Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая
30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассматриваться позже, на других международных форумах, а в Париже подлежат обсуждению главным образом проблемы территориальных изменений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги Наций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.
4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китайская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чиновников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», население призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это патриотическое движение.
Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую делегацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».
Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмента в Шанхае.
Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и литературу нового письменного языка байхуа, соответствующего разговорному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.
Политические последствия движения «4 мая»
Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контакты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.
10 октября 1919 г. Сунь Ятсен возродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан (Китайская национальная партия) и стал бороться за политическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знаменитых принципов: национализма, народовластия, народного благоденствия. Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.
Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к власти лидера Чжилийской клики У Пэйфу, который опирался на поддержку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое внимание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.
Это привело к фактической изоляции Японии на дипломатической конференции в Вашингтоне. Конференция с участием Китая проходила с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае». Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отказывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иностранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (нападение бандитов на железнодорожный экспресс).
Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепление международных позиций Китая. Япония, потеряв свои экономические позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по соседству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.
Движение «4 мая» послужило толчком к активизации крестьян: повсеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьянские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтянутых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообороны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.
Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Характерной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозрительное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители соседних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варварами, т. е. нецивилизованными дикарями.
В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки. Они появились в Пекине (группа в университете вокруг профессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провинции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмиграции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в которую входил, в частности, Чжоу Эньлай.
Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших участие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил представитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Коммунистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).
Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом плане заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦК КПК был избран Чень Дусю. Так было положено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выдающуюся роль в китайской истории.