Социально-экономические, политические и духовные истоки философии.
Истоки философии находятся в духовной сфере жизни людей. Основные духовные источники философии - это мифология, религия и эмпирические знания (полученные путем повседневного опыта). Миф - древнейшая форма духовной культуры. В нем стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образах богов и героев. Природный мир и мир социальный не разделялись. В мифе различные представления увязывались в художественно-образную картину мира, сочетающую естественное и сверхъестественное, знание и веру. В мифах выделяется тема творения, то есть создания мира сверхъестественным существом или богом и тема развития, становления мира из первоначального хаоса или природной стихии. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответа на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождении мира человека, его культурных навыков. Религия формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, является носительницей культурных ценностей, однако религия консервативна, выступает за полное сохранение традиций и обычаев. Религия и философия по-разному раскрывают тайны мира. Основа религиозного мировоззрения - вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия - дело разума, она вере противопоставляет логику, догме - сомнение. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мироздания. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала накопленные эмпирические знания, мифологию, религию, формировала новое миропонимание. В переводе с древнегреческого философия - «любовь к мудрости». Считается, что первым это слово употребил Пифагор. Возникновение и развитие философии обусловлено социально-политическими и политическими факторами. - экономическое развитие в целом. Оно способствовало накоплению знаний, которые необходимо было обобщать и систематизировать. - расширение контактов на основе торговли и судоходства. Оно показывало ошибочность прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами. - разрушение общинно-родовых форм связи между людьми. Оно усложняло жизнь, делало необходимым ориентироваться не на привычку, а на разум. - отделение умственного труда от физического. Оно позволило отдельным индивидам профессионально заниматься теоретизированием, философствованием. - развитие древнегреческой, особенно афинской демократии. Оно вызывало необходимость в умении говорить, убеждать, а, следовательно, и думать, мыслить.
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.
Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).
Предмет – отношения в системе мир-человек.
Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);
- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).
Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.
Примечание: Здесь и далее, помимо вопросов, полужирным шрифтом выделяются термины и высказывания достойные наибольшего внимания.
Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.
Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.
У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.