Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


СРЕЗ l - l .БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ




 

 

Издания группы "Неклассическая эсте­тика" ИФ РАН*


Научно-исследовательская группа “Неклассическая эстетика” была организована в 1992 г. под руководством В.В.Бычкова и проработала в качестве самосто­ятельного, выделившегося из сектора эстетики подразделения Института до 1998 г., когда после избрания В.В.Бычкова заведующим сектора эстетики вновь влилась в этот сектор, сохранив свои основные проекты: исторический “Религиозная эстетика” и экспериментально-поисковый “КорневиЩе. Неклассическая эстетика”. Основной научный потенциал группы составляли исследования В.Бычкова и Н.Маньков­ской. В качестве постоянных сотрудников, участвовавших в подготовке и издании трудов группы, в нее входили Л.Бычкова, А.Липов, О.Палехова, Е.Тес­ленко. При работе над своими проектами группа привлекала в качестве активных участников и консультантов многих ученых из разных областей гуманитарной науки (искусствоведения, филологии, эстетики). Среди них можно назвать А.Анд­ри­яус­каса (Литва), Т.Григорьеву, И.Бусеву-Давыдову, Л.Щенникову, И.Лозовую, О.Бычкова, В.Иванова, Д.Силичева и др. Основная задача группы - исследование альтернативных классическому ходов развития и форм бытия эстетического сознания, опыта, эстетической мысли в культуре и перспективы и тенденции их развития в постклассическом пространстве; изучение их корреляций с классическими формами эстетического. В этом русле и следует рассматривать все созданные и подготовленные к печати исследовательские труды группы. Кроме изданных (аннотации на них ниже) подготавливаются к печати “Открытый Лексикон неклассической художественно-эстетической культуры ХХ в.” и монография В.Бычкова “Художественный Апокалипсис Культуры”.

 

В.В.Бычков. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М., Мысль, 1992;
2-е изд. - 1995. С. 637 с ил.

 

Монография посвящена систематическому анализу древ­не­ру­сской эстетики с момента ее возникновения до перехода к новоевропейскому периоду (петровской эпохе), изучению эс­тетического сознания средневековых русичей в контексте ху­­до­жественной культуры того времени. Первая в мировой науч­ной литературе работа такого рода по полноте охвата мате­ри­ала, концептуальному решению, объему. Она начинается с краткого анализа главных истоков древнерусской эстетики и худо­жест­венной культуры: культуры восточных славян дохри­стианского времени, византийской и древнеболгарской эсте­тик. Соб­ст­ве­н­но русский материал анализируется по основ­ным исто­ричес­ким этапам развития русской средневековой ку­­льтуры от XI по XVII века.
Опираясь на многочисленные древнерусские текстовые ис­то­чники (летописи, агиографию, гимнографию, повести, хож­де­ния, богословские и церковно-учитель­ные трактаты) и про­из­ведения искусства, автор показывает становление и разви­тие самобытного эстетического сознания и художественного мыш­ления средневековых русичей. При этом выявляется, что на­ря­ду с традиционными для средних веков эстетическими па­ра­дигмами для древнерусской культуры были характерны та­кие черты как соборность, каноничность, софийность ис­ку­сства, его обостренная нравственно-этическая напра­в­ле­н­ность, специфический православный символизм и др. Уделено внимание таким своеобразным феноменам как эстетика ас­ке­ти­зма и литургическая эстетика. Эти особенности эсте­ти­че­с­кого сознания во мно­гом были восприняты средневековой Ру­сью от Византии часто через посредство южных славян и были здесь существенно трансформированы под мощным вли­я­ни­ем местного восточнославянского менталитета.
Много места в монографии занимает анализ эстетики XVII в. - периода пе­ре­хода России от Средневековья к Новому времени. Большой раздел посвящен исследованию религиозно-эсте­тической позиции старообрядцев, стремившихся сохранить сре­д­невековые традиции в русской культуре. Появление в Рос­сии послениконовского времени трактатов по поэтике, рито­рике, описательному искусствознанию, теории музыкально-пе­­вче­ско­го искусства, бурная полемика вокруг икон, о сущ­но­сти и фор­мах церковного изобразительного искусства и мно­гие другие проблемы, связанные со становлением в России эстетической теории, стоят в центре внимания автора во вто­­рой части монографии. Важное место в книге занимает визуальный ряд, включающий около 450 цветных иллюстраций шедевров всех главных видов древнерусского искусства с XI по XVII века.

 

Victor Bychkov. The aesthetic Face of Being. Art in the Theology of Pavel Florensky. Translated from the Russian by R.Pevear and L.Vo­­lo­khonsky. Preface by R.Slesinski. Crestwood, NY, St. Vla­dimir's Seminary Press. 1993. P.101.

 

Книга представляет собой краткое введение в эстетику крупнейшего представителя русского неоправославия начала XX в. о. Павла Флоренского. В ней показано, что П.А.Фло­ренский, будучи наделенным множеством талантов практичес­ки во всех областях науки и духовной культуры, важное и постоянное внимание уделял сфере эстетического. При этом эстетику он понимал не как какое-то второстепенное допол­нение к неким более важным сферам духовности и культуры, но как науку, занимающуюся "самым глубоким" признаком бытия, энергией, пронизывающей все бытие. Отсюда особый "эстетизм" всего творчества самого о.Павла; отсюда его пристальное внимание к самым разным формам проявления эс­те­тическое; отсюда же его постоянный интерес к искусству во­обще, и к православному в особенности. В книге кратко излагаются основные положения учения П.А.Флоренского об искусстве (проблемы пространства и времени, канона, цвета и линии, перспективы и т.п.), о церковном культе, о месте иконы в нем и о сущности иконы, о ее роли в духовном мире православного человека, основные художественные особен­нос­ти языка иконы и т.п.

 

Н.Б.Маньковская. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., Изд. ИФ РАН, 1995. С.222.


В монографии дается анализ эстетики постмодернизма как феномена культуры. Исследуются теоретические основы эс­те­ти­ки постмодернизма - постфрейдизм, постструктурализм, те­­­­­­о­рия деконструкции. Рассматриваются его ключевые ме­то­до­логические проблемы - художественный шизоанализ, ризо­ма­тика и пиротех­ника искусства, симулакр, интертексту­аль­ность, иронизм. Анализируются узловые вопросы соотношения постмодернизма, модернизма, авангарда, массовой культу­ры, раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и пост­не­классической науке, его связи с алгоритмической и эко­ло­гической эсте­ти­кой. Выявляются осо­бенности постмо­дер­ни­з­ма в современной России, отличающие его от американской и западноевропей­ской мо­делей. Обосновывается взгляд на по­стмодернизм как не­кла­ссическую эстетику ХХ века, суще­ст­венно отличающуюся от антично-винкельмановской западно­ев­ропейской эстетики.
Постмодернизм рассматривается в книге как широкое ку­­­ль­­­турное явление, в чью орбиту в последние два де­ся­ти­ле­тия попадают философия, эстетика, искусство, гумани­та­р­ные нау­ки. Показано, что постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Воз­рожде­ния и Просвещения с их верой в прогресс, торже­ст­во разума, безграничность человеческих возможностей. Об­щим для раз­ли­ч­ных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи "уста­лой"­, "энтро­пийной" культуры, отмеченной эсхатологи­чес­ки­ми настроениями, эсте­ти­­чес­кими мутациями, диффузией боль­ших стилей, эклектичес­ким смешением художественных язы­ков. Авангардистской уста­новке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной ку­льтуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по пово­ду модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в том числе и в эстети­че­с­ком отношении к ней, смещает центр интересов с темы "эс­те­­тика и политика" на проблему "эстетика и история".
В монографии выявляется специфика постмодернистской эстетики, связанная с неклассической трактовкой клас­си­че­с­ких традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, по­­ст­модернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится во­влечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эсте­ти­ческой парадигмы, ведущей к расшатыванию и внут­ре­н­ней трансформации категориальной системы и понятийного ап­па­ра­та классической эстетики. Утверждается экуме­ниче­с­ки-безли­ч­ное понимание искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный экле­к­тизм пи­тает гипертрофированную избыточность художест­ве­н­ных средств­ и приемов постмодернистского искусства, эсте­ти­че­с­кий "фристайл".
Анализируются постмодернистские принципы философ­с­ко­го маргинализма, открытости, описательности, безоценоч­но­с­ти. Постмодернизм отказывается от дидактически-профети­че­ских оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с близостью к ма­с­совой ку­льтуре, а также к тем эстетическим феноменам, кото­рые ранее считались периферийными. Наиболее существенным философским отличием постмодернизма, по мнению автора, яв­­ля­ет­ся пере­ход с позиций классического антропоцен­три­че­с­кого гуманизма на платформу современного универсального гуманизма в соче­тании с отказом от европоцентризма и эт­но­це­нтризма. Признаки становления новой философской антро­по­логии соотносятся в кни­ге с поисками выхода из кризиса ценностей и легитим­нос­ти.


В.В.Бычков. AESTHETICA PATRUM. Эстетика отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., Ладомир, 1995. С. 593.

 

Монография является первым в мировой науке систе­мати­че­ским исследованием раннехристианской эстетики, нашедшей от­раже­ние в святоотечес­кой письменности. Отцы Церкви, как и во­обще мыслители древности и Средневековья, не зани­ма­лись ес­тественно собственно проблемами эстетики, т. к. на уро­вень научного осмысления эта проблематика вышла зна­чи­те­ль­но позже, только в Новое время. Однако эстетическое соз­на­ние, как одна из древнейших форм сознания, импли­ци­т­но во­п­лощавшееся полнее всего в художественной культуре и рели­ги­озном культе, достаточно рельефно выразилось и в мно­го­численных богословских текстах отцов Церкви. Вы­яв­ле­нию эс­тетических представлений первых христианских бого­с­ло­вов (а­ они легли в основу всей христианской культуры) и посвя­щена данная монография.
Эстетическое сознание отцов Церкви рассматривается в контексте формирования их общих философско-богословских взглядов; в работе показано становление фундаментальных по­ложений христианского вероучения (о Боге, Воплощении Ло­госа-Христа, творении мира, софийности творения, кон­цепции любви, проблемы человека и Церкви и т.п.) и место среди них и роль в их формировании эстетических предста­в­лений и феноменов.
Первая часть книги посвящена эстетико-культуро­логи­че­ским взглядам ранних отцов Церкви (апологетов II-III вв): Юстина-Философа и Мученика, Иринея Лионского, Афи­на­гора Афинского, Климента Александрийского, Оригена, Дио­ни­сия Александрийского, Тертуллиана, Минуция Феликса, Ки­п­риана Карфагенского, Арнобия, Лактанция и некоторых дру­гих. По­ка­заны их греко-римские и ближневосточные истоки, в­ част­ности эстетические представления Филона Алекса­нд­ри­й­­ского, элементы риторики Цицерона, учение о прекрасном Плотина, ветхозаветные представления о Софии, об иску­сс­т­ве, о тво­рении мира. Основное же внимание уделено заро­ж­де­нию на ос­нове нового мировоззрения и "эстетики отрицания" (отношения к язы­ческой художе­ственной культуре) христианского эс­те­тического соз­нания - в частности, понимания искусства, творчества, под­ражания, образа, подобия, символа, знака, аллегории, пре­кра­сного, возвышенного. Показана смена эс­те­тических доми­нант в новой культуре по сравнению с антич­ной.
Многие идеи и принципы апологетов в латинском мире бы­ли развиты крупнейшим отцом западного христианства Бла­женным Августином. Подробному анализу его эстетической си­с­темы (пожалуй, единственной системы такого рода в пат­ри­стике) посвящена вторая часть книги. Здесь показано, ка­­кое место эстетические феномены занимают в историософии и в уче­ниях о бытии, познании, Церкви гиппонского епис­ко­па. Его достаточно подробно разработанные и целостные пре­­­дста­вления о порядке в Универсуме, числе и ритме, пре­крас­ном (и многих его закономерностях типа гармонии, со­ра­змер­нос­ти, подобии и т.п.), творчестве, христианском ис­­кусстве (осо­бенно красноречии и музыке), теории знака и восприятия эстетического составили фундамент западно­евро­пейской сре­д­невековой эстетики. Исследование основывается на изучении греческих и ла­тинских источников, многие из которых еще не переведены на современные языки, а также - новейшей научной литера­ту­ры по патристике.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 316 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2412 - | 2331 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.