ПРИНЯТИЯ ОБЩЕЗЕМСКИХ ПРИВИЛЕЕВ
Привилей от 20 февраля 1387 года.
В 80-е годы XIV века новый великий князь Ягайло проводил традиционную для Великого княжества Литовского политику. На его действия накладывала свой отпечаток своеобразная политическая ситуация, создавшаяся во взаимоотношениях между представителями правившей династии Гедеминовичей-Ольгердовичей, с одной стороны, и местных (более древних династий), с другой. К этому добавлялась крайне тяжелая и неблагоприятная для государства внешнеполитическая обстановка. В своей деятельности Ягайло вынужден был считаться с геополитическими претензиями Короны Польской, Ордена, Московского княжества, татарских ханов и государств Западной Европы.
В первой половине 80-х годов были созданы условия для политического объединения Польши и ВКЛ. Корона шла на союз охотно. Большие разногласия вызывал вопрос об унии у литовской стороны. К 1385 году в княжестве фактически не был решен вопрос о власти, и стояла проблема сохранения территориальной целостности государства. Корректно будет указать на три политические силы, боровшиеся в этот период времени за власть в ВКЛ: Витовт. Андрей Полоцкий и Ягайло. Разрешить кипящее противоречия могла та сторона, которая заручится более надежным и могущественным внешним союзником. После своей неудачной попытки сблизиться с Москвой Ягайло сделал ставку на Польшу. В то же время, его политические противники внутри княжества опирались на Орден или великого князя московского.
Решившись на союз с западным соседним государством, великий литовский князь шел на то, что бы перенять и культурные ценности Польши. Они могли быть использованы им и в политических целях по укреплению своей личной власти в ВКЛ. Одним из основных достижений польской правовой мысли к XIV веку было издание общеземских привилеев королями Польши.
Этому же принципу последовал и Ягайло в 1387 году. Он издал три привилея - 20 и 22 февраля, а также грамоту от 3 марта.
Внутренние противоречия с восточными православными князьями (Андреем Полоцким, Дмитрием Брянским и Дмитрием Волынским), по нашему мнению, не позволили князю уравнять в дававшихся грамотами правах православных и католиков. Зато наделение особыми привилегиями Витовта могло способствовать временному союзу с ним и борьбе против сближения восточных земель - Полоцка и Витебска - с Москвой. С другой стороны, православная сторона, с изданием привилея, практически не теряла ни одно из своих старинных прав. Она просто не получала новых. Это вело не к бесправию ортодоксальных христиан, а к тому, что они не получали опасных, с точки зрения целостности государства, политических, имущественных и судебных прав. Кроме этого Ягайла смог привлечь на свою сторону католические силы ВКЛ и Польши для борьбы с восточным сепаратизмом и для продолжения гражданской войны в княжестве.
Грамота от 20 февраля, с текстом которой студенты могут познакомиться в приложениях, давала феодалам католического вероисповедания следующие привилегии:
1. Возможность свободно распоряжаться недвижимой собственностью.
2. Право свободно выдавать замуж своих вдов, внучек и родственниц.
3. Феодалы-католики освобождались от всех государственных повинностей, кроме замковой и военной.
В грамоте была зафиксирована попытка упорядочить вопросы наследственного права и судопроизводства. Так вся территория княжества, в соответствии с текстом грамоты, делится на административные единицы - каштелянии, поветы и области со своим собственным судебным аппаратом каждая. Наблюдается попытка сократить штат судебных чиновников до одного судьи и юстициария на одну административно-территориальную единицу. Здесь, как мы видим, центральная власть не расширяла. А наоборот сокращала права католиков на местах. Делалось это путем сокращения количества судов, действовавших в различных частях княжества.
В разделе грамоты, касающемся наследственных прав женщин можно проследить стремление власти обеспечить землей и имуществом детей умершего, как будущих слуг государства, наследством и попытку сохранения земельных владений в руках старых родов государства. Получалось, что вдова после смерти мужа не могла передать его земли во владение новой семьи, если она решит выйти замуж вторично. Имения не могли перейти под власть иностранцев или служить цели укрупнения и увеличения богатства нового рода. Из этого можно сделать вывод, что великий князь стремился письменно закрепить свое исключительное право на пожалование новых земель отличившимся перед ним подданным.
Привилей 1413 года.
Как известно, после победы под Грюнвальдом, Витовт постарался в очередной раз разорвать отношения с Польшей и Ягайло. Поэтому польский король был вынужден начать новые переговоры о восстановлении унии Короны и ВКЛ. В 1413 году в замке Городле над Бугом состоялся съезд польских феодалов и, вероятно, 47 феодалов-католиков княжества. Польская сторона подарила на этом съезде новые права и свои гербы католикам ВКЛ.
Витовт пошел на заключение этого союза по той причине, что оказался в том же положении, что и Ягайло в 1387 году. Его централизаторская политика встречала сопротивление в отдельных землях ВКЛ. Для поддержания огромного государства, которым постепенно становилось княжество, нужен был мир с соседними государствами. Войны, которые князь вел в конце XIV века и в начале XV подрывали экономическую мощь государства. Нужно было заниматься восстановлением хозяйственных связей, с одной стороны, и освоением новых, присоединенных территорий, с другой. Кроме этого, отказ от унии мог привести к тому, что ВКЛ получило бы на своих западных границах открыто враждебное государство.
В соответствии с текстом грамоты от 2 октября 1413 года все феодалы-католики получали право участвовать в выборах великого князя, могли избираться в сейм и иметь официальные гербы. Фиксировалась относительная свобода от католических церквей от светской власти.
В отличие от привилея 1387 года указывалось, что права подданных по распоряжению своим имуществом ограничиваются со стороны короля. Именно он накладывал свое разрешение на все виды разрешенных операций с имуществом феодалов. Последние должны были декларировать свои операции с собственностью лично перед князем или его чиновниками. Этим обеспечивался контроль за земельными сделками со стороны государства.
Особо следует отметить тот факт, что через всю грамоту проходит мысль об унификации правовых норм ВКЛ и Польши. При этом происходило перенятие норм, действовавших в Короне.
Привилей 1434 года.
С заключением Городельской унии удалось оттянуть войну между ВКЛ и Польшей. Однако после смерти Витовта княжеский престол занял Свидригайло Ольгердович. Он повел открыто враждебную по отношению к Короне политику. После 1430 года начались военные действия между двумя государствами. В 1432-1434 гг. отношения их немного наладились. Однако противоречия не были решены полностью. Польша не смогла инкорпорировать ВКЛ в свой состав, а княжество не получило самостоятельности и внутреннего единства. Со смертью Ягайло в 1434 году уния двух государств была полностью прекращена.
Как ставленник восточных частей княжества, Свидригайло должен был выступать с идеями защиты их прав и расширения привилегий. В своей деятельности до 1430 года он опирался на поддержку Москвы, был ей обязан и не мог не учитывать ее стремлений. Высшие должности в государстве теперь стали занимать православные феодалы, что создавало угрозу для прокатолических и католических кругов в обеих державах. Польша не могла напрямую отвергнуть те преобразования, которые были им сделаны ранее.
После неудачного покушения на нового великого князя в 1432 году на престол был посажен брат Витовта - Жигимонт. Его кандидатура была выгодна Короне по той причине, что при своем брате он не занимал больших должностей, считался правителем небольшого городка Стародуба, и его можно было использовать как игрушку в руках Ягайло. Это привело к расколу государства на управляемое Жгимонтом Великое княжество Литовское и Великое княжество Русское, управлявшееся Свидригайло.
Для того, чтобы лишить своего противника основных сил (военных и политических) в лице православного населения, Ягайло пошел на уравнение в правах католиков и православных в ВКЛ. По этому поводу были изданы привилей 1432 и 1434 гг.