Современные представления о предмете социологии сформировались не сразу. Они явились результатом длительных поисков и дискуссий зарубежных и российских ученых.
Выступивший создателем социологии как самостоятельной науки, Огюст Конт уже в самом ее названии, строго говоря, очертил лишь ее объект – общество. Во времена Конта такой подход к определению социологии имел основания. Главным "конкурентом" социологии в изучении общества тогда выступала философия, на протяжении веков толковавшая с самых общих позиций сущность как природных, так и социальных явлений. О. Конт резко противопоставил социологию социальной философии, которую не считал "позитивной наукой" и полностью отрицал ее право на существование. Так что проблема взаимоотношений социологии со смежными науками снималась как бы сама собой.
Современные социологи отошли от чрезмерной категоричности в оценке социальной философии. Сегодня общество является объектом изучения не только социологии, но и многих других наук. В их числе (помимо социальной философии) история, психология, экономика, педагогика, культурология, правоведение, антропология, этика, эстетика и др. Как разобраться во всем этом многообразии? Существует ли особая сфера общественной жизни, которую изучает только социология? А если такой сферы нет, то чем отличается социология от всех прочих наук об обществе? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо вспомнить значение понятий "объект" и "предмет" науки.
Под "объектом" науки обычно понимают какую-то часть окружающего мира (или даже мир в целом), а “предметом” является тот угол зрения, под которым данная наука изучает свой объект. Каждое явление окружающего нас мира включено во множество различных связей и отношений, поэтому один и тот же объект может служить предметом изучения различных наук, каждая из которых будет выделять в нем свои особые, интересующие только данную науку связи и отношения. Наглядным примером может служить "человек", который является объектом изучения не только гуманитарных и общественных наук, но также и биологии, генетики, экологии, эргономики, психиатрии и т.п.
Объектом социологии является "общество в целом". Подобный объект исследования – "общество в целом" – имеют еще социальная философия и история. Все остальные науки об обществе изучают отдельные сферы или уровни общественной жизни. В отличие от них социология подходит к изучению общества как к целостному образованию, как к системе.
Предметом социологии являются социальные связи и отношения, которые лежат в фундаменте общественной жизни и определяют целостность общественной системы. Социология изучает механизмы и закономерности, которые превращают простую совокупность индивидов в некоторое взаимосвязанное целое – в общество, изучает каким образом возникает социальная связь между людьми, на чем держатся отношения взаимозависимости и сотрудничества и почему происходит дезинтеграция и распад этих отношений, что заставляет людей объединяться и действовать сообща и почему возникает социальная напряженность и конфликты.
Все связи и отношения в обществе проявляются через социальное взаимодействие между индивидами, социальными общностями и организациями. Социальное взаимодействие является наиболее элементарным и в то же время наиболее глубинным основанием общественной жизни. В этом смысле социологию можно назвать наукой о социальном взаимодействии, или как сказал известный социолог ХХ в. П. Сорокин – наукой о поведении людей в среде себе подобных.
Каждое конкретное социальное явление, – будь то экономика или культура, государство или личность, - изучаются социологией не сами по себе, а с точки зрения той роли, которую играет данное явление в рамках общества как целого. Экономист, изучая, например, семью будет обращать свое внимание на ее бюджет (доходы и расходы), юрист – на права и обязанности супругов, родителей и детей, педагог – на воспитательные функции семьи, демограф – на половозрастной состав семьи и количество детей. Социолог, изучая семью, будет смотреть на нее сквозь призму общества как целого, с точки зрения тех функций, которые семья выполняет как социальный институт. "В чем состоит особая роль семьи в обществе? Каковы должны быть отношения внутри семьи, чтобы семья могла выполнять свои социальные функции наиболее эффективно?" – вот вопросы, которые находятся в поле зрения социологов.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что предметом социологии являются закономерности возникновения и развития совместной жизни людей как представителей определенных социальных общностей и групп.
Понимание предмета позволяет выделить и отграничить собственные научные проблемы социологии от других наук
Соотношение социологии с философией имеет сложный характер, так как границы между философским и социологическим знанием не являются жесткими и однозначными. И если эти границы достаточно легко провести на уровне эмпирической социологии, то на уровне теоретической социологии, имеющей дело с широкими обобщениями и абстрактными понятиями, сделать это не всегда просто. Философия является фундаментом всех общественных наук, так как изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Социальная философия выступает как общеметодологическая и общетеоретическая основа социологии.
Объекты изучения социологии и социальной философии практически совпадают – общество в целом. Главное разграничение между этими науками проходит по линии предмета и метода. Социальная философия изучает законы большей степени общности – она рассматривает общество как часть мироздания и пытается понять, каким образом в обществе проявляется действие наиболее универсальных законов движения и развития (диалектика количества и качества, непрерывного и дискретного, объективного и субъективного, развитие через противоречия и т.п.).
Социология, в отличие от социальной философии, не выходит за рамки общественной системы и пытается понять общественную жизнь исходя из нее самой. "Объяснять социальное социальным" – таков девиз социологии, сформулированный еще Э. Дюркгеймом. Социология изучает закономерности возникновения и развития конкретных человеческих сообществ.
Для достижения своих целей социальная философия и социология используют различные методы. Философия применяет метод абстрактных логических (главным образом, дедуктивных) рассуждений с позиций некоторых исходных принципов, которые принимаются за аксиомы. Социология включает в себя "полный цикл" производства научного знания: от эмпирических методов сбора первичной социальной информации до общей теории развития социальных систем. Она делает свои выводы на основе изучения самой социальной действительности (сбора, обработки и обобщения социальных фактов), в том числе с помощью количественных, математических методов. Философия не занимается сбором и обобщением социальных фактов, а опирается в своих рассуждениях на данные специальных наук об обществе, в том числе данные, полученные социологией. Социология использует данные социальной философии как методологическую основу при разработке своих теорий.
Объекты изучения социологии и истории также совпадают ("общество в целом"), однако если история обращена в прошлое, к свершившимся событиям, то социология занимается, прежде всего, настоящим и будущим. Историю интересует индивидуальное лицо событий во всех частностях и подробностях, социологию – общие закономерности и механизмы социальных явлений. Методы, которые используют история и социология для изучения своих предметов также различны. Главным методом исторического исследования является изучение источников (которые вторичны по своей природе). В основе социологического исследования лежит изучение самой действительности – сбор, обработка и анализ первичных социальных фактов. Вместе с тем нельзя не видеть, что социология и история тесно связаны друг с другом. Социологи используют исторические данные при анализе и сравнении различных этапов развития общества, разных типов социальных общностей, социальных институтов, исторических форм брака и т.д. В свою очередь, история также довольно часто использует результаты социологических исследований для более глубокого понимания своего предмета.
Объекты изучения социологии и политологии совпадают лишь частично, хотя политика оказывает прямое или косвенное влияние на развитие всех сфер общественной жизни. Предметом политологии выступают закономерности и механизмы функционирования политической власти и взаимоотношения людей по поводу власти. Что касается социологии, то здесь политическая власть – лишь одна из многих составляющих общественной системы, с позиций которой социология и подходит к исследованию политической сферы.
Эти примеры можно было бы продолжить, помня однако, что различные науки об обществе не противостоят, друг другу, а дополняют друг друга, что основу их единства образует тесная взаимосвязь явлений в самой общественной жизни.