Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материя.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материаль­ное бытие




В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

· материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, авсе иные бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

· объективно-идеалистический подход - материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первич­ного идеального (абсолютного) духа;

· субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен - кажу­щееся явление, "галлюцинация") субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

· позитивистский - понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя дока­зать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Элементами структура материи являются:

· неживая природа;

· живая природа;

· социум (общество).

Характерными чертами материи являются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

1. Движение материи: возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);

2. Материя имеет способность к самоорганизации - созданию, совершен­ствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых проис­ходит самоорганизация, является так называемая флуктуация - посто­янно присущие материи случайные колебания, и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи - материя приобретает новое состояние, так называемую "диссипативную структуру", которая отличается неустой­чивостью.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

3. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило­софами выдвигалось два основных подхода: субстанциональный; реляционный.

Сторонники первого - субстанционального (Демокрит, Эпикур) - счи­тали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и про­странством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники 2-го - реляционного (от лат. relatio -отношение) (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель) - воспринимали время и пространство как отношения, образ. взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

· время - форма бытия материи, которая выражает длительность суще­ствования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;

· пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее про­тяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материаль­ных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

4. Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте)

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание. Согласно ма­териалистической концепции сознание - это способность высокооргани­зованной материи отражать материю.

 

Понятие движения.

Любая форма бытия может существовать и проявлять свои специфичес­кие особенности лишь при взаимодействии с другими. Всеобщие внутренние и внешние взаимодействия приводят к изменениям взаимодействующих явле­ний и объектов. Всякое изменение в философии обозначается понятием " дви­жение ".

Наличие движения в окружающей действительности, постоянно изменя­ющееся бытие признают практически все философские концепции. Но с древ­них времен сущность движения, природу его многообразных форм трактуют по-разному.

Одним из 1-ых движение как фил-ую категорию, подвергнул ана­лизу Зенон Элейский. Он сформулировал ряд апорий (греч. - безвыходное положение: логическое затруднение, противоречие при разрешении пробле­мы), где показал сложность рационального понимания движения в силу его внутренней противоречивости. Рассуждения Зенона в одной из его апорий " Летящая стрела покоится" можно реконструировать примерно так: когда стрела движется по траектории, то в любой момент она находится в определенном месте и может быть зафиксирована как покоящаяся, то есть ее скорость равна нулю. Движущаяся стрела не движется в том месте, где она находится (поко­ится), но она не может двигаться и там, где ее нет. Поэтому движение можно рассматривать как следующие одно за другим состояния покоя: движения не существует.

Итак, для движения как атрибутивного свойства бытия характерны: объек­тивность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость. Движение абсолютно, но в "чистом" виде, как "движение вообще" оно не существует. Оно может существовать лишь в конкретных, относительных формах, каждая из которых обладает особыми, специфическими свойствами. Классифициро­вать формы движения пытались многие мыслители прошлого, но впервые вывод о качественном многообразии форм движения, в связи с конкретными видами материи и их взаимосвязью, предложил Ф. Энгельс. Опираясь на дос­тижения естествознания XIX в., он выделил пять основных форм движе­ния: механическую, которую он рассматривал как пространственное перемещение тел; физическую, куда он включил теплоту, свет, электричество и маг­нетизм; химическую, рассматриваемую как движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества; биологическую, жизнь как способ существования белковых тел, и общественную, куда включалось и мышление. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 992 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.