Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либеральный консерватизм XX века: Карл Поппер, Фридрих фон Хайек




Карл Раймунд Поппер (1902–1994), британский философ австрийского происхождения. Выступал против тоталитаризма в любых его проявлениях (в фашизме, социализме).

Критиковал историцизм Маркса, как философское учение, которое утверждает возможность открытия объективных законов истории, и даже считающее, что эти законы открыты и на их основе можно пророчествовать о путях исторического развития (а историзм по П. – требование смотреть на вещи исторически, что вполне правильно).

Критикуя марксизм вынуждены был заниматься также и чисто философскими проблемами: диалектикой, проблемой истины. Ими он занимался т.к. по М. диалектика развития общества обязательно приводит к социализму, поэтому в своей статье «Что такое диалектика» показал, что диалектика, выработанная М. не фундаментальная теория, подобная логике, а эмпирическая, описательная теория, описывающая определённые ступени в истории мышления особенно в развитии идей и теорий, а также социальных движений, опирающихся на идеи и теории

Критиковал необходимость революции для перехода к лучшему обществу. Отстаивал принципы, форму демократического («буржуазного» по М.) общества, в «котором рядовые граждане могут мирно жить, в котором высоко ценится свобода и в которой можно мыслить и действовать, радостно принимая эту ответственность». Огромным достижением демократического общества считал презумпцию невиновности. К недостаткам относил существующее злоупотребление свободой рынка.

Говорил о принципах демократического переустройства общества, т.н. «социальной инженерии частных решений», в противовес «утопической социальной инженерии». Говорил, что только демократические реформы (не революция) могут преобразить общество, дать каждому человеку свободу.

Считал, что присущий демократии рынок является лучшим, в сравнении с государством, регулятором хозяйства.

Занимался теорией демократии. В своей статье «Демократия» в теории демократии выделял классическую теорию, характеризующуюся тем, что признаётся право народа на управление. В основе такой демократии лежит вопрос: кто должен править? Этот вопрос решается принципом легитимации, который существовал и раньше (римский император легитимно находился у власти если его поддерживала армия и провозглашала императором, в эпоху христианства правитель властвовал милостью Божьей - единого и единственного всемирного Бога) – в демократии народ своими выборами делал власть легитимной. Но известно, что общее мнение может ошибаться, возможно наделение правителя диктаторскими полномочиями путём демократических выборов. В противовес этой теории он рассматривает другую, которую называет «более реалистической». В этой новой демократии на первое место выходит вопрос: как должно быть устроено государство, чтобы от дурных правителей можно было избавиться без кровопролития, без насилия? И как решение он приводит реализуемый в современных демократиях дополнительный к предыдущему механизм, когда правительство не только большинством голосов награждается властью, но и большинством голосов её лишается. Этот механизм не является идеальным (большинство может быть и не право, меняя неугодную власть), но это лучшее, что мы имеем и все другие режимы и механизмы власти, смены власти хуже.

Хайек. В своей работе «Дорога к рабству» защищал свободное общество, показывая, что следование коллективистским, социалистическим идеям, стремление планировать экономическую и социальную жизнь приводит к тоталитаризму. Альтернативой коллективистским и тоталитаристским тенденциям он считал восстановление и развитие программы либерализма.

В работе «Контрреволюция в науке» критиковал социально-конструктивистские идеи, которые имели пагубные последствия для понимания свободы человека и природы общества (к носителям этих идей он относил М.). Социалисты считаю, что возможно построение общества по заранее разработанному рациональному плану и последующий контроль за его развитием. По Х. это невозможно.

Против государственного вмешательства в экономику. Считал, что рынок – лучший регулятор хозяйственной деятельности. Даже предлагал государству отказаться от регулирования эмиссии и обращения денег (концепция «денационализации» денег). Государственная экономика вредна, рыночная лучше потому, что она позволяет более рационально использовать рассеянные среди отдельных людей знания, координировать деятельность людей, вовлечённых в хозяйственную жизнь. Поэтому выдвигал идею несовместимости социализма и рационального хозяйствования, регулируемого рыночными отношениями.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 564 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.