Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика российской Особенности развития политических идей в




политической мысли России были обусловлены:

- особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры, которое было связано прежде всего с православием;

- божественный характер власти в православии органично сочетался с уникаль-ной российской традицией – соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества;

- основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключа-ла существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оп-позиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согла-сии между правящими и подданными;

- согласно традиции православия государству и власти князя приписывались вы-сокие моральные добродетели – добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворя-ли силы зла, были слугами Антихриста; таковыми считались бояре-изменники;

- всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха;

- в силу географического положения (расположенности России между Западом и Востоком) русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада – возникло идейно-политическое движение «за-падников», заимствовавших либеральные ценности европейской цивилизации.

 

Русская идея - Россия пыталась найти собственный путь развития, собствен-

ный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из централь-ных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов;

- политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства, которое относилось к идеократическому типу: объединение индивидов в нем происходит на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории таким идеями выступали: «Мос-ква – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого бу-дущего» и т.д.;

- то обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри рели-гиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических уче-ний. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламен-таризма, демократии, гражданского общества и др.

 

 

Вопрос «Основные направления развития российской

политической мысли (XVII-XIX веков)

Влияние идей французского Такое влияние проявилось (хотя на русской поч-

Просвещения ве оно было относительным) в следующем:

- с XVII в. начинает происходить секуляриза-ция политической мысли, она становится более самостоятельной;

- многие идеи Просвещения (в частности, теория разделения властей, теория об-щественного договора, естественных прав личности и т.д.) не смогли тогда укоре-ниться в российском общественном сознании, но процессы рационализации поли-тической мысли, сближения ее с наукой набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божест-венный дар.

 

Взгляды В.Н.Татищева, И.Т.По- Взгляды сторонников идеи просвещен-

сошкова, Ф.Прокоповича ного абсолютизма В.Н.Татищева (1686-

-1750), И.Т.Посошкова (1652-1726) и др.:

- они трактовали государство как средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство вни-мает разуму подданных, правит, опираясь на строго соблюдаемый свод хорошо разработанных законов;

- по-прежнему ставили верховного носителя власти (монарха) над гражданами и сословиями, оправдывали любые его действия. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец.

 

Идеи сподвижника Петра I, церковного деятеля Феофана Прокоповича (1681-1737): - он пытался соединить идею божественной сущности власти

с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа;

- считал, что государство – результат сознательного объединения людей, по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил мо-нарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или рас-торгнуть договор между монархом и народом;

- лучшей формой правления признавал абсолютную власть, которая может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику про-цветающее государство.

Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции

просвещенного абсолютизма. На волне критики абсолютной власти роди-

лась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и

парламентаризма. В развитии собственно политической мысли России

можно выделить три направления: либеральное, консервативное и ради-

кальное.

 

 

Либеральная политическая Либерализм как политическая идеология ис-

мысль. «Западники». ходит из верховенства прав и свобод личности

над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующе-го индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсут-ствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограничено.

Теоретические положения классического западного либерализма в разное время были взяты на вооружение различными сословиями, организациями, движениями:

- до отмены крепостного права дворянские революционеры («декабристы») в обоснование своего протеста против самодержавия исходили из теории естествен-ного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом; при разработке основ формирования институтов государственной власти использовали идею разделения власьей;

- после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получив-шего название «западники». Они исходили из идеи общности исторических су-деб России и Запада.

Направления либерализма в России:

Охранительный либерализм – был основан профессором права Б.Н.Чичери-ным (1828-1900), который:

- активно развивал либеральную идею правового государства;

- выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть;

- не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии;

- полагал, что права даются государством;

- считал политическим идеалом конституционную монархию, созданную путем заимствования принципов и политических институтов Запада.

Концепция социального государства – развивалась профессором Москов-ского университета П.И.Новгородцевым (1866-1924). По его мнению:

- только подобное государство гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование;

- свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий.

 

 

Русский консерватизм. Два на- Ориентация на западные ценности, стрем-

правления в «славянофильстве» ление к реформам одной части российско-

го общества (предпринимателей, интелли-генции) обусловила в другой части усиление консерватизма.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 364 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2240 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.