Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Фригидийское и Лидийское царства




Фригийское царство. Самым важным политическим образова­нием Малой Азии после падения Хеттской державы была Фригия. Фригийцы, видимо, переселились в северо-западную часть по­луострова во второй половине II тысяче­летия до н. э. из Македонии или Фракии. Они продуктивно занимались земледелием и скотоводством. Античные авторы особо упо­минают о виноградарстве и коневодстве. Процветали различные ремесла: обработка камня и дерева, добыча золота и других металлов, ткачество и изготовление ковров и др.

Фригийцы были тесно связаны с со­седними государствами и племенами. Они помогали троянцам в их войне с греками в XIII в. до н. э., но после поражения союзника наряду с хеттами постарались воспользоваться выгодной ситуацией и сде­лать территориальные приобретения в Тро-аде.

Возможно, Фригия сыграла определенную роль в крушении Хеттского царства. Значительная часть его территории досталась фригийцам, которые смешались с ря^дом живших там племен, в частности с мушками, вследствие чего ассирийцы в своих летописях обычно именовали Фригию «страной мушков».

В конце XII в. до н. э. продвижение фригийцев на Восток было приостановлено Ассирией_в_районе Верхнего Евфрата. ВX—VIII вв. до н. э. Фригийское царство достигает наивысшего расцвета. Растет чис­ло городов. Славится фригийская столица: город Гордион на берегу реки Сангария (совр. Сакарья), названный так в честь легендарного царя Гордия, которого греки считали основателем Фригийского царства. Это был мощный город-крепость со стена­ми, сложенными из камня и сырцового кирпича, с широкими воротами и большими крепостными бастионами.

Политическая история Фригии этого пе­риода известна в основном по легендам, которые дошли до нас в переложении гре­ков и римлян, хотя сейчас найдены и над­писи Гордия и его сына Мидаса на вос­точных рубежах государства. Выдающимся фригийским царем они считали Гордия, который якобы был простым землепашцем, имевшим клочок земли и пару волов, но по воле оракула оказался избранным на цар­ство. В легенде рассказывалось и о по­возке Гордия, на ярме которой был за­вязан замысловатый узел («гордиев узел») из лыка дикой вишни. Из уст в уста пе­редавалась легенда, что тот, кто развяжет знаменитый «гордиев узел», станет влады­кой Азии. Когда этот узел показали Алек­сандру Македонскому, тот ударом меча раз­рубил его и... завоевал Азию.

Одним из самых известных фригийских царей был Мидас (конец VIII—начало VII в. до н. э.). Он пришел к власти в резуль­тате жестокой междоусобицы, возникшпосле смерти Гордия. Мидас покровительс­твовал развитию наук и искусства, проводил активную внешнюю политику на востоке, бьи в контакте с греками. В обстановке напряженной борьбы за Восточносредизем-номорское побережье Фригия часто блоки­ровалась с Урарту, Табалом, Каркемишем и выступала в различных антиассирийских коалициях. Однако Ассирия сумела разгро­мить своих противников поодиночке. В ле­тописи Саргона II говорится об успешной борьбе против Мидаса. Во время боев в гор­ной местности ассирийские войска захва­тили 3000 крепостей, 10 городов, 2400 плен­ников и большую добычу. Мидас был вы­нужден признать власть Ассирии и принес­ти ей дань. Это было пр'Одиктованп еще и тем, что внешнеполитическое положение Фригии в конце VIII в. до н. э. резко ухудшилось: на Западных и северо-запад­ных границах ей угрожали греки и ряд малоазийских народов; с востока обруши­лись племена киммерийцев, напор которых она не смогла сдержать. Согласно легенде Мидас, потерпев от них поражение, покон­чил жизнь самоубийством, а Фригийское царство в VII в. до н. э. распалось. Впос­ледствии его территория перешла под власть Лидийского царства, а в 547 г. до н. э. была включена в Персидскую державу.

Лидийская держава. Территория Лидии занимала централь­ный район западной части Малой Азии. В начале I тысячелетия до н. э. Лидия входила в состав могущественного Фригийс­кого царства, но после его ослабления и распада выделилась в самостоятельное го­сударство, столицей которого был крупный город Сарды.

Основой экономики Лидии было разви­тое земледельческое хозяйство. Лидийская почва, орошаемая реками Герм, Пактол, Меандр и удобряемая илом, отличалась пло­дородием. В долинах сеяли зерновые куль­туры, а по склонам гор разводили виног­рад, смоковницу и другие садовые культуры. Огромные пастбища позволяли в больших масштабах заниматься скотоводством, в особенности коневодством. Богатство ме­таллами (золото, серебро, железо, медь, цинк) способствовало расцвету метал­лургического производства. «Золотонос­ная» река Пактол в изобилии давала самородки и золотой песок. Лидийцы умели добывать золото из породы, имели приспо­собления для его очистки.

Лидийцы изготовляли дорогие узорча­тые ткани, роскошные одежды, великолеп­ные головные уборы, обувь. Славилась и их керамика: расписные сосуды и обли­цовочная плитка. Они делали прочный кирпич, хорошие минеральные краски, напри­мер знаменитую сардскую охру.

Находясь на стыке западного (гречес­кого) и древневосточного миров, Лидия вела активную торговлю. Об «оборотистых» ли­дийских торговцах неоднократно упомина­ли античные авторы. Для удобства приез­жих торговцев в Лидии строились гос­тиницы. Согласно античной традиции, Лидия была родиной монеты — наибо­лее удобного средства обращения в тор­говле. В VII в. до н. э. при царе Гигесе стала чеканиться монета из> электрума — природного сплава золота и серебра, затем наладилась чеканка серебряной монеты, а в VI в. до н. э. при Крезе чеканилась уже и золотая. Лидийская монетная система была широко распространена, и ею пользовались, например, греческие города Ионии.

Лидийское общество, как и другиечоб-щества Древнего Востока, было рабовла­дельческим. Господствующее положение в нем занимал класс рабовладельцев, в ко­торый входили богатые землевладельцы, военная и жреческая верхушка, а также крупные торговцы. Интересно описание Ге­родотом богатств некоего лидийского арис­тократа Пифия, который подарил персидс­кому царю Дарию I платан и виноград­ную лозу из чистого золота, а царю Ксер­ксу и его огромному войску, идущему вой­ной на Грецию, оказал роскошный прием. Основную массу производителей и налого­плательщиков в пользу храмов и царской казны составляли свободные мелкие земле­владельцы, пастухи, ремесленники. В самом низу классовой и социальной иерархии ли­дийского общества находились рабы — хра­мовые, частновладельческие и др.

По своему политическому устройству Лидия была монархией. Во главе государ­ства стоял царь. Опору его власти сос­тавлял отряд телохранителей и войско; осо­бенно славились знаменитая конница и ли­дийские колесницы. Цари Лидии привлека­ли на службу и наемников, чаще всего соседей: карийцев, ионийцев и ликийцев. Большую роль при царском дворе игра­ли так называемые царские соправите­ли, присходившие из видных аристократи­ческих родов. Возможно, существовал и аристократический совет. Для решения важных вопросов внешней и внутренней по литики созывалось народное собрание. Од­нако постепенно, с ростом могущества царс­кой власти, оно утратило свое значение. В социальной и политической жизни Лидии сохранились пережитки архаических обще­ственных отношений: деление по родопле-менному признаку, обычаи предков, древ­ние родовые нормы права и др.

Расцвет Лидийского царства падает на VII—VI вв. до н. э., когда к власти приш­ла династия Мермнадов, основателем кото­рой был Гигес (692—654 гг. до н. э.). Он происходил из знатного, но не царс­кого рода и захватил власть в резуль­тате дворцового переворота. Гигес был од­ним из самых могущественных лидийских царей. Он присоединил к Лидии часть Фригии и Карий, Троаду и Мисию, бла­годаря чему лидийцы получили выход к важнейшим морским проливам и торговым путям в Причерноморье. Но интересы раз­вития торговли требовали выхода в Эгейс­кое море. В связи с этим Гигес предпри­нял походы на крупнейшие греческие го­рода Милет и Смирну, которые, однако, не увенчались успехом, но затем ему уда­лось захватить Колофон и Магнезию.. Вмес­те с тем он посылал щедрые дары в гре­ческий храмовый центр Дельфы, поддер­живавший его еще при вступлении на трон, и сохранял дружественные отношения с влиятельным жречеством бога Аполлона.

Если на Западе Лидией велась успеш­ная наступательная политика, то на Вос­токе она с трудом отбивалась от кимме­рийцев, осевших в Каппадокии, безуспешно пытаясь через Киликию выйти к Восточ­ному Средиземноморью. Рассчитывая на помощь Ассирии в борьбе с киммерийцами, Гигес отправил туда посольство и признал ее верховную власть. Опираясь на этот союз, ему удалось одержать победу над киммерийцами. Однако вскоре Лидия нашла себе других союзников в лице Египта и Вавилона, жаждущих освободиться от влас­ти Ассирии, и, вероятно, приняла участие в обширном антиассирийском движении в середине VII века до н. э., беспощадно подавленном Ашшурбанапалом. На Лидию по наущению Ассирии устремились полчи­ща киммерийцев, в сражении с которыми Гигес потерял трон и жизнь, а вся страна и ее столица Сарды к 654 г. до н. э. былизахвачены этими грозными кочевниками. Хотя захватчики сожгли город, но неприс­тупный акрополь лидийской столицы взять все же не смогли. Там и отсиделся нас­ледник Гигеса — новый царь Ардис, кото­рому удалось избавиться 6т киммерийцев ценой подтверждения власти Ассирии над Лидией. Ардис (654—605 гг. до н. э.) вел осторожную внешнюю политику на своих восточных границах, ибо киммерийцы про­должали беспокоить страну; новое их на­шествие вместе с племенами треров прои­зошло около 645 г. до н. э. Но на западе он упорно пробивался к Эгейскому морю, воюя с городами Приеной и Милетом. Вой­на с Милетом, которую вели уже последу­ющие лидийские цари, растянулась на 12 лет, но закончилась заключением почет­ного для Милета мира.

Используя падение Ассирии, Лидия по­пыталась продвинуть свои границы на вос­ток, что привело к враждебным отноше­ниям с Мидией — преемницей ассирийско­го влияния в северной части Передней Азии. Результатом была ожесточенная 5-летняя (590—585 гг. до н. э.) война между Ли­дией и Мидией, завершившаяся миром, на заключение которого повлияло солнечное затмение 29 мая 585 г. до н. э., признан­ное дурным предзнаменованием (во время битвы обе стороны в ужасе побросали ору­жие). Границей между враждовавшими го­сударствами была признана река Галис. До­говор был скреплен династическим браком: мидийский царевич Астиаг женился на ли­дийской царевне. Крупным успехом внеш­ней политики Лидии в этот период было изгнание из Малой Азии воинственных пле­мен киммерийцев.

Внешнеполитический расцвет Лидии приходится на время правления Креза (562—547 гг. до н. э.). Он покорил гре-ческйе~города в Малой Азии, заставив их платить Лидии дань, ч

Опасаясь могущественного Персидского государства, Лидия охотно пошла на кон­такты с наиболее крупными и влиятельными греческими центрами: Спартой, Афинами, Самосом, заключила дружественные союзы с Египтом и Вавилоном. Кроме того, Крез набрал большую армию наемников, но ни армия, ни союзники не' спасли Лидию.

В 547 г. до н. э. Крез первым пе реку Галис и вторгся в Каппадокию. Сра­жение с персами не принесло успеха ни той, ни другой стороне. Крез был вынуж­ден отвести свои войска назад в Сарды, чем немедленно воспользовался персидский царь Кир, который вторгся в Лидию, одер­жал победу под Сардами, взял вскоре саму столицу и захватил в плен Креза. Воен­ной катастрофой 547 г. до н. э. закончи­лась 150-летняя история независимости Ли­дийского царства. Лидия вошла в состав Персидской державы в качестве одной из ее сатрапий.


63. История Урартского царства. В V—IV тысячелетиях до н. э. долины Куры и Аракса в основ­ном по берегам небольших впадающих в них речек были заселены оседлыми зем­ледельцами и скотоводами. В III тысячелетии до н. э. на Армян­ском нагорье и в Закавказье распростра­няется культура раннебронзового века, названная куро-аракской.

Возникновение государства Урарту. Особенно интенсивным процесс разложе­ния первобытных порядков был у пле­мен урартов, обитавших в районе озера Ван. Восемь стран под общим наимено­ванием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В кон­це XII в. до н. э. поход к озеру Ван совершил ассирийский царь Тиглатпала-сар I. Он повествует о своих победах над 23 «царями» местной страны, которые име­ли свои колесницы и дворцы. Скорее всего речь идет о предводителях небольших тер­риториальных объединений, подобных пле­менным вождям, захороненным в триалет-ских курганах. Колесницы находились на вооружении тогдашних армий и в опреде­ленной мере символизировали военную власть местных правителей — недаром их помещают в богатые погребения.

Плодородные земли в Ванском районе способствовали развитию земледелия, и скоро именно эта область становится цент­ром нового государственного образования Древнего Востока. В XI—X вв. до н. э. здесь идет объединение мелких владеншГв более крупное образование, носящее уже характер государства. Видимо, к этому вре­мени восходят и первые попытки созда­ния местной урартской письменности на основе иероглифики, близкой в ряде от­ношений к хеттской.

В документах ассирийского царя Ашшур-нацирапала II (IX в. до н. э.) вместо многочисленных мелких владений уже упо­минается одна страна, носящая имя Урарту. Ее центром были земли тю восточным и северным берегам озера Ван. Другое госу­дарственное объединение урартских племен под названием Муцацир сложилось k юго-западу от озера Урмия. Здесь находился общеурартский культовый центр, особо по­читаемые храмы и святилища.

Консолидация первых урартских госу­дарственных образований в середине IX в. до н. э. была вызвана необходимостью объ­единения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым правителем объединен­ного Урарту стал царь Араму (864—845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури I (835— 825 гг. до н. э.) уже официально оформ­ляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, полностью заим­ствованный у ассирийских царей, в котором только название Ассирия заменено именем Урарту.

С целью идеологического сплочения разноплеменной державы проводится и своего рода_религиозная реформа с выде­лением трех главных божеств: Халди — бо­га неба, Тейшебы — бога грома и дождя, Шивини — бога солнца.

Урарты уводили из захваченных областей в качест­ве добычи многочисленные стада, но в от­личие от большинства ассирийских набегов не разоряли присоединяемые территории. В надписях оговаривается, что часть иму­щества оставлялась покоренным странам, которые отныне должны были представлять надежный оплот Урартского государства.

Ванское царство на вершине могущест­ва. Подлинным создателем урартского мо­гущества был царь Менуа (810—786 гг. до н. э.). Большое внимание Менуа уделял организации армии. Урартская армия переходит на лучшие в Передней Азии ас­сирийское вооружение и ассирийские воен­ные доспехи. Военные походы Менуа, в которых он принимал личное участие, идут в двух направлениях — на юго-запад, в сто­рону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Евфрата, и на север, в сто­рону Закавказья.

Большое внимание уделял Менуа орга­низации зависимых владений. Видимо, в ря­де из них оставались местные правители(«под условием выплаты дани»), но однов­ременно назначались и представители цент­ральной власти — областеначальники.

При сыне и преемнике Менуа — Аргиш-ти I (786—764 гг. до н. э.) Урартское государство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии, за господство на основных торговых путях, проходивших через Восточное Средиземно­морье. Правление Аргишти — это зенит мо­гущества Урартского госуда рства.

В 735 г. урарты потерпели военное поражение от Ассирии, и ряд центральных районов Урарту был предан мечу и огню. В открытом военном проти­воборстве с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство еще не была закончена.

Вступив на престол, Руса I застал державу поколебленной военными неудача­ми, но энергично взялся за ликвидацию смут и вскоре полностью овладел положе­нием. Видя, с какой энергией и успехами Руса I укрепляет могущество Урарту, Ас­сирия поспешила нанести своему сопернику второй военный удар. В 714 г. до н. э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, направилась в Урарту. Руса I, узнав о падении Муцацира, по­кончил с собой. Государство Урарту окончательно потерпе­ло поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив эту роль Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось по­бедой Ассирийской военной державы.

Однако подлинная угроза Урартскому государству крылась не в Ассирийской державе, а, в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию вслед за киммерийцами и создавших в 70-х годах VII в. до н. э. собственное «царство» в Северо-Западном Иране. Их удары были тем более опасными, что они затрагивали и глубокие тылы Урарту, остававшиеся практически недосягаемыми для ассирий­ской агрессии. Вынужденное уделять ос­новное внимание обороне, лишенное огром­ных масс военнопленных, Урарту посте­пенно сдает свои позиции на международ­ной арене.


12. Урартское общество и культура. Большую роль в возвышении и расцвете Урарту сыграла развитая экономика страны. Ее основой были земледелие в районе плодородных равнин и низменностей и спе­циализированные ремесла, связанные в пер­вую очередь с металлургией и обработкой металлов.

Государство уделяло особое внимание подъему и организации экономики страны, в первую очередь поливного земледелия. Надписи урартских царей регулярно сооб­щают о проведении каналов, устройстве во­дохранилищ, создании садов и виноградни­ков.

Значительное место в экономике стали занимать царские хозяйства, создаваемые почти каждым урартским правителем.

Центрами царских хозяйств во многих случаях становились создаваемые прави­тельством города-крепости. Значительно меньшее значение имели храмовые хозяйства.

Социальная структура урартского об­щества отражает особенности и противо­речия, свойственные рабовладельческим об­ществам древневосточного типа. Свободное население Урарту насчитывало около 1,5 млн. человек. Значительную его часть со­ставляли общинники, обозначаемые терми­ном «вооружённые свободные люди племе­ни». Община сохраняла в какой-то мере самоуправление и выступала в структуре Урартской державы как особая единица, игравшая важную роль в сельскохозяйственном производстве. Иногда в распоряжении общины имелись и рабы.

Верхушку урартского общества пред­ставляла военная и служилая знать. Это были члены правящей династии, много­численные родственники царя, часть пле­менной знати и потомков правителей мел­ких владений, вошедших в основное ядро Урартской державы. Но все большее значе­ние приобретала прослойка, связанная с военно-административным аппаратом: глав­ный военачальник, его помощники, на­местники провинций — областеначальники. Постепенно система управления разраста­лась и усложнялась. Так, управляющие царскими хозяйствами именовались «дер­жателями печати»; те, кто ведал финан­совыми делами,—«человек денег», «человек счета»; организаторы сельскохозяйствен­ного производства—«человек посева», «старший пастух».

Весьма многочисленным в Урарту был класс рабов и лиц подневольного труда, близких к рабскому состоянию. Основным источником рабства были многочисленные войны, одной из главных целей которых и было получение новых контингентов рабочей силы. Термин «раб» в урартском языке означал в первую очередь чужака, военнопленного. В Урарту, как и в Ассирии, образовывались поселки государ­ственных рабов, обязанных вести самостоя­тельное хозяйство; часть рабов поступала в царские хозяйства, трудилась на полях и в мастерских. Жестокая эксплуатация и бесправие рабов в той же мере характер­ны для Урарту, как и для всего Древ­него Востока.

Политический строй Урарту был нап­равлен на осуществление основных задач, стоявших перед государством. Организация непрерывного притока рабов-военноплен­ных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держатьв смирении и покорности эксплуатируемые социальные группы своей страны требовали особого внимания к армии и к военной организации. Урартские цари предпри­нимают постоянные усилия по оснащению и совершенствованию вооруженных сил. Ос­нову их составляла профессиональная ар­мия, полностью находившаяся на царском довольствии. Ассирийцы отмечали мастер­ство урартов в тренировке лошадей, пред­назначенных для конницы.

Значительное внимание урартское пра­вительство уделяло и организации центра­лизованной административно-хозяйствен­ной системы. Государство было разделено на наместничества, во главе каждого стоял областеначальник, располагавший воин­скими силами и обширным администра­тивным аппаратом. Стремясь к централи­зации, цари постоянно направляли прави­телям областей и чиновничьему аппарату многочисленные, порой мелочные предписа­ния. Урарт­ская держава объединяла области, весьма различные и в этническом отношении, и по уровню хозяйственного развития. Усилия урартских царей по подъему экономики не привели к созданию единой хозяйственной системы. Сформировались по крайней мере два экономических центра — ванский и за кавказский. Успешное функционирование царских хозяйств во многом зависело от постоянного притока рабов-военнопленных, т. е. от удачных войн. В этом были ос­новные причины внутренней слабости Урарту, повлиявшие в конечном итоге на его судьбу.

. Урарты по языку были родственны хурри-там. В урартской дворцовой канцелярии, в характере оформления документов, в при-'меняемой клинописной скорописи отчетли­во прослеживается связь с хурритско-хет-тскими традициями. Придворная культура Урарту многое восприняла от Ассирии с ее ориентацией на прославление царя, царско­го войска, мощи и силы в любом их прояв­лении.

Об урартской архитектуре можно судить по широкому распространению мощных крепостей и благоустроенных городов. Крепости, являвшиеся в большинстве слу­чаев одновременно и цитаделями город­ских поселений, располагались на естест­венных возвышенностях и скалах.

Придворную культуру Урарту отличает стремление создать впечатление богатства, могущества и пышности.

Традиции и каноны, выработанные урар-тами, были унаследованы другими народами Закавказья, скифскими племенами, а неко­торые элементы проникли в культуру Древнего Ирана и ранней Греции.


33. Протописьменный период в истории древнего Шумера. В XI—VIII тысячелетиях до н. э., в эпо­ху мезолита, в горных районах, прилегаю­щих к долине Тигра и Евфрата, жили племена земледельцев и скотоводов. Темпы развития ускоряются в эпоху неолита. ;В VII тысячелетии до н. э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамс-кой низменности, появляются поселения так называемой культуры Джармо. В середине и второй половине VI тыся­челетия до н. э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап по имени наи­более характерного поселения — Хассу-на — носит название хассунской куль­туры.

Хассунские племена продвигаются на юг до района современного Багдада (Телль-ас-Савван, Самарра). Хассунцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали три вида пшеницы, четыре вида ячменя, а также лен.

В V тысячелетии до н. э. в жизни обитателей Месопотамии появляются изме­нения, связанные с новой культурой, назы­ваемой халафской по имени поселения Телль-Халаф. Более всего новое проявля­ется в развитии различных производств.

В период неолита формируются рели­гиозные верования древних обитателей Се­верной Месопотамии. При раскопках встре­чаются статуэтки животных, например бы­ка, который, видимо, был тотемом халафс-ких племен, глиняные женские фигурки с вмазанными в них зернами, что свиде­тельствует о почитании богини-матери, подательницы урожая. Зарождается заупо­койный культ с разными типами погре­бений и увеличивающимся погребальным инвентарем.

В это же время шло продвижение племен дальше, на юг. В последней трети V — первой половине IV тысячелетия до н. э. и характеризуется наличием системы оросительных каналов. Этот новый этап в развитии Месопотамии отличается расцве­том ремесел: керамического, металлургического, ткачества.

Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерс­кой цивилизации связаны с урукской куль­турой (вторая половина IV тысячелетия до н. э.). Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быст­рыми темпами^ идет процесс отделения ре­месла от земледелия. Выделяется гончар­ное ремесло.

Одновременно с развитием производи­тельных сил кардинальным образом меня­ются и производственные отношения. Быст­рыми темпами идут имущественное рас­слоение и социальная дифференциация общества. Особую со­циальную группу образуют рабы и близкие им по положению подневольные работники.

По мере усложнения социальной струк­туры происходит и обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно в значи­тельной мере сосредоточивало в своих руках функции управления сложным ирригацион­ным хозяйством.

Достигнутые в общественно-экономи­ческом развитии результаты закрепляются в конце IV — начале III тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные ору­дия труда и оружие (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т. д.) и даже появляется бронза.

Южная Месопотамия в XXVIII— XXIV вв. до н. э. В начале III тысячелетия до н. э. на территории Месопотамии жили уже многие разноязычные народности, среди которых выделяются: на юге — шумеры, в среднейчасти долины Тигра и Евфрата — аккадцы, а на севере — хурриты. В разных районах страны из небольших поселков вырастали крупные городские центры: Ашшур, Мари, Ниневия и др. Но именно шумерский юг, где в первой половине III тысячелетия до н. э. уже существовала целая плеяда городов-государств: Эреду, Ур, Ларса, Урук, Лагаш, Умма, Шуруппак, Иссин, Ниппур, Киш,— играл в этот период ведущую роль в исТбрии Месопотамии. Здесь происходили основные исторические процессы, характер­ные для периода, который принято назы­вать раннединастическим и который охва­тывал XXVIII—XXIV века до н. э.

Экономический подъем Шумера в III тысячелетии до н. э. был обусловлен раз­витием земледельческого хозяйства на базе ирригации и более широким, чем прежде, использованием металла. Происходит отделение торговли от ре­месла.

Быстрыми темпами развиваются рабо­владельческие отношения. Основным источ­ником рабства является война. Рабов клеймили, со­держали в колодках, нередко они работали под контролем надзирателей, подвергались побоям. Рабыни трудились в качестве пря­дильщиц, ткачих, зернотерщиц, носилыциц, работали на кухнях и скотных дворах. Рабов-мужчин использовали как землеко­пов, носильщиков, садовых работников.

Кроме рабов в шумерском обществе было много подневольных работников: разо­рившиеся и лишившиеся своих наделов об­щинники, младшие члены бедных семей, лица, пожертвованные в храмы по обету, пришельцы из других общин, совершившие те или иные преступления граждане. Такие подневольные работники трудились рядом с рабами как в храмовых, так и в частных хозяйствах, их положение было близким к рабскому. Верхушку шумерского общества раннединастической эпохи составлял класс рабовладельцев. К нему принадлежали ро--довая знать, высшее жречество, представи­тели администрации.

Класс мелких производителей, состав­ляющий примерно половину населения в шумерском городе-государстве, был пред­ставлен рядовыми общинниками, владев­шими небольшими наделами общинной зем­ли, объединенными в территориальные и большесемейные общины.

Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное вла­дение большим семьям, из которых состоя­ла община.

По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.


36. Раннединастический период в истории древнего Шумера. По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство. Однако на первых порах оно сохраняло много черт и институтов первобытной демократии.

В начале раннединастического периода (XXVIII—XXVII вв. до н. э.) во главе горо­да-государства стоял «эн» — верховный жрец (иногда жрица), возможно выбирав­шийся на эту должность. Иногда употреблялся термин «лугаль», ко­торый мог быть эпитетом по отношениюк «эн» и переводиться как «большой чело­век, господин, царь», а мог означать и другое лицо — военного вождя, осуществлявшего эту функцию во время военных действий. Однако чаще всего тот же «эн» избирался военачальником и в этом качестве руково­дил действиями военных отрядов — основы будущей армии.

В дальнейшем во главе шумерских го­родов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Власть «энси» была выборной, и его правле­ние в связи с этим называлось «чередом».

На протяжении всего ранне-династического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воинов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов со­вета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особен­но в вопросе о войне, суд на основе обычно­го права, поддержание внутреннего поряд­ка, управление общинным имуществом.

С развитием имущественного неравен­ства и классового общества роль народ­ного собрания уменьшается, совет же ста­рейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правите­лю и ограничивая его власть. Однако посте­пенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает та­кая форма монархии как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия.

Ранние шумерские государства были небольшими по территории, обычно они включали один крупный город с соседней сельскохозяйственной округой (иногда и другими мелкими городами). Самым древ­ним городом шумеры считали южный город Эреду, куда они, по преданию, переселились с острова Тильмун (совр. Бахрейн) в Пер­сидском заливе. Низкий уровень экономического развития, позволявший осуществлять производство и обмен продук­тов лишь внутри небольшого территориаль­ного объединения, отсутствие необходи­мости в широких экономических связях, еще не развившиеся социальные противо­речия, небольшое количество рабов и пат­риархальный способ их эксплуатации, до определенного времени не требовавший масштабных средств насилия, отсутствие могущественных внешних врагов — все это способствовало сохранению небольших го­родов-государств (типа египетских номов) на территории Южной Месопотамии на про­тяжении всего раннединастического пе­риода.

Но между городами-государствами шла ожесточенная борьба за политическую гегемонию, в ходе которой то одному, то другому из них удавалось на время возвы­ситься и играть преобладающую роль.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2604 - | 2280 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.