Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изучение нового материала. а) Рассматривая технологические карты (учебник,с




а) Рассматривая технологические карты (учебник,с. 38—39), учащиеся делают выводы о том, что технология изготовления ствола дерева — технология изготовления трубочки, а технология изготовления забора и кроны дерева — это технология раппортной вытинанки.

б) Отгадывание загадок

Рис. 23

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдем гулять и встретим: Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. (Ель.) Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Лиственница.) Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)    

 

 

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке.

(Сосна.)

Русская красавица

Стоит на поляне —

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Берёза.)

по мере разгадывания загадок на доску вывешиваются изображения деревьев: сосна, дуб, лиственница, ель и береза.

—Какое из этих деревьев не годится для постройки дома? (Береза.)

—Для чего же садят березу возле дома? (Любоваться, пить бере­зовый сок.)

—Все деревья красивы по-своему. Каким образом можно при изготов­лении моделей деревьев показать их отличия? Какую часть дерева надо смоделировать так, чтобы дерево можно было узнать? (Крона, ствол.)

Далее учащиеся под руководством учителя анализируют форму ство­лов и крон представленных деревьев. На доске появляются их стилизо­ванные рисунки, например: у дуба шаровидная раскидистая крона и ко­роткий толстый ствол, у березы тонкий ствол и свисающая вниз вытянутая крона и т. д. (рис. 24).

Рис. 24

 

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания. Учащиеся под руководством учителя выполняют тренировочные за­дания на тренировочных листах бумаги. В сложить бумагу гармошкой;

В на гармошке нарисовать половину кроны любого дерева, учитывая расположение края листа;

В вырезать по нарисованной линии; В склеить части кроны.

III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

Учащиеся в группах выбирают объекты композиции для работы. Усло­вие: один человек изготавливает забор по технологической карте учебни­ка (с. 39), остальные изготавливают деревья по собственному замыслу. Критерий качества работы — узнаваемость вида дерева.

По мере работы обращается внимание на скрепление кроны и ствола с помощью надрезов.

При закреплении деталей композиции на основе предлагается сле­дующий способ: нижнюю часть детали надрезать, надрезанные края со­гнуть под углом, намазать их клеем и закрепить на основе.

Следует обратить внимание на то, что ель у славян считалась деревом, которое открывает связь с миром мертвых, поэтому сажать ее у крыльца нельзя. Лучше разместить елки за домом, имитируя начало леса.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Задание группам: сделать рекламу своему домику, чтобы персонажам из Простоквашино захотелось в нем жить.

Для этого надо выбрать в группе того, кто сможет громко, четко и вы­разительно произнести рекламные слова, ответить на вопросы, записан­ные на доске.

—Насколько хорошо и качественно выполнен домик?

—В чем заключается удобство расположения парка возле дома?

— Чем домик отличается от других изделий и как это может привлечь персонажей?

2. Рефлексия.

Учитель. Давайте примерим «волшебную» синюю шляпу. Она вызы­вает мысли о том, какую пользу принесло сегодняшнее занятие лично каждому из вас.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Основы технологии обработки ткани Правила ТБ при работе с иглой

Задачи: продолжить формирование навыков раскроя ткани; фор­мировать навык планирования своей деятельности — составлять по­следовательность выполнения работы; убеждать в необходимости владения разнообразными трудовыми навыками в последующей жизни, прививать интерес к народной культуре.

Оборудование: льняная или хлопчатобумажная однотонная ткань, портновский мел или карандаш, ножницы, лекала размером 27 см х 15 см, английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, образец го­тового изделия — дорожки, таблички с опорными словами по теме, иллюстрации рушников.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Мотивация к учению.

Сказка (рассказывает учитель).

Научись ремеслу

Жил на свете один царь, был у него единственный сын. Состарился царь и задумал женить сына. А сын говорит.

—Позволь, батюшка, самому выбрать себе невесту.

—Иди, ищи! — ответил царь.

Решил царевич обойти царство. Ходит по всем городам и селениям, смотрит, ищет — никак не найдет невесты. Но вот в одном бедном селе­нии, на самой окраине, в самом бедном доме увидел он девушку невидан­ной красоты и с первого же взгляда влюбился в нее. Говорит ей царевич.

—Будь моей женой!

—Что ты умеешь делать? — спрашивает девушка.

—Ничего, я — царевич.

—Быть царевичем — это еще не ремесло! Сегодня ты царь, а завтра нет. Тогда как хлеб добывать будешь? Научись какому-нибудь ремеслу — тогда выйду за тебя замуж.

Загрустил царевич, не знает, какому ремеслу можно быстро научить­ся. Пришел к отцу.

— Девушку я выбрал. Лучше ее нет на всем свете. Только она не со­гласилась выйти за меня замуж, потому что я ничего не умею делать. Помоги мне изучить хоть какое-то ремесло.

Вызвал царь всех ремесленников. Пришли столяры, сапожники, порт­ные, каменщики, печники. Спрашивает царь столяра:

—Ты в какой срок можешь научить царевича твоему ремеслу?

—В пять лет, — отвечает столяр.

—О! За пять лет моя невеста выйдет замуж, не дождется меня, — го­ворит царевич.

Сапожник говорит.

—Научу за четыре года! Каменщик говорит.

—Научу за три года! Печник говорит:

—Научу за два года!

Наконец вышел один старик и сказал:

— Я валяю войлок и мастерю бурки. За три дня обучу царевича свое­му ремеслу.

Обрадовался царевич, пошел к бурочнику, за три дня научился валять войлок и мастерить бурки: длинные, ворсистые — для всадников; короткие, гладкие, без швов—для пешеходов. Отправился царевич за невестой.

По дороге на него напали разбойники и потребовали выкуп.

Говорит царевич разбойникам:

— Денег у меня нет. Но я вам такую бурку сваляю, что за нее царь тысячу туманов даст!

Обрадовались разбойники. Принесли шерсть. Стал царевич масте­рить бурку. Украсил ее такими узорами, что глаз не оторвешь. А между узорами вышил слова: «Сижу в плену у разбойников-людоедов».

Взял один разбойник бурку и пошел в царский дворец.

Принес во дворец царю. Понравилась бурка ему. Стал он разгляды­вать узоры и нашел послание от сына. Кликнул царь воинов, схватили они разбойника, а потом освободили из плена царевича.

— Жена у тебя будет не только красивая, но и умная, — сказал царь. — Благодаря ей ты научился ремеслу, которое спасло тебе жизнь.

Послали гонцов за невестой, справили свадьбу. И стали все жить в ми­ре и согласии.

Вот так выручило царевича ремесло.

Учитель. Почему сказка так называется? Как ремесло помогло царе­вичу в жизни?

Мы продолжаем знакомиться с ремеслом вышивки. Может ли это умение пригодиться мальчикам? Где? (Вышить буквы на личных вещах, сделать подарок своими руками и т. д.)

2. Психологический тренинг.

Учитель предлагает всем встать и настроиться на работу, повторяя за ним его слова и движения.

* * *

Вот моя правая рука,

Вот моя левая рука,

Посередине голова:

Умная, добрая, сообразительная,

Не подведи меня.

Слева мое сердце,

Есть еще душа.

Друг ты мой хороший!

Сядем не спеша!

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся,

а) Игра «Угадай инструмент».

Ученики объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа полу­чает задание — описать инструмент, указав, для чего он нужен, как вы­глядит, кто им может воспользоваться, но не называть его прямо. Осталь­ные должны отгадать. Группам предлагаются инструменты: английская булавка, швейная игла, наперсток, сантиметр, портновский мелок.

Учитель. Какие еще инструменты я загадала?

В тетради я бываю Инструмент бывалый —

Косая и прямая. Не большой, не малый.

В другом совсем значении У него полно забот:

Я — планка для черчения. Он и режет, и стрижет.

И, наконец, порою (Ножницы.)

В шеренгу всех построю.

(Линейка.)

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом, самолет и большой пароход.

(Карандаш.)

—С каким материалом мы можем работать всеми этими инструмен­тами? (С тканью.)

—Какие из этих инструментов могут причинить вред здоровью при невнимательном использовании? (Иглы и ножницы.)

б) ТБ при работе с иглами (см. приложение, с. 110).

Игра «Снежный ком». Первый ученик называет одно правило безопас­ной работы с иглами, следующий ученик должен повторить это правило и добавить свое; каждый следующий отвечающий повторяет все произ­несенные правила и добавляет свое.

в) Ткань и ее свойства.

Игра «Верите ли вы». Если ученики согласны с утверждением — хором произносят «Да, да, да!», если не верят сказанному — «Нет, нет, нет!».

—Верите ли вы, что ткань изготавливают из волокон?

—Верите ли вы, что волокна можно взять у животных?

—Верите ли вы, что гусеницы дают волокна?

—Верите ли вы, что ткань можно сделать из нефти? (Да, искусствен­ные волокна.)

— Верите ли вы, что ткань мнется больше, чем бумага? (Нет.) Физкультминутка.

Дети имитируют движения.

Скоро праздник у меня, Мама пироги печет.

Шью я юбочку сама. Котик песенки поет.

А Андрюшка помогает: А собачка подпевает

Он в квартире убирает. И Андрюшке все мешает.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Для чего в народе использовали вышивку? (При помощи вы­шивки мастерицы создавали разнообразные узоры, в которых зашиф­ровывали свои мечты о счастье, семейном благополучии и достатке Такие узоры должны были охранять человека от злых сил, которые могли разрушить человеческое счастье. Это были своеобразные обе­реги. Поэтому на одежде вышивку делали как будто вокруг человека вокруг рук, шеи, туловища, по низу рубашек.)

— Что еще украшали вышивкой? (Рушники.)

На доске появляется табличка со словом «рушник».

Обязательным элементом обрядов и быта древних славян служил руш­ник. Рушник — льняное домотканое полотно шириной 35—40 см, длиной 3—5 и более метров, с богатой вышивкой и кружевными украшениями. Прямое назначение рушника — полотенце. Однако у древних славян ему отводилась и другая роль. Помимо украшения для избы рушник служил оберегом, именно поэтому являлся обязательным элементом обрядов при рождении (обряд родин), крещении, сватовстве, обручении, каравайных обрядах, благословении молодых, венчании, свадьбе и погребении.

Учитель. Объясните, как использовали рушник, пользуясь опорными словами.

Украшение

 

Полотенце Оберег

Рассмотрите образцы рушников, хранящихся в музеях, и определите, какой из них не относится к белорусской вышивке.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

Учитель демонстрирует кусок льняной однотонной ткани и готовое изделие — дорожку из ткани, украшенную вышивкой, края которой оформлены бахромой. Выясняется последовательность превращения ткани в декоративное изделие. С комментированием учителя на доске составляется план работы.

План.

1. Подготовить ткань.

2. Выкроить дорожку с помощью лекала и мелка (карандаша).

3. Обработать края дорожки бахромой.

4. Украсить дорожку вышивкой швом «вперед иголку» с перевивом.

5. Придумать применение для своего изделия.

Задача сегодняшнего урока — выполнить первые три пункта плана.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

В процессе работы ученики поочередно вслух комментируют дей­ствия при раскрое ткани, ориентируясь на рисунки учебника (с. 26).

Обращается внимание на экономное расходование ткани, при обра­ботке краев бахромой — внимание на то, что бахрома по длине должна быть короткой, а по ширине — длинной. Следует напомнить, что вытяги­вать нить из ткани можно с помощью иглы.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Работа в парах.

Анализируют работы по следующим критериям: ровно выкроенная до­рожка, равномерная бахрома, соответствующая требованиям длина бах­ромы. Ученики выставляют друг другу оценки по 3-балльной шкале.

2. Рефлексия.

Тем, чья работа оценена на 3 балла, предлагается сыграть в игру «Де­ ловые тройки».

На доске три записи: 1... 2... 3.... Играющие, распределившись на три группы, записывают по три ответа на каждый из поставленных трех вопросов:

а) 3 роли рушника в нашей культуре?

б) 3 сегодняшних шага на пути к готовому изделию?

в) 3 действия при раскрое ткани? (1 — приложить лекало к краю ткани,
2 — прижимая рукой, обвести лекало мелком, 3 — вырезать выкройку.)

Учащимся, которые не участвуют в игре, предлагается посчитать коли­чество «деловых троек» (три вопроса, три ответа, три группы, три — максимальная оценка и т. д.)

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Вышивка швом «вперед иголку» с перевивом

Задачи: познакомить с декоративным оформлением изделий прямо­угольной формы, цветовыми сочетаниями ниток в вышивке; научить отделке швом «вперед иголку» с перевивом; создавать условия для формирования эстетического вкуса, образного мышления, формиро­вать стойкий интерес к народной культуре, уважительное отноше­ние к народным обычаям.

Оборудование: «шкала самоконтроля», картонная модель чело­вечка (у каждого ученика), дорожки, изображения рушников, нитки для вышивания, игла, ножницы, наборы цветных карандашей для опыта (по одному на парту), листы белой бумаги (по одному на парту), набор разноцветных геометрических фигур для физкультминутки, демон­страционный лист картона с выполненными тремя швами шнурками «вперед иголку», три дополнительных шнурка.

Ход урока

I. Организационный этап.

На доске записаны две пословицы.

А) Не говори — не умею, а говори — научись.

Б) Птицу узнают в полете, а человека в труде.

Учитель. Прочитайте план работы и сами определите задачу сегод­няшнего урока. (Научиться выполнять вышивку швом «вперед иголку» с перевивом, украсить ею свою дорожку.)

На доске «шкала самоконтроля».

Могу учить этому других

Могу это применить

Могу находить примеры этому

Могу это объяснить

Могу это описать

Знаю, что это такое

Подумайте, насколько вы понимаете, что такое шов «вперед иголку» с перевивом, и прикрепите своего человечка на нужной ступеньке. Если урок для вас пройдет успешно, человечек «поднимется» вверх.

«Не говори — не умею, а говори — научусь». Почему в народе появи­лась эта мудрость. Почему надо стремиться научиться любой предло­женной работе? (Ответы детей.)

Правильно. Труд так же необходим человеку, как и возможность ды­шать, питаться, общаться. Трудом человек создает свой мир.

Объяснение значения второй пословицы.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Прочитайте «зашифрованные» слова и объясните, что они обозначают.

Ру ле шник ка по ло ло ба тен вы це шив хро ка ма

(Рушник, лекало, полотенце, бахрома, вышивка.)

В ходе объяснения обсуждаются вопросы: для чего служили рушники, как по лекалу выкроить ткань, что обрабатывается бахромой, для чего народ использовал вышивку.

Рушник — необычный предмет. Как вы сказали, очень часто он служил оберегом и был частью белорусских обрядов. Во время свадьбы специ­альным рушником связывали руки молодых вместе, гостей встречали и встречают по сей день, поднося хлеб с солью на рушнике. Девушка к свадьбе должна была вышить до 40 рушников, которыми она одарива­ла сватов и будущих родственников, чтобы показать всем свое мастер­ство и доказать, что она будет хорошей хозяйкой.

Расскажите, как вы планируете использовать свое изделие. Это по­может выполнить работу со всей душой.

2. Изучение нового материала.

а) Размещение орна мента в изделиях прямоугольной формы.
Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике (с. 30) и рассказывают,

исходя из имеющегося учебного опыта, о способах организации орна­мента в прямоугольнике.

Еще раз обращается внимание на иллюстрации рушников и делается вывод, что узор на дорожке надо разместить вдоль двух коротких сторон.

б) Цветовое решение вышивки.

— Ткань у нас есть, теперь надо подобрать нитки. Какая задача вы­шивки? (Украшение.)

— Нитки должны сливаться по цвету с основой, быть незаметными или наоборот выделяться? (Должны выделяться.)

На доске записывается слово «контраст». Учитель из имеющихся у де­тей полотен ткани и ниток составляет различные цветовые пары, дети оценивают данное цветовое решение.

Работа по учебнику (с. 28).

Учащиеся выполняют задания учителя.

а Найдите самую яркую салфетку.

в Найдите салфетку, в которой узор почти сливается с тканью. Как исправить работу и сделать ее яркой?

— Нитью какого цвета можно было бы выделить все узоры на пред­ложенных рисунках? (Белого.) Почему? (Контраст.)

вЧ Народные традиции в вышивке.

— Какого цвета ткань использовали наши предки при шитье или вы­шивке? Почему? (Ткань изготавливали сами из волокон льна, выбели­вали ее на солнце. Поэтому одежда была в основном светлого цвета. Существует гипотеза о том, что название Беларусь указывает на белые одежды народа.)

Работа в парах. Опыт по определению наиболее контрастных цветов для белой основы.

Детям предлагается взять лист белой бумаги и провести на нем по одной линии всеми цветными карандашами (или поочередно приклады­вать карандаши к листу); затем выбрать два цвета наиболее контраст­ных к белому. (Вывод: красный и черный.)

Вот и у нас на Беларуси предпочитали использовать красные и черные нити. Поэтому синий рушник на иллюстрации не относится к белорусскому искусству, ведь у каждого народа складывались свои неповторимые обы­чаи и традиции.

Физкультминутка.

Ученики подходят к коробке учителя, в которой находятся разно­образные по цвету и форме картонные фигурки и выбирают себе одну, наиболее понравившуюся. Затем на одной из свободных парт класса или учительском столе они коллективно составляют цветок из тех фигурок, которые выбрали. (Цветок получается ярким и контрастным, так как у каждого свои предпочтения.)

3. Инструктаж по ТБ при работе с иглой.

Учащимся предлагается еще раз озвучить девиз урока и найти в нем спрятанное слово. (Из выделенных букв составляется слово «игла».) — Расшифруйте самое главное правило обращения с иглой.

Схема 2

(Не бросай иглу где попало.)

Учащиеся дополняют правила (учебник, с. 25).

Игла похожа на тонкий стержень. У стержня есть кончик. Его называют острие, потому что он очень острый. Сказки приписывали игольному кончи­ку волшебную силу. Сама игла тоже обладала магической силой и в злых ру­ках могла стать страшным оружием. Она могла «зашить память» человека. В старой сказке «Финист — Ясный сокол» колдунья втыкает иглу в волосы доброго молодца, и он забывает свою невесту. Чтобы освободить жениха от заклятия, девушке пришлось отыскать эту иглу. А это очень трудно. Ведь иг­ла тонкая, незаметная. Недаром, если поиски какой-нибудь вещи бесполез­ны, говорят: «Это все равно, что искать иголку в стоге сена!»

Современные иглы сделаны из металла Но в древние времена метал­лических иголок не было. Из чего их можно было делать, как вам кажет­ся? (Ответы детей.) Основным занятием древних людей была охота. И первые иглы делались из тонких костей животных. Это были костя­ные иглы. Ушко в них появилось не сразу. Сначала иглы напоминали шило — инструмент для прокалывания дырочек. Первобытные женщи­ны выделывали шкуры убитых на охоте животных, прокалывали в них дырочки и скрепляли шкуры тонкими жилами. Примерно так же, как мы сегодня продевали шнурок в дырочки. Жилы были первыми нитками.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

Посмотрите на название шва и выделите ту часть, которая вам хо­рошо известна. (Шов «вперед иголку».)

Учащиеся вспоминают, как делать узелок и выполнять шов «вперед иголку». Затем рассматривают технологическую карту в учебнике (с. 29), по выделенным жирным шрифтом словам определяют, во что должен превратиться шов. Делают вывод, что для этого надо переплести нитку с готовыми стежками.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

а) Протягивание нитки в иголку и завязывание узелка.

б) Выполнение трех одинаковых швов «вперед иголку» с одной сто-
роны дорожки.

в) Под руководством учителя с демонстрацией на картонном листе с по-
мощью шнурков поочередно учениками выполняются перевивы волной,
цепочкой, шнурочком с одной стороны дорожки.

г) Самостоятельное выполнение трех швов с другой стороны дорожки.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

2. Рефлексия.

Учащиеся по очереди четверками выходят к доске и продвигают сво­их человечков по «лесенке самоконтроля».

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-

дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Изготовление изделий из природных материалов. Моделирование из готовых форм природного материала

Задачи: расширить представления о многообразии природных ма­териалов, вариативности их использования; способствовать форми­рованию навыков по анализу, моделированию и изготовлению фигурок из природного материала, развивать наблюдательность; содейство­вать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: природный материал, пластилин, стеки, подклад­ная доска, изображение Бабы-Яги, изображения деревьев, четыре по­слания от Бабы-Яги.

Ход урока

I. Организационный этап.

* * *

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Определение целей и задач урока.

а) Беседа о бережном отношен ии к природе.

Учитель. Сегодня мы будем создавать сказку своими руками. Помо­жет нам в этом сама природа.

* * *

Есть просто храм, есть храм науки, Лес не только для нашей забавы,
А есть еще природы храм Он — богатство страны.

С лесами, тянущими руки Все деревья в нем, ягоды, травы

Навстречу солнцу и ветрам. Нам на пользу, друзья, взращены.

Учитель. Какую пользу приносит нам лес?

* * *

Лес полон сказок и чудес.

Вот только немного тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем, Не щадим, не жалеем.

Но у леса есть свой защитник. Железные зубы, костяная нога — все дети знают — это... (Баба-Яга).

Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Какправило, онивесьма неприятны. Тем не менее в любой сказ­ке Баба-Яга выполняет важную роль. «Уберите» ее из текста, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч-кладенец, либо не получит точное указание, где искать и ку­да идти, и в конце концов непременно окажется голодным и грязным, поскольку эта вредная «ста­рушенция» изначально непременно его кормит, поит и в баньке парит, а уж потом творит все остальное.

Баба-Яга пришла к нам с очень давних времен, когда за порядком среди людей следила женщина-ведунья, мудрая, которая устраивала разные ис­пытания юношам и девушкам, учила их жизни. А в трудную минуту оберегала свой народ от беды, собирая волшебные силы. Поскольку она праро­дительница, неразрывно связана с природой, то и живет Баба-Яга в ле­су и защищает свой дом.

Так что, если вы настоящие друзья природы, то Баба-Яга ничего вам не сделает плохого. Она пустит вас в свое царство, а вы будете у нее учиться любить, понимать и беречь природу.

В гости нельзя идти без подарка. Поэтому сегодня вы изготовите по­дарок для Бабы-Яги.

Ученики предполагают, из какого материала и какие изделия можно подарить этому персонажу. Рассмотрев рисунки в учебнике (с. 50—51), дети делают вывод о задаче урока: изготовить поделку из природного материала.

2. Изучение нового материала.

а) Разнообразие вид ов природного материала.

Рассматривание изображения природных материалов (с. 50). Опреде­ляются источники этих материалов: деревья и животные.

— Какие части растений мы можем использовать? (Ветки, кору, ли­стья и плоды.)

Перечислите плоды.

Чтобы вы понимали, «одобряет» ваши ответы и действия Баба-Яга или нет, она будет «отправлять» вам интересные подсказки из своей ма­стерской.

Если отвечаете верно и работаете аккуратно и быстро, полу­чаете дельный совет — подсказку.

Итак, первая подсказка. (Из-за изображения Бабы-Яги учитель до­стает послание и читает.)

Желуди и каштаны Для работы надо заготавливать желуди и каштаны всех размеров и любой формы. Будучи свежими, желуди и каштаны легко поддаются резанию и сверлению, но, высыхая, их семя­доли делаются очень твердыми, а кожура сморщи­вается и становится хрупкой и ломкой. Семядоли высохших каштанов и желудей резать ножом или проткнуть шилом практически невозможно. Свежие желуди и каштаны хорошо режутся, но плохо склеиваются. Поэтому нужно ждать, чтобы они высохли.

Пересохшие каштаны и желуди можно сделать податли­выми для обработки, если их на сутки замочить в холодной воде, после чего оставить еще на одни сутки в прохладном помещении. Игра «Составь пары».

Предлагаются образцы природного материала: соцветия лопуха, лесной орех, грецкий орех, каштан, сосновые шишки, еловые шишки, семянки клена и ясеня. Их необходимо разложить к изображениям со­ответствующих природных объектов: лопуха, куста орешника, грецкого дерева, каштана, сосны, ели.

Второе послание от Бабы-Яги.

Шишки

Рис. 29

Всем шишкам свойственны общие черты: они хорошо поддаются распиливанию и склеиванию любыми клеями. Поделки из шишек могут храниться долгие годы.

Шишки могут быть раскрывшимися и нераскрывшимися. В поделках используются и те, и другие, в зависимости от замысла. Раскрывшиеся шишки можно найти в сухую погоду под деревьями, а нераскрывшиеся — на деревьях, которые еще не успели созреть.

Чтобы еловая шишка приняла изогнутую форму, необходимо замо­чить ее на сутки в воде и затем с помощью бечевки придать нужную фор­му, зафиксировав в нужном положении. Когда шишка высохнет, она со­хранит эту форму.

Если же раскрывшуюся шишку необходимо сделать нераскрывшейся, заверните ее на сутки во влажную ткань, а затем хорошенько промажьте клеем ПВА и дайте высохнуть.

б) Стилизация объектов.

Ученики под руководством учителя предполагают, из какого природ­ного материала можно изготовить объекты, изображенные в учебнике (с. 50), объясняют свое решение. Например, зайчика можно сделать из еловой шишки (туловище), двух каштанов (задние лапки), двух веточек (передние лапки), семян клена или ясеня (уши). Третье послание от Бабы-Яги.

Орехи

Широко распространенный поделочный материал.
Собирая лесные орехи в лесу, надо сохранить их лесную
оболочку, в которой они растут. Для сбора надо уловить
то время, когда орехи созрели, но еще не отделились от
оболочки. Заранее сорванные орехи при высыхании чер-
неют и становятся непригодными для поделок.
Рис. 30 Лесные орехи благодаря своей форме с успехом мо-

гут быть использованы для изготовления головок забав­ных человечков и некоторых животных.

Грецкие орехи могут быть использованы как в качестве основного мате­риала для поделки, так и для изготовления отдельных деталей. Несмотря на свою прочность, ореховая скорлупа довольно хорошо прорезается ножом и просверливается сверлом.

Фисташки подходят для изготовления деталей к поделкам. Они хоро­шо режутся ножом, сверлятся и склеиваются любым клеем.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания. Рассмотрев иллюстрацию учебника (с. 51) по составлению птички, уче­ники объясняют способ соединения деталей — при помощи пластилина.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

Учащиеся самостоятельно выбирают образ фигурки, подбирают мате­риалы и соединяют их.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Учащиеся становятся в круг у доски возле изображения Бабы-Яги, демонстрируют свои поделки и объясняют, почему они дарят Бабе-Яге изделие. (Например, птичка красиво поет, зайчик мягкий, его можно погладить, и т. д.)

Организуется выставка «Подарок Бабе-Яге».

2. Рефлексия.

Четвертое послание от Бабы-Яги.

Веточки

Для изготовления рук и ног фигуркам человечков и лап животным удоб­ны веточки сирени и других пород, у которых побеги растут в форме рога­ток. При изготовлении из сучков ног человечкам кору с них можно счищать только частично, оставляя немного в виде носочков на нижней части.

Обучая детей изготовлению деталей из веточек, необходимо учить их подбирать веточки с рогатками в виде суставов (исходя из строения че­ловеческого тела, животных). Кроме того, веточки нужны для изготовле­ния соединительных черенков — штырьков, при помощи которых детали поделок присоединяются одна к другой.

В случае, когда ручку-веточку необходимо согнуть в суставе, можно ее надломить, а на место излома капнуть клей. Части руки склеятся, а изгиб зафиксируется.

* * *

Так добрые волшебники леса Природа дарит людям чудеса,

Похожи на поэтов и художников. А мы ее помощники.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

Тема: Изготовление изделий из природных материалов. Моделирование из готовых форм природного материала по собственному замыслу

Задачи: расширить представления о взаимосвязи, пропорциональ­ности и соразмерности фигур в композиции; продолжить формирование навыков по моделированию и изготовлению фигурок из природных мате­риалов; создавать условия для развития воображения, образного мышле­ния; формировать устойчивый интерес к трудовой деятельности.

Оборудование: природный материал, пластилин, стеки, подклад­ная доска, изображение Колобка.

Ход урока

I. Организационный этап.

* # *

Плывут угрюмые века, Она живет в любом дому

Плывут, как в небе облака. И странствует по странам.

Спешат, бегут за годом год, А почему? Да потому,

А сказка — на тебе! — живет! Что без нее нельзя нам.

Учитель. Встречайте героя сказки.

в На сметане мешен, на окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, прикатился... (колобок).

Сегодня мы будем придумывать новые приключения Колобка, а изо­бразить это нам помогут материалы из мастерской Бабы Яги.

— Кто встречался Колобку в сказке? Ваша задача — создать много­фигурную композицию с описанием сказочной ситуации на тему «Новые приключения Колобка».

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Жизнь в сказке течет своим чередом. Все так же живут-поживают герои сказки. Давайте их вспомним.

В Что за зверь лесной в Он в берлоге спит зимой

Встал, как столбик, под сосной? Под большущею сосной,
И стоит среди травы — А когда придет весна,

Уши больше головы. Просыпается от сна.

(Заяц.) (Медведь.)

В Хвост пушистый, золотистый, В Кто зимой холодной

В лесу живет, в деревне кур крадет. Бродит злой, голодный?

(Лиса.) (Волк.)

2. Изучение нового материала.

а) Анализ изготовления поделок (учебник, с. 52—531

Выяснить какие природные материалы использовались и каким спо­собом были изготовлены некоторые детали: лапки зайчика, лапы волка.

Давайте пофантазируем, как могла развиваться история с Колобком в наше время.

64 Работа в группах.

Ученики объединяются в группы по 4 человека и обсуждают сценку из сказки, работая по плану. План.

1.Выбери героя, с которым встретился Колобок.

2.Подумай, по какому делу Колобок и выбранный герой могли ока­заться в наше время в том месте, где они встретились.

3.О чем мог спросить герой Колобка? Какое желание могло возник­нуть у героя при встрече с Колобком?

4. Что мог ответить Колобок?
Заслушиваются варианты ответов групп.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж учи-
теля.

Ученики организуются в группы по 3—4 человека, пары или работают в одиночку (по желанию). Композиция составляется на подкладной до­ске. Условие: при презентации своей работы классу обязательно озву­чить сценку, изображенную в композиции. (

Следует обратить внимание детей на то, что в «Новых приключениях Колобка» герои могли встречаться и по трое, четверо. IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.
Презентация работ.

Показ и озвучивание изображенной сценки. Степень удачного испол­нения героев класс оценивает топаньем, а степень удачно составленно­го диалога — аплодисментами. Чем больше нравится результат работы, тем громче должен быть звук.

2. Рефлексия.

* * *

Добрую сказку в душе сбереги,

С добрых героев пример ты бери.

Сам для других ты волшебником будь.

Детство уйдет, но ты нас не забудь.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

 

Тема: Раздел «Изготовление изделий из нетрадиционных материалов». Конструирование на основе деталей призматической формы

Задачи: сформировать представление о форме в конструирова­нии, возможности дополнения основной конструкции характерными деталями; научить конструировать из готовых форм; продолжать формировать умение по обработке бумаги и оформлению изделий; содействовать воспитанию культуры труда и поведения в процессе трудовой деятельности и общения, развитию фантазии, творческой самореализации младших школьников.

Оборудование: картонные коробки, клей, ножницы, кисточка для клея, образец изделия.

Ход урока

I. Организационный этап.

Чистоговорка.

Ра-ра-ра — начинается... (игра).

Ры-ры-ры — у девочек... (шары).

Ро-ро-ро — у мальчиков... (ведро).

Ру-ру-ру — продолжаем мы... (игру).

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Отгадайте загадки и прочитайте ключевое слово, которое под­скажет тему урока.

  л ы ж и          
д О р О г а        
    к а о. У с е л ь
      с а н к и    

 

В Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.) в Шагаешь — впереди лежит, оглянешься —домой бежит. (Дорога.) в Конь за конем едут, друг друга не догонят. (Карусель.) В С горы — коняшка, в гору — деревяшка. (Санки.)

— В какие игры вы любите играть? Какие игрушки используете при этом?

— Что можно назвать спортивными игрушками? (Обручи, мячи и т. д.)

— О чем нам могут рассказать механические игрушки? (О том, что че­ловек становится умнее, изобретательнее.)

Есть игрушки — «воспитатели» и «учителя». Это пирамидки, кубики, погремушки.

А еще есть игрушки очень дорогие, и продаются они не в игрушечных магазинах, а в художественных салонах. Создаются эти игрушки настоя­щими мастерами-художниками и становятся произведениями искусства.

2. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Сегодня мы тоже побудем мастерами-художниками. Из ко­робок сделаем разные игрушки. Это будут нужные вещи. С ними можно играть. «Собачка» — домик для карандашей. «Паровозик» — домик для скрепок и кнопок. «Петушок» — для подарка братишке или сестренке.

3. Изучение нового материала.
Работа по учебнику (с. 54.)

Игрушку можно сделать из одной коробки. Наклеим глаза, уши, нос, дорисуем рот. Получим веселую или грустную голову зверюшки. Напри­мер, зайчика.

Игрушку можно сделать из двух коробок. Вторая коробка больше пер­вой. При этом не забудьем про хвостик. (Лев.)

Из трех спичечных коробков можно сделать машину. Колесами станут кружочки из картона.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Демонстрация готовых изделий в игровой форме.

На паровозике к нам приехали Зайчик, Лев, Собачка, Петушок.

б) Объяснение и показ последовательности склеивания деталей.

На листе бумаги обведите карандашом одну сторону коробки. Повора­чивая коробку, обведите все грани коробки. Получилась развертка. Вырежьте ее. Обклейте коробку.

Подготовьте еще одну, меньшую по размеру коробку. Склейте две ко­робки вместе.

Нарисуйте и вырежьте из бумаги глаза, клюв, крылья, гребешок, хвост. Петушок готов.

5. Физкультминутка.

На лужайке поутру Построились в круг.

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — цветок,

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре — Ходьба по кругу.

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы — ручейки, Бег по кругу.

Побежим вперегонки.

Раз, два, три, четыре — Прыжки на месте.

Раздвигайте круг пошире, Становитесь в круг играть. Мы — веселые лучи, Мы — резвы и горячи.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

Учащиеся самостоятельно выбирают игрушку для изготовления. При подборе цветной бумаги необходимо учитывать соответствие то­нов. Наклеивая дополнительные элементы, не использовать много клея.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.
Самооценка работ.

Организация выставки. Дети выставляют игрушки возле паровозика. — Теперь у нас веселая и дружная компания.

2. Рефлексия.

* * *

Вот игра теперь для вас —

Стихи-загадки прочту сейчас.

Я начну, а вы кончайте —

Хором дружно отвечайте.

в Серый байковый зверушка, В Встает на заре,

Косоглазый длинноушка. Поет во дворе,

Ты морковку ему дай-ка! На голове гребешок.

Вот обрадуется... (зайка). Кто же это? (Петушок.)

В Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (Собака.) Ученики предлагают свои загадки о сделанных игрушках.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Изготовление изделий из нетрадиционных материалов. Моделирование на основе емкостей произвольной формы

Задачи: расширить представления детей о связи формы и украше­ния изделия с его назначением; учить моделировать изделия из дета­лей произвольной формы; продолжить формирование умения действо­вать по инструкции, делать выводы; создавать условия для формиро­вания экологической грамотности детей.

Оборудование: пластиковая емкость, шнур или шпагат, клей, лейкопластырь или двусторонний скотч, ножницы, кисточка для клея, «сказочный домик» и герои сказок.

Ход урока

I. Организационный этап.

* * *

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Будем в сказку играть.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Наша игра начинается. Отгадайте название сказок.

И Девочка взяла самую большую ложку и поела из самой большой чашки. Потом взяла маленькую ложечку и поела из маленькой синень­кой чашечки. И Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех. («Три медведя».)

В Прибежала мышка-норушка и спрашивает:

— Терем-теремок, кто в тереме живет? («Теремок».)

В Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла. («Козлята и волк»)

На доске по ходу отгадывания названий появляются сказочные до­мики и герои.

2. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Мы с вами оказались в сказочном царстве. Давайте приго­товим для героев сказок подарки.

— Каким сказочным героям мы можем подарить такие вазочки? (Де­монстрируется образец изделия.)

Наша задача: превратить разнообразные баночки в вазочки.

3. «Экологическая страничка».

Учитель. Попробуйте подсчитать, сколько пластмассовых вещей у вас в доме. Вряд ли вы сможете назвать точное число — их очень много.

Пластмассы обладают ценными свойствами. Они бывают прозрачными и разноцветными, твердыми и гибкими. Из них можно изготавливать предметы самой разной формы. Дадим этим предметам вторую жизнь.

Брошенные пластмассовые предметы могут лежать в Земле 100 лет. Сквозь них не прорастает ни одно семя. При их сжигании выделяются ядовитые вещества.

4. Изучение нового материала.

а) Демонстрация изделий, изготовленных из емкостей произвольной
формы.

б) Объяснение и показ последовательности оклеивания емкостей
шнуром.

Игра «Отгадай реиепт».

Дети отгадывают, как выполнены изделия, из каких материалов, каким способом.

5. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Составление инструкции по выполнению работы.

1. По верхнему краю баночки приклейте полоску пластыря, у основа-
ния — вторую полоску.

2.Обкрутите банку шпагатом, приклеивая его клеем ПВА.

3.Оформите баночку.

б) Демонстрация приемов изготовления декоративных элементов.
Рассматривание образцов в учебнике (с. 57).

Из полосок шпагата изготовьте лепестки цветка, кружок. Для изготов­ления декоративных элементов используйте разноцветный шпагат.

Обращается внимание на использование в работе клея ПВА. Шпагат должен ложиться очень плотно, конец шпагата приклеивается к пластырю.

6. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем (см. приложе-
ние, с. 110).

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

Перед началом работы 2—3 ученика повторяют основную задачу уро­ка — изготовить вазочку в подарок, повторяют этапы действий.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

— С какими материалами работали сегодня на уроке? Каждый ученик выносит и демонстрирует всему классу выполненную работу, рассказывает, кому он хотел бы ее подарить. Выставка работ.

2. Рефлексия.

Игра «Мои пожелания».

Ученики по очереди высказывают по одному пожеланию сказочному герою.

3.Информация о подготовке материалов и инструментов к сле­дующему уроку.

4.Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Плетение из трех прядей

Задачи: сформировать представления о плетеных изделиях, дать первоначальные знания о видах ниток, их назначении; научить плести шнур из трех прядей; способствовать воспитанию у детей художествен­ного вкуса, формировать эстетическое восприятие действительности

Оборудование: нитки, ножницы, образцы изделий, бумажные куклы в национальной одежде, карточки с названиями разновидностей нитей по составу и применению.

Ход урока

I. Организационный этап.

* * *

Знать не желают безделья и скуки Просто руки ученика.
Славные руки, веселые руки! Но сразу видно, что руки рабочие

Невелики эти руки пока, Руки к хорошему делу охочие.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Сегодня ваши руки будут заниматься одним из древнейших видов искусства — плетением. С древних времен люди делают своими руками многие нужные вещи. Секреты замечательного мастерства до­шли и до наших дней.

Превращать самые обыкновенные материалы в полезные вещи, нау­читься создавать красоту своими руками — задача нашего урока.

2. Изучение нового материала.

а) Сообщение о поясах.

Учитель. У нас в гостях Ясь и Янинка (бумажные куклы²耀 националь­ных костюмах). Они расскажут вам о некоторых деталях нашей одежды.

Обычай носить одежду обязательно под пояс устойчиво сохранялся в белорусской деревне вплоть до начала 20-го века. Появление на людях без шапки и босым не удивляло чужих людей так, как появление без пояса.

Пояса играли важную роль в обычаях и обрядах. Их дарили невесты сво­им избранникам, а также всей будущей родне, их брали с собой, когда шли в отведки, ими перевязывали новорожденных, их жертвовали церкви.

Пояса использовали и как ритуальные атрибуты во время гаданий, заговоров.

Пояса выделяются огромным разнообразием, отличаясь своими раз­мерами, узорным орнаментом, способом изготовления: плетеные, тка­ные и вязаные. Наиболее древние — плетеные пояса.

б) Использование ниток и ножниц в работе.

Нитка — это тонкая пряжа, которая относится к крученым материа­лам. Нитки бывают хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, капроновые, смешанные.

По назначению нитки делятся на швейные, вышивальные, вязальные, штопальные.

По ходу рассказа на доске появляются карточки с названиями разно­видностей ниток по составу и применению. Детям предлагается выбрать самые знакомые и понятные для них слова и объяснить, где наблюда­лось применение выбранной разновидности нитей.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.
Для работы берутся нитки разных цветов, при этом учитывается цве-
товое сочетание.

Обсуждаются варианты использования плетеных косичек: закладка для книги, украшение для девочек, пояс для одежды.

4.Инструктаж по ТБ при работе с ножницами.

5.Физкультминутка.

Имитация движений.

* * *

Руки в стороны, в кулачок, На носочки поднимайся,

Разожмем и на бочок. Приседай и выпрямляйся.

Руки вверх, в кулачок, Чтобы вырасти быстрей,

Разожмем и на бочок. Потянулись посильней.

III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

Перед началом работы следует связать три нити у основания.

а) Работа в паре.

Один партнер держит связанные нити за основание, второй — выпол­няет плетение под комментирование учителя в соответствии с техноло­гической картой учебника для 1 класса (с. 58).

Крайнюю правую нить перекладываем через среднюю нить и поме­щаем посередине. Она становится средней ниткой.

Крайнюю правую нить перекладываем через среднюю нитку и также помещаем посередине.

Снова крайнюю левую нить помещаем посередине между двумя дру­гими нитками. И т. д.

Затем дети меняются местами: первый партнер продолжает плести косичку, а второй держит ее у основания.

Подводятся итоги работы. Дети, которые справились с работой, вы­полняют самостоятельное плетение косички. Дети, у которых возникли трудности, образуют группу, которая продолжит работу в парах под руко­водством учителя.

б) Самостоятельная работа учащихся.

Обращается внимание на необходимость закрепить косички в конце, завязав их ниткой на узелок, бантик или кисточку.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Учитель вместе с детьми анализирует работы. Выделяются наиболее удачные варианты, которыми украшается одежда Яся и Янины.

2. Рефлексия.

—Какие бывают нитки?

—На какие группы делятся нитки в зависимости от назначения?

—Какими способами можно изготовить пояса?

— Где можно использовать данное умение в жизни? (Заплетать ко­сички сестричкам, подружкам...)

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

 

4. Организация уборки рабочих мест.

 

Тема: Изготовление изделий из текстильных материалов. Моделирование ниточных кукол

Задачи: расширить представления о моделировании фигурок лю­дей, научить выполнять фигурки людей на основе кисточки из ниток; формировать навык экономного расходования материала.

Оборудование: нитки, ножницы.

Ход урока

I. Организационный этап.

* * *

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

А у нас сюрприз на парте!

— Посмотрите, какой необычный мешочек! Что в нем?

Учитель достает кусочек глины, дерева, нитки вязальные, соломку.

— Какое изделие можно сделать, используя каждый из этих материа­лов? (Игрушки.)

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Изучение нового материала.

Учитель. Невозможно представить ребенка без игрушки. У кого до­ма много игрушек? А всегда ли были игрушки у детей? Давайте загля­нем в историю.

Мир народной игрушки очень большой. Белорусская народная игруш­ка имеет давнюю историю. Самые старинные игрушки глиняные, дере­вянные, соломенные.

Соломенные игрушки ставили на поле во время жатвы. Они наделя­лись магическими функциями и выполняли роль символа урожая. С такими игрушками нельзя было играть. Но можно было из соломки сделать та­кую же маленькую игрушку.

В народе существовали и узелковые игрушки: брали платочек и завя­зывали его узелком — получалась голова, туловище, ноги и руки.

Раньше игрушки закручивали в пеленки или одевали очень скромно.

По игрушкам можно прочитать историю человечества.

— А какую игрушку вы хотели бы сделать своими руками? (Ученики предлагают свои варианты.)

2. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы будем учиться изготавливать ниточные куклы. (Демон­страция образца изделия.)

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.
Работа по технологической карте (учебник, с. 62).

Вспомни и расскажи, как делается кисточка. Выполнение задания учебника «Расположи по порядку».

4. Физкультминутка.

* * *

Много ль надо нам, ребята, для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, а на них — огромный круг. А потом еще кружочек, треугольный колпачок. Вот и вышел очень-очень развеселый чудачок.

5. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами (см. приложение, с. 110).

III. Самостоятельная работа и текущий инструктаж учителя.

Организация самостоятельной работы.

Контроль за выполнением работы и текущий инструктаж.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

— Какой этап в изготовлении игрушки был самым сложным? Опишите свою игрушку.

2. Рефлексия «Нить успеха».

Дети рассказывают о своих достижениях на уроке, передавая друг другу ниточку.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

Тема: Раздел «Технология народных ремесел» Соломоплетение. Искусство соломоплетения. Плоскостное моделирование из трубчатой соломки

Задачи: познакомить с белорусским народным ремеслом соломопле­тения, с правилами подготовки соломки к работе, ее основными свой­ ствами; учить изготавливать плоскостные изделия из трубчатой соломки; способствовать развитию творческих способностей уча­щихся, фантазии; воспитывать культуру труда.

Оборудование: листы цветной бумаги, трубчатая соломка, клей, ножницы, кисточка для клея.

Ход урока

I. Организационный этап.

* * *

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, Улыбнулось горячо, Подарило нам тепло.

На доске изображение улыбающегося солнышка.

Учитель. Давайте и мы улыбнемся друг другу, подарим окружающим частичку своего тепла и постараемся сохранить хорошее настроение до конца урока.

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем изготавливать сегодня на уроке.

* * *

Миллионы долгих лет

Вам дарю тепло и свет.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает. (Солнце.)

Будем делать вот такое солнышко. (Демонстрация образца изделия.)

2. Актуализация знаний учащихся.

— Где можно использовать полученное изделие?

— Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (Со­ломка, картон, ножницы, клей.)

— Каким способом будем соединять детали? (Склеиванием.)

— О каких правилах безопасности надо помнить? (ПБ при работе с ножницами, клеем.)

3. Изучение нового материала.

Народное ремесло соломоплетения.

—Из какого материала будем изготавливать лучики солнышка?

—А где берут соломку? (Демонстрируется сноп колосков.)

С давних пор белорусы выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Зерно мололи и пекли хлеб, а соломой кормили скот, покрывали избы. Народные умельцы заметили, что соломка является хорошим мате­риалом для изготовления разных изделий. И стали плести из нее сундуки для одежды, корзины, шкатулки, шляпы, обувь, соломенные короба, в которых хранили зерно и муку. Детям для забав делали из соломки игрушки: козликов, лошадок, птичек, кукол. От соломенной игрушки даже в пасмурный день светло в комнате. Возьмешь такую игрушку в руки и сре­ди зимы почувствуешь тепло летнего солнца. Соломенные изделия гре­ют не только руки, но и душу.

Много интересных изделий из соломки можно увидеть в музеях.

Подготовка к работе.

Объясняется с помощью иллюстраций учебника: высушить, очистить, удалить междоузлия.

Свойства соломки.

Учитель. Рассмотрите соломку. Какую форму она имеет? (Формк трубочки.)

Попробуйте ее согнуть, сжать, разрезать. Какой вывод можно сделать? (При сгибании ломается, при сжимании лопается и не восстанавлива­ется, хорошо режется.)

Эксперимент по приданию соломке эластичности: сначала дети выдви­гают гипотезы о том, как можно придать соломке эластичность, учитель выбирает или предлагает свою версию — вымочить соломку. На несколь­ко минут соломинки помещаются в заранее заготовленный стакан с водой. Через некоторое время гипотеза проверяется и подтверждается.

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

а) Планирование предстоящей работы (учебник, с. 65V

1.Заготовьте детали.

2.Подготовьте к сборке.

3.Соберите изделие.

4.Украсьте аппликацией.

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

Организация самостоятельной работы.

IV. Заключительный этап.

1.Анализ работ и подведение итогов.

2.Рефлексия.

Учитель. Кто считает, что получилось красивое солнышко, поместите его рядом с нашим улыбающимся солнышком.

А сейчас посмотрите на доску и полюбуйтесь своими работами. Кажет­ся, что в нашем классе от ваших солнышек стало светлее и теплее. Это потому, что вы очень старались и вложили в работу частичку своей души.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.

4. Организация уборки рабочих мест.

 

 

Тема: Соломоплетение Плоскостное моделирование из соломки

Задачи: продолжить формирование навыков работы с трубчатой соломкой; научить составлять композиции из трубчатой соломки; создавать условия для развития фантазии, воспитания художествен­ного вкуса.

Оборудование: соломенные трубочки, клей, лист плотной бумаги темного цвета, ножницы, кисточка для клея.

Ход урока

 

I. Организационный этап.

Весенний воздух свеж и чист. Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Весна готовит свой наряд —

Весь мир весне веселой рад.

(П. Викторов.)

 

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

1. Сообщение темы и задач урока.

Учитель. Все рады весне. Создадим весеннее настроение и у нас в классе. Использовать мы будем самый солнечный материал — трубча­тую соломку.

В чистом поле На рассвете Рожь вставала из земли. И пускали в лужах дети Из бумаги корабли. По заречной стороне Из теплого края Шла с котомкой на спине Весна молодая. Шла, Шла, Шла, Шла, До границ зимы дошла. Горы снега на пути — Ни проехать, Ни пройти. Призадумалась весна, На пенек присела. Так всю ночь она Без сна Просидела... Как быть?!

2. Актуализация знаний учащихся.
Послушайте стихотворение и пофантазируйте.

Весна

По заречной стороне

Из теплого края

Шла с котомкой на спине

Весна молодая.

А в котомке той подарки,

Раэные-преразные:

Бусы, ленты, полушалки

Синь-зелено-красные.

Воробьям голодным — крошки,

Сытные, пшеничные.

Для берез и ольх — сережки

Самые отличные.

А еще

Лугам — цветы

Самой яркой красоты.

Шла весна —

И расступались

Боязливые снега.

Шла весна —

И одевались

В пух зеленый берега.

— Какие картины вы увидели в этом стихотворении?

3. Изучение нового материала.

Гра фическ ие изображение объектов

Учитель на доске схематически изображает детали будущей компо­зиции.

 

4. Вводный инструктаж по выполнению практического задания. «Поляна для Весны».

Демонстрируется вся композиция из соломки.

— Что такое композиция? (Композиция — размещение предметов на плоскости; это сочинение, составление, построение, согласование.)

Объяснение последовательности изготовления плоскостной компо­зиции из соломки.

5. Физкультминутка.

Имитация движений.

Дети по лесу гуляли, Крыльями махали.

За природой наблюдали. Дружно хлопаем,

Вверх на солнце посмотрели, Ногами топаем!

И их лучики согрели. Хорошо мы погуляли,

Бабочки летали, И немножечко устали.

5. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем (см. приложе­ние, с. 110).

III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж
учителя.

Работа в парах (по желанию).

Учитель предлагает описать эскиз композиции. Следует обратить внимание на соразмерность всех компонентов с листом бумаги, на гар­моничное заполнение пространства.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.
Выставка работ.

Организуется «экскурсия» на выставку работ. При помощи считалки выбирается «экскурсовод». Все участники получают карточку — «пригла­сительный билет». «Экскурсовод» приглашает всех по очереди пройти в «выставочный зал» и оставить свой «пригласительный билет» возле наиболее понравившейся композиции.

«Экскурсовод» подсчитывает число карточек возле работ и определя­ет ту, которая вызвала наибольшую симпатию зрителей.

2. Рефлексия.

Учитель. Весна — это символ пробуждения новой жизни. Много ра­дости и веселья приносит людям эта чудесная пора Пусть и у вас будет радостное настроение от сегодняшней работы.

3. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

 

4. Организация уборки рабочих мест.

 

Тема: Соломоплетение. Объемное моделирование из трубчатой соломки

Задачи: научить изготавливать простые объемные элементы из соломенных трубочек; расширить представления детей об использо­вании трубчатой соломки; содействовать воспитанию культуры тру­да, развитию интеллектуальных способностей.

Оборудование: соломка, нитки, ножницы, толстая игла, образцы изделия, хатка Деда-Бородеда.

Ход урока

I. Организационный этап.
Учитель. У нас в гостях Дед-Бородед.

* * *

Я хаджу па белым свеце Хто я? Дзед-Барадзед,

I гляджу, як вы жывеце. Абыйшоу увесь белы свет.

Калi трэба — памагу, А цяпер у цiхi час

Бо я усе рабщь магу. Завiтау да вас.

Он принес нам загадки и вот такого интересного паучка. Начнем с загадок.

Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)

Висит сито, не руками свито. (Паутина.)

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Изучение нового материала.

Пауки — это особенные живые существа с восьмью ногами. Известно более 30 ООО видов пауков.

Соломенные пауки — одно из самых древних творений из соломки и, пожалуй, самое загадочное. Их формы, построенные на соединении множества одинаковых модулей, поражают своей гармоничностью.

Пауков в крестьянских семьях вывешивали в канун Нового года в са­мом почетном месте дома — красном углу. Их строгая гармония форм и движения призвана была оберегать дом и его хозяев. Они вбирали в паутину своей конструкции все негативное, что могло помешать счаст­ливому течению жизни семьи.

Каждый год повторялся цикл: старый паук сжигался, а на его место вы





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 967 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.