Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 52 страница




В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого им закона неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху

империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы социализма первоначально в не­многих или в одной, отдельно взятой стране.

Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом истории. Книга Ленина и сейчас имеет громадное значение для выработки стратегии и тактики междунар. рабочего движения, для борьбы против новейших бурж. и социал-реформистских тео­рий.

* История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.

ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio — сплетение, от implico — тесно связываю), в символич. логике — связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также образованные с помощью такой связки сложные высказывания. В импликативном вы­сказывании различают антецедент — высказывание, к-рому предпослано слово «если», и консеквент — вы­сказывание, следующее за словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний обычно используют для обозначения одной из осн. связок классич. логики — материальной И. Выска­зывание A В с такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно (содержа­ние А и В при этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то В», к-рое всегда предполагает нек-рую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда И. рассматривают как формальный аналог логического следования. В слу­чае материальной И. при этом оказываются верными утверждения: «из ложного высказывания следует лю­бое высказывание» и «истинное высказывание следует из любого высказывания», называемые парадоксами материальной И.

ИМЯ в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного языка, обозначаю­щее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов (нарицательное, или об­щее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии традиц. логики, есть объём (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике, придерживаясь термино­логии Г. Фреге — А. Чёрча, принятой в логич. семан­тике, этот предмет (класс) наз. денотатом данного И., или его значением, отличая эту объёмную характерис­тику И. от содержательной (интенсиональной), пред­ставляющей совокупность характеризующих данное И. признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о-н а л о м; по традиц. логич. терминологии — содержа­нием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат есть однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нару­шаться), но не наоборот (из чего и следует необходи­мость различения этих двух «способов реализации» И.). Напр., И. «утренняя звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл (фикси­рующий время нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат — планета Венера. См. также Семантика.

ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis — неизменяющийся), свойство нек-рых су­щественных для системы соотношений не меняться при её онредел. преобразованиях. Отражая неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же системы), И. выступает как определяю­щий момент её структуры; в этом смысле структуру правомерно рассматривать как инвариант системы. Понятие И. используется для обоснования универ­сальности категории причинности: причинно-следст­венная структура нек-рой области мира (т. е. набор характерных для неё причинно-следственных отноше­ний) инвариантна при преобразованиях пространст­венно-временных координат. Фундаментальное значе­ние для науч. познания имеют принципы сохранения, выражающие идею И. вещей, свойств и отношений при­роды. Молекулярная биология исследует инвариант-

ные, сохраняющиеся при любых изменениях характе­ристики живых систем. В психологии И. выражает общ­ность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта различными познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, И. служит основой адекватного отражения сущности объекта.

Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более распространённых) форм движения материи, выступают в качестве инвариантных для выс­ших форм движения (напр., хпмич. законы инвариант­ны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы познания инвариантны для специализиров. форм (напр., логич. законы — инвариант для познания математич., физич., химич. реальности). Одиако в ряде случаев при переходе на более высокий уровень сущ-ностный характер И. законов низшего уровня снижает­ся; так, в процессе социальной эволюциимн. биологич. закономерности (выживание наиболее приспособленно­го, единство организма со средой и т. д.) потеряли свой универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное значение для понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и др. общенауч. принципов и категорий, связанных с иссле­дованием систем и структур. Выделение инвариантных отношений даёт возможность применения структурно­го подхода к объекту исследования, а в более широком плане составляет необходимое условие построения теоретич. знания.

* Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Александров А. Д., Теория относительности как теория абс. пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959; Овчинников Η. Φ., Принципы со­хранения. М., 1966.

ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск. философ, феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41 преподавал в Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском ун-тах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philo-sophica». Развил свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую известность приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории познания, логики и т. н. формаль­ной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии (феноменологии, бергсониан-стве, неопозитивизме).

• Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z badan nad füozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963; Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследо­вания по эстетике, М., 1962.

* Φ a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного ми­ра (памяти Р. И.), «ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R. Ingarde-na, Warsz., 1972.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка, озна­чающая отрицание, и детерминизм), филос. учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объек­тивность причинной связи (онтологич. П.), либо по-знават. ценность причинного объяснения в науке (ме­тодологич. И.). В истории философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и детерминизм выступают как противостоящие кон­цепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за со­вершённые поступки. И. трактует волю как автоном­ную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеч. выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм исходит из того, что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает почву для разумного действования» (Л е-н и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не уничто­жает ни разума, ни совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).

В совр. бурж. философии получили распростране­ние различные формы И. Так, баденская школа неокан-

ИНДЕТЕРМИНИЗМ 205

тианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопози­тивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограни­чить детерминизм только логич. сферой.

Проблема И. и детерминизма стала особенно актуаль­ной в связи с развитием совр. квантовой физики. Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкова­ния осн. законов квантовой теории в духе И. и агнос­тицизма. При этом одна из историч. форм детерминиз­ма, а именно механистич. детерминизм, отождествля­лась с детерминизмом вообще. Трудности в осмысле­нии проблем причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в совр. бурж. философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классич. физики, ибо утвержде­ние о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результа­ты измерения носят характер вероятностного распреде­ления. Выражением И. были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управ­ляются телеологич. силами и пр.

Диалектич. материализм, отвергая И., в то же вре­мя показывает недостаточность прежних механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и обществ. наук формирует новое обоб­щённое представление о детерминизме. ИНДИВИД (от лат. Individuum — неделимое), пер­воначально — лат. перевод греч. понятия атом (впер­вые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение еди­ничного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек — в отличие от коллек­тива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализ­ма). И., рассматриваемый в его специфич. особеннос­тях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим харак­теристикам,— синоним индивидуальности. ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц. individualisme), тип мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд. индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определ. социальному строю, а обществу вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в различных концепциях — этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изоб­ражают человека как изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм, Анар­хизм). И. не характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды ещё настолько неразвиты и не­зрелы, что непосредственно принадлежат своему со­циальному целому как несамостоятельные его частицы (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И. возникает и упрочивается лишь в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по мере того, как, с одной стороны, индивиды обретают самостоятель­ность, но, с другой — их культурно-историч. силы получают отчуждённую и безличную форму существо­вания, в противовес их непосредственному бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особен­но бурж., отношения, к-рые Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они по­рождают т. зр. изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида от всякого социального целого.

Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры в антич. обществе

ИНДИВИД

(киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ индивидуальности, переходящий в И.Идеологи Просвещения часто делают своим исход­ным пунктом абстрактного индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого бурж. общества формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец Штирнер («Един­ственный и его достояние», рус. пер., в. 1, 1906) про­возгласил отречение «Я» от всего того, что не дано как «моё» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). В условиях монополистич. капитализма преобла­дают след. тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис идеологии либерализма и И. приходит антииндивидуа­лизм, связанный с апологией манипуляции людьми со стороны бурж. социальных институтов, с утвержде­нием «человека организации»; 2) усиливается утилита­ристское отношение к культуре, уход человека от широких проблем обществ. жизни в потребительство. На почве анархистской и нигилистич. ультралевой «революционности») возникает бунтовщический И.

Марксизм объяснил природу, историч. роль И. и по­казал пути его преодоления. Критикуя И., марксизм не противопоставляет ему безличные обществ. формы, оторванные от индивидов, а ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное гуманизи-рующее преобразование индивидами сложного и про­тиворечивого содержания их обществ. жизни. Целост­ное развитие самостоят. личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью и через неё, сле­довательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см.там же, с. 75). При этом условием свободного развития всех является свободное разви­тие каждого индивида (см. там же, т. 4, с. 447). Эта идея стала программным положением Коммунистич. партии: «Всё для человека». Коммунистич. воспитание направлено на полное преодоление пережитков И. (стяжательство, высокомерие, эгоизм и т. п.), на ут­верждение всесторонне, целостно развитой личности, исполненной глубокой ответственности и творч. отноше­ния ко всем аспектам социальной жизни. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из на­правлений глубинной психологии, основанное на учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноцен­ности и стремления к его преодолению как гл. источ­ника мотивации. В отличие от психоанализа, И. п. считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство (Gemeinschaftsgefühl), нуждающееся, однако, в воспитании для своего пол­ного развития. У невротиков и асоциальных элемен­тов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, за­меняясь стремлением к неосознанным фиктивным це­лям. Цель терапии И. п. видит в выявлении связан­ных с этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австр. социал-демокра­тии, видел в И. п. реформистскую программу достиже­ния гармонии в человеке и обществе. И. п. обращалась к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной деятельности как преодолении био-логич. и социальной неполноценности. И. п. занима­лась также психологией групп с выраженным чувст­вом социальной неполноценности (преступники, люм­пен-пролетарии и т. п.). Наибольшее распространение получила в 1920-х гг., особенно в области педагогики и психотерапии. Позднее И. п. как направление по существу сошла на нет, дав, однако, сильный сти­мул к развитию социально-психологич. и групповых методов терапии и социологич. направлений в психо­логии и медицине гл. обр. в США (К. Хорни, X. Сал-ливан, Э. Фромм, Ф. Александер и др.). • Handbuch der Individualpsychologie, Bd 1—2, Münch., 1926; Essays in individual psychology, N. Υ., 1959. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего

данную единичность в её качеств. отличиях, противопо-ставляется типичному (см. Тип) как общему, присуще­му всем элементам данного класса или значительной части их.

Идея И. в антич. философии была связана прежде всего с разработкой др.-греч. атомистами Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения, акцентирование И. отд. челове­ка в противоположность традиц. обществ. связям и установлениям становятся исходной точкой новоевроп. индивидуализма. В философии 17 в. понятие И. полу­чает наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфич. субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И. используется и Гёте. Внимание к инди­видуальному, в частности понимание историч. эпох как необратимых индивидуальных образований, харак­терно для миросозерцания романтизма и позднее для восходящей к нему по своим духовным истокам фило­софии жизни.

В разных науках понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии И. характеризует специфич. черты данной особи, данного организма, заключающиеся в своеоб­разии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В психологии проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в самобыт­ном многообразии его свойств (темперамента, харак­тера и т. п.).

* Т е п л о в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М.. 1961; D i l t h е у W., Beiträge zum Studium der Individua­lität, B., 1896; V o l k e l t J., Das Problem der Individualität, Münch., 1928; см. также статьи Личность, Характер, Темпера­мент.

ИНДИВИДУАЦИЯ (от лат. individuatio), l) проявле­ние живой и неживой природы как множества неповто­римых индивидов — сходных, но не тождественных (напр., сходных, но не тождеств. личностей; сходных, но не тождеств. состояний атомов и т. п.). И. выражается в утверждении, что для любых двух индивидов найдёт­ся разделяющий их признак. Это — т. н. принцип И., являющийся классич. утверждением о существовании, поскольку эффективного способа разыскания разде­ляющего (индивидуализирующего) признака при этом не требуют, предполагая, что И. может зависеть от ак­туально бесконечного разнообразия свойств.

Термин «принцип И.» встречается впервые у Фомы Аквинского в одноим. соч. «Принцип индивидуации» («De principio individuationis»), но идея И. при­надлежит стоикам. В близких вариантах она встре­чается вплоть до Лейбница. В ср.-век. философии принципом И. наз. постулат о началах (основах) И., при этом соперничали три версии начал: концептуалист­ская, реалистская и номиналистская (см. Концептуа­лизм, Реализм, Номинализм). Сторонники концептуа­листской версии полагали, что типологич. различия вещей создаёт форма, а индивидуальные — материя (см. Форма и материя). Вполне возможны две вещи одной формы. Это означает, что они принадлежат одному виду и что одна вещь такая же (idem species), как и другая. Но из тождества формы вещей не следует тождественность самих вещей. Понятие «тот же самый» равносильно понятию «единственный по числу» (idem numero), а единственность обусловлена объективной мерой материи каждой вещи. Сторонники реалистской версии считали, что началом И. является не количе­ственное, но качеств. различие. Основу И. они ви­дели не в материи, а в форме, к-рая создаёт непо­вторимость и «отделённость» вещей. В этой версии исторически существенны идея о неделимости «инди­видуальной природы» и идея тождественности нераз­личимых. Первая стала определяющей в филос. антро­пологии, психологии, в науках о живой природе (кон­цепция целостности); вторая — в первую очередь в логике, утвердив взгляд на тождество как на гносеоло-гич. предикат, необходимый для выражения И. и по-

нятия о числе. Наконец, сторонники яоминалистской вер­сии полагали, что всё объективно сущее индивидуаль­но, даже абстракции, поскольку они суть материальные знаки вещей. Начала И. номинализм усматривал во внешн. характеристиках вещи — в её положении в пространстве и во времени, а также в её имени. Незави­симо от приверженности к той или иной версии схолас-тич. философы имели в виду И. in re, т. е. онтологич. И., осуществляемую самой природой: тождество и раз­личие материальных вещей порождаются актом творе­ния универсума, а не рефлексией над ним. Вопрос о том, как индивидуализируются объекты в мышлении и опы­те, т. е. вопрос о гносеологич. И., схоласты не обсуж­дали.

Для совр. науки этот вопрос стал существенным по­сле того, как выяснилось, что он связан с важнейшими проблемами науч. познания: конструктивностью науч. теорий, определимостью объектов науки, алгоритмич. разрешимостью задач и вычислимостью свойств и функций, полнотой описания физич. процессов; моде­лированием интеллекта и др. Непременным условием решения проблемы И. во всех этих случаях является обращение к абстракциям, порождающим универсумы, науч. теорий,— к абстракции отождествления и абстракции неразличимости.

2)В аналитич. психологии Юнга И.— процесс ста­новления личности, её созревания в результате асси­миляции сознанием содержания личного и коллектив­ного бессознательного. За процессом И., по Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, ис­ходящая из своеобразного центра душевной жизни че­ловека — т. н. самости. Процесс этот протекает не­произвольно и «естественно», наподобие растит. роста, и вместе с тем требует сознат. содействия человека скрытой цели его бессознательного. Осуществление этой цели и составляет задачу аналитической психо­терапии.

* Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912; Новосёлов Μ. Μ., Категория тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978; Identity and individuation, N. Υ., 1971; SchreiderJ. Α., Equality, resemblance and order, Moscow, 1975, p. 250—74. ИНДУКТИВНАЯ ЛОГИКА, раздел логики, изучаю­щий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр. с целью получения индуктивных обобщений, объясне­ний, предсказаний, описаний и предписаний (см. Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— ин­дуктивный вывод. Для совр. И. л. характерно значит. расширение самого понятия индуктивного вывода. Если в классич. И. л. (Ф. Бэкон, Дж. С. Милль) в качестве единств. отношения рассматривалось индук­тивное следование, то в совр. И. л. исследуется отно­шение подтверждения и — как его модификация — отношение принятия (к-рые могут рассматриваться как обобщение отношения доказательства — осн. объекта дедуктивной логики), состоящее в том, что на основа­ния определ. свидетельств е с нек-рой степенью уверен­ности принимается гипотеза h. Иногда степень уверен­ности отождествляется с индуктивной вероятностью, и тогда для формализации И. л. используется аппарат теории вероятностей. На этом основании нек-рые логи­ки (напр., Р. Карнап) считают вероятностную логику совр. формой И. л.

* Пятницын Б. Н., Субботин А. Л., О характере и теории индуктивных умозаключений, в кн.: Логика и эмпирич. познание, М., 1972; The problem of inductive logic, Amst., 1968. ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio — наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением резуль­татов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В И. данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобще- -ния обычно рассматривают как опытные истины или эмпирич. законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактич. опыт

ИНДУКЦИЯ 207

всегда незакончен и неполон. Эта особенность опыта входит в содержание И., делая еёпроблематичной: нельзя с достоверностью говорить об истинности ин­дуктивного обобщения или о его логич. обоснованности, поскольку никакое конечное число подтверждающих наблюдений «... само по себе никогда не может доказать достаточным образом необходимость» (Э н-гельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 544). В этом смысле И. есть предвосхи­щение основания (petitio principii), на к-рое идут ради обобщений, принимая И. как истояник предположит. суждений — гипотез, к-рые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» прин­ципов.

Объективной основой И. служат закономерности природы и общества; субъективной — познаваемость этих закономерностей с помощью логич. или статистич. схем «индуктивных умозаключений». Логич. схемы применяются в предположении, что явления (резуль­таты наблюдений или экспериментов) не являются слу­чайными; статистические, напротив, основываются на предположении о «слуяайности явлений». Статистич. гипотезы — это предположения о теоретич. законах распределения случайных признаков или оценки пара­метров, определяющих предполагаемые распределе­ния в изуяаемых множествах. Задачей статистич. И. являются оценка индуктивных гипотез как функций выборочных характеристик и принятие или отклонение гипотез на основании этих характеристик.

Исторически первой схемой логич. И. является перечислительная (популярная) И. Она возникает, когда в частных случаях усматривается к.-л. регулярность (напр., повторяемость свойств, отношений и пр.), позволяющая построить достаточно представит. цепь единичных суждений, констатирующую эту ре­гулярность. При отсутствии противоречащих приме­ров такая цепь становится формальным основанием для общего заключения (индуктивной гипотезы): то, что верно в n наблюдавшихся случаях, верно в следую­щем или во всех случаях, сходных с ними. Когда число всех сходных случаев совпадает с числом рассмотрен­ных, индуктивное обобщение является исчерпывающим отчётом о фактах. Такую И. называют π о л н о и, или совершенной, поскольку она выразима схемой дедуктивного вывода. Если же число сходных случаев конечно-необозримо или бесконечно, говорят о неполной И. Неполную И. называют н а у ч-н о и, если, кроме формального, даётся и реальное ос­нование И. путём доказательства неслучайности наб­людаемой регулярности, напр. путём указания при­чинно-следственных отношений (динамич. закономер­ностей), порождающих эту регулярность. Схемы умо­заключений, предлагаемые логикой И. для «улавли­вания» причинно-следств. отношений, называют индук­тивными методами Бэкона — Милля; применение этих схем предполагает, в свою очередь, достаточно силь­ные абстракции, обоснование к-рых равносильно обоснованию неполной И.

Общепринятых способов обоснования логич. И. по­ка нет, как нет их и для статистич. схем, к-рые оправ­дываются только тем, что редко дают ошибочные ре­зультаты. Поскольку И. сравнима с принятием реше­ния в условиях неопределённости, вероятностные кри­терии играют заметную роль в структуре т. н. индук-тивного поведения. Напр., индуктивную гипотезу принимают, если известен факт, индуцирующий её с большой вероятностью, и отклоняют, если такой факт маловероятен. Но вероятностные критерии не являют­ся единственными. Статистикой подтверждающих при­меров нельзя, напр., оправдать принятие естеств.-науч. законов, полученных путём И., априорная ве­роятность к-рых пренебрежимо мала. Это, однако, hi·

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

противоречит вероятностному подходу к И., а только подтверждает его правило: чем меньше априорная ве­роятность «работающей» гипотезы, тем больше шансов за оё «неслучайность», за то, что она адекватно отра­жает состояние природы. Особенно убеждает в этом возможность включить индуктивный закон в извест­ную систему знания, доказать его совместимость с этой системой или его выводимость в ней. Иногда удаётся и большее — абстрактным рассуждением показать, что, хотя обобщение сделано на частных примерах, ис­тинность его от этих и аналогичных примеров не зави­сит, если только верны нек-рые др. рассуждения. По­следние могут иметь большую силу убедительности или даже быть общезначимыми, что ведёт уже к чисто ло-гич. обоснованию И. Именно так обстоит дело, напр., в математике, где неполная И. проверяется или обос­новывается методом математической И. * Μ и л л ь Д. С., Система логики силлогистической и индук­тивной, пер. с англ., М., 1914; Ρ у т к о в с к и и Л. В., Кри­тика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр. труды рус. логиков 19 в., М., 1956; Проблемы логики науч. познания. Сб. ст., М., 1964; Логика и змшгрич. познание. Сб. ст., М., 1972; Кайберг Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; С z е т w i n s k i Z., On the relation of statis­tical inference to traditional induction and deduction, «Studia Logica», 1958, t. 7; Induction, acceptance and rational belief, ed. by M. Swain, Dordrecht, 1970. M. M. Новоселов.

«ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО», бурж. социоло­гия, и экономия, теория обществ. развития, направ­ленная против марксистско-ленинского учения о со­циальном прогрессе в ходе сменяющих друг друга обществ.-экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц. философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956—59 и амер. экономистом и политоло­гом У. Ростоу в кн. «Стадии экономия, роста» («The stages of economic growth», 1960). Теория «И. о.» сво­дит социальный прогресс к переходу от отсталого, аграрного «традиционного» (докапиталистич.) общест­ва, в к-ром господствуют натуральное х-во и сослов­ная иерархия, к передовому, промышленно развитому «индустриальному» (капиталистич.) обществу с мас­совым рыночным произ-вом и бурж.-демократич. стро­ем. В основе этого перехода якобы лежит процесс по-следоват. технич. нововведений в произ-ве, во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в соче­тании с различными психология, мотивами деятель­ности (национализмом, протестантской этикой, духом предпринимательства и конкуренции, личными амби­циями политич. деятелей и т. п.). Согласно этой тео­рии, гл. критерием прогрессивности обществ. строя считается достигнутый уровень пром. произ-ва, а по Ростоу,— произ-ва товаров массового потребления длит. пользования (автомобилей, холодильников, теле­визоров и т. п.).

Осн. идеи, а также методология, принципы теории «И. о.» заимствованы её сторонниками из вульгарной нем. политэкономии кон. 19 — нач. 20 вв., в част­ности у К. Бюхера, сводившего всемирную исто­рию к противопоставлению натурального и товарного х-ва, а также у М. Вебера и В. Зомбарта.

В объяснении обществ. развития теория «И. о.» эклектически соединяет вульгарный технологич. детер­минизм с политич. волюнтаризмом. С самого начала эта теория носила крайне апологетич. характер по отно­шению к гос.-монополистич. капитализму, обосновывая историч. правомерность слияния бурж. гос-ва с моно-полистич. корпорациями и была воинствующе анти­коммунистической по своему содержанию. Так, Ростоу, давший своей книге подзаголовок «Некоммунистич. манифест», прямо противопоставил марксистско-ленин­скому учению о пяти общественно-экономич. форма­циях свои пять «стадий экономич. роста».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2374 - | 2051 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.