Существуют определённые правила построения текста. Так, более или менее протяжённый текст нуждается в членимости, т. е. в наличии в нём определённых структурных и/или смысловых частей. Наиболее очевидной единицей такого рода является абзац. Выявление таких единиц помогает адресату лучше понять информативное содержание текста, а исследователю – выявить проявление тех или иных текстовых категорий. Различие между основными способами (единицами) членения текста представлено в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Единицы членения текста
Единица членения | Сущностная характеристика | Определение | Виды речи | |||
Сложное синтакси- ческое целое | Семантико-синтаксическая единица | Фрагмент текста, который раскрывает одну из его частных тем и состоит из двух или более предложений, объединённых между собой цепной или параллельной связью | У С т Н А я и | п и с ь м е н н а я | ||
Функцио- нально- смысловые типы текста (речи) | Композиционно-речевые формы реализации определённого обобщённого, типизированного смыслового значения | Каждому из функциональных типов присуща определённая прагматическая установка, типовое значение и обусловленная этими факторами специфика речевой организации. Разновидности: описание, рассуждение, повествование, предписание - в той или иной степени характерны для текстов разных функциональных стилей. Применительно к деловому тексту выделяют ещё один тип речи - констатация | ||||
Рубрика | Структурно-композиционная единица | Рубрикация (выделение рубрик) используется как способ смысловой упорядоченности текста, облегчающий его восприятие и понимание; наиболее типична для научного и делового текста. Разновидности рубрик (по степени убывания объёма): раздел, глава, параграф | п и с ь м е н н а я | |||
Абзац | Композиционно-стилистическая единица | Фрагмент текста, расположенный между двумя соседними отступами в начале строки. Используется в текстах любой стилевой принадлежности, облегчая восприятие текста. В художественном и публицистическом тексте абзацное членение – одно из проявлений авторской манеры письма | ||||
Диалоги- ческое единство | Структурно-смысловая единица | Текст, создаваемый двумя или более участниками речевого взаимодействия. С точки зрения структуры представляет собой последовательность взаимосвязанных реплик; в рамках реплики могут проявляться элементы функционально-смысловых типов речи: описания, рассуждения и др. | У С т Н А я | |||
Особой разновидностью текста являются словари – как энциклопедические, так и лингвистические, поскольку они состоят из большого количества автономных текстов (словарных статей) или слов, расположенных в алфавитном порядке. Особенность текста словаря обусловлена спецификой его коммуникативности (адресованности): адресат-читатель изначально не намерен знакомиться с текстом словаря в полном объёме, а нацелен лишь на выборочное прочтение той или иной словарной статьи. (Именно поэтому мы говорим не «Я читал словарь», а «Я обращался к словарю» или «Я пользовался словарём».) По подобному же принципу создаются и другие издания справочного характера: каталоги, телефонные справочники и т. д.
Разумеется, смысловая целостность подобных текстов носит особый характер, а средства связи «работают» лишь в пределах словарной статьи, и то в ограниченном объёме. Однако все словарные статьи в рамках одного словаря строятся по определённой модели (схеме), присущей им как жанру (подробную характеристику структуры словарной статьи см. в лекции № 5, § 5.6).
Модель (схема), отражающая количество, соотношение и взаимное расположение частей текста, и присущая любому тексту, называется композицией. Заметим: недаром прилагательное композиционный присутствует в приведённых в табл. 3.4 сущностных характеристиках единиц членения текста: абзаца, рубрики и т. д. Композиция текста может быть простой или сложной, что в первую очередь зависит от его жанровой принадлежности. Особо регламентируется композиция деловых и научных текстов.
Обязательной составляющей композиции большинства текстов является заголовок -графически выделенное название текста или его рубрики. Это первое слово, словосочетание или предложение, с которого начинается знакомство читателя (реже – слушателя) с речевым произведением. Заголовок может выполнять несколько функций, и основные из них представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5