Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


История Новохеттского царства (14-13 в. до н.э.)




В начале XIV в-, до н. э. происходит возрождение Хеттского царства, связанной с деятельностью одного из самых выдаю­щихся хеттских царей Суппилулиумы, ис­кушенного дипломата, способного полко­водца, дальновидного политика. Умело ис­пользуя благоприятную международную си­туацию, сложившуюся в Передней Азии в связи с ослаблением могущества Еги­петского царства, касситского Вавилона, го­сударства Митанни, Суппилулиума наращи­вает военную мощь Хеттского царства. На вооружение хеттов были приняты легкие и быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На такой колеснице находилось три воина (возница, стрелок и щитоно­сец) — целый экипаж, который мог нанести большой урон строю вражеских воинов. Суппилулиума укрепил крепостными соору­жениями ряд хеттских городов, и прежде всего столицу Хаттусу. Первоначально он направил оружие против царства Арцава. Используя дипломатию, Суппилулиума пос­тавил под свой контроль сильное государст­во Киццувадна. Выдав замуж за царя Хайа-сы свою дочь, Суппилулиума закрепился на южных склонах Восточно-Понтийских гор и получил доступ в горный район, бо­гатый металлами, в том числе и железом.

Опираясь на эти успехи, Суппилулиума воспользовался^ ослаблением внешнеполи­тической активности-Ег-идха. во времена Эхнатона и активно вмещалсЛ-Амеждоусоб­ную борьбу мелких княжеств Восточного Средиземноморья. Хетты проникали на Средиземноморское побережье вплоть до устья Иордана, распространяя свое поли­тическое влияние на эти районы, ранее тяготевшие к Египту.

Венцом внешнеполитических успехов Суппилулиумы былсПТокорение Митанни, ' одного из самых опасных соперников хеттов в борьбе за гегемонию в Передней Азии. Сначала он захватил принадлежащие Ми­танни сирийские города и области: Халпу, Нухашше, Нию и Каркемиш. Каркемиш был колонизован хеттскими поселенцами, сильно укреплен и превратился в одну из главных крепостей Новохеттской державы. Управление им было передано хеттскому царевичу. Суппилулиума умело вмешался в борьбу за власть в Митанни, начавшуюся после смерти царя Тушратты, завладел всей страной и посадил на трон сына Тушратты Шаттивасу, который стал его зятем и за­висимым правителем. В результате напря­женной деятельности Суппилулиумы Хет­тское царство превратилось в могуществен­ную военную державу, простиравшуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Па­лестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

При втором преемнике Суппилулиу­мы — царе Мурсили II (ок. 1340 г.—1305 г. до н. э.) Хеттская держава еще более уси­ливается. Главные военные события в этот период развернулись в юго-западной части Малой Азии, где сложилась опасная коа­лиция во главе с традиционным против­ником хеттов — царством Арцава. Хеттам удалось ослабить коалицию и привлечь на свою сторону правителей Южной Фригии и Ликии, а также город Милаванда (Мила-ват, позднейший Милет). Однако в целом она оставалась весьма сильным соперником. Решительное сражение между войсками ар-цавской коалиции и хеттами произошло у города Вальмы в Южной Фригии. Войс­ко Арцавы было разбито. Царь Арцавы и его наследник бежали в соседнее царство Аххиява, а хеттские войска захватили го­род Апасу (позднейший Эфес) и вышли к берегам Эгейского моря. Арцава попала в зависимость от хеттского царя. Большая часть Малой Азии перешла под власть хет­тов. Это был апогей военного могущества великой Хеттской державы.

Однако уже в кони$ правления Мур­сили II внешнеполитическая обстановка в Передней Азии осложнилась. При воинст­венных фараонах XIX династии Сети I и особенно при Рамсесе II Египет укрепил свое военно-политическое могущество и на­чал серию войн за возвращение областей Восточного Средиземноморья. Вспыхнула ожесточенная борьба двух великих держав того времени — Египетской империи и Хет­тской державы — за преобладание в Перед­ней Азии. Одно из решительных сражений произошло при Кадеше, в 1296 г. до н". э., где египетская армия во главе с фараоном Рамсесом II потерпела поражение, а самому фараону с большим трудом удалось спас­тись и увести остатки своей армии в Еги­пет. Рамсес II учел уроки своего пораже­ния, вновь собрал значительную армию и, используя ее силу и свое дипломатическое искусство, начал постепенно вытеснять хет­тов из Восточного Средиземноморья. За­висимые от хеттов мелкие княжества Па­лестины и Сирии стали проявлять сепа­ратизм и были не прочь опять перейти на сторону Египта. К тому же осложнялась политическая обстановка в самом Хеттском царстве. После смерти царя престолом на­сильственно завладел его младший брат Хаттусили III, отстранивший от власти своего племянника. Чувствуя непрочность своего положения, Хаттусили III не мог вести решительную борьбу с Египтом. К тому же на юго-восточных границах Хет­тского царства стала усиливаться Ассирия, угрожая владениям хеттов в северной части Восточного Средиземноморья.

В связи с этим между Египтом и Хет­тским царством наметилось сближение, за­кончившееся заключением мирного догово­ра (1280 г. до н. э.). Согласно договору, большая часть Сирии и Северная Финикия стали зоной хеттского влияния, а Палес­тина и Южная Финикия — египетского. Стороны обязались выдавать перебежчиков, поддерживать друг друга военными силами против внутренних и внешних врагов. Еги­пет стал снабжать Хеттское царство хлебом, а хетты ввозили в Египет железо, серебро, строевой лес. Договор был скреплен динас­тическим браком: дочь хеттского царя стала женой Рамсеса II.

Теперь Хаттусили III смог выступить против Ассирии. Попытка остановить асси­рийское продвижение с помощью вавилонян не удалась. Ассирийцы разбили вавилонян, захватили Митанни и дошли до Каркемиша. Хаттусили III с большим трудом сдержи­вал их натиск. Его преемники продолжали активную политику лишь на западе, а на юге и востоке ограничивались оборонитель­ными действиями.

Воспользовавшись тем, чти i реки раз­громили Троянское царство (вторая поло­вина XIII в. до н. э.), хетты захватили Троаду и разрушили Сарды. Однако этот успех, как оказалось, стал последним прояв­лением хеттского могущества. В конце _ХШ _в. до н. э. создалась мощная коалиция народов моря с побережья и островов Эгейского моря), отличающихся пестрым этническим соста­вом, но говоривших на индоевропейских языках. Как смерч, они обрушились^ на государства Передней Азии. Египту с боль­шим трудом удалось отразить их нападение. Но Хеттское царство не выстояло. «Наро-ды~моря» разгромили хеттские войска, не помогли и знаменитые хеттские колесницы. Столица Хаттуса была взята штурмом, под­верглась полному разорению, а Хеттская держава навсегда прекратила свое сущест­вование (около 1140 г. до н. 3.).jia месте рухнувш'ёи^Хёттской державы в XII — VIII вв. до н. э. существовал ряд мелких госу­дарств, сохранявших хеттские традиции и культуру. Наиболее процветающими^ из них были Табал и Хатти со столицей в Кар-кемишё. К концу VIII в. до н. э. большая часть этих государств оказывается в руках Ассирии. Хеттские языки и хеттская пись­менность исчезают, а само название хеттов забывается.


Хеттская культура

Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже об­ладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздейс­твие этих высокоразвитых центров. Доволь­но сильным было и хурритское влияние.

Правда, в религии хеттов заметно выс­тупают черты этнического своеобразия. Встречается упоминание о тысяче богов и богинь Хеттской страны, хотя практическое значение имело почитание ограниченного числа небожителей. Так, верховным покро­вителем столичной Хаттусы был бог грозы. Наряду с ним почитался и хурритский бог Тесуб, также считавшийся богом грозы. Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. В Хаттусе почиталась также богиня солнца, считавшаяся супругой бога грозы; упоминается и божество солнца муж­ского рода. Были популярны различные боги плодородия, в первую очередь Телепин, напоминавший египетского Осириса и шу­мерского Думузи; с ним связывались пред­ставления о смене времен года. Местным киликийским богом плодородия был Сан-дан, изображавшийся с огромной кистью спелого винограда,— в какой-то мере про­образ греческого бога виноделия Диониса. Супругой бцга плодородия была богиня-мать Ма, которая нередко называлась ак­кадским именем Иштар. Известен также бог

ворот Ariyjijiyjm, возможно, ставший прооб­разом греческого Аполлона. Большую роль играл культ священных быка, льва и других животных и птиц. Постепенно происходила известная унификация религиозных предс­тавлений, создавался единый пантеон богов. С усилением царской власти храмы и жре­ческие коллегии все более попадали под ее контроль, царь стал отождествляться с солнечным богом.

Среди сохранившихся хеттских пись­менных произведений весьма интересны подробные и развернутые царские «автобиографии, скорее всего составлявшиеся не самими царями, а придворными писцами. В них есть яркие эмоциональные образы отмечены глубокие переживания и прово­дится своеобразная этическая концепция. Так, в детальной «автобиографии» Хаттуси-ли III делается попытка оправдать отстра­нение от власти племянника, ссылаясь на его коварство и неблагодарность (мораль­ный момент), а также на волю богини Иштар (религиозное обоснование). J8 хет­тских летописях делались попытки разде-"лить историю~страньГ]н|Г три периода. Об­разованная хеттская верхушка интересо­валась прошлым не только своей страны. В хеттских архивах сохранились литератур­ные произведения, повествующие, напри­мер, о событиях из истории Аккада.

Распространение в Хеттском царстве (в связи с развитием давних историчес­ких связей, например с Месопотамией) чу­жеземных языков вызвало необходимость в соответствующих пособиях: имелись трехъязычные, шумеро-вавилоно-хеттские словари. Известен_замечательныи_учебник по коневодству, составленный главным ко-"нюшенным хеттского царя митаннийцем Киккули.

Хеттское государство, будучи прежде всего военной державой, усиленно заботи­лось о развитии фортификации. Характер­ной особенностью укреплений хеттских го­родов было наличие двойных-стед. В Хат-тусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены соору­жались из огромных каменных блоков, тща­тельно подогнанных друг к другу. К ус­лугам царя и его приближенных в городе было четыре дворца, причем в «нижнем дворце» имелось специальное святилище. Хеттские статуи и рельефы, подобно хур-ритским, отличались некоторой массивнос­тью и тяжеловесностью, своего рода мону­ментальностью, давящей на зрителя. Для примера можно назвать скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя, где изображены две встречные процессии муж­ских и женских фигур, стоящих на зверях и птицах. Обе процессии возглавляются бо­гом и богиней, видимо, вступающими в священный брак. В целом для хеттской культуры характерна рациональная дело­витость, несколько прагматическая ориен­тация на главные нужды монархии, в кото­рой успехи на поле брани и возвеличение царской власти составляли основные заботы.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 774 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2268 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.