Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идея «общинного социализма» в России (Александр Герцен, Николай Чернышевский, народники)




Александр Иванович Герцен (1812-1870). «Кто виноват?»

Отстаивал идею общинного, народнического, «крестьянского» социализма. Рассматривал сельскую общину как главный опорный элемент в здании будущего русского социализма. По Г. община в России к счастью дожила до развития социализма в Европе. В общинных хозяйственных и административных началах он усматривал зародыши и черты социалистического коллективизма.

Он выделял и негативные стороны общинных порядков – поглощение личности общиной. Выход он видел в использовании западной науки, приобщающей русского крестьянина к положительным результатам цивилизации. Без этого аграрный коммунизм будет грубым, примитивным и будет исключать свободу личности и не будет достойным воплощением социализма. Приобщать крестьянство должны люди, «прошедшие через западную цивилизацию» и впитавшие её социалистические представления (Г. выдвинул лозунг «В народ!»).

Отыскивая перспективную форму организации человеческого общежития (не форму правления) он выделял только две – монархию и республику. Но монархия требует священного авторитета, что несовместимо со свободой и независимостью разума. Поэтому он выбирал социалистическую республику (считая подлинной только её, а не политическую республику как форму правления).

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Статьи «Критика философских предубеждений против общинного владения» и «Экономическая деятельность и законодательство».

Имел огромный авторитет в освободительном движении. Его роман «Что делать?» оказал большое влияние на несколько поколений революционно настроенной молодёжи, пытавшейся на практике воплотить принципы разумного человеческого общежития.

Считал, что существование первобытной общины в условиях высокой ступени цивилизации не помеха для её вхождения в эту цивилизацию. Община имеет следующие плюсы: «это высшая форма отношения человека к земле», обеспечивает каждому землевладельцу обладание землёй, «лучше частной собственности упрочивает национальное благосостояние», обеспечивает бОльшие успехи в сельском хозяйстве, т.к. соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице. Отсюда вывод о ускоренном социальном развитии при помощи общины по Ч.

Считает внутриобщинное регулирование самодостаточным, не нуждающимся в регулировании законодательном, т.к. оно вырабатывалось поколениями на основе правового обычая или соглашения.

Право собственности на Западе почти исключительно предоставлено отдельному лицу и ограждено неукоснительно соблюдаемыми гарантиями. Но это имеет и свои невыгоды. Итогом этого стал результат «безграничного соперничества» собственников в земледелии и промышленности, которое «отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу».

Как выход он предлагает объединение людей в общества, имеющие общий интерес, сообща пользоваться силами природы и и средствами наук. В земледелии это должно выразиться в переходе земли в общинное пользование, в промышленности – в переходе фабричных и заводских предприятий в общинное достояние их работников.

Ч. пришёл к выводу о неспособности самодержавно-бюрократической организации к реформированию и начинает ориентироваться на крестьянскую революцию. К необходимым переменам он относил: свободную от бюрократического гнёта и опеки крестьянская община, местное представительное управление и самоуправление, самостоятельный и праведный суд, ограничение царского самовластия, управление на основе законов.

Народники.

Идеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободительной борьбы в России. Выражало интересы крестьянства, выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия, путём крестьянской революции.

Два течения.

Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны – в общинном социализме. Такие преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их идеологами – М.А.Бакуниным, П.Л.Лавровым и П.Н.Ткачевым – были разработаны теоретические основы трех течений революц. нар-ва – бунтарского, пропагандистского и заговорщического.

Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества, ликвидации помещичьего землевладения. Против насильственных методов ведения борьбы. Основная деятельность – культурно-просветительская работа среди населения. Идеологи: Михайловский, Воронцов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1025 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2294 - | 2150 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.