Салическая правда (2 часа)
Лекции.Орг

Поиск:


Салическая правда (2 часа)




Салическая правда (Lex Salica) – наиболее известный правовой памятник из категории так называемых “варварских правд”. “Варварскими правдами” в историко-правовой науке называют юридические сборники эпохи Раннего Средневековья, состоящие большей частью из записей норм обычного права. Помимо Салической правды, к ним относятся такие правовые памятники, как Рипуарская правда, Аламанская правда, Баварская правда и др. Время их создания датируется исследователями периодом с VI по X вв.

Правовым памятникам, относимых историками в категорию «варварских правд», свойственны общий стиль юридического мышления, сходство юридической техники, одинаковые способы организации правового материала. В их текстах обнаруживается немало схожих по своему содержанию правовых норм. В связи с этим изучение Салической правды позволяет получить представление о характере и содержании целой категории правовых памятников – так называемых «варварских правд».

Салическая правда представляет собой яркий образец памятников раннефеодального права и обладает характерными признаками, свойственными этой категории правовых документов: казуистичностью изложения, высокой степенью формализма, связью с религией, ритуалом.

При рассмотрении данного правового памятника на семинарском занятии целесообразно сосредоточиться на следующих вопросах:

1. Общая характеристика Салической правды.

2. Правовое положение основных групп населения на Салической правде.

3. Правовое регулирование имущественных отношений.

4. Преступление и наказания.

5. Суд и судебный процесс.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. При изложении первого вопроса необходимо остановиться на вопросе создания Салической правды, внесения в нее дополнений. Далее следует дать характеристику источников, которые были положены в основу Салической правды, ее структуры, логики изложения правового материала.

Текст Салической правды был написан на латинском языке. Отсюда латинское название этого правового памятника – Lex Salica. Термином Lex обозначался в Древнем Риме времен Республики закон. В эпоху Раннего Средневековья этим термином обозначали иногда римское право в целом, но чаще всего под ним понимали обычное право племен, селившихся на территориях бывшей Западной Римской империи. Таким образом, Салическая правда – это обычное салическое право, обычно – правовые нормы салических франков, признанные государственной властью и применяемые при разрешении тех или иных споров.

В прологе к Салической правде сообщается, что она была продиктована знатными людьми из франков, которые «Тогда были его правителями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста, Бодагаста, Салегаста и Видогаста в местах, называемых Сальхаме, Бодахаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли о каждом из них отдельное решение, как следует ниже». По мнению исследователей, имена составителей Салической правды мифичны.

Первоначальный вариант Салической правды был составлен в конце V – начале VI вв. Дошедший же до нас текст является более поздним вариантом указанного сборника. Ученые датируют его примерно VIII в. Этот вариант в какой-то степени отличается от первоначального. В прологе к Салической правде сообщается о том, что король франков Хлодвиг после принятия христианства исправил в Салической правде то, что казалось ему неприемлемым, и придал тексту большую ясность. Такие же исправления вносили в текст данного юридического сборника и другие франкские короли – Хильберт и Хлотарь. В эпилоге к Салической правде говорится о том, что “ первый король франков постановил руководствоваться в судебных решениях титулами с 1-го до 62-го. А потом вместе со своими приближенными он сделал прибавление с 63-го титула до 78-го. А король Хильдельбут, долгое время спустя, размышлял, что ему надлежит еще прибавить и, как известно, нашел достойным внести добавления с78-го до 83-го титула, что он и передал брату своему Хлотарю в письменном виде. Хлотарь же, с благодарностью принявший эти титулы от старшего брата, потом вместе с людьми королевства своего обсуждал, что к этому следует еще прибавить, что надлежит установить вновь, и постановил то, что следует с титула 89-го по 93-й. И потом вновь написанное он передал своему брату, и они порешили, чтобы все это сохранялось незыблемо, как и ранее установленное “.

Какие выводы можно сделать из приведенных слов эпилога к Салической правде?

Приступая к анализу текста Салической правды, следует, прежде всего, обратить внимание на характер изложенных здесь норм. Что в этих нормах служит явным свидетельством их происхождения из обычая? Какие свойства юридического мышления выражает содержание рассматриваемого правового памятника? В чем проявляется символизм и казуистичность этого мышления?

Право любого общества всегда в той или иной мере отражает его характер, особенности его организации, повседневную жизнь людей. Какими чертами можно охарактеризовать общество, в котором действовали нормы Салической правды? Что можно сказать о его экономической жизни? Как организованна власть в этом обществе? Какие властные институты функционируют в его рамках? Студенты должны дать ответы на эти вопросы, основываясь строго на тексте Салической правды.

Современные исследователи общественного строя франков конца V – начала VI в. согласны в том, что франки жили общинами. На это указывают многие факты. Следы общиной организации можно обнаружить и в тексте Салической правды. Особый интерес в этой связи представляет титул ХLV данного сборника, в котором говорится о переселенце (migrans). Первый параграф этого титула гласит: «Если кто захочет переселиться на виллу к другому, и если один или несколько из жителей виллы захотят принять его, но найдется хотя один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». В соответствии с дополнением к §2, тот, кто пригласит мигранта «переселиться в чужую виллу без предварительного согласия, присуждается к уплате 1800 ден.; что составляет 45 сол « §3 указанного титула устанавливал следующее правило: «Если переселившемуся в течении 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи».

Рассматривая нормы приведенного титула, следует обратить внимание также на правило, изложенное в §4 титула XIV Салической правды.

Содержание титула XLV Салической правды позволяет сделать вывод о том, что в ее времена франки были организованы в поселения (виллы) общинного типа. Однако данный титул, как впрочем, все остальные разделы Салической правды, не дают оснований сказать что-либо уверенное о характере франкской общины. Поэтому в этом вопросе ученые расходятся во мнениях.

С точки зрения А.И. Неусыхина, Салическая правда зафиксировала зарождающуюся общину-марку. По мнению А.Я. Гуревича, «община франкского периода была еще весьма далека от своего юридического оформления». Титул XLV Салической правды не содержит “никаких указаний на существование общинного самоуправления”.**

Какие аргументы можно привести в пользу упомянутых точек зрения?

Общая характеристика любого правового памятника предполагает также оценку свойственной ему юридической техники, уровня организации правового материала. Можно ли говорить применительно к Салической правде о юридических понятиях, о какой-либо системе изложения правовых норм, об отраслях права.

При рассмотрении первого вопроса обратите внимание на то, что данный правовой документ имеет особую познавательную ценность, т. к. её содержание даёт возможность проследить социально-политические процессы

развития общества и государства в Западной Европе, а также с процессами формирования раннефеодального права, его институтов.

Салическая правда – судебник, руководство для судей, запись норм обычного права. Несмотря на своё практическое предназначение, она не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового франкского общества. Написанная в форме конкретных юридических казусов, она раскрывает процесс формирования права у франков.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует в первую очередь определить, о каких группах населения идёт речь в Салической правде. Какие факторы определяют в этом правовом памятнике деление населения на различные группы и соответственно различия в правовом статусе последних?

Текст Салической правды не отражает социальной структуры франкского общества во всём её объёме. Его содержание составляют правовые нормы, действовавшие на уровне небольших франкских поселений, объединённых в общины. Салическая правда довольно подробно регламентирует правовой статус свободных франков и некоторых групп зависимого населения. Есть в ней

нормы, закрепляющие правовое положение отдельных должностных лиц королевского управления. Но здесь отсутствуют нормы, регламентирующие правой статус представителей высшего слоя франкского общества – франкской знати.

Между тем о существовании среди франков такой социальной группы прямо говорится в прологе к Салической правде. Титул XXIV документа содержит упоминания о длинноволосом мальчике. Как известно, длинные волосы были у франков эпохи Меровингов признаком принадлежности к знатному роду. Григорий Турский – автор хроники “Истории франков”, созданной во второй половине VIв. писал о том, как франки “избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов”.* Длинные волосы, спускавшиеся на плечи, носили у франков только члены королевского рода Меровингов – рядовые же франки должны были носить обрезанные, короткие волосы.

Салическая правда показывает, что во франкском обществе имеются значительные различия в правовом статусе. Студенты должны, основываясь на конкретных правовых нормах Салической правды, рассмотреть социальную иерархию франкского общества. По каким признакам можно определить место той или иной группы населения в общественной иерархии? Какая социальная группа обладает самым высоким правовым статусом по Салической правде? Какие категории должностных лиц государственного управления упоминаются в тексте рассматриваемого правового памятника? Каков правовой статус этих лиц?

 

Какими чертами характеризуется правовой статус свободного франка? Каково правовое положение франкских женщин и детей?

При анализе статей документа рассмотрите на конкретном материале

различия между свободными и категориями несвободных или полусвободных членов франкского общества (рабы, литы и др.), а также различия среди свободных франков (знать, общинники), имелись ли различия в правовом статусе мужчины и женщины, в чём это выражалось?

В тексте Салической правды встречаются упоминания и о такой категории зависимого населения, как литы. Каков правовой статус литов? Чем он отличается от правового статуса рабов?

В титулах XIV, XXXII, XLI Салической правды идёт речь о римлянах. Каково правовое положение данной категории населения? Чем оно отличается от правового положения свободного франка?

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на то, что Салическая правда ещё не употребляет понятия «собственность», хотя уже выделяются категории вещей, которые находятся в исключительном владении отдельного человека. Необходимо выделить те категории вещей, право собственности, на которые можно считать вполне сформированным, и те которые ещё в той или иной степени находятся в общественной собственности.

Значительная часть норм Салической правды посвящена защите того или иного имущества – преимущественно домашнего скота, но также и земельных участков (см.: титул XXXIV). Все они свидетельствуют, что франки вели достаточно интенсивную хозяйственную деятельность, и что в их среде уже вполне укоренились понятия и права владения, и права собственности, хотя пока отсутствовали специальные термины для обозначения этих правовых институтов. Вместо них использовались бытовые термины – чаще всего просто определения «свой» или «чужой».

Процесс развития частной собственности на землю можно проследить на основе анализа правового статуса приусадебных участков, пахотной земли, лугов и лесов. Эти различия следует выявить при рассмотрении титулов

–––––––––––

* Историк А.И. Неусыхин специально изучавший общественный строй франков рассматриваемой эпохи писал: «Деревня, изображённая в XI -V главе Салической правды, представляли собой общину и притом земледельческую общину». (См.: Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства в Западной Европе VI-VIII в. М., 1956. Стр. 89)

** Гуревич А.Я. Избранные труды. Том I. Древние германцы. Викинги. М.-Спб., 1999. Стр. 65.

 

Салической правды, в частности, титулов IX, XI, XXXIV, и др. Салическая правда содержит множество статей, посвящённых охране права собственности на различные движимые вещи. Подробно разбираются случаи кражи домашних животных, птицы и др. Особое внимание следует уделить вещным правам на недвижимость. Необходимо также выявить способы приобретения имущества, передачи его по наследству.

 

Какие нормы Салической правды свидетельствуют о том, что франки знали институт права владения землёй?

Студенты должны обратить внимание на титулы LIX и XLVI Салической правды. Какие выводы можно сделать из §5 титула LIX? В чём смысл процедуры передачи имущества, описанной в титуле XLVI?

Далее следует установить основания возникновения обязательств, гарантии их исполнения, ответственность за неисполнение, какие виды договоров и деликтов выделяет Салическая правда.

Салическая правда знает два вида обязательств – обязательства из деликта (правонарушения) и обязательства из договора.

Обязательствам, вытекающим из договора, посвящены титулы L и LII рассматриваемого правового памятника. В обоих титулах речь идёт о порядке взыскания долга по договору займа. Студенты должны внимательно прочитать тексты указанных титулов и ответить на следующие вопросы:

- В чём заключаются различия между двумя способами взыскания долга, установленными L и LII титулами Салической правды?

- Почему Салическая правда предусматривает два различных способа исполнения обязательства по договору займа?

- Какую роль играет в процедуре взыскания долга должностные лица королевской администрации?

ЧЕТВЁРТЫЙ ВОПРОС. При рассмотрении данного вопроса следует в первую очередь определить круг деяний, которые в Салической правде трактуются в качестве преступлений. На основании каких признаков то или иное деяние относится в этом сборнике к разряду преступлений?

Обратите внимание на то, что в Салической правде, под преступлением понималась обида, вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, а также нарушение «королевского мира». Следует выяснить, существовали ли у франков такие общие понятия, относящиеся ко всем правонарушениям, как: формы вины, умысел и неосторожность, покушение на преступление, соучастие, смягчающие вину обстоятельства и др.

 

____________

 

* Григорий Турский. История франков. М., 1987. Стр. 59.

Особую категорию франкского общества составляли рабы. О рабах говорят многие статьи Салической правды (см.: титул X, §1; XII, 1 – 2; XXV, 3 – 6; XXXV, 1 – 5; XXXIX, 1; XL и др.). Какие выводы о правовом статусе рабов можно сделать на основании этих статей?

 

Рассматривая отдельные виды преступлений, следует классифицировать их по: преступлениям против государства, личности, собственности, нравственности и др.

Далее необходимо обратиться к наказаниям. Какие виды показаний знает Салическая правда?

При рассмотрении наказания следует выяснить, в какой мере его тяжесть зависела от социального положения преступника и потерпевшего и от тяжести совершённого преступления.

Самыми распространёнными видами наказаний в «варварских правдах» являются вергельд (вира, композиция) и штраф. В учебниках по истории государства и права их часто смешивают между собой. Между тем штраф существенно отличается по своей юридической природе от вергельда (виры, композиции). В чем заключается данное отличие?

Какие факторы учитываются при определении наказаний? Знает ли Салическая правда понятие вины правонарушителя? Различаются ли между собой в тексте этого сборника умышленные и неосторожные преступления? Выделяются ли различные стадии совершения преступления и формы соучастия в преступном деянии? Какое влияние на характер и степень наказания оказывает социальный статус правонарушителя и потерпевшего?

Салическая правда содержит предписания и на тот случай, если правонарушитель оказывался не в состоянии уплатить виру или штраф. Что разрешалось ему делать в таком случае?

 

ПЯТЫЙ ВОПРОС. При характеристике судебного процесса, прежде всего, следует определить органы правосудия во франкском государстве, порядок их формирования, характер судебного процесса. Обратите внимание на то, что у франков существовали как общинный (сотенный), так и королевские суды. Различным аспектам судебного процесса посвящены титулы I, XLVIII, XLIX, LVI, LVII Салической правды. Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание также на титулы XXXVII и XLVII данного сборника, регулирующие розыскные действия.

Согласно правилу, установленному в титуле XXXVII Салической правды, тот, кто утратил вследствие кражи какое-либо животное и затем в течение трёх суток обнаружил его у другого лица, должен был в случае, если это лицо заявит, что это животное им куплено или получено в обмен, доказывать через третьих лиц, что оно – его собственность. Если же разыскивающий свою вещь обнаруживал её по прошествии трёх суток, и тот, у кого он найдёт её, заявит, что купил её или получил в обмен, то ответчик должен был доказывать своё право на спорную вещь. Почему в первом случае бремя доказывания лежит на истце, а во втором – на ответчике?

Салическая правда придаёт большое значение суду как институту разрешения конфликтов. Именно поэтому здесь закрепляется обязательность явки в судебное заседание, как ответчика, так и свидетеля. Какие меры предпринимаются против тех, кто не являлся по вызову в суд? Какой порядок вызова в суд предусматривает Салическая правда применительно к различным обстоятельствам?

Какие виды судов упоминаются в тексте Салической правды? В каких случаях дело рассматривалось в суде “перед лицом самого короля”? О судебной системе франков говорят, в частности, титулы XVIII, XLVI, LVII и др.

Какие способы доказывания фактов использовались в судебном процессе по нормам Салической правды? В чём смысл процедуры доказывания, предусмотренный титулом LIII Салической правды? Проанализируйте институт соприсяжничества, роль ордалий, свидетельских показаний (см. титулы I, XLVIII, XLIX, LIII, LVI и др.).

Какую ответственность нёс свидетель за лжесвидетельство?

Какую ответственность несли судьи за отказ судить по закону?

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

А. Источники.

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т.1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века (Составитель – проф. В. А. Томсинов М.: Издательство “Зеркало”, 2000. Стр. 233-249).

3.

4. Салическая правда / Перевод Н.П.Грацианского. Под ред. В.С. Семёнова. М., 1950.

5. Антология мировой правовой мысли. Том 2. Европа V – XVII вв. М., 1999. Стр. 31-40.

Б. Литература.

1. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 1. Древние германцы. Викинги. М.-Спб. 1999. Стр. 58-67, 245-287.

2. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963.

3. Кунчке Х. Франкские “правды” в свете проблем складывания феодальной общественной формации.-Сб. научных трудов. ВЮЗИ. М., 1985.

4. Лоран Тейс. Наследие Каролингов IX – X века. М., 1993.

5. Маневич И.А. Карл Великий. М., 2003.

6. Неусыхин А.И. Проблемы западноевропейского феодализма. М., 1974.

7. Рихер Реймский. История. М., 1997.

8. Стефан Лебек. Происхождение франков V – IX века. М., 1993.

9. Фердинанд Лот. Последние Каролинги. СП(б) 2001.

 

Семинар 6.

«Кутюмы Бовези» Филиппа де Бомануара (2 часа)

Юридический сборник «Кутюмы Бовези», который составил во второй половине 13 века французский бальи Филипп де Реми, сир де Бомануар, представляет собой правовой памятник средневековой Франции. Подобные юридические сборники были созданы в течение 12-14 вв. во многих французских местностях - в Бретании, Бургундии, Вермандуа, Нормандии, Пикардии, Шампани и др. Сборник, составленный в Бовези, приобрел наибольшую известность в средневековой Франции, прежде всего благодаря своему содержанию. В нем получили свое отражение основные институты французского права периода от сеньориальной монархии к сословно-представительной монархии, а также некоторые концепции, касающиеся королевской власти, церкви, правосудия и т.д. Немалый интерес представляет учение Ф. Бомануара об идеальном бальи - администраторе с судейскими полномочиями.

Изучение этого документа на семинарском занятии позволяет познать источники и основные институты средневекового права Франции. На семинарском занятии рекомендуется рассмотреть следующие вопросы.

 

«Кутюмы Бовези» Ф. Бомануара.

ПЛАН.

1.Общая характеристика «Кутюмов Бовези». Источники права средневековой Франции.

2.Отражение социальной структуры и феодальных связей.

3.Правовое регулирование имущественных отношений.

4.Система преступлений и наказаний.

5.Суд и судебный процесс.

Библиография.

А.Источники.

 

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. (Отв. ред. д. ю. н. Н. А. Крашенинникова. Т.1. Древний мир и Средние века. М.:Норма: ИНФРА – М., 2010).

2. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы (Под редакцией В. М. Корецкого) М.:1961.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древний мир и Средние века (Составитель – проф. В.А. Томсинов). М.:Издательство «Зерцало», 2012.

Б. Литература.

1. Батыр. К.И. История феодального государства Франции. М.:1975.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.:, 1998.

3. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособие. М.:Высш. Школа, 2005.

4. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в двух томах. Том 1 Древний мир и средние века (Под ред. В. А. Томсинова. М.: ИКД «Зеркало-М» 2002.

5. История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие (Отв. Ред. проф. Н.А. Крашенинникова.) М:, Издательство НОРМА. 2003.

6. Право в средневековом мире. М., 1996.

 

Автором «Кутюмов Бовези» был Филипп де Реми, сир де Бомануар. Он родился приблизительно в 1246 г. И умер в 1296 г. Бомануар был известен во Франции как юрист, поэт. В 1279-1283гг. он занимал должность бальи в местечке Бовези графства Клермон. Ответьте на вопросы: что представляла собой эта должность в системе управления средневековой Франции? Каким был круг полномочий бальи?

Первоначальный текст документа не сохранился. В течении 14-17 вв. во Франции распространялись его рукописные копии. В 1690г. Одна из этих копий была размножена типографским способом.

В прологе к своему произведению Филипп де Бомануар отметил, что значительную часть своей книги он составил на основе судебных решений, вынесенных в графстве Клермон. В другие её части вошли обычаи, применяемые в течение длительного времени, а также «право, которое является общим для всего королевства».

Автор стремился изданием документа познакомить людей с обычаями своей местности. В § 174 содержится замечание Бомануара о том, что «большинство людей не знакомо с кутюмами и не знает, как ими пользоваться и на что следует отпираться в каждой данной тяжбе…»

Как известно, Филипп де Бомануар специально изучал римское право. Можно ли говорить о влиянии римских правовых концепций применительно к «Кутюмам Бовези»? Если да, то в чем проявляется это влияние?

В тексте рассматриваемого правового памятника изложены помимо правовых норм идеологические концепции. Какие представления о сущности, о королевской власти и церкви выразил Ф. Бомануар? Как представляет он социальную структуру Франции? Как эти представления соответствуют реалиям французского общества второй половины 13 в.?

При анализе содержания «Кутюмов Бовези» следует иметь в виду, что автор выразил здесь помимо прочего и свои собственные политические взгляды. Так, например, в §1519 трактата говорится о том, что «каждый сеньор, имеющий в своей власти город-коммуну, должен ежегодно узнавать, в каком состоянии находится город и как им управляют мэры и те, которые поставлены его охранять и им управлять». После этого Ф. Бомануар заявляет: «Пусть богатые не сомневаются, что если они нарушают закон, они будут наказаны, и пусть бедняки указанных городов могут мирно зарабатывать себе на пропитание».

Рассматривая источники французского средневекового права, следует учитывать, что на протяжении средних веков Франция не имела единой правовой системы. Право, общее для всей страны - королевское право Франции - охватывало своими правовыми нормами узкую сферу общественных отношений. В каждой французской провинции действовало свое собственное право, отличающееся от права других провинций и от общефранцузского права. В городах действовали свои особые правовые нормы. Кроме того на территории Франции действовали каноническое и торговое право, а также находили применение нормы римского права. С 13 в. Во Франции имели юридическую силу «университетские» нормы римского права, т.е. нормы, принципы и концепции, доктрины, разработанные учеными западноевропейских университетов на основе рецензии римского права. Таким образом, право средневековой Франции представляло собой совокупность различных правовых систем, разнообразных источников права.

Обычаи (кутюмы) действовали в качестве источника права на местном уровне - в рамках отдельных провинций или городов. Они действовали и в системе общефранцузского права, т.е. некоторые обычаи получили авторитет в масштабе всей страны.

В сборнике «Кутюмы Бовези» употребляется такое понятие, как «генеральный Кутюм». Что обозначает данное понятие?

Значение того или иного источника права было неодинаковым в различных правовых системах. Например, судебное решение играло более важную роль в качестве источника права в рамках торгового права, чем в других правовых системах. Доктрина была более значимой в качестве источника права в каноническом праве, чем в рамках местного права. Закон играл значительную роль в качестве источника права в общефранцузском праве, выступая в виде королевских управлений или ордонансов.

На семинаре следует выяснить: Какие источники права характерны для городского права, действовавшего на территории Франции?

Рассматривая как источник права королевское установление или ордонанс, следует обратить внимание на §1043 «Кутюмов Бовези» о королевском праве. Однако Ф. Бомануар проводит различие между установлениями короля, изданного для своего домена, и предназначенных для всего королевства. По мнению Бомануара, первые бароны были вправе не применять в своих землях, а вторые общеобязательны для всех, если они выработаны королем совместно с «Большим Советом» (Королевская Курия).

Значение тех или иных источников права менялось в процессе эволюции французского общества и государства. Так, в дальнейшем возросла роль королевских установлений, и упало значение обычая.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС.При рассмотрении данного вопроса следует отметить, что в период средневековья во Франции отсутствовала единая правовая система. Право было раздроблено по территориальному и сословному признаку. Необходимо проанализировать, какие источники права действовали в тот период во Франции, имели ли они универсальный, общенациональный или локальный, местный характер как определялась сфера их применения. Следует также обратить внимание на роль королевской власти в формировании правовой системы, выявить различия между «генеральными» ордонансами и орданансами и королевского домена.

Давая характеристику Кутюмам Бовези, необходимо выявить, что представлял собой данный памятник права, каковы цели его создания, являются ли Кутюмы официальной систематизацией и почему, регулированию каких вопросов он посвящен, какова форма изложения правовых норм. Следует определить место Кутюмов Бовези в системе источников права Франции.

ВТОРОЙ ВОПРОС.Отвечая на данный вопрос, необходимо ответить, что в феодальном обществе социальный статус личности определял объем прав, привилегий, характер обязанностей данного лица. В Кутюмах Бовези Бомануар выделяет три состояния людей: 1) знать;2) свободные по происхождению;3) сервы.

Необходимо определить, кого включали данные группы, основания приобретения статуса, возможность его изменения. Далее необходимо выяснить, какие имущественные и неимущественные права и обременения связаны с каждым из статусов, как решится вопрос о праве выбора места жительства.

Особое внимание следует уделить выявлению правомочий владельцев фьефов, сейзины, гостизы.

ТРЕТИЙ ВОПРОС.При рассмотрении данного вопроса следует иметь в виду, что трактат «Кутюмы Бовези» отражает характерную для феодального общества тесную связь имущественных прав человека с его социальным статусом. Ответьте на вопрос: В чем выражается здесь данная связь? Какие общественные состояния и соответствующие им имущественные права выделяет Ф. Бомануар.

В «Кутюмах Бовези» большое внимание уделяется регулированию имущественных отношений. В §927 говорится о «гостизе» - земельном наделе, держание которого сопряжено с обязанностью вассала нести военную службу в пользу сеньора, предоставившего ему такой надел. В указанном параграфе рассказывается о том, как один рыцарь «вчинил иск к другому рыцарю по поводу того, что он принял в свой «новый город» его поселенца, который жил у него в силу держания гостизы 1 год и 1 день и ушел с неё, никому не передавши и не продавши своего надела, не очистивши его от обязательств и не оставивши заместителем поселенца со стороны, а просто бросивши (гостизу) совсем необрабатываемой и пустой». Согласно §973, «было постановлено по суду, чтобы он отослал его жить к истцу и впредь не принимал до тех пор, пока (последние) не даст удовлетворения своему сеньору за гостизу или очищением ее от обязательств или продажей, или дарением, или же меной».

Следует обратить внимание и на приведенные в «Кутюмах Бовези» положения, когда обладание тем или иным вещным правом влечет за собой определенного рода властные полномочия. Так, согласно §1641 указанного документа, «каждый человек, владеющий фьефом в Клермонском государстве, обладает высшей и низшей юрисдикцией в пределах своего фьефа».

В чем еще проявляется феодальный характер вещных прав, зафиксированных в «Кутюмах Бовези»? Особую разновидность вещных прав представляет собой институт сезины. Что такое сезинав том виде, как она описывается в «Кутюмах Бовези»? В чем видит автор этого трактата отличие данного правового института от права собственности? Как приобретается сезина, согласно правилам, изложенным Ф. Бомануаром? Какой порядок судебной защиты сезина устанавливают «Кутюмы Бовези»?

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.При подготовке данного вопроса следует определить, что понимают под преступлением Кутюмы Бовези. Проанализировав классификации преступлений, установить критерии их классификации, дать характеристику отдельным видам преступлений. Необходимо установить, выделялись ли в Кутюмах формы вины (умысел и неосторожность), рецидив. Далее следует определить цель наказания, виды наказаний, имелись ли обстоятельства смягчающие или устраняющие ответственность, какие факторы являлись отягчающими, имелась ли связь между тяжестью наказания и социальным статусом или имущественным положением потерпевшего и преступника.

Преступлениям и наказаниям посвящен специальный раздел сборника «Кутюмы Бовези». Здесь описываются отдельные виды преступлений (убийство, изнасилование, кража, заблуждение в вере и др.) и наказания, установленные за их совершение. Как отмечал Ф. Бомануар, он рассказывает об этом «для того, чтобы простые люди знали, какое их ожидает наказание, если кто-либо из них совершит преступление, и чтобы каждый человек в отдельности знал это, также, чтобы сеньор знал, какое наказание следует за каждое преступление».

При рассмотрении раздела трактата, посвященного нормам уголовного права, необходимо в первую очередь обратить внимание на ту классификацию преступлений, которая приводится в §823. Каков критерий данной классификации?

Ф. Бомануар не ограничивается в своем произведении перечислением различных видов преступлений, но стремится выявить сущность наиболее тяжких из них. Следует обратить особое внимание на те определения, которые даются в «Кутюмах Бовези» такому преступлению, как убийство в пылу ссоры и во время драки. В тексте документа указанные категории убийства обозначаются различными терминами.

Особый интерес представляет изложенный в §826-827 термин «traison» (измена) или более удачный термин «предательство». Ф. Бомануар подразумевал под этим термином – причинение серьезного вреда какому-либо человеку. В §827 прямо говорится, что этот термин выражается в «и в избиении, и в нанесении увечий…, и в лжесвидетельствовании, ведущем к чьей-либо смерти или к лишению кого-либо наследства, или к ссылке, или к тому, что сеньор (данного человека) возненавидит его, или к другим подобного рода последствиям».

При рассмотрении наказаний следует обратить внимание на факторы, обусловливающие меру наказания за совершение преступления. Какие обстоятельства применяются во внимание в «Кутюмах Бовези» при назначении наказания?

ПЯТЫЙ ВОПРОС.«Кутюмы Бовези» значительное внимание уделяют вопросам суда и судебного процесса. Для ответа на данный вопрос необходимо определить виды судебных органов, каким образом происходило разграничение юрисдикции светских и церковных судов, чем определялось, по мнению Бомануара, взаимодействие между ними. Далее следует охарактеризовать различия между королевской и сеньориальной юрисдикцией, в чем проявлялась разница между «низшей» и «высшей» юрисдикцией.

Затем следует выявить основания возбуждения судебного процесса, порядок вызова ответчика в суд, последствия неявки, процессуальные права ответчика (обвиняемого), правила участи в процессе адвокатов и представителей власти. Особое внимание следует уделить доказательствам: какие виды доказательств, какие категории лиц не могли выступать в качестве свидетелей. Следует также установить основания для обжалования решений суда. Необходимо определить общие принципы правосудия, изложенные в «Кутюмах Бовези».

О суде и судебных процессах имеется много статей в «Кутюмах Бовези». При рассмотрении данных статей следует выявить, какие виды судебных органов упоминаются в них.

Ф. Бомануар проводит различие между светскими и церковными судами. Однако вместе с тем он усматривает тесную взаимосвязь светской юстиции с духовной.

Светская юстиция выступает в «Кутюмах Бовези» в различных формах. Одной из них является королевский суд, другой – суд сеньора.Что представляют собой эти суды? Какими полномочиями обладает король и сеньоры в сфере правосудия? На чем базируется судебная власть короля? Из чего проистекают судебные полномочия сеньора? В каком порядке рассматриваются дела в королевском, сеньориальном судах? Какие принципы судебного процесса зафиксированы в «Кутюмах Бовези»? Проанализируйте основополагающие принципы правосудия, сформулированные в данном документе (§47, 1883, 1910, 1914 и др.)

В § с 1145 по 1175 «Кутюмов Бовези» излагается учение о доказательствах в судебном процессе. По мнению Ф. Бомануара, на основании обычаев графства Клермон можно выделить 8 видов доказательств. В чем заключается их суть?

Какими качествами должен обладать, по мнению Ф. Бомануара «человек, желающий быть справедливым и честным бальи»?

 

Семинар 7.(2 часа)

Тема: «Великая Хартия Вольностей 1215г.»

 

Великая Хартия Вольностей 1215 г. принадлежит к числу правовых памятников, сыгравших огромную роль в английской политической и правовой истории. Она появилась в период расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов – духовных и светских. В модифицированном виде она стала одним из основных документов ее неписанной конституции. В начале XVII в. Великая Хартия Вольностей приобрела более широкое значение – документа конституционного акта, излагающего права и вольности всего населения Англии. И в настоящее время она является одним из конституционных актов страны. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой документ, в котором зафиксированы права всех подданных короля, были включены в текст «Петиции о правах» (1628г.). Она оказала влияние на последующее становление и развитие института прав и свобод человека, занимающего центральное место в современных правовых системах демократических обществ. Великая Хартия Вольностей – первый конституционный акт Англии, содержащий в себе основы правового государства. В нем отражены положения, реформирующие государственный механизм, защищающие интересы различных социальных групп, а также принципы деятельности.

Дореволюционный специалист по истории средневекового западноевропейского общества и государства профессор Н. Кареев говорил о Великой Хартии Вольностей как о «фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы[1]. Подобная характеристика имеется и в современных работах по истории Англии.

В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в качестве правового памятника конкретной исторической эпохи. Поэтому студенты на семинарском занятии должны выявить первоначальный смысл ее статей и того значения, которое придавали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном этому документу, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы.

ПЛАН.

1.История создания Великой Хартии Вольностей. Юридическая природа этого документа.

2.Феодально-сословный характер основных положений Хартии. Статьи, закрепляющие права и вольности основных социальных групп английского общества.

3.«Конституционные» положения Хартии, направленные на упорядочение деятельности административных и судебных органов страны, принципы королевского правосудия, закрепленные Хартией.

4.Историческое значение Хартии.

ПРЕВЫЙ ВОПРОС.

 

По первому вопросу следует обратить внимание на социально-политическую обстановку в Англии к концу XII в., проанализировать причины ее появления. Затем необходимо дать общую характеристику обстоятельств, в которых была подписана Хартия, и ответить на вопрос: Когда она была подписана?

Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет выявить юридическую суть этого документа, первоначальный текст которой вначале состоял из 39 статей, а позже к ним добавилось еще 24.

На основании содержания преамбулы к Хартии и большинства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. Однако, это не соответствует действительности (см. ст. 61). На семинаре раскройте противоречивость исследователей при оценке этого документа. Используя материалы учебников, следует проанализировать причины, вызвавшие появление Великой Хартии Вольностей.

При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII в. острого конфликта между баронами, духовенством, рыцарями и горожанами с одной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Обратите внимание на то, что данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205-1213гг. папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 г. английский король пошел на уступки римскому папе в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал поддерживать его. При анализе взаимоотношений английского короля и папы следует обратить особое внимание на юридическую сторону соглашения, заключенного между ними в октябре 1213 г., по которому король передавал папе Иннокентию III все земли Английского королевства, но тут же получил их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей король Иоанн являлся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе указанного документа?

При анализе первого вопроса обратите внимание на то, что недовольство сословий усугублялось неудачной внешней политикой английского короля и финансовым кризисом. На фоне всеобщего недовольства сформировалась антикоролевская оппозиция, объединявшая баронов, рыцарей, городскую и сельскую верхушку. Главным требованием горожан и рыцарей было ограничение королевского финансового и административного произвола. Бароны выдвигали одновременно и требования политического характера, выступая за ограничение королевской власти и перераспределение властных полномочий.

История появления Великой Хартии Вольностей убедительно показывает, что подписание ее королем Иоанном было серьезной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данный документ был составлен на основе статей, подданных королю Иоанну баронами. Все эти статьи (первоначально 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вариант Хартии, несмотря на несогласие с ними короля. Особое внимание следует обратить на содержание статей 61 и 63. Студентам на конкретном содержании документа необходимо проанализировать, почему против короля активно выступили бароны. Ответьте на вопросы: Только ли интересы баронов отражал этот документ? Экономические и политические интересы, каких слоев, сословных групп английского общества отражала Хартия? Охраняла ли Хартия только интересы баронов и духовных феодалов или всех слоев английского общества? Обратите внимание на то, что королевский произвол затрагивал интересы, прежде всего, крупных землевладельцев, непосредственных вассалов короля, а также других групп населения Англии: духовенство, рыцарей, горожан, и верхушку свободного крестьянства. Каким образом это отразилось в Великой Хартии Вольностей?

Студентам необходимо проанализировать, в чем отличие Великой Хартии Вольностей от других подобных правовых документов, в частности, Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году. Раскройте, в чем выражена ее новизна, отличие от предыдущих хартий английских королей?

 

ВТОРОЙ ВОПРОС.

 

При изучении второго вопроса следует проанализировать статьи Великой Хартии Вольностей, касающиеся вопросов закрепления права феодальной собственности на землю, регулирования вассальных отношений, расширения прав феодалов и ограничения королевской власти. Особое внимание необходимо обратить на положения Хартии, касающиеся порядка введения налогов и поборов.

Великая Хартия Вольностей была принята королем Иоанном под давлением широкого социального движения, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, горожане, представители сельских жителей. При рассмотрении текста документа на семинарском занятии следует, прежде всего, определить, какие ее статьи выражают интересы каждого из названных слоев английского общества в средние века. Какие статьи в Хартии прямо выражают интересы королевской власти?

Обратите внимание на то, что центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов (ст. 12, 14, 21, 32, 34, 61 и др.) и церковных феодалов. Их феоды объявлялись свободно наследуемыми владениями, ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из сеньориальных судов в королевские суды. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями и злоупотребления опекой над несовершеннолетними наследниками феодов, насильственных выдач замуж наследниц феодов против их воли и воли их родных (ст. 9, 34).

Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при:

1) выкупе короля из плена;

2) при посвящении в рыцари его старшего сына;

3) при выдаче замуж старшей дочери от первого брака.

Особое внимание обратите на ст. 16 Хартии. Все эти требования были направлены на восстановление феодальных обычаев и ограничение централизации страны. Проанализируйте ст. 2 – 8.

В отношении других сословий Хартия подтверждала привилегии церкви и духовенства, в частности, свободы выборов церковных иерархов. Обратите внимание на ст. 1 Великой Хартии Вольностей, в которой подтверждались права церкви, провозглашалась незыблемость прав и вольностей английской церкви, хотя в проекте этого документа, представленном королю, данная статья отсутствовала.

Значительно меньше Хартия дала рыцарству и верхушке свободного крестьянства. По отношению к рыцарям Хартия не позволяла баронам брать со своих вассалов никаких поборов без их согласия, кроме обычных феодальных пособий, а также принуждать к выполнению повинностей больших, чем предусматривают обычаи (см. ст.16 и 60). Всем свободным людям была обещана защита от злоупотреблений королевских чиновников и чрезмерных штрафов (ст. 15). Для них Великая Хартия сохраняла судебные порядки, введенные Генрихом II.

Хартия подтвердила древние вольности Лондона и других городов, а также право купцов, в том числе и иноземных, свободно выезжать из страны и въезжать в нее, вести торговлю без каких – либо стеснений. Ответьте на вопрос: были выгодны эти положения горожанам? На сколько они соответствовали интересам английских купцов и предпринимателей?

По отношению к свободному крестьянству в Хартии было зафиксировано обещание не обременять их непосильными налогами и штрафами. В то же время вилланы исключались как зависимые крестьяне из предусмотренных в Хартии привилегий в отношении свободных. Только статья 20 Хартии требовала, чтобы при взыскании штрафов с вилланов оставить неприкосновенным их инвентарь. Но это требование было включено в Хартию прежде всего в интересах самих феодалов. Вилланы, лишенные инвентаря, не могли выполнять феодальные повинности.

Исключительно важным для экономики Англии и горожан было установление Хартией единства мер и весов (ст. 35 и др.).

Значительная часть статей Хартии посвящена регулированию феодальных отношений (ст. 2-8, 16,32,60 и др.). Ряд статей призван оградить население Англии от произвола со стороны королевской власти, королевских должностных лиц ( ст. 9,20,28,30,31,39,52 и другие). Причем, от этого произвола защищаются даже низшие слои общества – вилланы (смотри ст. 20).

Обратите внимание на то, что в целом содержание Великой Хартии Вольностей не выходило за рамки феодального строя. Тем не менее, ряд ее статей стал основой для дальнейшей глубокой эволюции политического строя Англии. Студентам следует проанализировать, прежде всего, статьи 12 и 14. Статья 12 утверждала право короля взимать налоги лишь после утверждения их советом королевства, а статья 14 определяла состав этого совета. Здесь намечалось создание в будущем средневекового английского парламента.

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС.

 

При изучении 3 вопроса особенное внимание следует обратить на «конституционные» положения Хартии, направленные на упорядочение деятельности административных и судебных органов страны, принципы королевского правосудия, закрепленные Хартией. Рассмотрите статьи 21 и 34, направленные на ослабление позиций короля в судебной области.

Проанализируйте содержание статей 39 и 40, где говорилось об аресте, заключении в тюрьму, лишении владения, объявлении вне закона или изгнании лишь на основании суда равных и согласно законам страны, обращалось на создание справедливого суда для всех. Королевские судьи лишались права постоя, а приговоры судов о штрафах не должны были превышать состояние осужденного (статья 20, 2). Несмотря на то, что эти статьи были обращены к господствующему классу, налицо были первые попытки утвердить неприкосновенность личности, декларировались принципы и гарантии справедливого правосудия.

Охарактеризуйте статьи Хартии, направленные на ограничение произвола короля и его аппарата, введения гарантий для обеспечения соблюдения Хартии. Так, Хартия провозгласила учреждение общего совета королевства (статья 12, 14). В его состав должны были войти крупные духовные и светские феодалы. Хартия предусматривала создание комитета в составе 25 баронов, который был призван контролировать деятельность короля, если тот нарушал вольности и обычаи королевства. В случае нарушения королем Великой Хартии Вольностей, бароны могли начать против него военные действия и захватить его земли и замки (смотри ст. 61).

Ряд положений Хартии был направлен против злоупотреблений королевских чиновников. Обращалось внимание на создание справедливого суда для всех. Королевские судьи лишались права постоя, а приговоры судов о штрафах не должны были превышать состояния осужденного. Особое внимание обратите на ст.18-20, 38-40, 45 и другие.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС.

 

Главное внимание в четвертом вопросе следует уделить анализу оценок Хартии и ее значения в английской истории, имеющиеся в исторической и юридической литературе. Попытайтесь высказать свою личную оценку по данному вопросу. Ответьте на вопрос: Хартия – это реакционный документ или выражение прогрессивных тенденций общественного развития? Какое значение имела Хартия для Англии начала XIII века, для возникновения и развития в XIII-XV веках парламента, для последующей английской истории?

Обратите внимание на то, что Великая Хартия Вольностей не предусматривала гарантии по проведению ее в жизнь. Она обладала юридической силой всего несколько месяцев. В конце августа 1215 года римский Папа, примирившись с королем Иоанном, аннулировал Хартию своей папской буллой. Это дало возможность королю отказаться от соблюдения статей документа, что привело к возобновлению политической борьбы.

Особое внимание обратите на то, что в последующем Хартия неоднократно подтверждалась. Так между 1327 и 1422 годами к этому документу прибегали 44 раза. В дальнейшем Великая Хартия Вольностей постоянно совершенствовалась, ее содержание трактовалось и изменялось в соответствии с новыми политическими условиями.

Второе рождение документа произошло в середине XVII века и было связано с событиями английской буржуазной революции, в результате которой в Англии закрепился конституционный строй. До сих пор Великая Хартия Вольностей является частью неписанной английской Конституции.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

А.Источники.

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2т. Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. Т.1. Древний мир и Средние века. М.: Норма: ИНФРА – М., 2010.

 

Б. Литература.

1.История государства и права зарубежных стран (учебно-методическое пособие (Отв. Ред. Н.А.Крашенинникова)) М.: Норма: ИНФРА – М., 2012.

2.Крашенинникова Н.А. Великая Хартия Вольностей 1215 г. (Современная интерпретация) – // Вестник МГУ; Серия «Право», 2002 г. №3.

3.Памятники истории Англии XI – XIII вв.: Русский и латинские тексты Великой хартии вольностей и других документов. Билингва. Пер. с лат. // Введ. Д.М.Петрушевского. Изд. 2–е, испр. – М.: Книжный дом « ЛИБРОКОМ», 2010.

4.Петрушевский Д.М. Великая Хартия Вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIIIв. М. 1918.

5.Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 2003.

6.Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и средние века) Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. Изд. 3–е, переработанное и дополненное М.: Зерцало. 2007.

 

 

Семинар 8. САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО (2 часа)

 

Саксонское зерцало относится к числу наиболее значительных правовых памятников средневековой Германии. Оно было создано в первой трети XIII в. на территории, называвшейся тогда Остфалией. Данная территория составляла восточную часть распавшегося в конце XII в. Саксонского герцогства, что отразилось в названии рассматриваемого правового памятника. Термином «зерцало» обозначились в Европе книги, содержавшие наставления или поучения в различных науках, или обучавшие навыкам какой-нибудь практической деятельности. Особое место среди книг, именовавшихся «зерцалами», занимали наставления о правилах поведения, предназначенные для различных сословий общества: рыцарей, духовенства, горожан. Были созданы также специальные зерцала для женщин и юношей. В России также по распоряжению Петра I было издано «Юности честное зерцало». Наконец, «зерцалами» назывались в различных европейских странах (Германии, Испании, Италии, Франции и др.) юридические трактаты.

Автором Саксонского зерцала был Эйке фон Репков. По данным немецких исследователей родился он в 1180-1190 гг., а умер вскоре после 1233 г. Будучи выходцем из небогатой рыцарской семьи, он посвятил себя службе представителям феодальной аристократии. Созданный им документ выдает в нем глубокого знатока действовавшего на территории Саксонского права.

Саксонское зерцало включает в свое содержание правовые нормы, действовавшие в XIII в. не только на территории Саксонии, но и в других областях Германии. Оно восприняло ряд положений имперского законодательства, воплощенного в так называемых «конституциях мира», издававшиеся императорами в XII-XIII вв. С другой стороны, данный трактат оказал заметное влияние на право других германских земель, в том числе и на городское право.

Помимо юридических норм в Саксонском зерцале изложены теоретические правовые концепции, характерные для средневекового германского общества, а также политико-правовые взгляды самого автора.

Первая редакция данного документа была написана на латыни, а затем позже изложена и на немецком языке. По мнению специалистов, тем самым были заложены основы немецкого юридического понятийного и терминологического аппарата, а указанный трактат стал отправным пунктом в развитии в средневековой Германии национальной юриспруденции.

Изучение Саксонского зерцала на семинарском занятии имеет целью ознакомление студентов с основными понятиями, институтами и нормами феодального права. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

 

1. Источники права в средневековой Германии. История создания Саксонского зерцала. Общая характеристика памятника.

2. Правовой статус основных групп населения по Саксонскому зерцалу.

3. Правовое регулирование имущественных отношений.

4. Преступления и наказания.

5. Суд и судебный процесс.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС.

При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что с конца XI – начала XII в. и в течение XIII в. на территории Германии шел процесс усиления местных властителей-курфюстов (князей) или герцогов, сопровождавшийся ослаблением центральной государственной власти. Формально Германия продолжала оставаться единым государством - «Священной Римской империей германской нации» - во главе с императором, выступавшим в качестве верховного судьи и носителя высшей законодательной власти. Однако фактически Германия уже в XIII в. превратилась в конгломерат самостоятельных государственных образований, в рамках которых складывалась независимая от имперской системы управления администрация и собственное право.

С другой стороны, самостоятельными политическими образованиями являлись на территории Германии многие города. «Государство в государстве» представляла собой местная организация римско-католической церкви.

Право Германии дробилось на множество самостоятельных систем. Наряду с системой имперского права здесь существовали многочисленные местные правовые системы, действовавшие в рамках отдельных курфюств или герцогств. В городах также формировалось свое-городское-право. Так, городское право германского города Магдебурга имело авторитет в этот период не только в Германии, но и в других европейских странах. Его нормы признавали в качестве действующих, например, в городе Минске, входившем в состав Великого княжества Литовского. Самостоятельной правовой системой являлось в Германии, как и в других западноевропейских странах, каноническое право. Нормы канонического права имели прямое действие на территории Германии. Вместе с тем отдельные положения канонического права включались в ряде случаев в законодательные акты, издаваемые светскими властями.

Начиная с XV в. немаловажную роль в Германии стало играть «римское право». Оно представляло собой совокупность доктрин, принципов и норм, выработанных в итальянских университетах на основе сохранившихся римских правовых текстов (Кодекс Юстиниана, Дигесты Юстиниана).

Наиболее распространенным источником права в Германии было, как и в тогдашней Европе, обычное право. Источником германского права было ленное право, нормы и концепции которого вошли в состав Саксонского зерцала в качестве самостоятельной части, обособленной от земского права.

Таким образом, право Германии в средние века представляло собой совокупность многочисленных и разнообразных правовых систем.

Раскрывая общую характеристику Саксонского зерцала необходимо рассмотреть структуру документа, его состав. Что побудило Эйке фон Репкова создать Саксонское зерцало? Каким целям призван был служить этот трактат?

Из каких частей состоит Саксонское зерцало? Что представляет собой земское право, с одной стороны, и ленное право, с другой? В чем заключаются различия между ними?

Какова система изложения материала в первой части Саксонского зерцала, посвященная земскому праву? По какой системе излагается в данном документе ленное право?

Есть ли какая-нибудь взаимосвязь между земским и ленным правом? Прослеживается ли эта взаимосвязь в тексте Саксонского зерцала? Если да, то в чем она выражается.

Особое внимание обратите на статью/4 книги 1 части I Саксонского зерцала. Данная статья показывает, что правовое регулирование ленных отношений по земскому праву отличается некоторыми особенностями по сравнению с правовым регулированием данных отношений в сфере ленного права.

Саксонское зерцало зафиксировало в своем тексте целый ряд норм имперского государственного права. В ряде статей Саксонского зерцала воспроизводятся положения «конституций мира» императоров Германии. Например, статья 66 книги 2 части I содержит нормы «конституции мира», принятой 1 сентября 1221 г. В тексте Саксонского зерцала говорится о выборах короля и императора, его полномочиях, статусе и полномочиях курфюстов. Какие различия приводятся в анализируемом трактате между королевской и императорской властью?

Саксонское зерцало является одновременно и памятником политической и правовой мысли. В его содержании нашли отражение многие характерные для средневекового западноевропейского общества политические и правовые концепции. В чем заключается суть этих концепций? В чем проявляется влияние христианской религии на содержание саксонского зерцала?

 

ВТОРОЙ ВОПРОС.

Саксонское зерцало раскрывает сложившуюся к началу XIII в. в германском обществе сословную структуру. Для средневекового права характерна тесная связь тех или иных прав и обязанностей индивида с его сословным статусом. Принадлежность индивида к тому или иному сословию определяет в средневековом обществе характер и объем его правомочий по владению и распоряжению земельными угодьями, способы защиты его прав, степень его правовой защищенности и т.п.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, прежде всего, на статью 16 книги 1 часть I Саксонского зерцала. В §1 указанной статьи говорится: «Никто не может приобрести иного права, кроме того, которое ему свойственно по рождению. Если он, однако, отказывается перед судом от своего права и притязает на другое право, которое он не может обосновать, он теряет оба права». В чем смысл процитированного параграфа?

Описанию сословной иерархии посвящен §2 статьи 3 книги 1 части I Саксонского зерцала. Вместе с тем различные аспекты правового статуса тех или иных групп населения затрагиваются и в других статьях данного трактата. В книге 1 части 1 – это, например, статья 2 §3 статьи 5, §1 и 8 статьи 20, статьи 25,54 и др. В книге 2 той же части рекомендуется обратить внимание на §2 статьи 27, В книге 3 следует специально рассмотреть статьи 3,19,42,§1 статьи 45, §1 статьи 58, статьи 59,64,65 и др.

Статья 2 книги 1 части I Саксонского зерцала делит свободных людей на три рода в соответствии с тем, в каком суде они участвуют. Однако, с другой стороны, здесь отмечается, что участие свободных людей в том или ином суде связано с их землевладением.

Нормы земского права, изложенные в части I Саксонского зерцала, закрепляли правовой статус тех групп населения, которые являлись лично свободными, но не отличались знатностью. В отличие от них, нормы ленного права, которым целиком посвящена часть II Саксонского зерцала, фиксировали правовой статус высших групп средневекового германского общества – господ, знати. При анализе текста этой части следует обратить внимание на статью 2 главы I , в которой возможность индивидуума стать ленником увязывается с его принадлежностью к одному из высших сословий.

Различия в правовом статусе индивидов определяется в Саксонском зерцале не только принадлежностью их к различным сословиям, но и в определенной степени также этническим и религиозным факторами. Так согласно норме, изложенной в статье 29 книги 1 части I данного трактата, сакс утрачивает свои права относительно земельного участка, «если не заявляет о них в течение тридцати лет и одного года и одного дня. Государство и шваб никогда не утрачивает право собственности, поскольку они могут его доказать свидетелями». В каких еще случаях этнический фактор обусловливает различия в правовом статусе индивидов, согласно нормам Саксонского зерцала?

В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 части I рассматриваемого правового памятника. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства.

Автор Саксонского зерцала, излагая нормы, закреплявшие неравенство различных групп населения, заявляя при этом в статье 42 книги 3 части I : «Бог создал человека по своему подобию и своими страданиями освободил одного так же, как и другого. Ему бедный так же близок, как и богатый». И далее: « По правде говоря, мой ум не может понять того, что кто-нибудь должен быть в собственности другого».

 

ТРЕТИЙ ВОПРОС.

Правовые нормы, регулирующие имущественные отношения, составляют основное содержание Саксонского зерцала. Особое значение имеют нормы, закрепляющие права на землю.

При анализе этих норм следует особо выделить такие вещно-правовые институты, как, «наследственная земельная собственность», что в «Салической правде» называлось аллодом, а также лен, с одной стороны, и различные формы держания земельных наделов, с другой. К по





Дата добавления: 2016-10-06; просмотров: 1291 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов


Читайте также:

Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:



© 2015-2020 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.054 с.