Принимая исковое заявление, мировой судья должен убедиться в соответствии его требованиям о форме и содержании, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ. Однако при этом учитываются особенности, свойственные делам, относящимся к подсудности мирового судьи. Это касается дел, возникающих из трудовых правоотношений. В суд за разрешением индивидуального трудового спора могут обратиться не только работник и профессиональный союз, действующий в интересах работника, но и работодатель, оспаривающий правильность решения КТС. В этом случае процессуальная форма заявления (обращения) как и его содержание отличается от искового заявления. Это заявление (обращение) не должно носить характер искового заявления, поданного от имени работника, поскольку таким правом работодатель не обладает. Само заявление (обращение) должно обладать признаками официального документа, исходящего от работодателя: изготовлено на бланке, подписано лицом, имеющим право скреплять данный документ своей подписью, удостоверено печатью, а также содержать и все другие неотъемлемые реквизиты данного вида документа. В нем указываются данные о лице, обратившемся за разрешением индивидуального трудового спора в комиссию по трудовым спорам, его местонахождение, в чем состояло требование работника, на чем оно основано; какое решение было постановлено КТС и по каким основаниям удовлетворено полностью или частично требование работника; почему работодатель считает, что требования работника не подлежали удовлетворению; на каких доказательствах основано такое утверждение.
К заявлению (обращению) в обязательном порядке, помимо его копии, предназначенной для работника, прилагается копия решения КТС с указанием, когда она была вручена работодателю. Последнее необходимо для выяснения того, не пропущен ли десятидневный срок обращения к мировому судье (ст. 390 ТК РФ). Если срок пропущен, работодатель вправе в этом же заявлении просить мирового судью о восстановлении пропущенного срока с указанием на уважительные причины пропуска.
В заявлении работодателя могут содержаться и иного рода ходатайства, в частности, о приобщении к делу письменных доказательств, о вызове в судебное заседание свидетелей, о назначении экспертизы и т.п.
Несмотря на то, что в данном случае инициатива возбуждения дела исходит от работодателя, истцом по этому делу является работник, считающий, что его права нарушены работодателем. В силу этого последний будет занимать в процессе положение ответчика.
Указанное влияет и на решение вопроса о государственной пошлине при подаче работодателем заявления. Так как, согласно ст. 393 ТК РФ (об этом же говорится и в п. 1ч. 1 ст. 89 ГПК РФ) при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работник — как истец освобождается от оплаты пошлины и судебных расходом, а суть индивидуального трудового спора с точки зрения сторон и его содержания не меняется, независимо от того, кем был инициирован перенос этого спора в орган по рассмотрению индивидуального трудового спора иного уровня, обращение работодателя с заявлением к мировому судье также не должен облагаться государственной пошлиной.
В то же время исковое заявление работодателя о возмещении причиненного работником вреда подлежит оплате государственной пошлиной, за исключением случаев, когда материальный ущерб причинен преступлением (п. 7 ч. 1 ст. 89 ГПК РФ).
Как уже указывалось, согласно ст. 391 ТК РФ дело по трудовому спору у мирового судьи может быть возбуждено профессиональным союзом, защищающим интересы работника, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует закону или иным нормативным правовым актам. Это положение Трудового кодекса РФ следует рассматривать с учетом содержания ст. 46 и 47 ГПК РФ.
В защите трудовых прав гражданина участвуют профессиональные союзы (ст. 19, 23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности». Профсоюзы могут предъявлять иски от своего имени в защиту прав членов профсоюзов и других работников по их просьбе. В этом случае профсоюзы, хотя и не являются стороной по делу, однако пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Занимая положение процессуального истца, профсоюзы должны представить исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 131 ГПК РФ, обосновать и поддержать в судебном заседании требования, с которыми они обратились к мировому судье с целью защиты интересов работника, и совершать все процессуальные действия в том же объеме и в таком же порядке, как истец в материальном смысле.
Приступая к подготовке дела к судебному разбирательству, мировой судья ориентируется на задачи этой стадии гражданского процесса, перечисленные в ст. 148 ГПК РФ. Выбор действий по подготовке, их содержание, объем и направленность, а также степень участия в подготовке сторон обусловлены особенностями каждого конкретного дела, причем как материально-правового, так и процессуального характера.
Так, разрешая вопрос о составе лиц, участвующих в деле об определении порядка пользования земельным участком, мировой судья будет исходить из круга лиц, являющихся собственниками (пользователями) этого недвижимого имущества.
Определяя, какие обстоятельства имеют значение для дела, возникающего из трудовых отношений, и какой стороне подлежит их доказывать, мировой судья будет исходить из того положения, что, как правило, обязанность доказать правомерности своего поведения лежит на работодателе. Именно от работодателя, возражающего против иска, следует истребовать доказательства того, что содержание трудового договора соответствует условиям, определенным законом и иными нормативными правовыми актами и работником совершен трудовой проступок. Применение в отношении его дисциплинарного взыскания соответствует федеральному закону.
В подготовительном судебном заседании в соответствии с положениями ст. 152 ГПК РФ могут быть разрешены вопросы о пропуске сроков обращения к мировому судье за разрешением спора. Помимо общих сроков исковой давности по спорам, подведомственным мировому судье, по определенным категориям дел существуют специальные сроки давности, установленные законодательством, регулирующие конкретные правоотношения. Например, согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (за исключением дел о восстановлении на работе, рассматриваемых районными судами, где срок установлен в один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки). Срок давности по требованию работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного организации, составляет один год со дня обнаружения причиненного вреда.
При возражении ответчика против иска и при отсутствии данных, указывающих на уважительность причины пропуска срока, мировой судья уже в предварительном судебном заседании вправе вынести решения об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).
Судебное разбирательство по гражданским делам, отнесенным к ведению мирового судьи, подчинено общим правилам гражданского судопроизводство. Единственное, что относится к специфике деятельности мирового судьи, так это то, что во всех случаях он рассматривает дело единолично (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), а срок рассмотрения дела установлен в пределах месяца со дня принятия заявления к производству (ст. 154 ГПК РФ).