В середине 1920-х гг. в Европе предпринимались шаги по стабилизации послевоенного европейского порядка. Начался процесс модификации Версальской системы.
В октябре 1925 г. в швейцарском г. Локарно была проведена международная конференция по германскому вопросу. В конференции участвовали представители Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Чехословакии и Польши. На конференции был принят Рейнский гарантийный пакт о неприкосновенности послевоенных границ Германии с Францией и Бельгией. Эти государства обязывались не нападать друг на друга и разрешать спорные вопросы мирным путем. Гарантами договора стали Великобритания и Италия. В то же время Германия заключила с Чехословакией и Польшей лишь арбитражные договоры, а Великобритания и Италия отказались быть гарантами восточных границ Германии. Конференция предусматривала вступление Германии в Лигу Наций.
Особенностью гарантийного пакта было то, что Франции запрещалось без разрешения Великобритании и Лиги Наций применять силу против Германии. Такой подход не позволял Франции оказывать помощь восточноевропейским государствам, с которыми она имела договоренности, в случае их конфликта с Германией. Таким образом, Германия постепенно входила на равных с другими странами в орбиту международных отношений.
Ведущее положение в европейской политике тогда занимала Великобритания. Она была не согласна с Францией по проблеме создани я военно-политических союзов с отдельными государствами и решениявозникающих проблем путем международного арбитража.
СССР не мог допустить создания блока государств Европы, направленного против него, и стремился установить дружеские отношения с Германией. В свою очередь и Германия проявляла интерес к Советскому Союзу, надеясь на получение сырья, рынков сбыта и на военное сотрудничество. По Версальскому договору не допускалась подготовка военных кадров на территории Германии. Советский Союз разрешил создать на своей территории военные школы для обучения немецких военных. СССР вместе с немецкими фирмами производил для Германии стрелковое оружие, самолеты и отравляющие вещества. На советских полигонах происходило испытание нового немецкого оружия.
В октябре 1925 г. был подписан советско-германский торговый договор, а в апреле 1926 г. – советско-германский договор о ненападении и нейтралитете на пять лет. Германия обязывалась не участвовать в коллективных санкциях Лиги Наций против СССР.
СССР выступал против многосторонних политических союзов, но за заключение двусторонних договоров о ненападении и нейтралитете. Такие договоры были подписаны с Турцией, Литвой. Другие же страны Восточной Европы отказались от заключения подобных соглашений, прежде всего, Финляндия и Польша.
Не получили развития советско-французские переговоры во многом из-за долгов и национализированной французской собственности. В это время ухудшились советско-английские отношения. Англичане требовали прекращения антибританской пропаганды в странах Востока и в ее колониях. Особую напряженность между двумя странами вызвала финансовая поддержка советскими профсоюзами британской общенациональной забастовки весной 1926 г.
В мае 1927 г. между СССР и Великобританией были разорваны дипломатические отношения. Однако и Франция, и Германия продолжали сотрудничать с СССР.
В те годы усилилась внутрипартийная борьба в Советском Союзе. Л.Д. Троцкий выступал за победу мировой революции. И.В. Сталин предлагал вначале провести строительство социализма и ликвидацию внутренних врагов, что позволило бы укрепить оборону, а затем бороться с империалистическими государствами.
СССР поддержал идею ограничения вооружений и всеобщего разоружения. В 1927 г. Советский Союз присоединился к Женевскому протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых газов и бактериологических средств. В том же году СССР предложил сокращение вооруженных сил всех стран на 50%, а в последующем их полностью распустить, кроме того, уничтожить вооружение и т. д. Но эта инициатива не была поддержана другими странами, посчитавшими ее пропагандистской.
СССР присоединился в 1928 г. к «пакту Бриана – Келлога» (названного по инициативе французского министра иностранных дел Аристида Бриана и государственного секретаря США Фрэнка Келлога). Данный договор осуждал войну в качестве орудия национальной политики и средства разрешения международных споров. Советскому Союзу удалось договориться с соседними государствами о досрочном введении в действие этого пакта.