Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творческая биография В.И. Сурикова




Василий Иванович Суриков-(1848-1916). Через сложную гамму живых эмоций наблюдателей Суриков показывает трагизм многих исторических событий древней Руси и русский национальный характер. Он словно перемещает зрителя в гущу изображенной на картине толпы, всегда состоящей из отдельных ярких персонажей, заставляя переживать те же чувства, что испытывают герои. Столь же умело художник передает дух эпохи с помощью подробных деталей одежды, арх-ры, предметов быта. Мастер создал немало характерных портретов великих исторических личностей и множество типажей простых русских людей.

Суриков родился в 1848г. в Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Уже с раннего детства увлекался рисованием. Закончил 2 класса приходской школы, поступил в приходское училище в Красноярске. Его первым учителем рисования был Николай Васильевич Гребнев. Когда мальчику было 11 лет, умирает его отец, и семья начинает сильно нуждаться в деньгах. И Суриков по окончании учебы поступает на службу в канцелярию. Но живописью заниматься не перестает.

Только благодаря меценату Петру Ивановичу Кузнецову Суриков смог добраться до СПБ и поступить в Академию Художеств. Учился в мастерской Чистякова. Первая самостоятельная работа «Вид памятника Петру1 на Сенатской площади с СПБ»(1870,ГРМ)- великолепна по техническому, композиционному и колористическому решениям.

В то время Сурикова увлекали темы из древней истории- Античность, Рим, Египет, первые века христианства. Эскиз «Пир Валтасара»(1874,ГРМ)- смелая, выразительная и совсем не ученическая работа. Сюжет из библии о последнем халдейском правителе Вавилона, пирующем за неприступными стенами города, осажденного персами.

Конкурс на большую золотую медаль в год выпуска Сурикова не выиграл никто. Работа Сурикова – «апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» (1875,ГТГ)- столкновение христианства и язычества и иудаизма, Суриков расширил тему, включив в композицию дополнительных персонажей. После этого он получил заказ на 4 росписи на тему истории Вселенских соборов для строящегося храма Христа Спасителя.

С окончанием академии Суриков связал свою жизнь с работой над масштабными полотнами.

В 1877 переезжает в Москву. Вскоре начинает работу над «Утро стрелецкой казни» (1878-1881). В течение нескольких лет не писал ничего постороннего, только эту работу. Когда-то ему в душу запал образ- зажженная днем свеча – печальный символ похорон и смерти. В этой картине эта аллегория наконец нашла свое место. Архитектурное окружение лобного места возле кремля подсказало основу многофигурной композиции, а образы стрельцов и множество свечей стали ее ключевыми составляющими. Картина насквозь пронизана символами. Потухшая свеча- погасшая жизнь.

Центральная сюжетная линия и главный эмоциональный стрежень картины- противостояние стрельцов царской тирании. Но вместе с тем в самой картине отсутствуют кровавые сцены- художник хотел передать величие последних минут, а не саму казнь. Очень важна архитектурная конструкция полотна. Стоящая одиноко башня кремля соответствует одинокой фигуре царя, вторая- объединяет в одно целое толпу наблюдателей, а ровный строй солдат повторяет линию кремлевской стены. Художник специально придвинул все сооружения к лобному месту, применив композиционный прием сближения планов и создав эффект огромной толпы. Несмотря на ужас передаваемого события, художник постарался изобразить трагедию судеб максимально сдержанно. Никакой вычурности и театральности. Только глубокий драматизм. Полотно экспонировалось на 9 передвижной выставке.

«Меншиков в Березове»(1883,ГТГ). Это единственная интерьерная картина из всех классических работ художника. Применив метод многократных прописок и лессировок на корпусной основе, придав особую насыщенность, красоту и сложность краскам, Суриков проявил себя здесь как замечательный колорист. Работа поразительно гармонична.

Оплата за эту работу позволила семье Сурикова отправиться в Европу. Там Суриков посещал картинные галереи, знакомился с творчеством старых мастеров. Во время путешествия много работал- восхитительные итальянские акварели, где художник предпочитает рассеянное освещение, избегает открытых цветов, уделяет внимание влиянию света и воздуха на цвет и форму предметов.

Вернувшись в Москву начал писать «Боярыню Морозову»(1887). Много лет собирал материал для картины, делал эскизы, искал нужные лица. По своей трагической выразительности, точности линейной композиции и формы, яркости ее колористического совершенства и исторической достоверности «Б.М.»- непревзойденный шедевр Сурикова. Под влиянием Тициана и Веронезе художник нашел присущую только Руси цветовую гамму и писал картину, подобно импрессионистам, на пленере.

Вскоре умирает его жена, и чтоб как-то оправиться, Суриков с детьми едет обратно в Красноярск. «Взятие снежного городка»(1891)-старинная масленичная казачья забава- штурм снежной крепости. Необычно светлое, позитивное и жизнеутверждающее полотно.

«Покорение Сибири Ермаком»(1895)- полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Вся картина пропитана исторической достоверностью. Композиция выстроена так, что зритель смотрит на ханское войско со стороны казаков, словно плывет в соседней лодке. Картина, написанная в единой, очень красивой и благородной колористической гамме, прекрасно передающей атмосферу сумрачного осеннего дня.

«Переход Суворова через Альпы»(1899)-органично продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в прошлой работе. Пейзаж Суриков писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода. Лицо Суворова обращено к солдатам, что создает впечатление тесной взаимосвязи между ними. В композиции кажется ошибкой, что солдаты держат штыки вверх- ведь люди спускающиеся за ними могут напороться на них, но Суриков хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу», но при этом он оставался великим полководцем. Переход Суворова через Альпы менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще Боярыне Морозовой и Взятию снежного городка.

В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но он в очередной раз отклонил это приглашение.

«Степан Разин»(1906)- еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. Полотно неповторимо по колориту, удивительно живо передан образ, погруженного в думы Разина. В первые наброски картины был включен образ княжны, но позже Суриков отказался от него. Лодка, снасти, вода Волги все прописано с удивительной точностью и живостью.

Создавая большие полотна, Суриков делал множество портретных, пейзажных, натюрмортных и интерьерных эскизов. Зачастую они имели совсем не этюдный, а вполне законченный вид отдельной картины.

Художником был создан и целый ряд самостоятельных портретов, эти работы просты по композиции, но чрезвычайно выразительны и сильны по отраженным в них характерам. «Портрет генералиссимуса Суворова», «Портрет Суриковой, дочери художника», «Портрет хакаски».

Последняя крупная работа- «Посещение царевной женского монастыря»(1912)- с торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей. На лице изображенной царевны- безысходность и покорность судьбе.

Умер Суриков 6 марта 1916 года.

Суриков - мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел". Очень немногим людям дано видеть и переживать исторические события с такой же силой, как и события собственной жизни, но только единицам дано не просто видеть и чувствовать эти события самим, и суметь донести свое видение до остальных. Это - избранники. К ним и принадлежал Василий Суриков.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2515 - | 2434 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.