Становление юриспруденции в Западных странах проходило несколько этапов:
1. Символическая юриспруденция. 2. Этап устной юриспруденции. 3. Этап письменной юриспруденции.
4. Университетская юриспруденция.
Отличия западноевропейской юриспруденции от древнерусской состоят в следующем:
а) правовое наследие Византии, было воспринято в древнерусском обществе не так как в обществе западноевропейском. Так, если с XII века в западноевропейских странах восприятие, изучение и усвоение древнеримского правового наследия совершалось в рамках юридических факультетов университетов, то на Руси, влияние проходило не через светскую, а через церковную сферу, т.е. имело идеологическое значение, нежели играло роль регулятора общественных отношений.
б) в отличие от западноевропейских стран широкое изучение византийско-древнеримского юридического наследия, на Руси не было, в этом заключается еще одно отличие.
Период, охватывающий XIV-XVI века, стал для русской юриспруденции временем формирования новой знаковой системы
Основу знаковой системы русской юриспруденции данного периода, составил понятийный и терминологический аппарат правовых памятников предшествовавших эпох.
Одним из основных источников права в Московском государстве выступал обычай. Вместе с тем в условиях Московского государства дальнейшее развитие получили письменные источники права (Русская правда 1016-1030гг, Двинская устав.грамота 1398, Белозерская устав. грамота 1488 Судебник 1497 и 1550, Стоглав 1551, губные, земские уставные, а также "жалованные" грамоты).
Появление большего количества новых письменных источников права способствовало дальнейшему развитию юриспруденции, т.е. совершенствованию навыков формулирования и толкования правовых норм, приемов и способов организации правового материала.
В древнерусском обществе основными носителями юридических знаний, а так же навыков их толкования правовых норм, были священники. В условиях Московского государства эту нишу заняли "государевы дьяки" - служащие государственного аппарата. Развитию русской юриспруденции в XV-XVII вв. в огромной мере способствовало становление в рамках Московского государства системы письменного делопроизводства.
Развитие письменного делопроизводства неизбежно вело к появлению устойчивых канцелярских выражений, штампов, терминов. В рамках Московских приказов в течение XV-XVI вв. формировался особый деловой язык.
Таким образом, можно сказать, что юриспруденция в Московском государстве, характеризовалась развитием письменности, делового и церковного языка, которые в самом начале существовали в тесной взаимосвязи друг с другом, а в последствии церковнославянские термины и заимствованные из западнорусского словаря термины прочно утвердились в деловом русском языке. Тем самым, дав мощный толчок для дальнейшего развития русской юриспруденции.
Начало XVII века ознаменовалось в русской истории чередой катастрофических событий, получивших обобщенное наименование Смуты. Безусловно, это повлекло за собой череду изменений и в правовых воззрениях. В частности, по-новому стало пониматься такое явление правотворчества, как создание единых для всей Руси правовых установлений. Если ранее правотворческой деятельностью исключительно занимался государь и приближенные к нему, то теперь правотворческая функция начинает возлагаться не только на царя с боярами, но и на Земские соборы. Этому свидетельствует Соборное уложение 1649 года, которое стало первым в России юридическим сборником, выпущенным в свет в печатном виде. Уже один этот факт свидетельствует о том, что была открыта новая эпоха в развитии русской юриспруденции.
В царствование Федора Алексеевича была предпринята попытка начать преподавание юриспруденции в духовной академии, которую предполагалось учредить при Законоспасском монастыре. Но создать такую Академию Федору Алексеевичу не пришлось, он скончался.
Таким образом, к началу XVIII века практическая, прикладная юриспруденция перестала отвечать интересам дальнейшего развития русского права. На основе ее не возможно было преодолеть разрозненность русского законодательства, осуществить его систематизацию. Новые условия общественной жизни требовали в широком круге юридически образованных лиц, хотя и существовали школы, в которых обучались дьяки, подьячие и другие приказные, но они составляли слишком узкую группу, кроме того, при довольно запутанном законодательстве, они могли применять свои юридические знания в корыстных целях.
Возрастание роли законодательства в России в эпоху XVIII, начавшуюся с реформ Петра I, если в законодательстве Московского государства, главным источником являлось обычное право, то законодательство императорского периода, обладало вполне консервативным характером, порвав всякую связь с обычаем.
Принималось огромное множество новых законов. К тому же многие из вновь принятых законов противоречили принятым ранее. В этих условиях поддерживать режим законности было очень трудно. Одним из способов решения данной проблемы Петр I считал создание свода законов, в котором были соединены и согласованы со статьями Соборного уложения. Трижды Петр I создавал в России комиссии по систематизации законодательства но все они прекращали свое существование, но деятельность этих комиссий выявила качество русской юриспруденции, и состояние русской правовой культуры.
Формирование в России научной юриспруденции становилось все более необходимым, не только для систематизации законодательства, но и по другой причине: потребности в лицах знающих законы и обладающих навыками судебных дел. По началу Петр I пытался решить эту проблему при помощи иностранцев. Так же одновременно с привлечением иностранных ученых-юристов, Петр отправлял русских юношей изучать юриспруденцию за границу. А после создания коллегий Петр приказал изучать юриспруденцию при них самих. Кроме обучения юриспруденции при коллегиях, создавались "краткие школы" и при Сенате. На практике же обучение молодых людей при коллегиях и сенате оказалось неэффективным. Это объяснялось нежеланием молодых дворян обучаться.
Значительное влияние на судьбу юридического просвещения в России XVIII века оказал выдающийся немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц, который был принят на русскую службу в качестве тайного юстиц-советника. Формировавшаяся на базе естественно-правовых учений русская теоритическая юриспруденция неизбежно должна была приобрести абстрактный, отвлеченный от практической жизни характер.
Петру I не удалось организовать в России систему юридического образования, не возникла в период его правления и русская теоретическая юриспруденция, тем не менее, великий царь-реформатор создал условия и предпосылки для того, чтобы такая система и такая юриспруденция появились в России в скором будущем.
Начало XIX века ознаменовалось в истории России целой серией государственных преобразований. Их неотъемлемой частью стали меры, направленные на значительное расширение и совершенствование системы народного образования.
Основные принципы реформ в этой сфере были изложены в документе под названием "Предварительные правила народного просвещения", утвержденного императором Александром I 24 января 1803 года.
Преподавание юриспруденции предусматривалось не только в университетах, но и в учебных заведениях особого типа - лицеях или училищах высших наук. Они создавались специально для подготовки гражданских чиновников и по уровню образования занимали промежуточное положение между гимназиями и университетами.
Развитию в России юридического образования, и, как следствие, юриспруденции весьма поспособствовал именной Указ императора Правительствующему Сенату "О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники", от 6 августа 1809 года, согласно которому для производства в звание коллежского асессора чиновнику необходимо было иметь свидетельство об обучении в одном из университетов Империи. Вместе с тем немалое значение для развития русской юриспруденции в данный период имела и работа, направленная на систематизацию российского законодательства. Как и в прежние века этим занималась Комиссия по составлению законов. Деятельность Комиссии выводилась из сферы практической юриспруденции в область юриспруденции теоретической.
За время своего существования Комиссия по составлению законов разработала такие важные для эпохи и юридической науки проекты законов как "Гражданское уложение Российской империи 1809 г", "Полное собрание законов Российской империи", и, конечно же "Свод законов Российской империи". С выходом в свет "Полного собрания" и "Свода законов" Российской империи в распоряжении правоведов оказался огромный массив систематизированного и легкодоступного материала для изучения русского права. Идея единства теории и практики в изучении юриспруденции, стала выражением реального состояния русской юриспруденции.
Так же помимо всех вышеперечисленных изменений, так же необходимо отметить, что на юридических факультетах университетов прекратили преподавать естественное право в качестве самостоятельного учебного предмета. Вытеснение естественно-правовых доктрин из университетской программы обучения юридическим наукам и придание большего значения историческому методу изучения свидетельствовали не только о стремлении самодержавной власти предотвратить распространение в российских университетах революционных идей, но и о новом понимании русскими правоведами сущности юридического образования и юриспруденции, сформировавшемся под влиянием систематизации российского законодательства.
Конец XIX начало XX ознаменовались обновлением правовых концепций. Главное направление теоретической юриспруденции эпохи свободной конкуренции, сводящей право к воле суверена, являлся социологический позитивизм. Сторонники всего этого направления, отрицали связь между правом и государством, а закон, представлял собой лишь незначительную часть права. Но, безусловно, как и у всякого направления есть здесь и положительные стороны: "социологическая школа" расширила горизонты юриспруденции, содействовала разработке таких важных для юриспруденции, как теоретической, так и практической проблем, как правосознание, правотворчество, реализация права.
Так же в конце XIX начале XX века начала складываться базовая наука для всей юридической науки, теория государства и права.
В дореволюционной России правовые явления исследовались с использованием самых разных подходов: и собственно формально-юридического, и философского, и нравственного, и социологического, и психологического. Некоторое время такое положение сохранялось и после революции 1917 года. Однако затем, начиная с 20-х годов и далее, за несколько десятилетий своего развития советская правовая наука стремилась создать единый методологический подход к изучению юридических явлений. Сам этот факт дал определенные познавательные результаты (как позитивные, так и негативные). Поэтому юридическая наука применяла общие принципы социального познания, выработанные на основе исторического материализма.
Создание советской юридической науки проходило в сложной внутренней и внешней обстановки. В революционный период развития науки возникает немало спорных, дискуссионных вопросов буквально по каждой теоретической проблеме, что сопровождается значительным усложнением теоретической и практической юриспруденции. Революция в России победила под руководством Российской социал-демократической партии (большевиков), которая стала правящей партией в стране. Она определяла стратегические направления развития юриспруденции в стране.
Важнейшая тенденция в развитии юриспруденции этого периода - возрастание роли и усиление самостоятельности республиканского законодательства, отход от принципа соответствия законодательства союзных и автономных республик федеральному. Начинается война законов.
Другая тенденция - обновление законодательства, связанное на первом этапе - до 1989 г с необходимостью регулирования процессов либерализации и демократизации социалистического общества, государства и экономики, а в последующем - с созданием правовой базы. В период последнего десятилетия XX века, в России продолжается процесс формирования современной правовой системы, который был начат в предшествующий период еще в рамках СССР. Процесс имел две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, идет создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим и появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было, и новый подход в правовом регулировании уже известных отношений. Юридические науки четко разграничивают на блоки: первый блок составляют теоретико-исторические науки, такие как: теория государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран. Второй блок составляют отраслевые юридические науки, например такие как: земельное право, конституционное право и т.д. Третий блок составляют прикладные юридические науки. Четвертый блок, это блок международного права: частного и публичного. С другой стороны начинается третья за период XX века кодификация Российского законодательства, основанная на происходящих изменениях.
В настоящее время идет интенсивный процесс коррекции федерального законодательства: принимается значительное количество новых законов, вносятся изменения и дополнения в уже существующие. Серьезно пострадало качество научных исследований. Основными болевыми точками российской юридической науки стали хроническое недофинансирование, неэффективное использование средств, отток специалистов, отсутствие системного подхода к реформированию науки.