ЗИМНЕЗЕЛЕНЫЕ РАСТЕНИЯ – растения, сохраняющие зеле-ную окраску зимой, например: падуб городчатый {Ilex crenata), бар-барис Дарвина (Berberis darwinii), жимолость блестящая {Lonicera nitida), бадан сердцелистный {Bergenia corifolia), барвинок малый {Vinca minor). He путать с вечнозелеными растениями, у которых листва обновляется постепенно в течение 5-7 лет.
ЗИМНИЙ САД – пространство в интерьере общественных зда-ний или отдельное помещение с высаженными в грунт или выстав-ленными в контейнерах декоративными растениями. Часто в зим-нем саду устраивают небольшие бассейны и фонтаны. Под зимний сад в общественных зданиях отводят часть холла или фойе.
ЗЛАКОВЫЙ САД – одно из очень модных направлений в ланд-шафтном дизайне последних лет – монокультурные злаковые сады. В современных садах очень большое внимание уделяется форме рас-тений и их пространственной композиции, меньше – яркости и размеру цветков и соцветий. Это объясняется тем, что сады, осно-ванные на контрасте формы и фактуры, обычно более устойчивы к сезонным изменениям и более долговечны. Злаки отличаются высо-
кой засухоустойчивостью и морозостойкостью. Они не требователь-ны к условиям произрастания, им не нужен чрезмерный уход, они не капризны, слабо поражаются вредителями и болезнями. Сохра-няют декоративность и в зимний период. В то же время возможнос-ти их использования практически безграничны. Они могут быть солитерами, акцентными и фоновыми растениями, прекрасно смот-рятся на альпийской горке и у водоема. «Сухой ручей» из злаков украсит любой сад (рис. 37). Это «сад для лентяев»: редкая подкор-мка и полив, обрезка побегов осенью или зимой в зависимости от вида, практически любая почва. История злаковых садов насчиты-вает многие века. Еще Карл Великий обязал монахов выращивать злаки в монастырских садах, а знаменитый Просяной сад в Москве с его идеальными геометрическими пропорциями – просто образец злакового сада (рис. 38). Злаками был украшен сад фрейлины Ека-терины II Нелидовой в Гатчине, знаменитый английский садостро-итель Джон Брукс использовал мискантус, молинию и вейники как связующее звено в своих композициях. В парке Атлантик, располо-жившемся над вокзалом Монпарнас, архитекторы Франсуа Бран и Мишель Пена заняли большие площади посадками злаков. Далее приводится перечень видов, наиболее часто используемых в злако-вых садах:
• мискантус китайский (Miscanthus sinensis) и М. сахарный
(М. sacchariflorus), особенно такие сорта как Maleportus, Sarabanda,
Cosmopolitan, Cabaret имеют широкие оливково-зеленые или сереб-
ристые голубовато-зеленые листья, которые великолепно оттеняют
серебристые, розовые или красновато-розовые пышные метелки соцветий. У некоторых сортов на листьях имеются серебристо-бе-лые или кремовые полосы, а у f.purpurascens листья приобретают красноватую окраску не осенью, но уже в середине лета;
• ламаркия золотистая (Lamarkia aurea) – однолетний низко-рослый – 20-30 см – злак с раскидистой формой куста, метелки блестящие, золотистые до 10 см длиной;
• просо веничное (Panicum virgatum) отличается мощной кор-невой системой, листья летом тускло-зеленые, к осени становятся красновато-бронзовыми или винно-красными, окраска соцветий – рыхлых раскидистых метелок – от нежно-розовой до сиренево-ро-зовой, наиболее впечатляют сорта Rotsrachbuch, Squaw, Shenandoah;
Рис. 37. Злаковый «ручей» |
Рис. 38. План Просянскога сада-лабиринта (по А.П. Вергунову и
ВЛ. Горохову), во внешних квадратах высаживали просо, овес, рожь,
пшеницу, ячмень, центральная площадь окантована 12 цветниками
с индивидуальным орнаментом каждый
• перистощетинник лисохвостный (Pennisetum alopecuroides),
восточный (P. orientate) и волосистый (P. villosum) отличаются эф-
фектными плотными колосовидными розовато-белыми, зеленова-
то-серебристо-белыми соцветиями из отстоящих колосков с длин-
ными остями, наиболее популярны сорта Hameln, Cassian,
Wesselbergland;
* кортадерия Село (Cortaderia selloana), пампасская трава – мощная рыхлая раскидистая розетка серо-зеленых листьев словно огромная ваза, из которой взлетают к небу на длинных стеблях многочисленные кремово-белые пушистые метелки соцветий;
• осока Грея (Carex grayi), повислая (С. pendula), подорожни-ковая (С. plantaginea), тенистая (С. umbrosa), мохнатая (С. comans), как правило, лучше всего чувствуют себя во влажных тенистых местах, узкие тонкие дуговидно изогнутые листья образуют впе-чатляющие раскидистые плотные «кочки», окраска листьев зави-сит от вида и сорта и может быть желтой, желто-зеленой, золотис-то-каштановой, зеленой различных оттенков, красновато-зеленой, зеленой с желтой каймой. Очень красиво выглядят «кочки» раз-яичных видов осоки на гравийном белом «поле», подчеркнутые синеватым мощением дорожки и серо-зелеными сланцами подпор-ной стенки;
• осока подушковидная (Carex firma) образует плотные дернин-ки 5-10 см высотой, особенно хороши сорта с пестрыми листьям;
• ковыль вейниковый (Stipa calamagrostis), тончайший (S. tenuisissima), тростниковидный (S. arundinaceae) привлекают вни-мание колосовидными соцветиями, на нижней колосковой чешуе ко-торых формируется опушенная более или менее длинными волоска-ми ость от 20 до 60 см длиной, под легким ветром соцветия ковылей переливаются, как серебристо-белые или слегка розоватые волны;
• овсяница Готье (Festuca gautieri), сизая (F. glauca), Мейера {F. mairei), аметистовая (F. ametisthina) образуют невысокие изящ-ные кустики, окраска листьев от серебристо-зеленой до синевато-серой или серо-зеленой;
• у щучки дернистой (Dalechampia caespitosa) над темно-зеле-ными листьями возвышаются золотисто-желтые или бронзово-ко-ричневые метельчатые соцветия, особенно эффектны сорта Bronzeschleier, Goldtau, Goldehaenge.
• очаровательны округлые светло-желтые пушистые соцветия зайцехвостника яйцевидного (Lagurus оvatus), следует лишь по-мнить, что в отличие от многих злаков это однолетник, и восста-навливать его придется ежегодно, впрочем, он дает самосев.
• раскачиваемые легким ветерком соцветия ячменя гривастого (Hordeum jubatum), украшенные длинными красновато-фиолетовы-ми остями, создают необыкновенное впечатление.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – одно из выражений наиболее гармонич-ных пропорций. Оно предполагает, что при делении целого (напри-мер, отрезка с) на две части (а – большая и b – меньшая) они должны соотноситься в следующей пропорции: с:а =а:b (рис. 39). Числовым выражением отрезков в долях единицы являются а= 0,618, b=0,382.
Рис. 39. Пропорции золотого сечения
Характерная особенность золотого сечения – образование непре-рывного пропорционального ряда в обе стороны, как в сторону воз-растания, так и в сторону убывания. Геометрическое построение. золотого сечения проще всего осуществить с помощью прямоуголь-ного треугольника с соотношением катетов 1:2, где больший катет равен отрезку с, который требуется разделить в соотношении золо-того сечения, т. е. а=0,618, а b=0,382.
В ландшафтном дизайне золотое сечение используется при созда-нии цветников и партеров, построении пейзажных картин. Наибо-лее подходящие для этого пропорции 5:8 или 8:13.
По принципу золотого сечения созданы такие шедевры мировой архитектуры, как храм Парфенон в Афинах и Пантеон в Париже, а также всем известные геометрические фигуры: в частности пентаг-рамма, которая в Древней Греции считалась символом здоровья, и пятилучевая звезда. В соответствии с правилом золотого сечения расположены лис-тья и лепестки цветков у растений, например, у соцветия корзинка эта пропорция достигает соотношения 34:55.
ЗОНА ЗЕЛЕНАЯ – широкий пояс вокруг города или другого населенного пункта, где сохраняется древесная растительность, ку-
старники, травяной покров и животный мир, в целях создания ус-ловий для очистки среды от загрязнений, обогащения воздуха кис-лородом и поддержания условий для отдыха жителей.
ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ – выделение в парке, саду учас-тков, различных по функциональному назначению. Может осуще-ствляться с использованием живых изгородей, террас, арок, эле-ментов вертикального озеленения.
И
ИДИЛЛИЯ – особый вид красоты пейзажа, в котором воплощено величие природы и преобразующей ее человеческой деятельности.
ИЛЛЮЗИЯ – один из распространенных приемов, используе-мых при оформлении садовых или парковых ансамблей. Расцвет искусства иллюзии пришелся на XVIII век и парки пейзажного типа. В основе иллюзии принцип намеренного использования зако-номерностей перспективы для создания большей глубины или ши-рины видимого пространства. Сужение конца аллеи или лестницы создает ложную перспективу, увеличивающую их длину; обрамле-ние лужайки посадками деревьев или кустарников в виде кулис значительно углубит ее размер. Увеличить видимую ширину лу-жайки можно с помощью просветов и теней в насаждениях вдоль ее боковых сторон, тогда как ровная обсадка границы зрительно ее удлинит.
Иллюзию удаления перспективы можно достигнуть при опреде-ленной разработке переднего плана: впереди высаживают растения с простыми и более темными листьями, а в отдалении – с пышной кроной из светлых или серебристо-зеленых листьев. Противополож-ные берега водоема, поросшие насаждениями, как будто приближа-ются к наблюдателю, благодаря своему отражению в воде; если же берега не засажены растениями, то в дымке света и воздуха они теряют четкость и создается эффект углубления перспективы.
Если в конце участка расположены густые посадки деревьев и кустарников, создается ощущение, что сад продолжается вдаль, даже если дорожка поворачивает в сторону или оканчивается тупи-ком. Дорожка будет казаться длиннее, если, уходя вдаль, она будет постепенно становиться уже.
Декоративные шпалеры помогут создать впечатление перспекти-вы, если их поставить на расстоянии 1-1,5 м от ограды и увить лианами только их периферическую часть.
ИММОРТЕЛИ– см. СУХОЦВЕТЫ.
ИНТРОДУКЦИЯ – 1) введение в состав местных насаждений ви-дов, произрастающих в иных геоклиматических зонах. Один из яр-
ких примеров – введение Петром I в российские парки голландских тисов и самшитов; 2) введение в культуру дикорастущих растений.
Различают натурализацию – перенос в аналогичные или близ-кие условия и акклиматизацию – перенос в значительно отличаю-щиеся условия.
ИНТРОДУЦЕНТ – новый для региона организм: 1) относитель-но недавно успешно внедрившийся в местные природные условия; 2) случайно либо преднамеренно, искусственно перемещенный за пределы своего ареала.
ИОНЫ ЛАНЖЕВЕНА – образуются в результате прилипания легких ионов к частичкам пыли и смога. По заряду могут быть отрицательными и положительными.
ИОНЫ ЛЕГКИЕ – частицы воздуха, несущие на поверхности отрицательный заряд. Чем больше таких частиц в воздухе, тем он чище, тем легче им дышать. Существует ряд растений, повышаю-щих концентрацию легких ионов в воздухе. Это белая акация (Robinia pseudoacacia), дуб красный (Quercus rubra) и черешчатый (Q. robur), пихта кавказская (Abies nordmaniana), лиственница си-бирская (Larix sibirica), клен красный (Acer rubrum), рябина обык-новенная (Sorbus aucuparia), различные виды можжевельника (Juniperus).
ИППОДРОМ – в Древнем Риме сад регулярной планировки ха-рактерной формы: в виде закругленного с одной стороны прямоу-гольника. По периферии обсаживался кустарниками и деревьями. В Древней Греции – поле для спортивных состязаний.
ИРИДАРИЙ – один из примеров монокультурных садов, в кото-ром высажены представители рода Ирис или Касатик (Iris).
В роде насчитывается около 250 видов, но лишь сравнительно малая их часть используется в ландшафтном дизайне. Несмотря на то что большинство ирисов предпочитают открытые солнечные мес-та, есть ряд видов, произрастающих в сырых и заболоченных местах.
Ирис – один из ведущих декоративных многолетников. Его ис-пользуют для бордюров, групповых посадок, каменистых и водных садов.
Род Ирис подразделен на 6 подродов, в каждом из которых выделяются секции и подсекции. Наиболее часто в садах и парках представлены ирисы секций: Ирис, Лимнирис и Ксиридион.
Цветок ириса имеет так называемый простой венчиковидный око-лоцветник, т. е. не разделенный на венчик и чашечку, сегментов околоцветника 6, расположены они в два круга: наружный – при описании сортов эти сегменты называют фолами, и внутренний – стандарты, рыльце пестика довольно крупное трехлопастное, у не-которых видов размер лопастей почти такой же как и стандартов. Лопасти называют стайлы. На наружных сегментах – фолах у ряда видов располагается более или менее длинная дорожка или бородка из мягких волосков, поэтому они называются бородатыми (рис. 40). Фолы и стандарты сортовых ирисов сопоставимы по раз-мерам (рис. 41). Цветки расположены в пазухах крупных пленча-тых прицветных листьев, могут быть простыми, двойными и мах-ровыми. У ряда сортов края фолов и стандартов сильно волнис-тые, напоминают пену на гребне волны, такие сорта называют кру-жевными.
Рис: 40. Строение цветка ириса: 1 – наружные сегменты околоцвет-ника = фолы = «нижние лепестки»; 2 – внутренние сегменты = стан-дарты = «верхние лепестки»; 3 – лопасти пестика = стайлы; 4 – бутон; 5 – прицветные листья; 6 – бородка |
Рис. 41. Цветок ириса бородатого: 1 – фолы; 2 – стандарты |
Из секции Ирис культивируют следующие виды:
• ирис безлистный (Iris aphylla) – листья мечевидные, часто серповидно изогнутые, верхушка остро оттянутая, ветвящийся цве-тонос 15-20 см высотой с сильно вздутыми прицветниками несет ярко-фиолетовые цветки, стандарты которых располагаются почти вертикально;
• ирис бледный (7. pallida) – листья с восковым налетом, цве-тонос до 80 см длиной несет нежно-голубые цветки, в корнях содер-жится эфирное масло с ароматом фиалки;
• ирис малый или карликовый (I. pumila) – листья узко- или широколинейные, на коротком (3-5 см) цветоносе развивается один светло-желтый или сине-фиолетовый цветок;
• ирис пестрый (I. variegata) – листья мечевидные, цветонос 45-55 см высотой, цветки собраны по 3-6, наружные сегменты око-лоцветника красно-коричневые, внутренние – желтые.
Секция Лимнирис представлена следующими видами:
• ирис мечевидный или Кемпфера (/. kaempferi) – именно этот
вид является родоначальником садовых или японских ирисов, лис-
тья узко мечевидные, цветонос до 90 см высотой, фолы с ярко-
желтой полосой, стандарты темно-пурпурно-фиолетовые в два раза
меньше фолов;
• ирис болотный (/. pseudo-acorus) – листья зеленые широко-линейные, длинный (70-90 см) цветонос слабо ветвится, цветки крупные золотистые с оранжевым пятном на фолах (рис. 42);
• ирис сибирский (I. sibiri-са) – листья линейные длинно-за-остренные, мощный, до 100 см вы-сотой цветонос несет 2-5 фиолето-во-синих или светло-фиолетовых,
'реже желтых цветков;
Рис. 42. Цветок ириса болотного: 1 – фолы; 2 – стандарты |
• ирис восточный (I. orienta-
lis) – листья узкие, цветонос до
70 см высотой несет 2-5 некруп-
ных цветков, с окраской от светло-
или темно-фиолетовой до синей.
Секция Ксиридион:
• ирис злаковидный (/. graminea) – листья злаковидные, узко-линейные, верхняя сторона темно-зеленая блестящая, нижняя – серо-зеленая, цветонос короче листьев, завершается 1-2 крупными фиолетово-пунцовыми цветками;
• ирис низкий (/. humilis) – листья узколинейные, светло-зеле-ные, очень короткий – не более 3 см – цветонос завершается од-ним-двумя фиолетово-синими цветками.
Вряд ли среди травянистых декоративных многолетников у ири-са найдется соперник в отношении числа сортов – у ириса их более 30000. Садовая классификация сортов достаточно сложна, в соот-ветствии с ней выделяют:
• бородатые ирисы, которые в свою очередь подразделяются на:
– миниатюрные или карликовые {Miniature dwarf bearded,
"MDB"), высота с цветоносом до 20 см;
– стандартные карликовые (Standart dwarf bearded, "SDB"), вы-
сота до 40 см;
– интермедия или промежуточные (Intermedia dwarf bearded,
"IB"), высота от 40 до 70 см;
– миниатюрные высокие (Miniature tall bearded, "MTB"), высо-
та от 40 до 70 см, размеры цветка не превышают 15 см;
– бордюрные (Border bearded, "BB"), высота 40-70 см;
– высокие (Tall bearded, "ТВ"), высота более 70 см; в кавычках
приведена международная маркировка;
– арил и арил бреды, как и предыдущая группа, относятся к
бородатым ирисам;
• луизианские;
• ирисы Тихоокеанского побережья;
• сибирские;
• спуриа появились в середине прошлого века, отличаются ши-рокими бархатистыми фолами и стандартами с рыжевато-коричне-вой или темно-бордовой окраской, по форме цветки некоторых сор-тов напоминают орхидеи;
• японские;
• гребенчатые;
• водолюбивые;
• хризографы;
• малоизвестные.
По размеру цветка выделяют 4 группы: мелкие, средние, круп-ные, очень крупные; по высоте стебля: очень короткие, короткие, средние, высокие; а по срокам цветения: ранние, среднецветущие, поздние и очень поздние.
Окраска сегментов околоцветника у ириса чрезвычайно разнооб-разна, при этом фолы и стандарты могут быть окрашены в один тон или в разные, поэтому разработана классификация окрасок:
• одноцветные (self), стандарты и фолы окрашены одинаково;
• двухтоновые (bicolor), стандарты и фолы окрашены в разные цвета или в один, но различной насыщенности;
• реверсивные (reverse) – стандарты имеют окраску более тем-ную, чем фолы;
• бленд (blend) – в окраске присутствуют несколько тонов, по-степенно переходящих, как бы «переливающихся» друг в друга;
• амоена (атоепа) – стандарты белые, фолы различной ок-раски;
• обратная амоена – фолы белые, стандарты различной ок-раски;
• неглекта (neglectа) – стандарты светло-голубые, фолы более темные;
• пликата (plucato) –.на светлом (белом, кремовом, желтом) поле антоциановый (от розово-сиреневого до темно-фиолетового) узор, чаще всего по краю сегмента;
• люмината (luminata) – антоциановый узор по краю сегмента и вокруг бородки исчезает, т. е. это как бы пликата наоборот или наизнанку;
• гляциате (glaciate) – пигментные пятна практически полнос-тью исчезают;
• ирисы со «сломанным цветом» (broken colours) – на фоне од-ного цвета «брызги» или пятнышки другого, свойство закреплено генетически;
• вариегата (variegata) – обычно стандарты желтые; фолы тем-но-оранжево-коричневые или фиолетовые.
Одно из последних достижений в селекции – ирисы космиче-ского поколения, которые имеют продолжение бородки в виде рога – форма horn, ложки – spoon или лепестковидного выроста-петалоида – flounce.