Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ранние и поздние славянофилы (Кириевский , Данилевский, Леонтьев)




На рубеже 30 — 40-х гг. 19 века в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов.

Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая в рамках их общей концеиции народознания. Они были безусловными противниками и критиками крепостного права.

Главной движущей силой в развитии является не правительство, а народ и церковь.

Киреевский Иван Васильевич, русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства.

Говорил об общности Запада и России – христианство, но отмечал и разницу: виды христианства, в особенном направлении просвещения, особенности частного и народного быта.

В основание европейской образованность легли три элемента – римское христианство, мир необразованных варваров, разрушивших Римскую империю, а также классический мир древнего язычества. Римская церковь от восточной отличалась «торжеством рационализма над внутренним духовным разумом».

Частный и общественный быт Запада основывается на понятии индивидуальной, отдельной независимости, предполагающей индивидуальную изолированность. Отсюда святость внешних формальных отношений, святость собственности и святость условных постановлений.

Общественное устройство России в отличие от Запада – составление общества из маленьких общин, принадлежность человека обществу, принадлежность поземельной собственности не лицу, а обществу. «Лицо участвовало во столько в праве владения, во сколько входило в состав общества». Общество не было самовластным и не могло само изобретать для себя законы, поскольку в окружении подобных себе других обществ управлялось однообразным обычаем. Обычай очень силён, даже княжеская власть не была выше него. Обычаи, которые заменяли законы, вырабатывались, по мнению К., церкви и монастыри.

В среде славянофилов выделялись консерваторы, которые отличались большим патриотическим культур-национализмом и возросим недоверием к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением к правам и свободам человека и гражданина.

К консерваторам относился Николай Яковлевич Данилевский (1822 — 1885), русский публицист и социолог, идеолог панславизма. Выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам, качественно новым считал «славянский» тип.

Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть, захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеял идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.

Данилевский стал зачинателем отечественной сравнительной культурологии, которая органично вмещала в себя не только социальную психологию отдельных народов, но также и определенным образом истолкованную политическую культуру.

В полемике с утверждениями западных критиков о неспособности русского народа стать свободным народом он писал: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести и большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею». Основу для такой уверенности он находил в привычках русского человека к повиновению, доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его непритязательности, умеренности в пользовании свободой».

Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891). Считал главной опасностью буржуазного либерализма его «омещанивание» быта и культ всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия).

Более всего был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельности народного организма, и прежде всего — опасностями надвигащегося либерального прогреса.

Как и Данилевский разрабатывал теорию культурно-исторических типов с помощью которой, по его мнению можно было прогнозировать будущее культурно-исторических типов. Цикл жизни цивилизации составляет 1200 лет и у России, Англии, Германии, Франции он подходил к концу.

В начале развития государства всего сильнее проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни государственного организма появляется тенденция к единоличной власти и лишь «к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало».

Русскую государственность выводил из византийского и отчасти европейского наследия, т.е. единство сильной государственности с церковью. Говорил об отрицательных чертах Русского гос-ва и права.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2289 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.