Нормы уголовного права находят отражение в «Кормчей книге» 1650 г., изданной патриархом Иосифом, в компиляции второй «Избрания от закона Богом данного израильтянином Моисеом (Моисеем)», которая начинается с призыва к справедливому суду и соблюдению основных заповедей христианства. Исходя из принципа правосудия, в ней рассматриваются некоторые нормы уголовного права. Их можно разделить на три группы:
1. Нормы, регулирующие отношения между родителями и детьми. Так, за избиение отца или матери, или злословия по отношению к ним предусматривается смертная казнь. В Библейском Левите данная норма выражена следующим образом: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем». (Цитирую по статье: В.А. Глухов. Становление церковной юрисдикции в Киевской Руси X-XI веков// Российская юстиция. 2006,№3,с.56)
2. Нормы направленные на охрану личности и имущества, предусматривающие такие деяния как: убийство человека – как вольное, так и невольное (при этом предусматривающие ситуации убийства не родившегося ребенка, находящегося в утробе женщины в результате полученных ее побоев и убийство господином раба). Кража человека с последующей продажей. Удары, причиненные в драке различными предметами. (см. там же: Глухов В.А. Указ соч. с.56)
Нормы, предусматривающие наказание за различные виды прелюбодеяния. Этим нарушениям уделяется большая часть второй книги Моисея, особенно глава 25 Исхода – «О растливших девицу» (данное преступление карается забрасывание обоих камнями до смерти, в случае установления факта насилия со стороны мужчины, наказание смертью только его). В третьей книге Моисея анализируется выборочные нормы из Исхода и Левита, содержавшихся в Ветхом Завете. Там в главе 26 «О прелюбодеяниях» говорится, что если мужчина прелюбодействует с замужней женщиной, или с женой ближнего своего, то предусматривается смерть для обоих. В главе 29 за блуд жены со скотом полагалась убить жену и скотину. Глава 31 за совершение греха с мачехой предусматривала смерть для обоих. Такое же наказание в главе 35 грозило за сожительство со снохой. По главе 37 за связь с дочерью и матерью сжигали всех троих. За связь с родственницей назначалась смерть. В главе 43 смерть назначалась за связь мужчины с мужчиной и женщины с женщиной (см.: Глухов В.А. Указ соч. с.56).
Вопросам преступлений и наказаний посвящен XVII титул «Эклоги». Это один из наиболее ярких ее разделов, отражающий основные тенденции развития уголовного права в Византии. Недаром именно XVII титул «Эклоги» был использован при составлении «Закона Судного людем». Студентам следует проанализировать, какие виды преступлений и наказаний рассматриваются в XVII титуле «Эклоги». Какие обстоятельства принимаются здесь за внимание при назначении наказания?
Отличительной чертой византийского уголовного права является жесткость наказаний. Значительный круг преступлений в «Эклоге» предусматривает смертную казнь, ее квалифицированные виды, или членовредительские наказания (отсечение рук, отрезание языка). Это объясняется, с одной стороны, сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII веке, связанной с борьбой императоров – иконоборцев Льва III и Константина V за усиление своей власти. С другой стороны, формирование системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций государства. «Эклога» сохранила лишь простой вид смертной казни (обезглавливание). Она почти не знала конфискацию имущества. Членовредительные наказания были введены вместо смертной казни. Возникли и более мягкие наказания (денежные штрафы).
Студентам необходимо обратить внимание на то, какое влияние оказала христианская религия на нормы уголовного права. В чем конкретно проявляется это влияние? Особо обратите внимание на то, что еще при Константине Великом появились преступления против веры и церкви. Так, в «Эклоге» признавалась наказуемой лжеприсяга. Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в «Эклоге» стоят именно преступления против религии и церкви, что также объясняет влиянием христианства. Круг их довольно обширен; о них говорится в частности в статьях 2,6,15,23,25,26,42-44 и др. К наиболее тяжким преступлениям против религии относятся колдовство и знахарство, а также ересь (ст. 52). При назначении наказания за преступления против веры нередко применяется принцип символического талиона. Это также отличает «Эклогу» от законодательства Юстиниана.
О влиянии христианской морали свидетельствует ряд норм «Эклоги»: в ней нет прямой зависимости назначения наказания в зависимости от сословного статуса преступника, хотя этот принцип проводится не всегда последовательно (см. ст. 11,12,22,29,49 титулаXVII «Эклоги»).
В «Эклоге» можно выделить отдельные институты «общей части». Так, в ней различаются умысел и неосторожность. Среди обстоятельств, смягчающих ответственность выделяется возраст преступника, однократность совершения преступления. «Эклоге» известен институт соучастия. Принципы общей части уголовного права содержатся главным образом в статьях 11,24,38,41,45,48.
Нормы уголовного права известны в «Законе судном людем» царя Константина Великого» широко применявшегося в славянских землях. Так, глава 4 грозит семилетним постом женатому мужчине, вступившему в связь с рабыней. Рабыня подлежала продаже в другую землю, а вырученные деньги раздавались нищим. Глава 6 предусматривала отрезание носа за связь с монахиней по светскому праву и 15-летний пост по церковному закону. Такое же наказание полагалось за женитьбу на куме (гл.7) и за связь с крестной дочерью (гл. 8). За лишение девственности по гл.4 предпочиталось два решения: в случае любви и согласия родителей дело могло ограничиваться свадьбой или виновный должен был выделить за срам девице литр золота (72 злотника), а если беден он, то ему грозил 7-летний пост. В главе 10 за изнасилование девственницы предусматривалось возможность мести, а в случае отсутствия мстителя виновный подлежал продаже, а его имущество переходило к потерпевшей. Если изнасилованной было меньше 20- лет, то обидчик продавался, а имущество передавалось потерпевшей.