В ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и гражданина, а также в ряде других международно-правовых документов указано, что правосудие должно осуществляться публично, т.е. публичность деятельности судов должна быть открытой и гласной.
В этой связи можно утверждать, что идея гласности правосудия приобрела статус общепризнанного принципа в международном праве.
В Российской Федерации гласность в виде правового принципа получила закрепление в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, ст. 9 Закона о судебной системе и других судоустройственных и судопроизводственных законах, в том числе в отраслевом законодательстве. Так, в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ подчеркивается, что «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Аналогичное требование к деятельности судов закреплено и в ст. 9 Закона о судебной системе, содержащей некоторое терминологическое несоответствие с вышеназванной конституционной нормой, а именно: в Конституции РФ речь идет об открытости судебных разбирательств, а в Законе о судебной системе — о гласности разбирательства дел. В данной связи мы усматриваем в содержании термина «публичность» две составляющие: открытость и гласность правосудия. Термин «открытость»[81] объединяет элементы публичности, не урегулированные процессуальной формой правосудия, а «гласность» — процессуально предусмотренные элементы правосудной деятельности, образующие содержание этого принципа[82].
Принципу гласности судопроизводства посвящены ст. 31 Закона о Конституционном Суде, ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 243 КоАП РФ. Проще говоря, принцип гласности правосудия является общим правилом при разрешении всеми судами РФ любых правовых споров. Вместе с тем из этого правила есть исключения, допускающие возможность закрытия судебных заседаний в случаях, предусмотренных федеральным законом. Такое исключение базируется как на международном, так и на российском законодательстве. Например, ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает, что «судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушила бы интересы правосудия».
Применительно к России обстоятельства, в силу которых возможны исключения из принципа гласности правосудия, конкретизированы в отраслевом законодательстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 241 УПК РФ закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:
- открытое судебное заседание может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
- рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет;
- рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений может привести к разглашению сведений, унижающих их честь и достоинство;
- этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц[83].
Кроме того, в уголовном судопроизводстве закрытые судебные заседания проводятся при рассмотрении судами ходатайств о даче согласия на проведение оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, ущемляющих конституционные права и свободы граждан (обыск, прослушивание телефонных переговоров и т.д.)[84]. Это обусловлено необходимостью обеспечения внезапности и конфиденциальным характером их проведения. При гласном рассмотрении таких ходатайств названные следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия потеряли бы всякий смысл[85].
Некоторое ограничение принципа гласности законом предусмотрено и при обстоятельствах, связанных с запретом допуска свидетелей или иных лиц (не являющихся стороной в процессе) в силу недостижения ими возраста 16 лет. На время их допроса удаляются из зала судебного заседания свидетели.
Согласно ст. 258 УПК РФ могут быть удалены из зала суда граждане, нарушающие порядок судебного заседания. Доступу в судебное заседание всем желающим может препятствовать и недостаточная вместимость зала судебного заседания. В такой ситуации гласность правосудия может быть обеспечена применением современных видеотрансляционных технологий.
В арбитражном производстве закрытое судебное разбирательство дел согласно ст. 11 АПК РФ возможно в следующих случаях:
- если открытое разбирательство дел может привести к разглашению государственной тайны;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
- при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
В гражданском судопроизводстве закрытые судебные заседания допускаются по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения) ребенка (ст. 9, ч. 3 ст. 263 ГПК РФ), а также в ситуациях, требующих сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни, граждан или иных обстоятельств, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дел, по делам о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции.
Закрытые судебные заседания допустимы только по мотивированному решению суда. Такие решения возможны в отношении как всего судебного разбирательства, так и его части (например, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля). В определении или постановлении суда о проведении закрытого судебного разбирательства должны быть перечислены конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения.
Приговор и иные решения суда во всех случаях оглашаются публично за исключением вопросов усыновления (удочерения). При рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании можно по мотивированному определению суда (постановлению судьи) огласить приговор только в резолютивной части.
Процессуальная форма судопроизводства при рассмотрении дел в закрытом разбирательстве такая же, как и в обычном судебном заседании.
Гласность правосудия — правовой принцип, а поэтому его несоблюдение рассматривается как нарушение закона, влекущее отмену судебного решения[86].