Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Советская культура в 1917—1940 гг




Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преоб­разований являлись перемены в сфере культуры («культурная рево­люция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной куль­туры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

КУЛЬТУРА В ПЕРВОЕ ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвида­ции культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглав­лял А. В. Луначарский — видный деятель РКП(б), литературный кри­тик и публицист. При местных Советах создавались отделы народно­го образования. Позднее был организован агитационно-пропагандист­ский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С первых дней существования Наркомпроса одним из направле­ний его деятельности стала работа по охране художественных и ис­торических ценностей. Был создан Государственный совет по заведо­ванию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные дея­тели искусства, в частности, художники А. Н. Бенуа, А. М. Васне­цов и В. Д. Поленов, архитекторы Р. И. Клейн и В. А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышленности. Государ­ственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третья­ковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство (1919 г.), осу­ществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т. д.

Революционные события 1917 г. и гражданская война не останови­ли процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неод­нозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В об-

Орлов. История России ЗоУ


ласта культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революци­онного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к дик­татуре «левого искусства». Во многих городах получило распростране­ние пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культу­ра) представлял собой культурно-просветительную и литературно-ху­дожественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопос­тавляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобра­зительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультов-цы издавали свои журналы — «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А. К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В. Т. Кирил­лова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении уча­ствовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917—1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М. М. Пришвин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пыта­лись в своем творчестве поэты А. А. Блок (поэма «Двенадцать») и В. В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К. С. Пет-ров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К. Ф. Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послерево­люционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал унич­тожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н. А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Моск­ве), С. Д. Меркуров (памятники К. А. Тимирязеву и Ф. М. Достоев­скому), Л. В. Шервуд (памятник А. Н. Радищеву).

Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем поли­тические и социально-экономические изменения. Интеллигенция, со­ставлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднород­на по своему социальному положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек от­толкнули от большевиков многих представителей культуры. Не вы­держали лишений либо не приняли нового режима и покинули Рос-


сию писатели И. А. Бунин и Д. С. Мережковский, авиаконструктор И. И. Сикорский и академик Петербургской Академии наук химик П. И. Вальден. В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотруд­ничества с ней (естествоиспытатель К. А. Тимирязев, поэты В. В. Маяковский и В. Я. Брюсов). Руководители страны понимали необ­ходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и при­нимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.

Условия развития культуры в годы нэпа. С завершением гра­жданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные дис­путы по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объе­динения— научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организаци­ях, обществе друзей радио и т. п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные изда­тельства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосу­дарственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литератур­ные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллекти­вам и частным лицам были переданы около 30% общего числа дей­ствующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследова­тельным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности против­ников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы, комуни-верситеты1. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих ма­териалистов (1924 г.). С середины 20-х годов работа частных изда­тельств, так же как и общественных организаций, стала ограничи­ваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью изда­тельств, репертуаром кино и театров.

Образование и наука. Одним из центральных направлений поли­тики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особен­но много неграмотных было в сельской местности и национальных районах.

Первый коммунистический университет был открыт в Москве в 1919 г.
13* 391


С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного обра­зования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно­приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации не­грамотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться гра­моте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанно­сти могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвида­ции безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развер­нувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В горо­дах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась не­достатком финансовых средств, слабостью материальной базы, не­хваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединяли городские шефские организации, призванные по­могать деревне в подъеме культуры.

В условиях нэпа были увеличены ассигнования на развитие обра­зования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. прави­тельство приняло закон, предусматривающий введение в стране все­общего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значитель­ное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51,1% (в 1897 г.— 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экза­менов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подго­товки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать соз­данию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас — имени А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиа­ции Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библио­тека Социалистической академии общественных наук, преобразованная


позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научно^ информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях гражданской войны, голода и нехват­ки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов бьша не­велика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого поло­жения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые ин­ституты в системе Российской академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов разви­валась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефов-цев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организо­вали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражаю­щей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетар­ские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач проле­тариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских му­зыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве со­временную им действительность. На художественных выставках де­монстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю. И. Пименова и «Тачанка» М. Б. Грекова. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утвержде­нию агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. По­иски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в поста­новках режиссера В. Э. Мейерхольда.

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к истори­ческому прошлому страны (романы А. П. Чапыгина «Разин Степан» и О. Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова (роман


«Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К. А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина и Н. Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художест­венной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наме­тился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшест­вующему искусству.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1032 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.