"На улице, примыкающей к парку Золотых ворот, в районе Хайт-Ашбюри (Сан-Франциско), стоял храм Самосознания Кришны... Над входом в храм двухфутовыми буквами было написано: "Хари Кришна". Громадные окна-витрины были затянуты полотнищами с красными и оранжевыми узорами.
Звуки песнопений и музыки разносились по улице. Внутри стены были украшены десятками ярких рисунков, пол покрыт толстыми красными коврами, и все было окутано туманной дымкой. Этот дым шел от курений, непременно употреблявшихся во время церемоний, одна из которых была в полном разгаре. Публика в помещении тихонько напевала едва слышные санскритские слова. Комната была полна почти до отказа, и примерно пятьдесят человек - на первый взгляд одна молодежь - сидели прямо на полу. В передних рядах сидели около двадцати человек, одетых в длинные, свободные одеяния оранжевого и шафранно-желтого цвета, у которых носы были выкрашены белой краской. Многие мужчины выбрили головы догола, оставив только пучок волос на макушке. У присутствующих женщин носы тоже были выкрашены белой краской, а на лбу были нанесены маленькие красные точки. Остальные молодые люди не отличались по внешнему виду от типичных обитателей Хайт-Ашбюри: украшенные головными повязками, длинными волосами, бородами и целым набором колец, колокольчиков и бус, они с энтузиазмом участвовали в церемонии. Человек десять, сидящих в задних рядах, по-видимому, были новичками.
Церемония песнопений (мантр) постепенно набирала громкость и темп. Вот уже две девушки в длинных шафрановых платьях танцуют под пение. Руководитель хора начинает выкрикивать слова (из санскритских песнопений)...Вся группа повторяет слова, стараясь подражать интонации и ритму, заданному руководителем. Многие из участников играют на музыкальных инструментах, дирижер отбивает ритм напева на ручном барабане. Две раскачивающиеся в танце девушки аккомпанируют себе на ручных цимбалах. Один молодой человек дует в морскую раковину, другой бьет в бубен... На стенах храма более дюжины рисунков, представляющих сцены из Бхагавадгиты.
Музыка и пение стали очень громкими и быстрыми. Барабан гудел, не затихая. Многие из молящихся начали выкрикивать какие-то свои слова на фоне общего пения, простирая вверх руки. Руководитель встал на колени перед портретом "духовного учителя" группы, стоявшим на маленьком алтаре в передней части комнаты. Напев достиг оглушительного крещендо, затем в комнате воцарилась тишина. Молящиеся встали на колени, касаясь лбами пола, пока руководитель произносил краткую молитву на санскрите. Затем он пять раз провозгласил: "Слава всем собравшимся здесь верующим!", и остальные повторили это восклицание, прежде чем поднять головы"* (* сноска: Чарльз Глок и Роберт Белла. Новое религиозное сознание. - изд. Калифорнийского университета, Беркли, 1970, с. 31-32)
Так выглядит одно из обычных молитвенных собраний движения "Самосознание Кришны", которое было организовано в Америке бывшим индийским бизнесменом А.Ч. Бхактиведанта, с целью принести индийское учение бхакти дезориентированной и ищущей молодежи Запада. Более ранняя фаза интереса к восточным религиям (50-е - начало 60-х годов) опиралась на интеллектуальное изучение, не особенно настаивая на личном участии; теперешняя, новейшая фаза требует полной отдачи. Бхакти-йога означает соединение с избранным "божеством" путем любви и поклонения ему, причем весь образ жизни меняется ради того, чтобы это поклонение стало основным занятием человека; посредством вне-рациональных способов почитания (пение, музыка, танец, поклонение) ум "расширяется", и достигается "самосознание Кришны", которое - при условии, что этим будет заниматься достаточное количество людей - должно положить конец нашему беспорядочному веку и ввести нас в новую эру мира, любви и единства.
В Сан-Франциско яркие одеяния "кришн" стали привычным зрелищем, особенно в тот день, когда ежегодно колоссальный идол их "бога" везут через парк Золотых ворот к океану, сопровождая всеми церемониями индуистских поклонений - сцена, типичная для языческой Индии, но несколько непривычная в "христианской" Америке. Из Сан-Франциско движение распространилось по всей Америке и Западной Европе; к 1974 году в мире было 54 храма Кришны, многие из них - рядом с колледжами и университетами (почти все участники движения очень молоды)
Недавняя смерть основателя движения поставила под вопрос его дальнейшее существование; действительно, его последователи, хотя и очень бросавшиеся в глаза, довольно немногочисленны. Но как "знамение времени" значение этого движения совершенно ясно, и оно должно глубоко встревожить христиан: множество молодых людей в наши дни ищут "бога", чтобы ему поклоняться, и они не останавливаются даже перед самой вопиющей формой язычества.