Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


II. Сатьяграха в начале 1930-х гг




Начало сатьяграха и открытие Конференции «круглого стола»

В январе 1930 г. депутаты от ИНК вышли из Законодательных собра­ний. 26 января 1930 г. был объявлен всеобщий хартал. Началась подго­товка к новой сатьяграхе. Ее лидером вновь был назначен М.К. Ганди. Это означало, что именно он должен был выбирать формы бойкотов и выдвигать требования к английским властям.

В марте 1930 г. были опубликованы так называемые «11 пунктов Ганди». Нет необходимости перечислять их все, но важно отметить, что в них выдвигались требования, которые готовы были поддержать разные слои общества. В частности, снизить наполовину земельный налог и военные расходы, сократить жалованье английским чиновни­кам, вновь ввести протекционистские тарифы на ввозимые в Индию товары. Одно из требований касалось отмены монополии английских властей на добычу и продажу соли. Разумеется, все эти требования но­сили второстепенный характер — англичане могли их удовлетворить. Но основная цель Ганди состояла в другом — он добивался от властей начать переговоры с ИНК по проекту Конституции.

Все ждали от Ганди сигнала о начале сатьяграхи. Английскому вице-королю сообщили, что Ганди покинул свою резиденцию и направился к морю. По дороге к нему присоединились тысячи сторонников. 6 апре­ля 1930 г. Ганди, выйдя к побережью в Гуджарате, начал выпаривать соль из морской воды, дав тем самым сигнал, с чего следует начать на этот раз сатьяграху. Он был сразу же арестован за нарушение закона, но его при­меру последовали миллионы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демон­стративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали.

Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом анг­лийских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к че­му Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни ты­сяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими това­рами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщи­нами в Индии далеко не всегда.

В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоциро­вать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной погра­ничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пушту­нов), но и там вспышки насилия не произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией «Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффарханом, который провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов ненасилия.

В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахарлал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество орга­низации наложен арест. Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они устанавливали контакты с иными полити­ческими силами в стране, не принимавшими участия в сатьяграхе.

В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конститу­ции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либе­ральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане на­деялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии.

К тому времени позиции мусульманских лидеров заметно радикализируются, им становится все труднее находить контакт с мусульмана­ми, членами ИНК. Именно в 1930 г. известный общественный деятель Мухаммед Икбал высказал идею выделения из Индии независимого мусульманского государства. Тогда она была отвергнута Лигой, но впоследствии нашла свое выражение в создании Пакистана.

Пакт Ганди—Ирвинг и приглашение ИНК на Конференцию «круглого стола»

Пока Конференция «круглого стола» продолжала свою работу в Лондо­не, ситуация в Индии для англичан не улучшалась. Власть фактически была парализована, и стало ясно, что, если и удастся о чем-то догово­риться в Лондоне, без ИНК это не будет иметь никакого значения. Да­же аресты руководителей не могли нарушить ход сатьяграхи: Ганди при­думал хитроумную систему замены арестованных, и в каждом районе знали, кто возглавит кампанию после ареста очередного руководителя.

Уже в конце 1930 г. колониальные власти начали переговоры с лиде­рами ИНК. Первые контакты с ними проходили в тюрьме, а затем, в январе 1931 г., их освободили и переговоры шли в обычных услови­ях. 5 марта 1931 г. был подписан пакт Ганди — Ирвинг (вице-король) на следующих условиях: Англия снимает запрет с деятельности ИНК, приглашает его представителей на Конференцию «круглого стола» и освобождает всех политических заключенных. ИНК в свою очередь прекращает кампанию сатьяграхи.

Соглашение было утверждено на сессии ИНК в Карачи в марте 1931 г. На этой же сессии обсуждалась программа социальных и полити­ческих преобразований в будущей независимой Индии. Там, в частнос­ти, впервые говорилось о намерении ИНК провести в Индии реформу административно-территориального деления на лингвистической осно­ве, о национализации ключевых отраслей экономики и многом другом.

Тем временем начинаются взаимные обвинения сторон в наруше­нии соглашения Ганди—Ирвинг. Так, англичане освободили не всех арестованных, оставив в тюрьмах обвиненных в терроризме. Мало то­го, продолжал действовать «Бенгальский указ», который давал воз­можность властям проводить аресты людей и держать их под арестом без суда по обвинению в терроризме. Англичане также имели свои претензии: в отдельных районах продолжался стихийный отказ от уп­латы земельного налога и арендной платы, т. е., по сути, сатьяграха была прекращена не везде, а местные организации ИНК были вынуж­дены поддержать ее участников.

В сентябре 1931 г. М.К. Ганди прибыл в Лондон на Конференцию «круглого стола». Однако его пребывание в Англии было недолгим. После того как англичане предложили лидерам «неприкасаемых» от­дельную курию, пугая их тем, что в независимой Индии им якобы придется совсем плохо наедине с представителями более высоких каст, Ганди прервал участие в конференции и покинул Лондон. Он прекрасно понял, к чему ведут дело англичане. Если будет выделена отдельная курия для каст «неприкасаемых», сразу же начнется цепная реакция: каждая группа каст станет добиваться своей курии, и догово­риться тогда уже будет совершенно невозможно.

Кампания М.К. Ганди в защиту «неприкасаемых» (1932—1934)

М.К. Ганди возвращался в Индию морем. По прибытии он собирался сразу же возобновить сатьяграху, но и власти подготовились к этому. Сразу же после прибытия, 4 января 1932 г., Ганди был арестован, Кон­гресс вновь был объявлен вне закона. На имущество ИНК наложили арест, были заморожены все его финансовые активы и фонды. Иму­щество отдельных лиц, участвующих в движении, было конфиско­вано. Тем не менее сатьяграха возобновилась, хотя и не столь органи­зованно, как в 1930 г.; она продолжалась до мая 1933 г.

Тем временем Ганди в тюрьме объявил бессрочную голодовку в знак протеста против выделения «неприкасаемых» в отдельную курию. Лидер «неприкасаемых» доктор Амбедкар лично прибыл в тюрьму и заверил Ганди, что они отказываются от этого намерения. Ганди прекратил го­лодовку и решил развернуть кампанию по ликвидации дискриминации «неприкасаемых».

Многие лидеры ИНК в то время упрекали Ганди за то, что он-де не­своевременно начал новую кампанию, что сначала нужно было добить­ся от британцев независимости, а уже потом решать проблемы «неприкасаемых». Но Ганди был твердо убежден, что индийцы не могут требо­вать от англичан, чтобы те лучше обращались с ними, пока сами ин­дийцы еще хуже обращаются со своими соотечественниками.

Кампанию по ликвидации дискриминации проводила специально созданная Ганди организация «Хариджан севак сангх», ход событий освещался в редактируемой Ганди газете «Хариджан». Слово «хариджане» означает «божьи люди» — так в Индии с этого времени назы­вают «неприкасаемых». Ганди призывал правоверных индусов допус­тить хариджан в храмы, разрешить им пользоваться деревенскими колодцами, устранить многочисленные ограничения. Кампания про­водилась в основном на юге и имела шумный успех. Но сатьяграха тем временем явно шла на спад и многие обвиняли в этом лично Ганди, поскольку он отвлек внимание на новую кампанию.

В декабре 1932 г. неудачей завершилась еще одна попытка провес­ти переговоры между руководителями всех религиозных общин Ин­дии. Конференция единства в Аллахабаде закончилась провалом, хо­тя индусы были готовы предоставить мусульманам 32% мест во всех Законодательных собраниях.

В начале 1933 г. Ганди был освобожден из тюрьмы,к тому времени са­тьяграха сама по себе пошла на убыль. К тому же отдельные регионы Ин­дии постигли стихийные бедствия, и Ганди стал срочно проводить кам­панию по оказанию помощи пострадавшим в Бихаре. Официально сатьяграха была прекращена в мае 1933 г. Тогда же был снят запрет с ИНК.

Осенью 1934 г. ИНК принял участие в выборах и добился большо­го успеха, завоевав свыше половины всех голосов. М.К. Ганди в 1934 г. официально вышел из ИНК и вплотную занялся своей Конструктив­ной программой. Его авторитет уже был так велик, что он не хотел связывать себя какой-либо политической деятельностью. Ганди воспринимался всеми индийцами как общенациональный лидер.

III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)

Изменения в настроениях властей после событий начала 1930-х гг.

Несмотря на формальное поражение сатьяграхи, события, потрясшие Индию в начале 1930-х гг., не прошли для страны бесследно. Англича­нам удалось удержаться в Индии, но какой ценой?! В течение не­скольких лет власть в стране была практически парализована. В пра­вящих кругах Англии еще раз убедились в действенности массового движения. Стало ясно, что еще один натиск может оказаться послед­ним и тогда придется с позором покинуть Индию. С этого времени, очевидно, зреет убеждение: из Индии придется уйти рано или поздно. Эта мысль должна была постепенно укрепиться в сознании элиты британского общества. Необходимо было держать этот процесс под контролем, ни в коем случае не допуская анархии.

Еще один вопрос все больше беспокоил британские власти: враждеб­ные отношения между двумя религиозными общинами. Сознательно разжигать рознь — было себе дороже, так как поддерживать элементар­ный порядок в стране во время вспышек вражды на религиозной почве становилось все сложнее. Отношения между мусульманами и индусами оставались по-прежнему напряженными. В январе 1935 г. провалилась еще одна попытка урегулировать вопрос о представительстве мусульман в органах власти: неудачей завершились переговоры между представите­лем ИНК Раджендрой Прасадом и М. Али Джинной. Сохранение конт­роля над Индией становилось все более обременительным для британ­ской короны. Нужно было готовиться к постепенному уходу.

Конституция 1935 г. и ее последствия





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2251 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.