, но главное заключается в том, что к правопониманию необходимо подходить комплексно, только такой подход дает возможность увидеть право в современном виде.
Юридическая техника
Юридическая техника – совокупность средств, приемов и правил, используемых при выработке и систематизации правовых актов для обеспечения их совершенства.
Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования:
а) юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера;
б) юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она используется;
в) юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.
Объективные предпосылки, вызывающие необходимость и разнообразие юридико-технических средств и приемов это, прежде всего, особенности права как социального регулятора. Это такие его свойства как нормативность, формальная определенность, системность, общеобязательность, государственная гарантированность, особый порядок реализации. Для того, чтобы эти качества были реальными, необходимо использовать определенные средства и приемы.
Предопределено наличие юридической техники и системностью изложения, определенной структурой отдельной правовой нормы, особенностями правового регулирования, ибо законодатель использует различные методы, способы, режимы.
Наиболее общими средствами, приемами, правилами юридической техники являются: а) юридическая терминология; б) юридические конструкции; в) приемы и правила. изложения содержания нормативных юридических актов.
Юридическая терминология. Термины - это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта).
В текстах законов используются три вида терминов:
а) общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, "строение", "здание", "документ" (здесь и дальше вновь используются приведенные ранее выдержки из ГК РФ);
б) специально-технические, т.е. имеющие смысл, который принят в области специальных знаний - техники, медицины, экономики, биологии, например, "депозит", "промышленное предприятие";
в) специально-юридические, т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, "залог", "владение", "перевод долга".
Использование терминологии в законах (иных нормативных юридических актах) подчиняется ряду требований. Основные из них такие:
единство терминологии: один и тот же термин (например, "должностное лицо", "несовершеннолетний") должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле;
общепризнанность термина: слова не должны быть "изобретены", придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта;
стабильность терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом;
доступность, при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны в целом давать правильное представление о содержании его норм.
Юридические конструкции. Юридическая конструкция - это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается "юридический материал"..
Вот пример. Гражданин перебегал улицу на оживленном перекрестке, был сбит автомашиной, получил тяжелую травму. Каким образом и от кого он может получить материальное возмещение, которое бы покрыло понесенный им имущественный ущерб в связи с лечением, потерей заработка, частичной утратой трудоспособности?
Напрашивается ответ: все зависит от конкретных обстоятельств. Да, от обстоятельств. Но в том-то и дело, что в зависимости от особенностей обстоятельств "работают" разные юридические нормы, которые отличаются как раз особыми юридическими конструкциями.
Конструкция № 1 - социальное обеспечение. Гражданин при наличии необходимых условий, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении, может получать от органов социального обеспечения пособие по временной нетрудоспособности, пенсию. В данном случае отношения отличаются, так сказать, алиментарным построением: пособие или пенсия выплачиваются государством без каких-либо предварительных встречных действий гражданина.
Конструкция № 2 - договор добровольного страхования. Если гражданин предварительно заключил со страховой организацией договор страхования, предусматривающий выплату известных сумм при несчастном случае, то эта организация при указанных выше последствиях дорожного происшествия эти суммы выплачивает. Тут уже другая юридическая конструкция - договорная; в соответствии с условиями договора гражданин периодически вносит страховые взносы, а потом при несчастном случае получает обусловленную в договоре сумму.
Конструкция № 3 - гражданская имущественная ответственность. Владелец автомашины, сбившей гражданина, обязан возместить причиненный вред. Опять новая юридическая конструкция: здесь отношения строятся по модели юридической ответственности - причинитель вреда "держит ответ" за тот вред, который наступил в результате его противоправного поведения.
Во всех трех случаях перед нами - не некое произвольное соотношение прав, обязанностей, ответственности, а четкие, отработанные наукой и в законодательстве, проверенные в ходе практики типовые схемы правоотношений, которые через законодательство и юридическую практику приобрели характер юридических реальностей. Эти схемы (модели) и представляют собой юридические конструкции.
Именно отмеченные юридические конструкции (во всяком случае - две последние, добровольно страхование и ответственность) применимы к тем отношениям, которые находятся в поле нашего зрения в связи с изложенным выше делом Зотова о возмещении убытков, возникших в результате находящейся в залоге и сгоревшей дачи.
Приемы и правила изложения содержания нормативных юридических актов. В юридической технике наряду с надлежащим, искусным применением терминологии и юридических конструкций существенное значение имеют приемы и правила изложения юридических норм в тексте закона, иного нормативного юридического акта.
Эти приемы и правила во многом затрагивают стиль и язык изложения, а также:
а) способы изложения;
Б) заголовки.
Способы изложения. Существует два основных способа изложения юридических норм в тексте закона (иного нормативного юридического акта): абстрактный и казуистический.
Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия.
Казуистический способ изложения - такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем' перечисления тех или иных случаев - казусов.
Вот перед нами ст. 401 ГК РФ, говорящая об ответственности за нарушение обязательства. В ст. 401 четыре пункта. Вчитайтесь в текст пунктов 1 и 3:
"1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности)...
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы..."
В чем состоит различие между этими двумя пунктами по вопросу ответственности? Главное в этом различии - неодинаковые основания ответственности. И указание на это в тексте закона достигается при помощи абстрактного или казуистического способа изложения.
В тексте ГК РФ (ст. 401) используется казуистический способ; в ч. 3 приведенной статьи прямо указывается на тот единственный, причем конкретный, случай, при доказанности которого лицо не несет ответственности, - невозможность надлежащего исполнения, наступившая в результате действия непреодолимой силы (здесь же дается определение непреодолимой силы и указываются случаи, которые к категории непреодолимой силы не относятся).
Абстрактный способ изложения свидетельствует о более высоком уровне юридической техники. Но сохраняет свое значение и казуистический способ (который можно часто встретить в древнейших исторических памятниках права). Он позволяет с большей определенностью и более четко регулировать общественные отношения - определять точное число случаев ответственности, возникновения прав и т.д.
Заголовки. Существенное значение при изложении норм в законе имеет формулирование в каждой статье заголовка. Этот технико-юридический прием используется преимущественно в кодексах; благодаря ему легче найти в кодексе ту или иную статью, лучше понять содержание юридической нормы.
Есть и другие приемы и правила изложения юридических норм в тексте закона; это, в частности, последовательность и компактность изложения юридических норм, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.
К законодательной технике относятся и такие правила: издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции; приведение в каждом случае перечня отмененных актов.
Юридический стиль. Юридический язык. Текст закона должен выразить непростые, нередко весьма сложные юридические понятия. Вместе с тем законы пишутся для людей. Вот и приходится законодателю, добиваясь максимальной строгости и точности юридических понятий, одновременно стремиться к доходчивости, простоте и ясности изложения.
Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами.
Язык закона - общелитературный язык, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о "юридическом языке". Эти особенности - четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальная терминология.
Все эти особенности, во многом уникальные, свидетельствуют о том, что юридический стиль и юридический язык могут быть отнесены к общекультурным ценностям. Сжатые, повелительные и категорические формулировки призваны отразить и дыхание самой жизни, и сложное, искусное юридическое содержание и в то же время быть доходчивыми и убедительными.
Юридический язык, правовые формулы по самой своей сути преисполнены большой духовной силы, интеллектуальной красоты, и с этой стороны законы не только имеют регулятивно-охранительное значение, но и могут обогатить духовный мир человека, принести ему внутреннее духовное удовлетворение.