Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие политической усиливающееся влияние на нее социологии




науки Осмыслению роли социальных механизмов

эволюции (разделения труда, неравенства,соб-ственности, верований, коллективных представлений, мотивов и т.д.) в полити-ческой жизни способствовали работы французских социологов Огюста Конта (1798-1857), Эмиля Дюркгейма (1858-1917) и английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903).

 

Трактовка сущности госу- Г.Спенсер сделал вывод о нарастающем услож-

дарства Г.Спенсером нении социальных отношений по мере разви-

тия разделения общественного труда. Диффе-ренциация форм и видов деятельности людей заставляет их сотрудничать для достижения общих целей, порождает необходимость демократической организа-ции власти и управления. В связи с этим государство понималось как «коллектив-ный разум», надклассовая сила.

 

Теория эволюции общества - люди не свободны в выборе форм обществен-

К.Маркса (1818-1883)ного развития. Их выбор предопределен сте-

пенью развития производительных сил и ха-рактером производственных отношений, а содержание последних определяется формой собственности;

- факторы материального производства составляют основу человеческого об-щества, обеспечивают его прогресс;

- изменения в развитии производительных сил приводят к новому разделению труда, новым формам собственности, порождают определенные формы обмена и потребления;

- политика и ее институты (право, государство) не имеют самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры общества, хо-тя и воздействуют, в свою очередь, на экономическое развитие;

- политические структуры выражают интересы класса-собственника. На этом основании выдвигалась идея о сломе буржуазного государства как органа полити-ческого господства капиталистов-собственников.

 

 

Современную западную политологию невозможно представить

без того вклада, который внесли в ее становление немецкий со-

циолог Макс Вебер и итальянский социолог Вильфредо Парето.

Их значение определяется тем, что они выявили многие тенден-

ции, оказавшие влияние на последующее мировое развитие.

Теория рациональной Самой эффективной системой государственной

бюрократии М.Вебера организации М.Вебер (1864-1920) считал бюро-

кратию, поскольку она основывается на стро-гом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны:

- разделение труда, обусловленное правилами и законами;

- подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;

- назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;

- оплата труда работников в соответствии с рангом;

- для служащих работа в государственном учреждении является основным занятием;

- служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;

- смещение с должности осуществляется вышестоящим органом и т.д.

Наличие этих правил вносит единообразие в деятельность государствен- ных органов, четко определяет ответственность каждого института госу-дарства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устра-няет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии. Но рациональная бюрократия – это лишь исполнительный орган, с помощью кото-рого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает по-литических решений, ее задача – выполнение предписаний политической элиты.

В начале ХХ века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на реальности: появление новых групп инте-ресов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы дости-жения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп

 

В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесие в об-ществе, итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923) рассматривал по-литическую элиту. С его точки зрения:

- эволюция человеческого общества – это история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решения по развитию общества;

- качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.

 

М.Вебер для обеспечения стабильности предложил теорию плебисцитарной демократии:

- слабость институтов представительной демократии (например, парламента) компенсируется усилением авторитарной власти харизматического лидера, кото-рого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру;

- харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии.

(Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером на практике привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах ХХ века)

Вопрос «Особенности развития политической мысли

в России (XI –XVI вв.»

Возникновение полити- Сохранившиеся памятники российской культуры го-

ческих идей ворят о том, что политическая мысль в нашей стра-

не возникла давно, еще в XI в., в период объединения восточнославянских племен под властью киевского князя.

 

Древнерусское государство: - потребовало (равно как и укрепление княжес-кой власти) обоснования его божественного характера;

- было раннефеодальным: в нем сохранились свободные общинники, процесс образования классов не был завершен; важную роль продолжали играть вечевые традиции.

Особенности обоснования божественного характера княжеской власти:

- он объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей;

- переплетался с идеей ответственности князя перед народом.

 

Общие черты, характерные для начального периода развития политической мысли в России (XI-XV вв.) и присущие процессу становления западных полити-ческих учений:

- первоначально политическая мысль не являлась самостоятельной, а была растворена в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты (непогреши-мость, абсолютность, правосудность), обосновывавшие ее божественный харак-тер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни;

- после принятия христианства на Руси в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах религиозного, православного мировоззрения (в запад-ных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завер-шилось уже в XVI в.);

- и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

Однако выводы, к которым приходили мыслители России и Запада относи-

тельно идеальных форм государства, были различными, что объясняется

спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, ве-

рований, представлений), в которых развивались политические идеи. На За-

паде политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоя-

тельного индивида, гражданского общества, ограничение всевластия госу-

дарства в лице монарха. В России политические учения обосновывали прио-

ритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.

Обоснование неограниченной В период Московского государства, особенно

власти монарха (XVI в.) при Иване Грозном (1533-1584), происходила

концентрация политического могущества. Политические же идеи обосновывали необходимость неограниченной власти монарха, важность для него иметь сильный характер.

 

Взгляды писателя-публициста И.Пересветова (XVI в.):

- он видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодо-ления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны;

- вину за ослабление страны возложил на бояр, которые «не заботятся о государ-стве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают»;

- считал условие величия государства сильную неограниченную власть, опираю-щееся на служилое дворянство.

Предложенные И.Пересветовым политические реформы были впослед-

ствии реализованы Иваном Грозным.

 

Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI в.), сбежавший в Литву. «Царь аще и почтен царством, - поучал он царя, - должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек».

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 338 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2358 - | 2156 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.