Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 183 страница




Согласно Дамаскию (А 8), Хронос (время) создал из своего семени огонь, воздух и воду, после распределе­ния к-рых по «пяти недрам» (по Г. Гомперцу: простран­ства звёзд, солнца, луны, воздуха и моря) возникло «но­вое многочисл. поколение богов». Структура этой кос­могонии обнаруживает сходство с космогонией Анакси-мандра.

• Фрагменты: DK I, 43—51.

• Eisler R., Weltüiimantel und Himmelszelt, Bd 1—2, Münch., 1910; West M. L., Early Greek philosophy and the Orient, Oxf ., 1971.

ФЕТИШИЗМ (франц. fetichisme, от fetiche — идол, талисман), 1) религ. поклонение материальным предме­там — фетишам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Термин «фетиш» введён голл. путешествен­ником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. под назв.— «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в рели­гиях древних египтян, греков, римлян. Франц. просве­тители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Голь­бах, Система природы, М., 1940, с. 220—21). Для Ге­геля Ф.— форма первоначальной, непосредств. рели­гии — колдовства, когда человек осуществляет кос­венную власть над природой с помощью волшебного средства — фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448).

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в воз­можность принудить божество исполнять желание чело­века; Тайлор, Спенсер и др. считали Ф. формой анимиз­ма (фетиш — вместилище духа). В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианст­во), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрно­го камня» у мусульман. с. А. Токарев.

2) Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свой­ствами (самовозрастание стоимости и пр.), обусловлен­ный овеществлением социальных отношений и персо­нификацией вещей. Ф.— это отождествление обществ. и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеч. деятельности, или природными особенностями индивида.

Структура фетишистского сознания и механизм про­цесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при ис­следовании товарного фетишизма. Для Маркса Ф. — это не только общий и постоянный элемент религии, но и элемент целого ряда форм сознания, далёких от рели­гии в собственном смысле слова. В религ. мире «...про­дукты человеческого мозга представляются самостоя­тельными существами, одаренными собственной жиз­нью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире това­ров с продуктами человеческих рук. Это я называю фе­тишизмом...» (M a p к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойст­вами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, бурж. политэкономич. особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории Ф. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обуслов­ленность Ф. бурж. производств. отношениями. Маркс связывает Ф. со сращением символа и вещи, культурно-социальных функций предмета с природным бытием вещи. При этом объект Ф. превращается в некое магич. средство, призванное обеспечить достижение желае­мого результата.

В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методо-логич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтон­ных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Марксистские социологи обращаются к теории Ф., раз-

витой Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смещение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала науч­ности и т. л.), критике различных форм «массовой куль­туры» и потребительского сознания, осмысления тенден­ций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

А. П. Огурцов.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971, с.458—70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс К., Кри­тика политич. экономии, там же, т. 46, ч. 1—2; Фран­цов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их раз­витие, M., 1964.

ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,— 18.11.1887, Лейпциг), нем. фи­зик, исихолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834—40); из-за болезни и частич­ной слепоты, вызванной изучением зрит, ощущений, ос­тавил занятия физикой и обратился к философии. Раз­деляя во многом учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, мате­рия — оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически вычисляемой зависи­мости между психич. и физич. явлениями, Ф. выдвинул идею психофизики как науки о закономерном соотноше­нии между этими явлениями. Труд Ф. «Элементы пси­хофизики» («Elemente der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный Ф. основной психофизич. закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражи­теля) стал образцом применения точных методов в пси­хологии. Один из основоположников эксперименталь­ной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», иду­щей от опыта и индукции, а не от философских пост­роений).

• Zend-Avesta oder über die Dinge des Himmels und des Jen­seits, Bd 1—2, Lpz., 1922s; Vorschule der Ästhetik, Bd 1—2, Lpz., 19253.

• Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 9; K u n t z e J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера), ут­верждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на открове­ние. Ограничивая сферу действия науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя реша­ющую роль в понимании мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В. И. Ленина, идеализм — это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т. 18, с. 380).

«ФИЗИКА» (Φυσι,κά, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах, к-рое в греч. рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физи­ке» (Φυσική άκρόσις). Дошедшая до нас редакция при­надлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый объединил относительно самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу) концом академич. периода (355—347 до н. э.), кн. 8 от­носится ко 2-му афинскому периоду (336—322). «Ф.» открывает комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во введении к «Ме­теорологии» и посвящена фундаментальным принци­пам и понятиям учения о «природе» (φύσις). В центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «ста­новления», или «возникновения» (γένεσις). Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следова­тельно, возникновение невозможно,— опроверга­ется заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-опреде-лённым, или «лишённостью (отсутствием формы)» — («об­разованный человек» возникает не из «не-человека», а

ФИЗИКА» 723

из «необразованного человека»): «принципами» (архе) воз­никновения, т. о., оказывается троица «форма — отсут­ствие формы — материальный субстрат», причём пер­вые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й) формули­руется учение о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель, используя язы­ковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1—2-я гл.), что каждая из четы­рёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа—источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу- псюхе), природа-самобытность- эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализи­рует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (αότόματον) и «необходимости», из них 7—8-я гл. име­ют основополагающее значение для телеологич. концеп­ции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать «движение» (кн. 5—6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», конти­нуум связан с «бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b 20) — отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую по­лемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпанована из трёх несвя­зных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с Λ «Метафизики» — осн. текст о перводвигателе.

Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG соответственно т. 5, ч. 2 (1900), т. 16—17 (1887—88), т. 9—10 (1882—95). Из ср.-век. комм. следует прежде всего назвать: в Визан­тии — Михаила Пселла, на лат. Западе — Фомы Ак-винского: In octo libros Physicorum Aristotelis exposi-tio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.

Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.— Соч., т. 3, 1981).

• И з д а н и я: H. Carteron, v. 1—2, 19613; F. M. Cornford and P. H. Wicksteed, v. 1—2, 1968—70; W. D. ross, 19776. Комм.: W. D. ross, 1936.

• Mansion Α., Introduction ä hi physique Aristoteli-cienne, Louvain — P., 19462; S o l m s e n F., Aristotle's sys­tem of the physical world, Ithaca, I960; W i e l a n d W., Die aristotelische Physik, Gott., 1962; см. также лит. к ст. Аристо-телъ.

ФИЗИКАЛИЗМ, одна из концепций неопозитивизма, состоящая в требовании перевода предложений конк­ретных наук на язык физики — «физикалий». Осн. пред­ставители — Нейрат, Карнап. Ф. был основой неопози­тивистской идеи унификации всех наук на базе универс. языка. Все попытки реализации этой идеи оказались неудачными. См. ст. Неопозитивизм и лит. к ней. ФИЗИОГНОМИКА (греч. φυσιογνωμικη или φυσιο­γνωμονική — наука о распознании природных задат­ков по физич. свойствам, от φύσις — природа, природ­ные задатки и γνωμονικός — сведущий, проницатель­ный), в науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом че­ловека (и любого животного) и его характером. Физи­огномич. наблюдения фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров. вид, аналогичный структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о зависимо­сти телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о тем­пераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравств. характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для антич­ности представление, согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим при­рождённым «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогич­ные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).

ФИЗИКАЛИЗМ

Антич. традиция Φ. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научно­сти в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпи­рии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1—4, 1775—78) вернуть Φ. статус науки оказалась несостоятельной; не получили приз­нания и аналогичные тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).

• Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz., 1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, при­знающая источником содержания и структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов чувств), а не вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения, восприятия, пред­ставления, будучи продуктами раздражения спец. нерв­ных устройств, сложившихся в ходе биологич. эволю­ции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и свойства ощущений, пред­ставлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной реальности.

Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспе­риментальным обнаружением того, что сенсорная реак­ция органов чувств является специфической и может вы­зываться не только адекватным стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит. ощу­щение электрич. или механич. раздражителем). И. Мюл­лер и Ч. Белл сформулировали на этой основе принцип «специфической энергии органов чувств», к-рый соста­вил теоретич. фундамент «Ф. и.»

Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в качестве конечного источни­ка объективно-значимой информации о мире либо стру­ктурные и функциональные свойства мозга (Ч. С. Шер-рингтон), либо особенности нервно-мышечного приспо­собления (Э. Б. Холт).

Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности органов чувств. однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее расчленённому и адекватному ото­бражению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была раскрыта В. И. Лениным в работе «Материа­лизм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).

• Я p о ш е в с к и й М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для понимания истории психофизиологии, «Вопр. психологии», 1960, №2; его ж е, История психоло­гии, M., 19762, гл. 7 и 12.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, понятие, обозначаю­щее систему теоретич. объектов, построенных отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич. статусом. Ф. р. характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий, законов и принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия), к-рая ни от каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном поня­тия Ф. р. в контекст методологич. и мировоззренч. про­блем физики отражает осознание активной, преобра­зующей роли субъекта познания в теоретич. осмысле­нии эмпирич. материала.

Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит в форме абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдае­мую сущность физич. явлений. Ф. р. возникает как обобщение практики построения и развития совокуп­ности физич. теорий. Она указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ. В этом смысле понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления, парадигмы науч. знания.

Ф. р.— многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её уровень составляют фунда­ментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или большой совокупности физич. тео-

рий (таковы структуры атомистич. или теоретико-поле­вой программ). Более низкий, но вместе с тем более со­держательный её уровень образуют структуры физич. принципов инвариантности и симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее следует уровень фундаментальной (напр., кван­товой) физич. теории, на к-ром и возникает собственно «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне прикладных физич. те­орий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред, гидродинамика, теория когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимо­сти и т. д.). Взаимосвязи между всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич. ин­терпретацией, операциональными определениями, кон­венциями и др. Соотнесение Ф. р. с объективно-реаль­ным миром осуществляется в ходе развёртывания прак­тики физич. эксперимента и посредством материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и средствах произ-ва.

• Эйнштейн А., Подольск и и Б., Розен Н., Мож­но ли считать квантовомеханич. описание Ф. р. полным?, в кн.: Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604—11; Чудинов Э. М., Природа науч. истины, М., 1977.

«ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный характер физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже 19--20 вв. Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и бесструк­турность атома, абсолютность массы и т. п.) за осново­положения материализма вообще, «физич.» идеалисты рассматривали новые открытия в физике (радиоактив­ный распад элементов, изменение массы электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты объективности и достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокрити­цизм» (см. ПСС, т. 18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.— гносеологич. релятивизм и спекуляцию на возрастающей роли мате­матики в физич. познании.

Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят, напр., содержание те­ории относительности и квантовой механики к «упоря­дочению данных наблюдения», настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содер­жания физич. теории от сознания «наблюдателя», субъ­ективно-идеалистически толкуют роль средств, усло­вий и активности субъекта в совр. физич. познании.

ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымы­сел), субъективно-идеалистич. филос. концепция, счи­тающая человеч. познание системой фикций, практиче­ски оправданных, но не имеющих объективного теоре­тич. значения. Законченное выражение получил у Фай-хингера; к Ф. близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма. Ф. абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие непосредств. аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы, нек-рые формы моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.— логич. завершение позитивизма 19 в.

• см. к ст. Файхингер.

ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. φϋλον — род, племя, вид и γένεσις — происхождение), процесс формирования нек-рой систематич. группы организмов (таксона). Тер­мин введён в 1866 Э. Геккелем для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей дифференциации эволюционно-биологич. исследований Ф. стали понимать как составную часть биологич. эволю­ции. Гл. механизмом, регулирующим Ф. и происходя­щее в его ходе образование новых таксонов (в основном путём дивергенции — распадения исходного таксона на два и более дочерних), служит естеств. отбор. Ф. может представлять собой как прогрессивное развитие с повы­шением общего уровня жизненеятельности и расшире-

нием адаптивных возможностей организмов, так и рег­ресс или попадание в эволюционный тупик (напр., фор­мирование паразитич. групп организмов). В ходе Ф. периоды плавного развития и выработки приспособле­ний к сравнительно стабильным условиям среды череду­ются со скачкообразными переходами на высшую сту­пень организации, характеризуемую выработкой каче­ственно новых приспособлений, функций и органов (напр., появление семени и плода в Ф. растит. таксонов или появление комплекса приспособлений, связанных с выходом животных на сушу). Ф. протекает на основе на­копления индивидуальных изменений в ходе отд. онто-генезов (но и онтогенез в своём конкретном выражении служит проявлением и в определ. мере воспроизведени­ем Ф.). Т. н. биогенетич. закон, сформулированный в 1866 Э. Геккелем, утверждал, что в ходе индивидуально­го развития организм проходит стадии, к-рые его предки прошли в Ф. (напр., зародыш человека проходит фазы, напоминающие рыбу, амфибию, рептилию, затем прими­тивных млекопитающих, обезьяну и только после этого приобретает собственно человеч. черты). В действитель­ности, как показал Дарвин, а впоследствии А. Н. Се-верцов и др., соотношение между Ф. и онтогенезом носит гораздо более сложный характер: ряд предковых ста­дий выпадает из онтогенеза, другие коренным образом преобразуются в результате приспособления к новым условиям. Процесс Ф. и диалектика его соотношений с онтогенезом подтверждают принципы единства целого (таксон и его Ф.) и части (индивидуум и его онтогенез), общего и отдельного и дают конкретные примеры раз­вития от простого к сложному, а также развития по спи­рали с воспроизведением на высших этапах нек-рых черт низших стадий.

• Тимирязев К. А., Историч. метод в биологии, М., 1939 (Соч., т. 6); Мирзоян Э. Н., Индивидуальное раз­витие и эволюция. Очерк истории проблемы соотношения онто­генеза и Ф., М., 1963; Волкова Э. В., Филюков А. И., Водопьянов П. А., Детерминация эволюц. процесса, Минск, 1971; Карпинская Р. С., Материали-стич. диалектика о закономерностях развития органич. мира, М., 1975.

ФИЛОДЕМ (Φιλόδημος) из Гадары (ок. 110—40 до н. э.), др.-греч. философ-эпикуреец, популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме, сохранили обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам учения ранних эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее раз­витие учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. иск-ве» Ф. оправдывал существование поэзии как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О смерти» мы находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого конца.

• Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism, ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A. De Lacy, Phil.—Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen Bibliothek: Philodemos. Text und Übersetzung, Bonn, 1937 (Diss.).

ФИЛОЛАЙ (Φιλόλαος) из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель древнего пифагореиз-ма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в Фивах, а также в Таренте, где его уче­ником и преемником в качестве главы пифагорейской школы был Архит Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия Платона в Си­цилию и Италию (388 до н. э.) и встречался с ним. Сог­ласно надёжной традиции, Ф.— первый представитель пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О природе», признаваемые в наст. время частично аутентичными,— единств. пря­мой источник изучения древнего пифагореизма (в той фазе его развития, на к-рой он находился во 2-й пол. 5 в. до н. э.). Ф. конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и пределополагающих» элемен-

ФИЛОЛАЙ 725

тов (в доксографии — «предел и беспредельное»). Син­тез этих двух начал в упорядоченный космос возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», к-рая понимается как числовая пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву). Различные уровни бытия («природы») — нространст-венно-геометрич., физич., биологич., психич. и мен­тальный — последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, к-рые одновременно ока­зываются и их бытийной сущностью, и логич. определе­нием (ср. свидетельство Аристотеля о том, что пифаго­рейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина выражается в числе 4 (точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, ин­теллект, здоровье и трудноидентифицируемый феномен сознания, к-рый Ф. называл «свет», — 7, любовь, друж­ба и целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала десятерица (де­када), выражавшая предельную полноту и совершенст­во числового ряда и тем самым оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.

Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. фи­лософии отчётливо формулированную гносеологич. тео­рию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ни­чего нельзя ни помыслить, ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре Вселенной находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса, Мать богов), вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять пла­нет и сфера неподвижных звёзд. Чтобы число космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр. огнём» и Землёй постулировалась неви­димая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось с общих принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось физиоло­гией и медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе трактатов Арис­тотеля).

• Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M. Timpanaro Cardini, fasc. II, Fi-renze, 1962.

• Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nürnberg, 1962 [англ. пер.— Lore and science in ancient Pythagoreanism, Camb. (Mass.), 1972].

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων Άλεξανδρεΰς)

(последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,— сер. 1 в. н. э., там же), иудейско-эллинистич. философ. Ф. А. ис­ходил из двух принципов — абс. трансцендентности бога и стоическо-платонич. учения об идеях. Божество Ф. А.— выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В свя­зи со стоическо-платонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и совершенном творе­нии бога, благодаря к-рому бог творит сначала сущест­ва, более близкие к себе — ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхожде­ния к богу. Идеи Ф. А. в ряде моментов (концепция эма­нации) отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. А. популярность в патристике.

• Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l—7, B., 1962—63; в русском пер.— О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жиз­ни созерцательной», К., 1909.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307—08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77—165; И в а н и ц к и й В. Φ., Φ. А. Жизнь и об­зор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А. Ф., История антич. эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980, с. 82—128; Wolfson Η. Α., Philo, v. 1—2, Camb. (Mass.), 19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons grie­chische und jüdische Bildung, Hildesheim, 1902.

ФИЛОСОФИЯ (греч. φιλοσοφία, букв.— любовь к муд­рости, от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия

ФИЛОН

и познания, об отношении человека к миру; наука о все­общих законах развития природы, общества и мышле­ния. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познаватель­ное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интере­сами, с политич. и идеологич. борьбой. Будучи детер­минирована социальной действительностью, она оказы­вает активное воздействие на обществ. бытие, способст­вует формированию новых идеалов и культурных цен­ностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифо- -логич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основыва--ются на вере и отражают действительность в фантастич. форме.

Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предше­ствующие достижения Ф., науки и обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. последовательно науч. орудием социального прогресса. Эта практиче-ски-революц. направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её осн. разделов — ди­алектического материализма и исторического материа­лизма. По своим функциям марксистская Ф. есть по­следовательно науч. фйлос. мировоззрение, а также об­щая методология познания объективного мира и рево-люц. действия. Выполняя эти функции, она вырабаты­вает средства мировоззренч. ориентации человека, тео­ретич. основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы исследования в об­ласти всех частных наук.

Предмет и структура философии. Предмет Ф. истори­чески изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т, ч. с развитием нау­ки и самого филос. знания. Ф. зародилась на заре че-ловеч. цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классич. формы достигла н Др. Греции. По свидетель­ству антич. авторов, слово «Ф.» встречалось у Пифаго­ра, а в качестве названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исто­рически совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ. потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На послeдующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные -системы, претендующие на рациональное зна­ние об окружающем мире. Первые философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2214 - | 2158 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.