В случае реорганизации государственного органа, наделенного правом принимать (издавать) нормативные правовые акты, к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.
В случае ликвидации государственного органа (сокращения соответствующей должности) или такой реорганизации органа, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие нормативные правовые акты, полномочия по изменению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов переходят к вышестоящему либо иному уполномоченному государственному органу или должностному лицу.
Изменение статуса государственного органа (должностного лица), который принимает (издает) соответствующие нормативные правовые акты, не влечет прекращения действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов.
В случае переименования государственного органа или его реорганизации путем слияния, присоединения, преобразования, которые влекут изменение наименования этого органа, нормативные правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению (дополнению) в части переименования. До внесения таких изменений (дополнений) действие нормативных правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованный (вновь образованный) орган в полном объеме.
В случае разделения или выделения государственного органа в решении о его реорганизации должно предусматриваться четкое разделение полномочий, позволяющее определить, какие нормативные правовые акты и в каком объеме распространяются на вновь созданные государственные органы. При этом государственный орган, принявший решение о разделении или выделении, обязан в трехмесячный срок обеспечить внесение всех необходимых изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь своевременно информирует соответствующие государственные органы об устаревших наименованиях, сохранившихся в соответствующих нормативных правовых актах.
1. Правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного лица к другому.
В комментируемой статье решен очень важный для практики вопрос: речь идет о правопреемстве в отношении принятых (изданных) нормативных правовых актов. Например, после проведенного 24 ноября 1996 г. референдума и создания двух палатного Парламента высказывались сомнения в его праве корректировать ранее принятые Верховным Советом законы и постановления. Безусловно, что эти сомнения были излишними, так как и Верховный Совет, и Национальное собрание – это коллегиальные представительные органы, олицетворяющие законодательную власть. Изменение названия, структуры Парламента не влечет изменения природы данного органа и осуществляемых им основных функций.
2. Законом решен вопрос о судьбе нормативных правовых актов в случае ликвидации государственного органа (сокращения соответствующей должности) или такой реорганизации органа, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие нормативные правовые акты. В этом случае полномочия по изменению и прекращению правовых актов переходят к вышестоящему или уполномоченному государственному органу или должностному лицу. Таким образом в некоторых случаях может сложиться ситуация (и она имеет место на практике), когда после ликвидации государственного органа нормативные правовые акты действуют десятки лет.
3. На еще один интересный и важный момент хотелось бы обратить внимание. Как известно, Беларусью заключено множество международных договоров. Некоторые из них продолжают действовать в порядке правопреемства после распада СССР. В связи с обретением суверенитета этот процесс будет развиваться еще активнее. Сейчас очень важно обеспечить обязательность и прямое действие международно-правовых норм.
В соответствии со статьей 12 Соглашения от 8 декабря 1991. года о создании Содружества Независимых Государств стороны гарантировали выполнение международных обязательств, которые вытекают из договоров и соглашений бывшего Союза ССР. Вышеназванное Соглашение ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 10 декабря 1991 года. Как же в этом случае поступили другие государства Содружества? В Российской Федерации все ранее заключенные международные договоры СССР перешли в порядке правопреемства к Российской Федерации и никакой их “перератификации” не производилось. Что касается Украины, то здесь имелись свои особенности: многосторонние договоры и соглашения подтверждались Верховным Советом Украины в том или ином акте, по конвенциям принимались решения о присоединении к ним, а двусторонние договоры в обязательном порядке пересматривались с последующей ратификацией. В законе от 12 сентября 1991 г. было предусмотрено, что Украина является правопреемником прав и обязанностей по международным договорам СССР, не противоречащим Конституции Украины и интересам республики. Безусловно, подобная формулировка позволяла подходить к указанным договорам избирательно.
Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 3 июня 1992 года “решения по вопросам правопреемства Республики Беларусь в отношении к договорам бывшего Союза ССР принимаются Председателем Верховного Совета Республики Беларусь по представлению правительства (Министерства иностранных дел) Республики Беларусь”. Этим постановлением, на наш взгляд, можно было руководствоваться до принятия новой Конституции, если международные договоры и соглашения бывшего Союза ССР отвечают действующему республиканскому законодательству. В тех случаях, когда есть противоречия между международным договорам и республиканским законодательством, то необходимо было использовать закон республики “О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Беларусь”, который обладает большей юридической силой, чем постановление Президиума. (В настоящее время – закон “О Международных договорах Республики Беларусь”).
После заключения 8 декабря 1991 года Соглашения о создании СНГ в республике возник ряд острейших проблем в связи с возможностью применения актов законодательства СССР.
Исходя из Соглашения, на территории республики не допускалось применение правовых норм третьих государств, в том числе бывшего СССР. Это юридически было закреплено парламентом ратификацией 10 декабря 1991 года указанного Соглашения.
Тем самым, на первый взгляд, создалась ситуация, при которой полностью отсекалась какая-либо возможность использования актов СССР. Однако это не так. Пунктом вторым постановления Верховного Совета Республики от 10 декабря 1991 года комиссиям Верховного Совета поручено высказать возможные замечания по Соглашению и внести их на рассмотрение парламента.
В этой связи автором предлагалось принять постановление Верховного Совета, где в качестве оговорки к Соглашению будет указано, что на территории нашей республики действуют правила о применении законодательства Республики Беларусь и бывшего СССР, закрепленные в статье 72 Конституции (1978 г.) и статье 3 Закона об основных принципах народовластия. Это постановление следовало ввести в действие со дня ратификации Соглашения, что позволило бы правовыми средствами решить возникшие на практике проблемы (см. Василевич Г.А. СССР исчез, законы остались. Народная газета.1992,
11 января; Он же. Как заполнить правовой вакуум? – Советская Белоруссия. 1991, 10 октября).
Аналогичную позицию позднее высказал и профессор Чигир В.Ф., по справедливому замечанию которого подавляющее большинство товарно-денежных отношений регулировалось законами и подзаконными актами бывшего Союза ССР, они не дублировались в республиканском законодательстве. Поэтому он также сделал вывод о необходимости применения на территории Беларуси актов Союза ССР (см. Чыгiр В.Ф. Статья статье рознь. Советская Белоруссия.1992, 22 января).
Не вызывает сомнения тот факт, что определенное время придется использовать акты СССР, т.к. в республиканской правовой системе еще есть пробелы, не все отношения урегулированы обновленным законодательством.
Подобная оговорка к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств сделана в постановлении Верховного Совета республики от 16 января 1992 года. Было предусмотрено, что в целях создания необходимых условий для реализации статьи 11 вышеназванного Соглашения на территории Республики Беларусь действуют правила о применении законодательства Республики Беларусь и бывшего Союза ССР, закрепленные в статье 72 Конституции республики 1978 года и статье 3 Закона об основных принципах народовластия. Данное постановление было введено в действие с 10 декабря 1991 г., т.е. со дня ратификации Соглашения о создании СНГ. Это не поставило под сомнение верховенство республиканской Конституции и других актов законодательства: ведь правовой Рубикон был перейден еще 25 августа 1991 года, когда Декларации о госсуверенитете был придан статус конституционного закона.
В заключение хотелось бы отметить, что недостаточно заявить о принятии международных норм, важно обеспечить их обязательность и прямое действие.