Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 91 страница




М. б. возникла и развивалась вместе с возникнове-.нием и развитием товарного произ-ва. Даже в усло­виях рабовладельч. строя существовали свободные земледельцы и ремесленники, производившие продукты не только для собств. потребления, но и для продажи; при феодализме — мелкие самостоят. производители, вывозившие часть произведённых ими с.-х. продуктов на рынок, и самостоят. ремесленники свободных горо­дов. С развитием капитализма М. б. продолжает оста­ваться весьма значит. частью самодеят. населения, но её экономич. роль постоянно уменьшается, т. к. рост концентрации произ-ва сопровождается усиле­нием конкуренции, в ходе к-рой сотни тысяч мелких и средних крестьян и фермеров разоряются. Однако несмотря на гигантскую концентрацию произ-ва и ка­питала, сдвиги в экономич. структуре капиталистич. общества мелкое произ-во продолжает существовать как в с. х-ве, так и в др. отраслях экономики: в пром-сти,

МЕЛИСС

стр-ве, на транспорте, в торговле, сфере услуг и т. д. Подавляющее большинство мелких предприятий в развитых капиталистич. странах сосредоточено в сфере розничной торговли и услуг. Мелкие предприятия находятся в финанс. и коммерч. зависимости от круп­ных фирм, сохраняя лишь призрачную самостоятель­ность.

Подвергаясь постоянной социально-классовой диф­ференциации, совр. М. б. представляет собой наиболее неустойчивую группу населения капиталистич. стран. Экономич. условия жизни накладывают отпечаток на психологию и идеологию М. б. К. Маркс писал: «Мел­кий буржуа... составлен из "с одной стороны" и "с дру­гой стороны". Таков он в своих экономических интере­сах, а потому и в своей политике, в своих рели­гиозных, научных и художественных воззрениях. Таков он в своей морали, таков он in everything (во всём.— Ред.). Он — воплощенное противоречие» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 31).

Мелкий буржуа в одно и то же время собственник и труженик. Как труженик, он сочувствует рабочему классу и во многом солидарен с ним. Это порождает в М. б. демократизм, стремление к справедливости и равенству, враждебность к крупному капиталу, моно­полиям. Но как собственник, он завидует положению и богатству буржуа, стремится и мечтает выбиться в привилегированное меньшинство, что обусловливает консерватизм М. б., свойственный ей дух мещанства, ин­дивидуализма, страх перед коммунизмом, якобы по­сягающим на мелкую собственность. Мелкий буржуа наиболее привержен к устаревшим обычаям и тради­циям, склонен ко всякого рода националистич. тенден­циям. Обычно М. б. старается уклониться от острых классовых столкновений. Это приводит к тому, что в период крупных общественно-политич. потрясений М. б., пытаясь сохранить «"среднюю" линию» в политике, фактически колеблется невольно и неизбежно между буржуазией и пролетариатом (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 32, с. 344).

Политич. ограниченность М. б.— причина того, что она легко поддаётся демагогии наиболее реакц. кру­гов буржуазии. Так, стремясь привлечь на свою сторо­ну массы мелких собственников, фашизм (особенно германский и итальянский) не скупился на обещания. С одной стороны, он спекулировал на наболевших нуж­дах и запросах М. б. и взывал якобы к чувству справед­ливости и равенства. С другой — играл на самых низ­менных предрассудках М. б., в частности на стремле­нии к наживе и склонности к национализму. Но исто­рия знает немало примеров, когда М. б., привлечён­ная пролетариатом, выступала как его союзница. Мелкобурж. массы всегда вносили и будут вносить в ре-волюц. движение свои иллюзии, слабости и ошибки, что служит основой реформизма, анархистских и ле­вацких уклонов. Но для дела революции, как указы­вал Ленин, гораздо важнее тот факт, что объективно они нападают на капитал.

В период ранних бурж.-демократич. революций, ког­да пролетариат ещё не сформировался как самостоят. политич. сила, М. б. выступала на стороне революц. буржуазии. Крестьянство и гор. М. б. были движу­щей силой Англ. революции 17 в., Великой франц. рево­люции. В бурж.-демократич. революциях эпохи импери­ализма всё более значит. слои М. б. стали выступать на стороне рабочего класса (в Революции 1905—07 и Февр. революции 1917 в России, Ноябрьской револю­ции 1918 в Германии и т. д.). В Великой Οκτ. социалис-тич. революции, социалистич. революциях в странах Европы и Азии пролетариат повёл за собой широкие слои трудящихся крестьян и гор. М. б.

Обострение общего кризиса капитализма создаёт условия для образования в капиталистич. странах широких антиимпериалистич. коалиций, в к-рые вхо­дит и М. б. В развивающихся странах мелкое произ-во выступает важным фактором экономич. развития. Оно

даст осн. часть с.-х. и пром. продукции этих стран. Даже в средних по уровню экономич. развития странах имеются отрасли пром-сти (пищевая, швейная, кожевен-но-обувная, деревообрабатывающая, мебельная и др.). осн. часть продукции к-рых выпускают предприятия с числом занятых до 3—4 человек. С этой формой произ-ва в развивающихся странах связано существование не только огромного числа мелких собственников и чле­нов их семей. Здесь также заняты миллионы наёмных рабочих. Во всех этих странах мелкобурж. массы, гл. обр. крестьянские, представляют собой непосредств. революц. силу, выступая вместе с молодым рабочим классом в антифеод., антиимпериалистич., нац.-де-мократич. революции.

М. б. продолжает существовать и в переходный пе­риод от капитализма к социализму. Опыт строительства социализма в СССР и др. странах показывает возмож­ность и необходимость широкого вовлечения крест. х-в и мелких предприятий в процесс социалистич. ко­оперирования. В. И. Ленин считал одной из главных и труднейших задач социалистич. строительства осу­ществление правильной политики рабочего класса по отношению к М. б. Владельцам мелких предприятий нар. власть оказывает финанс. поддержку и помощь в снабжении сырьём и топливом. Вместе с тем социали­стич. гос-во поощряет объединение отд. мелких произ­водителей в кооперативы, а мелких предприятий в более крупные производств. артели и объединения, стремясь обеспечить наименее «болезненный» переход отсталых форм произ-ва к более передовым крупным формам.

• Маркс К.,.Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 8; е г о ж е, Гражданская война во Франции, там же, т. 17; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» н как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о же, Экономии, содержание народничества и кри­тика его в книге г. Струве, там же, т. 1; е г о же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 17; е г о ж е, Ценные признания Пити-рима Сорокина, там же, т. 37; е г о ж е, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; Гор. средние слои совр. капитали­стам. общества, М., 1963, гл. 2; Н а д е л ь С. Н., Социальная структура совр. капиталистам. деревни, М., 1970. С. Н. Наделъ.

МЕЛЬЕ (Meslier) Жан (15.6.1664, Мазерни,—между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), франц. философ-материа­лист, атеист, утопич. коммунист. Сельский священник (с 1689). Своё единств. соч. «Завещание» («Le Testa­ment», полностью впервые опубл. в 3 тт. в 1864 в Ам­стердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1—3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. М. дал глубокую и все­стороннюю критику феод.-абсолютистского строя Фран­ции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещённом государе», служащем обществу, при­зывал народ к революции. М. набросал контуры иде­ального коммунистич. общества, в к-ром все люди одной местности объединяются в единую семью-общину с общим владением всеми благами; все трудятся и лю­бят друг друга как братья. Тиранич. порядки сущест­вуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет яс­ного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрас­судками, гл. роль среди к-рых играет религия, подверг­нутая М. разносторонней критике. М. с классич. яс­ностью выразил просветительский взгляд на происхож­дение религии как результат сознат. обмана.

Теоретич. источниками материализма М. явились антич. атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворённость материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религ.-идеалистич. философию.

Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в.

• Деборин А. М..Ж.М., «ВФ», 1954, №1; ПоршневБ. Ф., М., М., 1964 (лит.); Etudes sur le cure Meslier, P., 1966.

МЕЛЮХИН Серафим Тимофеевич (р. 6.6.1927, с. Ива­новское Староюрьевского р-на Тамбовской обл.), сов.

философ, чл.-корр. АН СССР (1981). Чл. КПСС с 1947. Окончил филос. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова в 1949 и аспирантуру Ин-та философии АН СССР в 1952. С 1953 па преподават. и науч. работе. В 1960—66 зав. кафедрой философии и науч. коммунизма Ленингр. элек-тротехнич. ин-та им. В. И. Ульянова (Ленина), в 1966—74 зав. кафедрой философии естественных ф-тов,.в 1974—77 декан филос. ф-та, с 1974 зав. кафедрой диа­лектического материализма МГУ. Осн. работы в обла­сти диалектич. материализма и филос. вопросов есте­ствознания.

• Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Материя в ее единстве, бесконечности и развитии, M., 1966; Материальное единство ми­ра в свете совр. науки, М., 1967.

МЕН ДЕ БИРАН (Main de Biran) Мари Франсуа Пьер Гонтье де Биран (Gonthier de Biran) (29.11. 1766, Вержерак,— 20.7.1824, Париж), франц. философ-идеалист и политич. деятель, приверженец монархии. В термидорианский период был членом Совета пятисот, в период Реставрации — член палаты депутатов и Гос. совета. Первоначально примыкал к течению «идеоло­гов» (А. Дестют де Траси и др.), развивавших сеноуа-листич. теорию познания в духе Локка и Кондильяка. В дальнейшем выступал с критикой сенсуализма («Очерк об основаниях психологии...» — «Essai sur les fondements de la psychologie...», 1812, полностью опубл. 1859), к-рый, по М. де В., ложно представляет психич. силы но образцу внеш. физич. причин. Чс-ловеч. «Я», его внутр. мир не могут быть поняты до ана­логии с предметами внеш. мира. Хотя метафизич. при­рода души непостижима, её проявления раскрываются нам посредством самонаблюдения. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление к-рому постигается бытие внеш. вещей.

В 1820-х гг. М. де Б. развил идеи христ. метафи­зики. В «Новых опытах антропологии» («Nouveaux es-sais d'anthropologies, 1823—24), оставшихся незавер­шёнными, он различает три ступени человеч. жизни — животную, человеческую и божественную, выражением к-рых соответственно являются чувств. ощущения, во­ля и любовь. Волюнтаристич. идеи М. де Б. оказали значит. воздействие на последующее развитие идеалис-тич. философии во Франции (В. Кузен) и в России (Л. М. Лопатин и др.), а также на персонализм и экзис­тенциализм.

* Oeuvres, v. 1 — 14, P., 1920—49.

* Кудрявцев Н., Философия М. де Б. в начальной ста-дии ее развития, М., 1911; История философии, т. 3, M., 1943, с. 394—99; CressonA., Maine de Biran. Sa vie, son oeuvre, P., 1950; L а с r o z e R., Maine de Biran, P., 1970.

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (6.9.1729, Дес-cay, — 4.1.1786, Берлин), нем. философ, глава бер­линских просветителей. Ближайший друг Лессинга, издавал совместно с ним ряд журналов. Принадлежал к группе т. н. популярных философов, сыграл видную роль в развитии и распространении идей гуманности, веротерпимости, свободы совести (как олицетворение этич. мудрости, духа Просвещения М. послужил прототипом для «Натана Мудрого» Лсссинга, 1779). С выступления М. «Что такое просвещение?» («Was ist Aufklärung?», 1784) началась знаменитая дискуссия о сущности просвещения, в к-рой участвовали Кант, Гердер и др. М. рассматривал просвещение в единстве с культурой и образованием (воспитанием, Bildung): «просвещать», по М., значит духовно направлять лю­дей к жизни согласно разуму, в соответствии с пред­назначением человека. Эти идеи были развиты и систе­матизированы Гердером, Шиллером, В. Гумбольдтом. Вместе с Лессингом написал книгу в защиту лейб-ницевской теодицеи, против англ. Поэта А. Попа («Поп-метафизик» — «Pope ein Metaphysiker», 1755). В от­личие от Лессинга, М. не вышел за рамки теизма (диалог «Федон, или О бессмертии души», 1767, рус.

МЕНДЕЛЬСОН 359

пер. 1811 и 1837, «Утренние часы...»—«Morgenstun­den...», 1785 и др.). Автор соч. по различным разделам философии, в т. ч. эстетики («О принципах изящных искусств и наук»—«Betrachtungen über die Quellen und die Verbindungen der schönen Künste und Wissenschaf­ten», 1757; «О возвышенном и наивном в изящных нау­ках» — «Über das Erhabene und Naive in den schönen Wissenschaften», 1758, и др.).

• Gesammelte Schriften, Bd 1—4, 7, 11 — 14, 19, Stuttg.— Bad Canstatt, 1971 — 77; Schriften zur Philosophie, Ästhetik und Apo­logetik, hrsg. v. M. Brasch, Bd 1—2, Hildesheim, 1968; Die Ha-uptechriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Men­delssohn, hrsg. v. H. Scholz, B., 1916.

• Г у л ы г а А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть 18 в.), М., 1962; В. i с h t е r L., Philosophie der Dichtkunst. M. Mendelssohns Ästhetik zwischen Aufklärung und Sturm und Drang, B., 1948; Schneider W., Die wahre Aufklärung, Freiberg in Breisgau — Münch., 1974.

«МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ», термин, употреблявшийся в сов. и зарубежной марксистской лит-ре в 30-х — нач. 50-х гг. 20 в. для обозначения оши­бок; в философии, совершённых группой А. М. Деборина. В пост. ЦК ВКП(б) «О журнале „Под знаменем марк­сизма"» (25 янв. 1931) указывалось, что группа Дебо­рина по ряду важных вопросов философии скатывается «...на позиции меньшевиствующего идеализма» («О пар­тийной и советской печати». Сб. док-тов, 1954, с. 407). Смысл термина «М. и.» состоял в том, что отрыв Де-бориным и его учениками теории от практики рас­сматривался как возрождение известной меньшевист­ской догмы, а отождествление ими диалектики Гегеля и Маркса — как отход к идеализму.

• История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 1.

МЕРА. филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств. характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с оп-редел. количеством. В рамках данной М. количеств. характеристики могут меняться за счёт изменения чис­ла, размеров, порядка связи элементов, скорости дви­жения, степени развития и т. п. М. указывает предел, за к-рым изменение количества влечёт за собой измене­ние качества объекта и наоборот. М.— это своего рода зона, в пределах к-рой данное качество может модифи­цироваться, сохраняя при этом свои существ. характе­ристики.

МЕРИНГ (Mehring) Франц (27.2.1846, Шлаве,— 29.1. 1919, Берлин), деятель нем. рабочего движения, фи­лософ, историк и лит. критик, марксист. С 1882 д-р философии. По своему мировоззрению М. первоначаль­но не выходил за рамки бурж. радикализма с социалис-тич. оттенком. К 1890 в основном завершился переход М. от идеализма к диалектич. и историч. материализму, от бурж. демократизма к пролет. социализму. В 1891 М. вступил в ряды с.-д. партии. С этого времени своё дарование учёного и публициста М. отдавал пропаган­де марксистского мировоззрения, активно выступал против ревизионистов и реформистов. М. приветствовал Революцию 1905—07 в России; осуждал правящие кру­ги Капиталистич. стран, в т. ч. Германии, как зачин­щиков империалистич. войны. Он участвовал в созда­нии группы «Интернационал», преобразованной в 1916 в группу «Спартак». В 1916 за антимилита­ристские выступления был арестован. Обличая со-циал^шовинистов и центристов, М., однако, как и др. левые, поздно понял необходимость не только идейно­го, но и организац. размежевания с ними. Он одним из первых на Западе защищал и пропагандировал идеи Великой Окт. социалистич. революции, доказывал «...не­мецким рабочим, что правильно поняли социализм толь­ко большевики...» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 459). М. был одним из основателей Коммунистич. партии Германии.

Филос. кругозор М. очень широк. Много внимания М. уделял нем. классич. философии, особенно Канту;

МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ

написал ряд статей о естеств.-науч. материализме, дар­винизме, об отношений марксизма к религии. М. внес значит. вклад в разработку проблем материалистич. понимания истории, подвергал критике различные те­чения бурж. философии: неокантианство и «этич. со­циализм», взгляды Э. Гартмана, Шопенгауэра, Ницше, махизм, филос. ревизионизм, теории бурж. и ревизио­нистских социологов и экономистов (В. Зомбарт, Э. Бернштейн, Э. Давид). Одним из гл. предметов науч. занятий М. было исследование и публикация произве­дений и писем К. Маркса и Ф. Энгельса. Глубоким со­держанием и ярким стилем отличается написанная М. биография Маркса. М. немало сделал для формирования марксистского литературоведения и искусствоведения, способствовал выработке общих принципов марк­систской эстетики. С позиций историч. материализма М. раскрывал важные черты совр. ему лит. процесса (статьи о натурализме и импрессионизме, о Л. Н. Тол­стом и М. Горьком), выступал с марксистской интер­претацией нем. классич. лит-ры, критиковал её тенден-циозное истолкование официальным бурж. литературове­дением.

Историч. труды М.— высоко оценённая Энгельсом «Легенда о Лессинге» («Die Lessing-Legende», 1893), «История Германии с конца средних веков» (Т1 1—2, 1910, рус. пер., ч. 1—2, 1920) и др. содержат конкрет­ную разработку марксистской концепции истории Германии. В работах но истории рабочего движения и прежде всего в «Истории герм, социал-демократии» (Т1 1—2, 1897—98, рус. пер., т. 1—4, 1923—24) М. рассмотрел успехи рабочего движения в Германии на широком фоне общеевроп. и общегерм. истории и пока­зал их тесную связь с этапами интернац. борьбы проле­тариата. М. принадлежит также ряд исследований по воен. истории. В работах М. содержались и нек-рые ошибки. В философии — частичное обеднение и упроще­ние марксизма, непонимание значения диалектики как логики и теории познания, в историч. и политич. воп­росах — непонимание сущности борьбы Маркса и Энгельса против антипролетарских течений в Союзе коммунистов, в 1-м Интернационале, переоценка ро­ли Ф. Лассаля и лассальянцев в нем. рабочем движении и др. Но эти ошибки, мн. из к-рых он преодолевал в ход? развития своих филос. и политич. взглядов, не ума­ляют ценности наследия М. В. И. Ленин высоко оце­нивал М. как учёного «...не только желающего, но и умеющего быть марксистом» (ПСС, т. 18, с. 377).

• Gesammelte Schriften, Bd 1 — 15, В., 1972—732; в рус. пер,— Историч. материализм, Свердловск, 1925; Лит.-критич. статьи, т. 1—2, М.—Л., 1934; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; К. Маркс и Ф. Энгельс — создатели науч. коммунизме, М., 1960; Очерки по истории войн и воен. искусства, М., 19566; Лит.-критич. статьи, М.—Л., 1964. 1

* Марк с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 34—36, 38—39 (см. казатель имён); Л е н и н В. И., Две тактики социал-демокра­тии в демократич. революции, ПСС, т. 11; е г о ж е, Φ. Μ. о вто­рой Думе, там же, т. 15; е г о же, Крах II Интернационал«, там же, т. 26; Г a r a p и н А., Ф. М. и его филос. взгляды, М., 1937; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизио­низма в герм, социал-демократии. 1895—1914, М.—Л., 1961; ПримаковскийА. П., К 40-летию со дня смерти Φ. Μ. (1846—1919) (Краткий библиографич. обзор), «ВИ», 1959, №2; Слуцкий А. Г., Φ. Μ., революционер, ученый, публицист, М., 1979. Л. И. Гольман.

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus— достойный и греч. κράτος — власть), букв.—власть, основанная на за­слугах. Термин введён в употребление англ. социоло­гом М. Янгом по аналогии и в противоположность понятиям «аристократия» и «демократия». В антиуто­пии «Возвышение меритократии: 1870—2033» («The rise of the meritocracy: 1870—2033», 1958) он сатири­чески изображал грядущий приход к власти и после­дующий крах новой олигархии, оправдывающей своё господство тем, что она состоит из интеллектуально наиболее одарённых и энергичных представителей всего народа. Представители неоконсервативного на­правления в бурж. обществ. мысли, особенно в США (Белл, Бжезинский, М. Платнер и др.) придали, одна-ко, этому термину позитивное содержание и сконструи-

ровали апологетич. социологич. и политология. концеп­цию М., направленную против идеи социального равен­ства и приаванную оправдать политич. и экономич. при­вилегия «новой интеллектуальной элиты», якобы вносящей непропорционально большой вклад в благо­состояние всего общества. Эта концепция, представ­ляющая собой модернизацию традиц. элиты теорий, питается обосновать претензии бурж. интеллигенции на участие в управлении обществом, оправдать возрас­тающую бюрократизацию гос.-монополистич. капита­лизма, опровергнуть мелкобурж. радикальные урав-нит. теории и увековечить деление общества на управ­ляющих и управляемых.

• Красин Ю. А,, Революцией устрашенные, М., 1975; В е 1 1 D., The coming οί Post-Industrial society, Ν. Υ., 1973; см. также пит. к ст. Элиты теории.

МЕРЛО-ПОНТИ (Merleau-Ponty) Морис (14.3.1908, Рошфор-сюр-Мер,— 4.5.1961, Париж), франц. фило­соф-идеалист, представитель феноменологии;в ряде мотивов близок экзистенциализму. Филос. образова­ние получил в Высшей нормальной школе, где сбли­зился с Ж. П. Сартром (порвавшим с ним в 1953) и Ж. Ипполитом. Испытал влияние гештальт-психоло­гии. В процессе работы над неопубл. наследием основа­теля феноменологич. школы Гуссерля М.-П. пришёл к более широкому толкованию интенционалъности как характеристики не только сознания, но всего че-ловеч. отношения к миру. В соответствии с этим М.-П. ввёл понятие о досознательном («телесном») суще­ствовании (экзистенции), к-рое осмысленно, ибо открыто миру, а не замкнуто в себе как вещь. Всё бытие чело­века является реализацией и раскрытием его экзис­тенции, осуществляющейся в бесконечном диалоге субъекта с миром. Субъект и мир — два полюса едино­го «феноменального поля», в к-ром субъект всегда си­туативно связан и потому не может быть выявлен пря­мо и до конца. В ряде работ М.-П. выступил как анти­коммунист и противник диалектич. материализма.

* Phenomenologie de la perception, P., 1945; Les aventures de la alectique, P., 19551"; Eloge de la Philosophie et autres essais, [P.], I965; La structure du comportement, P., 19676; La visible et l'invisible, P., 1971.

• Кузнецов В. Н., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970, с. 285—94; De W a e l h e n s Р. Α., Une Philosophie de l'ambiquite, P., 19683; K wan t R. C., The phenomenological philosophy of Merleau-Ponty, Pittsburgh, 1963.

МЕРТОН (Merton) Роберт Кинг (р. 5.7.1910, Филадель­фия, шт. Пенсильвания), амер. социолог. М.— пред­ставитель структурно-функционального анализа [ввёл понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «ла­тентных» (скрытых) функций]. Ему принадлежит идея т. н. теорий среднего уровня, к-рые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социо­логии.

Примером социологич. анализа М. является его тео­рия аномии (понятие, заимствованное у Дюркгейма). Аномия, но М.,— особое нравственно-психологич. со­стояние индивидуального и обществ. сознания, к-рое характеризуется разложением системы «моральных цен­ностей» и «вакуумом идеалов». М. считает причиной ано­мии противоречие между господствующими в США ин-дивидуалистич. «нормами-целями» культуры (стремле­ние к богатству, власти, успеху, выступающее в ка­честве установок и мотивов личности) и существую­щими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по М., прак­тически лишают подавляющее большинство американ­цев всякой возможности реализовать поставленные це­ли «законными путями». Это противоречие, по М., лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил, создаваемых инс­титутами), апатии и разочарованности в жизни (потеря жизненных целей). М. рассматривает это противоречие не как продукт капиталистич. строя, а как «всеобщий» конфликт, якобы типичный для «индустриального об­щества». В ряде работ М. выступает как либерально-демократич. критик бюрократич. и милитаристских тен-

денций в США, не выходя, однако, за пределы бурж. идеологии. М. принадлежат эмпирич. исследования средств мас-совой коммуникации в США (радио, кино, телевидение, пресса), содержащие критику последних, а также ра-боты по социологии познания и социологии науки,.

• Mass persuasion, Ν. Υ. — L., [1946] (совм. с M. Fiske and А. Curtis); The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор); Seien- се, technology and society in seventeenth century England, N. Y., 19702; Social theory and social structure, N. Y., 19682; On the. shoulders of giants, N. Y., 1965; On theoretical sociology, L., 1967; Contemporary social problems, N. Y., 1971s (совм. с R. A. Nisbet); The sociology of science, Chi., 1973; в рус. пер.— Социальная структура и аномия, в кн.: Социология преступности, М., 1966; Явные и латентные функции, в кн.: Структурно-функциональный -анализ в совр. социологии, в. 1, М., 1968.

• Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Замошкин Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1967; История бурж. социологии первой. пол. 20 в., М., 1979; The idea of social structure. Papers in honor.pf R. K. Merton, N. Y., 1975; Approaches to the study of social struc­ture, N. Y., [1975].

MECTP (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя,— 26.2.1821, Турин), граф, франц. публицист, политич. деятель и католич. философ. Воспитан иезуи­тами, в 1774 окончил Туринский ун-т. В 1802—17 по­сланник сардинского короля в Петербурге, где были-написаны осн. соч.: «Опыт о порождающем принципе человеч. учреждений» («Essai sur le principe genera-teur des constitutions politiques...», 1810), «О папе» («Du pape...», v. 1—2, 1819), «Петербургские вече­ра...» («Les soirees de St. Petersbourg...», v. l—2, 1821). В начале деятельности М. рассчитывал с помощью масонства способствовать установлению обновлённо­го религ. миропорядка. Великую франц. револю-цию считал божеств. карой за грехи человечества В антиреволюц. трактате «Соображения о Франции» («Considerations sur la France...», 1796) М. выступал против руссоистских идей обществ. договора и естеств. добродетели, а также рационализма вольтеровского типа. Политич. воззрения М. обусловлены его идеей о внесении в мир религ. упорядоченности: её пособника-­ми и установителями он готов признать не только Бурбо-нов или Наполеона, но даже революц. пр-во, посколь­ку оно отрешилось от анархии (отсюда скандально знаменитая апология палача как вершителя порядка). Идеально упорядоченным обществом М. считал ср.-век. Европу 12—13 вв., предлагая «реставрировать» -тео-кратич. конгломерат монархич. гос-в, спаянный не-посредств. духовным авторитетом папы. Как философ истории М.— сторонник религ. провиденциализма; божеств. провидению противится злое, своевольное на-, чало. Вместе с Л. Бональдом М. явился идеологом европ. клерикально-монархич. движения 1-й пол. 19 в.

• Oeuvres completes, v. l—14, Lyon, 1884—86.

• История философии, т. 3, М., 1943, с. 380—84; R o h d e n, Р. R., J. de Maistre als politischer Theoretiker, Munch., 1929; В а у l e F., Les idees politiques de J. de Maistre, P., 1945. МЕТАЛОГИКА, методология д е д у к т и в-ных наук, часть логики, посвящённая изучению метатеоретич. (см. Метатеория) средствами свойству различных логич. систем и логики в целом. К М. не.-редко относят также метаматематику, т. е. теорию (формальных, математич.) доказательств, и теорию, определимости понятий (см. Определение).Проблемы этих теорий, относящиеся к чисто структурным свойст­вам различных исчислений, образуют «синтаксич. ветвь» М. (см. Синтаксис). Её «семантич, ветвь» это логич. семантика (теория смысла и теория значения), «ал-гебраич. ядро» к-рой оформилось в спец. логико-ма-тематич. дисциплину — теорию моделей, а вопросы соотношения между экстенсиональными и интенсиональ­ными языками (см. Экстенсиональность и Интенсио- -налъность) — в прагматику. См. ст. Семиотика и лит. к ней.

МЕТАТЕОРИЯ (от греч. μετά — после и теория), теория, анализирующая структуру, методы и свойства

МЕТАТЕОРИЯ 361

к.-л. др. теории — т. н. предметной (или объектной) теории. Наиболее развитый характер имеют М. логики (наз. металогикой) и М. математики (наз. метамате­матикой). Объектом рассмотрения в М. оказывается не сама но себе содержат. науч. теория, а её формаль­ный аналог — исчисление (формальная система). Подле­жащая исследованию в М. содержат. теория предвари­тельно подвергается формализации. Часть М., наз. синтаксисом, изучает структуру своей предметной тео­рии, а также её дедуктивные средства. М. рассматри­вает различные интерпретации исследуемой формаль­ной системы; эта часть М., воспринимающая предмет­ную теорию как формализованный язык, наз. семан­тикой.

Понятие М. впервые было выдвинуто Гильбертом в связи с его программой обоснования классич. мате­матики средствами созданной его школой теории доказательств (метаматематики). Ряд важных метатео-ретич. результатов (гл. обр. семантич. содержания) был получен Тарским.

См. также Аксиоматический метод, Метаязык.

МЕТАФИЗИКА (от греч. μετά τα φυσικά, букв.— пос­ле физики), наука о сверхчувств. принципах и началах бытия. В марксизме понятие «М.» обозначает противопо­ложный диалектике филос. метод, отрицающий ка­честв. саморазвитие бытия через противоречия, тяго­теющий к построению однозначной, статичной и умо-зрит. картины мира. В истории философии термин «М.» нередко употреблялся как синоним философии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 215 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.