Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 2. Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДЖУМАЙЛО О.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению курса

«История страны изучаемого языка: английский роман XVIII века»

Ростов-на-Дону


 

Утверждены на заседании кафедры теории и истории мировой литературы. Протокол № 5 от 21.01.2011


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

ЦЕЛЬ курса – сформировать представление об английской художественной прозе XVIII века как особом феномене в культуре Англии той эпохи.

 

ЗАДАЧИ –

1) рассмотреть английскую литературу XVIII века и ее революционную жанровую форму – роман – в системе типологических и идейно-художественных связей;

2) сформировать у студентов представление о необходимости учета культурно-исторических и эстетических феноменов эпохи при интерпретации художественного текста;

3) развивать навыки филологического анализа текста с привлечением терминологического аппарата формальных школ литературоведения при обращении к англоязычному тексту.

 

 

Курс предназначен для студентов 3 курса отделения романо-германской филологии.

 

Виды работы: лекции и практические занятия.

 

Количество часов – 36

 

Примечание: Все предложенные фрагменты текстов даются в оригинале.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Историко-культурный контекст развития английской литературы в XVIII веке  
  Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века  
  Английский роман XVIII в.: источники и типология  
  Д.Дефо и его романы в свете идеологии индивидуализма  
  Идейно-художественное и стилистическое своеобразие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» 2*
  Философский роман. Творчество Дж.Свифта.  
  «Путешествие Гулливера» Дж.Свифта как философский роман эпохи Просвещения 6*
  Сентиментальный роман. Творчество С.Ричардсона  
  Поэтика сентиментализма в романе С.Ричардсона «Кларисса» 2*
  Нравобытопиательный роман. Творчество Г.Филдинга и Т.Смоллетта  
  Формирование понятия Englishness в английской культуре XVIII века («Хамфри Клинкер» Т.Смоллетта) 2*
  «Антироман»: экспериментальный метод Л.Стерна  
  Поэтика метапрозы в романе Л.Стерна «Тристрам Шенди» 2*
  Готический роман  
  Роман Г.Уолпола «Замок Отранто» как модель готического текста 2*
  Обсуждение рефератов по курсу  
  ИТОГО  

 

 

* Отмеченные часы проводятся как практические занятия с включением лекционных фрагментов. Предложенные к обсуждению тексты должны быть прочитаны в оригинале.

 

Тема 1. Историко-культурный контекст развития английской литературы в XVIII веке

Исторический комментарий. Ограничение монархии. Войны и колониальная политика.

Роль Р.Уолпола в политической жизни государства. Парламентские дебаты. Английская законодательная и судебная система. Экономическое развитие. Научные и технические открытия. Изменения в жизни города (Лондон, Бат, Эдинбург). Изменение социальной структуры общества. Укрепление среднего класса. Рост населения. Повышение уровня грамотности. Изменения в частной жизни англичанина.

Идеология индивидуализма. Значение методизма и пуританства для духовной и культурной жизни Англии XVIII века. Рационализм и сенсуалистический эмпиризм как ведущие философские системы. Спор о «человеческой природе».

Формирование образа джентльмена, его влияние на систему персонажей, конфликт и дидактическую направленность романа XVIII века (Г.Филдинг, С.Ричардсон, О.Голдсмит, Г.Маккензи, Л.Стерн, Ф.Берни, Дж.Остен).

 

Тема 2. Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века

Периодизация английской литературы XVIII века.

Augustan Age. Эпоха Августинцев (1700-1745). Александр Поуп, Джозеф Аддисон, Джонатан Свифт и классические традиции. Подражание литературным формам и предметам, значение воспитания гражданского сознания, стремление к идеалам умеренности, благопристойности и учтивости. Литературная критика начала века (А.Поуп, Дж.Аддисон, А.Купер, А.Шефтсбери). Своеобразие в толковании классического канона. Объем понятий в критических дискуссиях того времени. Развитие журналистики, идеологизация критики, расширение читательской аудитории (Стил, Аддисон «Tatler», «Spectator»).

Спор «древних» и «новых» как водораздел между двумя магистральными эстетико-культурными направлениями. Влияние трудов Локка и Шефтсбери на литераторов той поры. Критика их идей у Поупа и Свифта. Роль сатиры: культурно-исторический комментарий. Жанровая живопись У.Хогарта. Формирование популярной романной формы у Д.Дефо.

Age of Sensibility. Эпоха чувствительности (1744-1785(98)). Интерес к Средним векам и «культурному примитивизму», балладам и др. образцам народной культуры. Интерес к творчеству Чосера, Спенсера и Шекспира как поиск национальных истоков для искусства. Поворот от неоклассической «правильности» к чувствам и интуиции, прославлению original genius и bardic poetry. Специфика понятия «примитивизм». Обращение к возвышенному и воображаемому. Значение трудов Э. Берка о возвышенном. Популярность идей Локка.

Появление английских романистов нравобытописательного и сентиментального толка: С. Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Л.Стерн. Развитие жанровых модификаций романа.

Рост читательской аудитории. «Неэлитарная» направленность литературной критики. Значение «индивидуального опыта» в литературе. Переход от дидактики и наставления к развлекательности. Значение трудов Сэмюэла Джонсона.

Тенденции в английской живописи второй половины XVIII века. «Сцены собеседования» в английском групповом портрете. Садово-парковая культура и архитектура. Ренессансные влияния в начале века, готическая архитектура и «поэтика руин» во второй половине XVIII века. Музыкальная и театральная жизнь.

Тема 3. Английский роман XVIII в.: источники и типология

Английский роман XVI-XVII веков (Ф.Сидни, Дж. Беньян) и революционное значение романа XVIII века. Общая характеристика романа XVIII века. Причины популярности, истоки и типология романа. Интерес к изображению человека третьего сословия. Специфика социально-бытового и философского содержания романа XVIII века. Популярность эпистолярного романа. Формальные новации жанра. «Полиперспективный» роман. Настоящее и прошлое в аналитической структуре эпистолярного романа.

Некоторые источники английского романа. Итальянские «романс» в прозе. Испанская и французская плутовская традиция. Сервантес в Англии XVIII века. Аллегорические традиции: сказка, притча, мениппова сатира и роман идей XVIII века. «Принцесса Клевская» мадам де Лафайетт как предвосхищение психологической и аналитической традиции английского романа (C. Ричардсон).

Некоторые причины популярности романного жанра. Быстрый процесс повышения грамотности населения. Тенденция к уединенной, необщественной жизни; роман как домашнее чтение. Увеличение числа читающих женщин. Развитие капиталистических отношений.

Общая типология английского романа 18 века.

The general studies of manners. Нравобытописательный роман. Основные черты. Особенности сюжета и образа героя. Значение реалий, показ разнообразия классовых и человеческих характеров. (Д.Дефо, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Ф. Берни)

The novel of sensibility and moral instruction. Сентиментальный роман. Общая характеристика. Доминантные темы. Стилевые особенности и аналитическая традиция (С.Ричардсон, Л.Стерн, Г.Макензи).

Тhe novel of ideas. Философский роман. Жанровое своеобразие. Особенности конфликта и сюжета, сатирический пафос, интерпретационная неоднозначность (Дж.Свифта, С.Джонсон, У.Годвин).

The novel of fantasy and excitement. Gothic novel. Готический роман. Типологические особенности жанра (Г.Уолпол, А.Радклиф, М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин).

The experimental novel. Anti-novel. «Антироман» в свете утвердившихся форм романного повествования XVIII века. Идейное новаторство и формальное экспериментирование («Тристрам Шенди» Л.Стерна).

Сопутствующие роману прозаические жанры и их влияние на развитие романа. Английский памфлет XVIII века. Развитие жанров очерка, эссе. Популярность путевых заметок. Публицистика как один из ведущих жанров в литературе XVIII века.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 501 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2523 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.