Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Смелый мах - враг перекосов 3 страница




16 На самом деле действия типа «выкрута» могут быть связаны с весьма различ­ными по угловой величине действиями в плечевых суставах. Так, на жесткой продольной опоре выкрут из виса сзади хватом снизу в обратный хват или обрат­но морфологически равноценен повороту на 180°. Выкрут из виса сзади хватом сверху в одноименный простой вис подобен вращению в плечевых суставах на 360°, а выкруты на кольцах требуют большего или меньшего (как правило, менее 180°) вращения в плечах в зависимости от степени разведения рук в сторо­ны и подъема плечевого пояса над опорой. Более детальное представление о морфологии выкрутов можно получить, изучая матрицу на рис. 82 (16).


Метаморфозы выкрута

ливает» ногами вверх, вдоль тросов (к. 2), и с мощным нажимом слег­ка разведенными руками поднимает себя вверх, проходя створ тро­сов, фактически, в широкой стойке на руках (к.к. 2—3). Последую­щий спад из такого положения дает мощный мах в висе, с которого можно делать что угодно.


 

Итак, называя вещи своими именами, следует констатировать: выкрут, как специфический элемент, постепенно прекратил свое су­ществование, так как начальное движение, называвшееся «выкру­том», не только радикально изменило свою форму, но и собственно выкрут в плечах—действие, давшее элементу первичное название, — тут отсутствует также, как он отсутствует в переворотах в стойку и в больших оборотах. И не случайно, так как описанный современный «выкрут» — уже вовсе не выкрут, а просто движение типа переворота (если угодно — оборота) назад большим махом, исполняемого без за­держки в высшей точке подъема. У многих исполнителей, делающих серии однотипных движений махом вперед, «выкрут» (или, как ста-


КОЛЬЦА ___________________________________________________________

ли его именовать, «высокий выкрут»), в сущности, неотличим от большого оборота назад.

Та же история, естественно, произошла и с выкрутами вперед. Вместо старинного движения, выполняемого с окончанием в висе прогнувшись, гимнасты стали выполнять все более широкое маховое движение с форсированным проходом в вис и последующим ма­хом назад, стали все более активно действовать руками, разводя их в стороны и поднимая плечевой пояс выше точек опоры. Таким образом, и здесь место традиционного «вкрута» вперед заняло движе­ние типа темпового переворота в вис через стойку на разведенных руках.

Переход к технике высоких выкрутов сыграл кардинальную роль в энергетическом оснащении махов на кольцах. Гимнастам стали до­ступными многие расхожие ныне типы элементов: большие обороты с прямыми руками, движение типа переворота вперед («хонма») и их производные («итальянские обороты» вперед), разнообразные подъемы махом назад и, конечно, усложненные сальто обоих направ­лений.

Впрочем, самый обычный выкрут назад и теперь не только встре­чается, но и необходим гимнасту. Жив курилка! Только делать его нужно вовсе не так, как на фиг. а, а по-настоящему — с мощным вы­соким подъемом плеч над опорой. Владение таким движением — хо­рошая база для «высоких выкрутов»!

КОЛЬЦА ПРОТИВ ПЕРЕКЛАДИНЫ

Как известно, между всеми маховыми снарядами (исключая, ко­нечно, такую «темную лошадку» как конь-махи) есть несомненное сходство и по структуре движений, и по их технике. Действительно, технические основы махов на этих снарядах — едины. Но именно поэтому специфика снарядов время от времени вносит диссонанс в существующие «родственные связи».

Остановимся, для примера, на особенностях отхода в полет при исполнении сальтовых соскоков. Наблюдения, например, за техни­кой сальто назад (рис. 15) дают полезную пищу для размышлений. Так, сразу бросаются в глаза существенные различия между действи­ями при отходах в полет на кольцах в сравнении с перекладиной. Мы ведь знаем, что классическое и для многих соскоков сальто норма­тивное положение тела при отходе с перекладины это зона горизон­тали (19,20). Между тем, на кольцах дело обстоит вовсе не так или не всегда так.


Кольца против перекладины

На рис. 85-а —типичная поза отхода на сальто назад прогнувшись на кольцах: к моменту расставания с опорой гимнаст поднялся нога­ми вверх практически до вертикального положения (к. 4), чего никогда не бывает на перекладине и не может быть во избежание прихода на гриф. Но на кольцах этой проблемы нет, и гимнаст после броскового маха из виса (к.к. 1—3) позволяет себе «затягивать» тело высоко вверх, благо проем колец свободен и никакие столкновения с опорой исполнителю не грозят.

То же самое происходит при исполнении двойных, тройных саль­то назад (б). Отличие от «бланша» заключается лишь в том, что еще на опоре гимнаст начинает группироваться, поддерживая тем самым повышенную скорость вращения по сальто. Впрочем, ранняя груп­пировка используется и на других видах многоборья. (Заметим так­же, что вообще «подкрутка» на сальто, и в этом смысле вообще техни­ческие условия выполнения соскоков на кольцах — самые благопри­ятные. Например, тройное сальто здесь дается гимнастам проще, чем на перекладине и соответственно чаще встречается).

Ну и что, скажет читатель, раз другой снаряд, то и техника немно­го другая, нормально.


 

Конечно, для опытного гимнаста так оно и есть. Однако нужно помнить, что при исполнении, а в особенности освоении близких по структуре, но все же различающихся по технике движений часто воз-


КОЛЬЦА


96. Забытый ктемп»


 


никает перенос навыка, который может быть не только положитель­ным (на чем основана вся техническая подготовка гимнаста), но и отрицательным. И тогда один навык «наезжает» на другой, искажая его и принося, порой, очень неприятные сюрпризы. В разбираемом случае навык отхода высоким поздним движением в сальто на коль­цах может привести к отрицательному переносу на сальто с перекла­дины, давая опасное «задергивание» на опору.

Как в этом случае быть?

Борьба с отрицательным переносом навыка — проблема общая, и приемы борьбы с этим злом — универсальные. Поскольку разбор за­кономерностей обучения гимнастическим упражнениям находится за пределами темы нашей книги, обойдемся здесь краткими напоми­наниями:

1. Отрицательный перенос наиболее неприятно проявляет себя в тех случаях, когда из двух сходных движений одно разучено более на­дежно, прочно, а другое только осваивается. Тогда, естественно, стра­дает «сырое» движение. Поэтому, обращаясь к новому упражнению, желательно на время «отодвинуть», не повторять, не делать парал­лельно и не освежать в двигательных представлениях те упражнения, которые могут, по предположению, отрицательно повлиять на новое для гимнаста движение;

2. В продолжение сказанного: ранее освоенное движение будет тем больше защищено от отрицательного переноса, чем более доброт­но, до конца оно разучено и закреплено;

3. Самое надежное средство, позволяющее избегать неприятных воздействий одного упражнения на другое — настойчиво осваивать и подкреплять в повседневной работе базовые двигательные действия и, главное, так называемые «профилирующие» упражнения (25,28, 120,153,156,160);

4. Гимнасту не страшен отрицательный перенос навыка, если он владеет вариативным движением, то есть умеет сознательно, по по­требности изменять наиболее важные параметры двигательного дей­ствия, гибко управлять характеристиками движения. Впрочем, это, как раз, одно из требований, предъявляемых к овладению профили­рующими упражнениями.

96. ЗАБЫТЫЙ «ТЕМП»

Показанные на рис. 85 отходы на сальто прогнувшись (а) и двой­ное (б) общеприняты и, кажется, не подлежат особому обсуждению. Представляется, что все здесь стоит на своих местах: гимнаст выпол-


няет хороший мах, по возможности поддерживает его работой рук на опоре и расчетливо расстается со снарядом лишь вверху, в самый последний момент, когда тело, находясь в положении вниз головой (фиг. а, к. 4кб), грозит пройти створ тросов и нарушить тем самым традиционный статус сальто.

Однако описанная техника, несмотря на ее популярность, небе­зупречна. Достаточно сказать, что долгий подъем в контакте с опорой неизбежно приводит под действием силы тяжести к падению скоро­сти вращения тела (20,50,188) и, несмотря на возможность силовой поддержки движения, не так выгоден, как кажется. Свободный под­лет тела от момента потери опоры до высшей точки движения при таких отходах обычно невелик, а это означает, что, несмотря на визу­ально высокое движение, исполнитель имеет ограниченное время в полете (31). И если для исполнения «гладких» сальто это, в общем-то, не имеет решающего значения, то при введении усложняющих дви­жений, прежде всего поворотов, это становится ощутимым недостат­ком. В сущности, все сальто, исполняемые таким поздним, тяговым отходом, могут иметь повороты, производящиеся только на спаде, а это, конечно, суррогат. Не будем уж говорить, что переход в полет в положении вниз головой означает, в сущности «кражу» вращения по сальто; исполнитель одинарного сальто делает в этом случае в полете лишь «полоборота», а вместо настоящего двойного — только полтора.

Между тем, существует давно известный, но и давно забытый дру­гой, более ранний отход в полет на сальто (в). После обычного маха вперед из виса и броска исполнитель не заводит тело мягким тяговым движением высоко вверх (как на фиг. а, к.к. 1—4), а, резко ускоряя бросок, так же мощно останавливает его мощным «подрывом» в зоне горизонтали. При этом, разгибаясь в тазобедренных суставах, гим­наст притормаживает ноги и делает короткое сильное движение вверх тазом и грудью. Одновременно с этим (желательно — строго синхронно!) делается также резкое рывковое движение плечевым поясом к кольцам с мощным, коротким подтягиванием вверх и сги­банием рук в локтях. Вслед за этим немедленно происходит и переход в безопорное положение.

Содержащийся в описанном отходе «контртемп» (23) в совокуп­ности с увеличением углового пути, который телу гимнаста предсто­ит пройти не из положения вниз головой, как обычно, а от горизон­тали, обусловливает, в сравнении с поздними темпами, относительно меньшую «подкрутку». Это как бы недочет данной техники. Кмину-сам следует отнести и высокие требования к силовым, взрывным ка­чествам гимнаста, который должен осилить здесь рывок руками


 




КОЛЬЦА


Вторая ступень ракеты


 


вверх, преодолевающий движение плечами вниз, возникающее при «контртемпе».

Ноу описанного отхода есть свои заметные преимущества. Глав­ное из них — большее время в полете.

Большее время? — удивится читатель. — Откуда? Ведь при позднем темпе гимнаст поднимается не ниже! И без всякого «под­рыва»...

Так-то так, но... Во-первых более высокое движение при позднем отходе еще, как говорится, не факт: эффективно действуя вторым способом, гимнаст может вылетать еще выше. Во-вторых, при про­чих равных условиях, даже при относительно невысоком подъеме в полете, время свободного движения будет тут ощутимо большим, чем при позднем темпе, так как второй способ перехода в полет включает в себя хорошо выраженную восходящую ветвь безопорного движе­ния, то есть имеет подлет, которого практически нет в первом спосо­бе (31). Это существенно расширяет возможности гимнаста, в осо­бенности при поворотах, которые в этом случае могут исполняться на взлете, а не в падении, как обычно. Выигрыш во времени в полете может при этом достигать 0,15—0,2 секунды, а это очень существен­ная разница! Особенно хороша эта техника для исполнения услож­ненных одинарных сальто типа двойного пируэта и др.

В заключение отметим, что сходный способ отхода фактически применяется и в сальто вперед, причем тут уж он является основопо­лагающим. Правда, по ряду чисто биомеханических причин «контр­темп» в сальто вперед выглядит не таким резким, как на махе другого направления; гимнаст с началом вкручивания (92,94) сгибается в та­зобедренных суставах и лишь после этого отпускает опору (г). И вновь оказывается, что закон симметрии (92) в построении структур­но аналогичных движений проявляется отчетливо и поучительно!

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ РАКЕТЫ

В этом сюжете мы коснемся движения, которое, прямо сказать, не слишком актуально для современной высшей гимнастики. Однако его разбор, на наш взгляд, очень интересен, так как позволяет на­глядно показать некоторые особые возможности построения гимна­стических движений. Аэтоуже принципиально важно, поскольку позволяет иначе взглянуть и на другие движения.

Мы неоднократно упоминали, что энергообеспечивающие дей­ствия гимнаста складываются как бы из характерных циклов, каж­дый из которых подпитывает тело гимнаста вращательным движе-


нием. В наиболее простых случаях используется один такой цикл, сообщающий телу вращение одного постоянного направления («мо­ноцикл»). Таково большинство гимнастических упражнений; это различные махи, обороты, перевороты, сальто и т. п. движения. Бо­лее сложны и, как правило, трудны упражнения, в которых противо­поставляются разнонаправленные циклы действий, один из которых задает или поддерживает вращение тела в исходном направлении, а второй «ломает» начальную программу вращения, вводя тенденцию на преодоление начального вращения. В зависимости от мощности работы, действия этого второго цикла («контрцикла») могут либо ог­раничить начальное вращение, либо полностью его нейтрализовать, либо вообще форсированно поменять направление вращения тела. Упражнения этого типа мы уже неоднократно анализировали в этой книге на примерах соскоков и прыжков лётом, перелета Ткачева, со­скоков дугой и др.

Анализируя с описанных позиций структуру движений, можно естественно придти к вопросу: нет ли в гимнастике таких движений, в которых второй цикл действий будет не контровым, а как бы дуб­лирующим, усиливающим эффект «моноцикла»? Оказывается, та­кие упражнения тоже встречаются, хотя они и не столь типичны. И наиболее характерные образцы таких движений мы находим в репер­туаре колец.

Речь пойдет, например, о так называемой «высокой разножке». Формально, это просто соскок переворотом ноги врозь, но с подчер­кнуто увеличенным подлетом.

История этого упражнения довольно обыденна. В свое время, когда даже мастера не мечтали о многократных сальто и пируэтах, набор соскоков с колец был особенно ограничен, и существовала острая потребность в более разнообразных способах завершения комбинации. Тогда и появилась идея выполнять не обычное сальто прогнувшись или «сгиб-разгиб», или сальто ноги врозь, а подчерк­нуто высокую «разножку», которая могла бы выглядеть привлека­тельно.

Но как увеличить высоту подъема? Ведь современные мощност-ные способы наращивания подлета известны еще не были... И тог­да появилось упражнение, в котором обычное движение с перево­ротом вниз головой дополнялось долгой, нарочитой тягой вверх, вдоль тросов, связанной с определенными техническими тонкостя­ми {рис. 86па с. 236).

Хитрость движения заключалась в том, что такое перемещение вдоль тросов (к. к. 4—5), практически с поступательным движением


 




КОЛЬЦА ___________________________________________________________

вверх, означало не что иное, как полную потерю вращения тела! По­пробуй, отпусти в конце такого подъема руки и... окажешься головой на матах. Таким образом, гимнаст вставал перед необходимостью изыскивать каким-то образом еще одну дозу вращения назад, по­скольку первая, полученная от броска из виса, оказывается полнос­тью «израсходованной».

Задача решалась следующим образом. Завершая темповой, тяговый выход в положение, близкое к стойке на согнутых руках (к.к. 5—6), гимнаст делал нечто вроде курбета, то есть сгибания в та­зобедренных суставах, внешне имевшего форму перемаха ноги врозь сдвижением стопами снаружи от тросов (к.к. 6—7). Обязательным условием этого сгибания является сохранение опоры о кольца, кото­рые гимнаст с усилием как бы выталкивает вниз. И лишь после этого он имеет возможность покинуть снаряд, так как благодаря курбе­ту тело получает дополнительный импульс к вращению назад; пле­чи поднимаются, и он может благополучно приземлиться на ноги (к.к. 7—8).

Таким образом, «высокая разножка» является любопытным при­мером упражнения, в котором исполнитель по необходимости дваж­ды подпитывает тело энергией, дающей ему вращение в исходном направлении.


 

Интересно, что подобный «дублирующий цикл» действий имели и некоторые другие движения, в том числе на кольцах. Так, еще одна «разножка» — из упора, тоже долгое время исполнялась с дополни-


________________________________ 98. Опять о «контртемпах»

тельной энергоподпиткой: вначале гимнаст делал мах ногами вперед, «под опору», со сгибанием в тазобедренных суставах, а затем, чтобы не зависнуть вниз головой, он должен был из этого положения еще раз «загонять» ноги глубоко назад-вниз, и только тогда, разгибаясь и поднимая плечи, можно было нормально идти в доскок. Элементы такой техники с исходным и дублирующим циклами действий на опоре можно было в те времена заметить и в некоторых других дви­жениях. Например, гимнасты, исполнявшие соскок «срывом» на пе­рекладине (51), иногда прибегали к сгибанию тела, начинавшемуся еще на опоре и, фактически, игравшего рольтого же вспомогатель­ного курбета, то есть — «дубльцикла» действий. Таким образом, воз­можны движения, в которых, говоря образно, работает ракета-носи­тель с двумя ступенями двигателя: отработав одну из них, гимнаст «включает» вторую, чтобы добиться завершения программного вра­щения тела.

Но еще любопытнее окончание истории практически всех движе­ний с «дубльциклом». По мере развития гимнастической техники (а оно, еще и еще раз повторим, все время идет в направлении повы­шения мощности движений) потребность в применении дополни­тельных энергонасыщающих действий во всех упоминавшихся нами движениях исчезла! «Высокая разножка», выполняемая с современ­ного высокого выкрута назад или после большого оборота, не нужда­ется в дополнительной подпитке и делается как обычное высокое сальто ноги врозь. Соскок разножкой из упора также выполняться без дополнительного сгибания, так как гимнасты нашли способ фор­сажа этого движения за счет мощного спада в упоре по типу совре­менного соскока срывом (51,185,186).

98. ОПЯТЬ О «КОНТРТЕМПАХ»

Отсутствие полноценной опоры отразилось на репертуаре движе­ний, выполнимых на кольцах. Достаточно сказать, что общее число элементов, реально задействованных на этом виде многоборья, за­метно скромнее, чем на любом другом «маховом» гимнастическом виде. Особенно это отразилось на движениях с контртемпом (23,40, 46, 50, 69, 73, 75,137, 187), поскольку для исполнения контрдей­ствий всегда необходимо эффективное отталкивание от опоры, а на кольцах оно ограничено возможностями действия только в виде уси­лия, натягивающего тросы.

Однако и в этом случае формы движения, содержащие в себе яв­ное или скрытое контрвращение, все же встречаются.


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

Одно из таких довольно характерных упражнений на кольцах — подъем махом вперед (рис. 87). Аналог этого элемента на брусьях мы уже обсуждали (69). Там речь шла о «странностях» такого подъема, связанных именно с тем, что упражнение содержит в себе завуалиро­ванный компонент контрвращения.

Что касается одноименного подъема на кольцах, то здесь контр­действия более явственны. После броскового маха вперед из виса следует хорошо выраженный «подрыв» грудью с прогибанием тела и торможением ног (к.к. 2—4). Некоторые гимнасты одновременно с этим стремятся дополнительно отводить кольца назад, за голову, что усиливает эффект контрдействий, попутно увеличивая и тормозя­щий эффект силы тяжести, действующей в этом случае на большем «плече» относительно опоры о кольца.

Немедленно после контрдействий с разгибанием гимнаст пере­ключается на действия по сгибанию в тазобедренных суставах, бла­годаря чему плечевой пояс освобождается и получает возможность подниматься к упору. На/с. 5показан первый момент этого подъема, сопровождающийся начальным сгибанием рук. Впрочем, подъем может, как известно, выполняться и с прямыми руками. Это какраз тот технический вариант, при котором гимнаст вначале отводит кольца назад, а затем, разводя руки в стороны, «через крест», выходит в положение упора (к.к. 5—6).


Как и в случае с подъемом на брусьях, исполнитель сталкивается здесь со всеми проблемами, характерными для движений с контрвра­щением. Главная из них в том, что чем больше начальный мах, тем труднее и ответственнее действия во второй части упражнения и тем мощнее они должны производиться (41).

Могут использоваться контрдействия и на махе назад, хотя эта ситуация для колец еще менее типична, чем для брусьев. Кратко рас­смотрим ее на примере одного оригинального движения — соскока махом назад сальто назад (рис. 88).

Впервые это движение смоделировано и опубликовано автором этих строк еще в 60-х годах17. А в 70-х первым исполнителем этого движения стал известный тогда мастер из ГДР Клаус Кёсте. Впрочем, широкого распространения соскок так и не получил, и сейчас его интересно вспомнить как штрих к истории гимнастики, а главное, как л юбопытную иллюстрацию к закономерностям построения дви­жений.

Движение начинается обычным бросковым махом назад из виса (к.к. 1—3). Примерно на уровне горизонтали бросок «пресекается» контрдвижением со сгибанием в тазобедренных суставах и резким торможением ног (к.к. 3—4). Нажимая на кольца книзу и поднимая плечи, гимнаст продолжает курбетное движение, заставляя ноги не

17 См. нашу статью «Трактат о пяти способах изобретать ультра-си» в сборнике «Мастерство гимнаста (в помощь тренеру)». — М. ФиС, 1969.


КОЛ ЬЦА ____________________________________________________________

только прекратить исходное движение, но и нарастить скорость нового направления. После того как гимнаст отработал на курбете (к.к. 4—5), он притормаживает и это движение и, выталкиваясь рука­ми, переходит в безопорное положение (к.к. 5—6).

Характер дальнейшего вращения зависит от общей мощности и эффективности действий гимнаста в целом. На рисунке показано сальто согнувшись (как было у К. Кёсте). Но в принципе, и особенно в нынешние времена, такой соскок можно выполнять и выпрямив­шись, и тогда открываются неплохие возможности развития движе­ния. Это могут быть сальто с поворотами, различные комбинирован­ные движения и даже двойное сальто назад в группировке. Заметим, что, несмотря на трудности, связанные с подвижной опорой, описан­ное контрдвижение на кольцах имеет явные преимущества перед по­добными же движениями на перекладине: здесь нет проблемы отхода назад от опоры и опасности попадания на нее. Это означает, что, в принципе, данное движение на кольцах более перспективно.

99. ОБОРОТ С ПОВОРОТОМ?

ф

Махи с поворотом на кольцах — движения аномальные и своен­равные. Насколько они удобны, просты и доступны на кольцах в каче, настолько же они проблематичны «в покое». Механизм «обез-вешивания» тела, позволяющий буквально играючи делать поворо­ты в конце кача, в обычных условиях реализовать гораздо труднее и сложнее.

Однако движения со скрещиванием тросов все же возможны и довольно интересны. Автор этих строк занимался их разработкой еще в 70-х годах, и были отдельные опыты внедрения таких элемен­тов в практику ведущих мастеров. Но в целом повороты в висах на кольцах так и остались элементами «на любителя» и обычно не выхо­дят за пределы движений средней трудности, придающих комбина­ции некоторую затейливость, но серьезного значения так и не полу­чивших.

Скепсис гимнастов и тренеров понятен: движения внешне не очень сложные (и поэтому судейски не слишком ценные), но кап­ризные. «Овчинка выделки не стоит!»

Естествен вопрос: а нельзя ли, все-таки, делать махи с поворота­ми, достойные внимания ведущих мастеров?

Можно с уверенностью сказать, что — есть, и что ими стоило бы заинтересоваться. Еще в 80-х годах автор в течение одного занятия (!) вчерне разучил со своим учеником (студентом института физкуль-


99. Оборот с поворотом?

туры) ни много, ни мало — большой оборот с поворотами «туда и обратно». При этом уровень подготовки исполнителя не мог идти ни в какое сравнение с классом современных мастеров. Совершенно очевидно, что если бы на месте рядового студента инфизкульта ока­зался гимнаст высококвалифицированный и притом заинтересован­ный, то эффект мог бы быть впечатляющим (уместно здесь еще раз напомнить один «закон» гимнастики: всякое упражнение, выполни­мое в принципе, можно делать хорошо).

Парис. ЯРпоказано одно из решений, позволяющих делать боль­шой оборот с поворотами. Будем условно называть этот элемент «оборотом вперед» — по направлению начального движения из стой-


КОЛЬЦА


Простые махи —


н еп|р осты


 


ки на руках, хотя, как будет видно дальше, упражнение сочетает в себе компоненты техники оборотов обоих направлений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2436 - | 2260 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.