Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 10. Нравобытописательный роман




Нравобытописательный роман: основные представители, устойчивые характеристики жанровой модели, наследуемые английским романом XIX-XX веков. Г.Филдинг и его романы в свете теории комического эпоса. Художественная «полемика» с Ричардсоном. Притяжение-отталкивание с августинцами. Основные художественные новации. Пикарескная традиция. Филдинг и Сервантес. Культурно-исторический контекст.

«Естественная мораль» и образ идеального героя в «Томе Джонсе» Г.Филдинга. Приоритет природного начала над рацио и исследования человеческой природы в произведении. Жанровое своеобразие романа. Особенности фабульного и сюжетного действия. Архитектоника и конфликт в романе. Образ рассказчика. Бурлеск и традиции жанровой зарисовки У.Хогарта. Ирония Филдинга.

Т. Смоллетт и его роман «Хамфри Клинкер» как роман нравов и среды. Реалии «Веселой Англии» в контексте традиции авантюрно-плутовского повествования. Смоллетт и Сервантес. Тематическое своеобразие и финал романа. Эпистолярная форма и социальный портрет персонажей в их речевой характеристике. «Полифонизм» романа. Приемы комического.

 

Тема 11. Формирование понятия Englishness в английской культуре XVIII века («Хамфри Клинкер» Т.Смоллетта)

(см. план семинарско-практического занятия №6)

 

Тема 12. «Антироман»: экспериментальный метод Л.Стерна

«Антироман»: объем понятия, традиция метапрозы в западноевропейской литературе. Художественная палитра английского романа последней трети XVIII века.

Лоренс Стерн. Творческое наследие. Европейская литература и творчество Стерна (Сервантес, Рабле, Вольтер). Пародийное переосмысление ведущих жанров романа XVIII века в «Тристраме Шенди». Переосмысление образа рассказчика в жанре автобиографии (Дефо, Ричардсон), поэтики композиции просветительского семейно-бытового романа (Филдинг, Смоллетn), пафоса сентиментального романа (Ричардсон). Примеры композиционного новаторства и деконструкции основных цитаделей романного письма и их цель. Влияние философских идей Локка и Юма на повествовательную технику в романе. Концепция личности в романе. «Философия» шендизма. Идеализм и ирония, чувствительность и интеллектуальность в образе дядющки Тоби. Новый поворот темы идеального джентельмена. Отсутствие открытого дидактизма. Своеобразие «целостного» героя Стерна в контексте идейного климата XVIII века.

Роль аллюзий и цитаций в формировании композиции романа. Концепция времени-памяти в романе и предвосхищение модернизма.

Юмор Стерна. Восприятие романа в XVIII и XX веках. Стерн и русская культура. Интерпретационная многозначность романа.

«Сентиментальное путешествие»: специфика тематики и формальные новации. Сказовость повествования и ее функции. Стерн и Смоллетт: пародия на жанр путевых заметок Историко-культурные реалии и их восприятие героем. Саморефлексия как движущая сила повествования. Апология «сентиментального» мироощущения и ирония над «сентиментальным выражением».

 

Тема 13. Поэтика метапрозы в романе Л.Стерна «Тристрам Шенди»

(см. план семинарско-практического занятия №7)

 

Тема 14. Готический роман

«Готика» в узком и широком смыслах. Историко-культурные причины появления готического романа. Утрата социальной остроты. Утверждение трагического фатализма. Тема рока и ее лейтмотивы. Интерес к литературе средневековья как антитеза чрезмерному рационализму и аналитичности XVIII века. Традиции рыцарского романа. Готика и быт англичанина (готический замок, башни, садово-парковые ансамбли, интерьер). Готика как синонимом национального, а не варварского. Готическая драма.

Различение novel и romance.

Два основных подхода к готическому роману. Семиотический подход: мотивы, система персонажей, композиция, конфликт, поэтика пейзажа, поэтика названий, стилистика. Тематико-идейный подход в трактовке готического романа. Тема откровения. Тема подавленного желания. Связь с якобинским театром. Утрата глубокой разработки характеров. Развитие композиции романной формы и форм драматизации повествования.

Программный характер предромантической прозы.

Дальнейшее развитие готического романа. Предромантизм и романтизм: сходства и различия. Тенденция к самопародии (Остен, Уайльд, Шоу, Спарк). Научная фантастика. Кинематография ужасов (точка зрения М.Фуко). Сближение с детективом (Ле Фаню) Сближение с бытовым романом и романом идей (Пикок)

Гораций Уолпол. Эстетические взгляды и литературные предпочтения.

 

Тема 15. Роман Г.Уолпола «Замок Отранто» как модель готического текста

(см. план семинарско-практического занятия №8)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 564 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2381 - | 2132 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.