Япония к началу XX в.
Япония, как и Китай, принадлежит к конфуцианской цивилизации, но ее история — значительно менее древняя. Первый легендарный император — Дзимму, сын богини солнца Аматэрасу, взошел на престол только в 660 г. до н. э.
Япония в свое время многое заимствовала у Китая: культуру земледелия, выращивания риса, чая; календарь, письменность. Даже официальным языком в Японии с XIII в. стал камбун — древнекитайский письменный язык.
История Японии, однако, разительно отличается от китайской. Если Китай всегда стремился к равновесию, стабильности в целях гарантии выживания для всех, то Япония, в силу практически полного отсутствия ископаемых ресурсов, более суровых условий для выживания, гарантировать этого всем не могла.
Поэтому стратегической целью в Японии являлось выживание в рамках сильнейшей группы. Таковыми были кланы или княжества, всегда находившиеся в состоянии войны друг с другом. Их было свыше 300; проигравший оказывался в полной власти победителя, который мог полностью или частично уничтожить побежденных. Каждый понимал, что выживание зависит от силы мощи клана и делал все от него зависящее, чтобы княжество было сильнее. Посему характерной чертой традиционной социальной системы в Японии являлась необычайная сплоченность сословий (самураев, крестьян и горожан) в рамках княжества, стремление эффективно действовать в группе.
Единое государство сложилось в Японии лишь в начале XVII в., когда один из князей рода Токугава одержал верх в многолетней междоусобной борьбе. Началась эпоха сёгуната Токугавы.
Прекращение на какое-то время внутренних распрей благотворно сказалось на ситуации в стране, но вместе с тем привело к утрате некоторых традиционных принципов организации жизни. Кризис режима усугубился также «насильственным открытием» Японии в 1854 г., после чего стране были навязаны некоторые ущемлявшие суверенитет договоры.
В 1868 г. сёгун был свергнут, власть передана в руки императора — Муцухито. Это событие вошло в историю как реставрация Мэйцзи (имя Муцухито).
Благодаря серии очень важных реформ (реформы Мэйцзи) Японии удалось создать современную промышленность и сильную армию, заимствовать у Запада многие элементы его цивилизации. Однако заимствование это не было слепым.
Начав с создания в ведущих сферах экономики так называемых образцовых предприятийj государство в 1880 г. неожиданно приняло решение передать их в частные руки. Но вскоре оказалось, что промышленность по-прежнему находится под государственной опекой. Частные предприятия продолжали пользоваться привилегиями: скидками в налогообложении, льготным кредитом, выполняли государственные заказы и даже регулярно получали дотации от государства.
Такая экономическая система лишь внешне напоминала Запад. По сути, рыночная экономика в Японии отсутствовала, поскольку не было стимулов к обновлению производства, повышению качества товаров, эффективности производства. При узости внутреннего рынка сбыт гарантировался лишь спросом государства. Плохого качества японские товары не могли найти сбыта и на внешних рынках, поэтому Япония с конца XIX в. встала на путь агрессии.
С 80-х гг. XIX в. в стране идет националистическая пропаганда, направленная на усиление синтоизма как государственной религии, культа императора. В 1882 г. император издает специальный рескрипт, обращенный к солдатам и матросам, в нем подчеркивается моральное единство армии с императором, роль долга и дисциплины.
В глазах населения престиж власти императора определялся его «божественным происхождением», а не личными качествами руководителя; мало того, постоянно подчеркивалась его отстраненность от политической жизни.
Долгое время Япония противилась идеям демократии, так как они противоречили национальным традициям: управлять должны избранные, специально предназначенные для этого, а простым людям не следует даже пытаться влиять на эти процессы.
В 1889 г. была принята Конституция, введен парламент, началась борьба политических партий, но все это плохо приживалось в Японии. Императору направлялись петиции с требованиями отменить Конституцию, разогнать парламент и политические партии. Сами политические партии не имели прочных корней в обществе, не основывались на каких-то принципах, а были представителями экономических интересов частных концернов (Мицубиси, Мицуи и т.-д.) — именно так они и воспринимались в Японии.
В самом конце XIX в. — начале XX в. внутриполитические распри поутихли. Страна сплотилась на почве агрессивной внешней политики. В это время растет националистическая пропаганда, делается упор на «цивилизаторскую миссию» Японии в Азии. Даже война с Китаем (1894—1895) изображалась как альтруистическая акция против «отсталого» Китая в пользу Кореи, стремящейся к «модернизации».
После поражения России в русско-японской войне (1904^1905) Япония включает Корею в состав своей территории (1911). Начался период быстрого экономического развития Японии: объем ее ВНП до 1914 г. вырос более чем вдвое. В 1911 г. был отменен последний из дискриминационных договоров, ограничивающий таможенную самостоятельность страны. Вскоре началась Первая мировая война, в которой Япония принимает участие на стороне Антанты.
«Золотой век» японской экономики (1914—1918)
Объявив войну Германии и ее союзникам, Япония ограничила свое участие в боевых операциях. Были захвачены принадлежавшие Германии острова Микронезии (Маршалловы, Каролинские и Марианские) и военно-морская база Германии на территории Китая — Циндао. Благо, это было легко сделать, учитывая небольшую численность там немецких гарнизонов.
Япония стремилась использовать с наибольшей выгодой для себя ситуацию, когда внимание прочих держав было отвлечено событиями в Европе, и укрепить свои позиции в Китае. Под предлогом борьбы с Германией в 1915г. была оккупирована вся провинция Шаньдун (германская сфера влияния, на которой находилась Циндао). Слабому китайскому правительству был навязан документ, известный как «21 требование», который обеспечивал господство Японии в Китае.
Но главные выгоды Япония получила в силу того, что сократился поток промышленных товаров из Европы: рынки в Азии стали принимать даже некачественные японские товары. Экспорт Японии за годы Первой мировой войны возрос в несколько раз — недаром это время назвали «золотым веком» японской экономики. Товары из Японии приобрели устойчивую славу низких по качеству, но дешевых — ими были наводнены рынки стран Азии, в том числе и колонии европейских стран.
Особенно быстро росли мощности судостроения и тяжелой промышленности в целом — Япония поставляла вооружения и снаряжение в страны Антанты. Именно тогда японское судостроение вышло на первое место в мире по объемам производства.
Резко улучшилось финансовое положение: в страну хлынули денежные поступления от возросшего экспорта. К концу войны Япония имела второй по величине золотой запас в мире (после США). Мож-' но констатировать, что Япония (наряду с США) получила наибольшие экономические выгоды от Первой мировой войны: ее ВНП возрос впятеро, с 13 до 65 млрд. йен.
Но изменилась ли качественно структура японской экономики, возросла ли эффективность производства — на эти вопросы следует ответить отрицательно. За годы войны никакого технического переоснащения предприятий в Японии не проводилось — нужно было пользоваться исключительно благоприятной конъюнктурой. Технологическое отставание от стран Запада возросло. Тем сильнее должна была почувствовать японская экономика последствия возвращения европейских держав на рынки Азии, что неизбежно должно было случиться по окончании войны.