Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Причины усиления консерватизма




- он был реакцией значительной массы аграрного и городского населения стра-ны на возможные изменения, происходившие под влиянием промышленной рево-люции на Западе и грозившие разрушением привычного уклада жизни;

- отражал стремление к сохранению вековых традиций, обычаев, самобытности.

Идейно-политическое течение, доказывавшее принципиальные различия в раз-витии России и Запада, получило название «славянофилы».

 

Отличительные черты славянофильства: - оно чрезмерно идеализиро-вало историческое прошлое страны, русский национальный характер;

- объясняло неповторимость исторического пути российского общества налчием общей русской идеи, отражающей своеобразие народа.

Два направления в славянофильстве: - ортодоксально-реакционное. Его представляли министр просвещения граф С.С.Уваров (1786-1855), историк Н.М.Карамзин (1766-1826), обер-прокурор Синода К.П.Победоносцев (1827-1905). Концепцию славянофильства сформулировал граф С.С.Уваров, который выразил его смысл в формуле: «православие, самодержавие, народность». Невозможность перенесения в Россию западных политических институтов, осуществления либеральных реформ он обосновывал глубокой религиозностью народа, предан-ностью самодержавию, моральным единством;

- реформаторски-ориентированное. Главный идеолог – А.С.Хомяков (1804-1860), другие видные представители – И.В. и П.В.Кириевские, К.С. и И.С.Аксако-вы, Ю.Ф.Самарин, А.И.Кошелев. Они не отрицали необходимость реформ, высту-пали за отмену крепостничества, предоставление некоторых свобод. Однако европейский путь преобразования общества считали губительным для России, по-скольку тот разрушит ее духовное единство. А.С.Хомяков связывал самобытность русского народа с соборностью обеспечивавшей ту духовную цельность, внутрен-нее согласие и единомыслие, любовь друг к другу, которые свойственны русско-му народу. В дальнейшем писатель Ф.М.Достоевский (1821-1881) среди отличи-тельных черт русского народа отметил всепрощение, аскетизм, всеобщую любовь, покорность.

 

Политический радикализм Политический радикализм в России харак-

(А.Н.Радищев, П.И.Пестель, теризовался тем, что в концепцию революци-

революционеры-демократы, оного переустройства общества также во-

анархисты) шла вера в самостоятельность России и в ее

особый путь развития. Условия для радика-льных идей социального преобразования существовали: низкий жизненный уро-вень значительной части населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т.д.

 

Взгляды А.Н.Радищева (1749-1802) – родоначальника идеи революционного низвержения самодержавия:

- место монархии должно занять народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода;

- народное правление соответствует «человеческому естеству», поскольку осно-вано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности;

- во главе федерации стоят достойные люди, выдвинутые народом.

Идея непосредственного правления народа возвращала общество

в прошлое – к вечевым порядкам.

 

Идеи П.И.Пестеля (1793-1826) – одного из декабристов, стремившихся реализовать идею революционного переустройства общества:

- монархия одна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности;

- высшие органы власти (Народное Вече, Державная Дума, верховный Собор) формируются путем реализации всеобщего избирательного права;

- принцип разделения властей отрицался.

 

Революционеры-демократы В.Г.Белинский (1811-1848), А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Д.И.Писарев (1840-1868):

- полагали единственным средством свержения самодержавия вооруженное вос-стание в форме крестьянской революции, которая установит «социальную респуб-лику» с верховной властью народа;

- считали основой будущего экономического и политического строя крестьян-скую общину (в этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда община не представляла собой единого образования, она расслаивалась);

- отдавали в «социальной республике» законодательную власть народу (Народ-ному Собранию), перед которым должно быть ответственно правительство.

 

Русский анархизм характеризовался неприязнью к западному либерализму и конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам. Его сторонники М.А.Бакунин (1814-1876) и П.А.Кропоткин (1842-1912):

- негативно относились не только конкретно к русскому, но и к любому государ-ству и праву, ограничивающим свободу индивида, и призывали к свержению государства;

- исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естест-венному существованию людей;

- определяли анархию как «вольный союз земледельческих и фабричных товари-ществ, общин, областей и народов и, наконец, в будущем – общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств» (М.А.Бакунин)

- критиковали идею К.Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой (М.А.Бакунин);

- П.А.Кропоткин назвал идеал будущего «анархическим коммунизмом» - воль-ный союз самоуправляющихся общин, основанных на свободных взаимо-соглашениях людей.

 

Вопрос «Политическая наука в России»

Проблемы политики в В дореволюционной России политология не стала

досоветский период самостоятельной дисциплиной. Некоторые проб-

лемы политической науки активно разрабатыва-лись в юриспруденции. Это определило специфику подходов к анализу полити-ческих явлений: главный акцент был сделан на изучение политических институ-тов (государства, партии, права), большое внимание уделялось их формальной структуре и принципам функционирования.

 

 

Основоположник «государственной школы» (так называлось направление в юриспруденции), профессор Московского университета Б.Н.Чичерин считал, что

- принцип политического плюрализма способствует обновлению форм поли-тической жизни. Огромная роль в этом отводится оппозиции, которая критикует власть, сдерживает бюрократию, заставляет выполнять провозглашенные правя-щей элитой обязательства;

- политическая конкуренция способствует проявлению на общественной сцене наиболее одаренных политиков;

- политическая принадлежность делает мировосприятие людей односторонним, а постоянная политическая борьба ослабляет правительство;

- стремление партий любой ценой получить поддержку у населения заставляет их поощрять низменные потребности человека, использовать сомнительные методы борьбы (ложь, клевету).

 

Российская юридическая наука активно разрабатывала идею правового и даже социального государства. Известный юрист П.И.Новгородцев:

- полагал, что государство должно гарантировать права и свободы личности (право на труд, социальное страхование, профессиональную организацию, лич-ную свободу) в том объеме, в котором они создают условия для достойного су-ществования;

- очень критично рассматривал демократию как форму правления. «Демокра-тия, - отмечал он, - всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». Поэтому в демократиях с естественной необходи-мостью возникает правящее меньшинство, которое осуществляет руководство об-ществом.

 

В конце XIX века вышла в свет работа М.Я.Острогорского «Демократия и политические партии», которая оказала заметное влияние на развитие мировой политической науки. М.Я.Острогорский:

- рассматривал демократию как способ взаимодействия политических инсти-тутов, масс, индивидов, борющихся за власть;

- в качестве главного участника политического процесса выделял политичес-кие партии;

- отмечая тенденцию массового участия в политике широких слоев населения в качестве определяющей, предполагал возможность перерождения демократии в ее противоположность – диктатуру;

- предвидел тенденцию бюрократизации и олигархизации партий, поскольку со временем их руководство отрывается от рядовых членов и у него возникают осо-бые интересы. Руководящий орган начинает манипулировать массой в собствен-ных интересах.

 

Политическая теория в Положение в политологии в советское время:

советское и постсовет- - процесс кристаллизации политических идей в от-

ское время дельную дисциплину прервался. Политическая

теория стала выполнять социальный заказ правя-щей Коммунистической партии и советской власти – научно обосновывать право-мерность принимаемых решений;

- характер и содержание исследований на политические темы стали односто-ронними – все явления политической и политической жизни рассматривались через призму марксизма, теории классовой борьбы, интересов рабочего класса, трудящихся;

- основная проблема политологии - распределение и осуществление – остава-лась закрытой для объективного анализа; исследования политики были направле-ны не на углубление познания механизмов политико-государственного регулиро-вания, а на обоснование предпосылок отмирания политической организации об-щества.

 

Политология в современной (постсоветской) России:

Признание политологии в качестве самостоятельной дисциплины произошло лишь в начале 1990-х годов. Но сразу же возникла проблема квалифицированных кадров, которых до того времени не готовили. Поэтому политология в современ-ной (постсоветской) России переживает нелегкие времена утверждения своего статуса:

- собственная исследовательская традиция пока не сложилась;

- ей необходимо избежать как тенденции автоматического заимствования западных теорий и методов анализа, некритического перенесения их в особые условия России, так и стремления к изоляции от мировой политической науки, изобретения особой русской политологии;

- ей еще предстоит доказать, что, по выражению одного из первых представи-телей русской политической мысли Ю.Крижанича, «из всей мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика, или королевская мудрость. И их всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.