Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 6. Влияние развития культуры Европы на мировую культуру




 

В четвертой главе уже обращалось внимание, что на культуру большинства локальных цивилизаций прошлого оказала влияние духовная и частично материальная культура цивилизации атлантов и ее северных приемников - гиперборейцев. Высочайшие знания друидов, населявших в прошлом некоторые районы Европы [55], столь же глубочайшие познания южных русичей-волхвов, мигрировавших затем на север еще более 2500 лет до н.э. и основавших Словенск (будущий Новгород Великий) [79], так же как и знания скандинавских жрецов - дроттов, воспринявших свои знания от ариев - асов (г.Асгард) [71], свидетельствуют о высокой культуре этих народов, унаследовавших знания борейцев и ариев после климатической катастрофы и потопа. Однако из-за многочисленных миграций разных народностей в поисках наилучшего ареала обитания или под натиском других кочевников, а также вследствие периодических войн и пленений населения сущность многих знаний часто безвозвратно терялась: периоды развития этноса сменялись отрезками деградации. Но традиция не умирает: очаги сохранения Знаний (индийские Веды, персидская магия и астрология, тибетский ламаизм и др.) становились центрами по обучению и посвящению многих греческих и других европейских философов и натуралистов (Пифагора, Платона и др.) [55]. В эпоху Рыб и распространения христианства большое влияние на европейскую философскую мысль оказали арабские (исламские) суфийские и христианские братства и ордена. Здесь необходимо отметить энциклопедичность познаний одного из членов христианского братства Альберта фон Больштедта Великого (1193-1280), у которого учился в Париже итальянский философ-богослов, член доминиканского ордена Фома Аквинский (1225-1274); с последним был знаком член французского ордена, доктор богословия Парижского университета, английский мыслитель Роджер Бэкон (Давид ди Радик, 1214-1292), предложивший телескоп на основе достижений арабской оптики. И сегодня актуально его высказывание о познании [106]: “Существует четыре величайших препятствия к постижению Истины: недостойный авторитет, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью”. Р.Бэкон предсказывал бурное развитие техники и создание “летающих машин”. В это время греческо-римская культура пришла в упадок, хотя были и отдельные отрезки подъема в области искусства и возрождения гуманизма (эпоха Ренессанса, или Возрождения XIV-XVI вв.) [8]. В этот период акценты делались уже не на осознании божественности Мира, а на антропоцентризме, влиянии на культуру самого человека. Расцвело художественное искусство в Италии и других странах (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли, Тициан, Джорджоне, Брейгель и др.). Особенно выделялся своим многогранным талантом Леонардо да Винчи (1452-1519), известеный не только как художник, но и архитектор, инженер, естествоиспытатель, математик, астроном, знаток геологии, ботаники, физиологии. Он призывал художников подражать природе, следовать ей, а не поправлять ее. Его цель - понимание законов природы и сущности вещей. Его картины “Мадонна с цветком”, “Джоконда”, “Тайная вечеря” являются достоянием мировой культуры.

 

Портрет В. Шекспира с наложенным на него портретом Ф. Бэкона в издании 1640 г. "О достоинстве и приумножении наук" (из книги Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии")Наблюдался в это время и расцвет литературы (“Декамерон” Д.Боккаччо, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф.Рабле, “Дон-Кихот” М. Сервантеса, пьесы В.Шекспира). Особенно выделяется здесь фигура англичанина Вильяма Шекспира, под псевдонимом которого, по мнению многих исследователей, действовал известный натурфилософ Френсис Бэкон (1561-1626) [55]. Об этом свидетельствует много совпадений, в том числе и полное портретное сходство. Ф.Бэкон, безусловно, был человеком, посвященным в Знания. В рукописях его (и В.Шекспира) обнаружено много эзотерической символики. Вероятно, он был связан не с одним из тайных орденов, прежде всего с Розенкрейцерами в Германии. Именно этот период подъема культуры в Европе связывают с деятельностью тайных духовных братств и орденов, целью которых была просветительская и исследовательская деятельность, алхимия и поиск “философского камня”. К XVI в. сформировалась даже Академия натурфилософов (Лейбниц, Ф.Бекон, Парацельс и др.). В XI в. произошел раскол христианства на Восточную и Западную церкви, который активизировал образовавшееся католичество на сращивание духовной и светской власти в государствах Европы. Кроме того, папство в католичестве сильно акцентировало роль “Священного предания” - прошлые решения пап и христианских соборов по трактовке учения Христа. Особое недовольство вызывало провозглашение главенства римского папы над всем христианским миром, поэтому в некоторых странах Европы возникли христианские секты с гностико-манихейскими взглядами, ставившие своими целями возвращение к первоначальному, этическому христианству, к очищению его от роскоши. Особенно такими движениями выделялась Франция [83], где образовались: - секта катаров (“чистых”), распространившаяся позднее почти по всей Европе: - секта вальденсов (г.Лион, купец Пьер Вальдо), раздавших свое имущество бедным и придерживающихся аскетического образа жизни; - секта альбигойцев (г.Альби, вблизи Тулузы); с ними активно взаимодействовали трубадуры (менестрели), воспевающие абстрактную любовь и бичующие римское папство. Близки к этим структурам были и секты в других странах Европы: - богомилы (Балканы и Константинополь); - павликане (Армения, организована в VII в. Константином, использовавшим некоторые положения послания апостола Павла). Участники этих христианских сект требовали от Церкви отказа от собственности и доходов. В конечном итоге римско-католическая церковь не только отлучила, в первую очередь альбигойцев от церкви, но и организовала против них Крестовый поход (повод - убийство представителя папы), перешедший в двадцатилетнюю войну. Неимоверную жестокость в ней продемонстрировали римские духовные лица, окончательно дискредитировавшие католичество. Части альбигойцев удалось бежать в Боснию, а оставшиеся во Франции были истреблены инквизицией (лат. - расследование) [90]. Один из католических соборов принял декрет, предписывающий епископам назначать комиссаров и уполномоченных для проведения следствия о ересях в данной области. Суд над еретиками проводили епископы или их уполномоченные. В практике работы инквизиции процветал шпионаж и доносы, процессы велись тайно, с применением изощренных пыток, а судопроизводство проводилось без адвокатов и оглашения имен свидетелей. В качестве мер наказания использовались публичные отречения от сказанного ранее, штрафы, тюремное заключение, сожжение на костре (португ. аутодафе - акт веры). В некоторых странах (Испании и др.) развернулась буквально охота за иноверцами (мусульманами, иудеями) и еретиками. Общее число жертв инквизиции составило более 12 млн человек. Сюда же попали многие ученые (всякое стремление к знаниям считалось дьявольским соблазном!), философы, ведуны, знахари, лекари. Принцип всеобщей любви Христа был извращен до своей противоположности. Сожжение на костре просуществовало вплоть до первой четверти XIX в. Инквизиция была отменена папой лишь в 1835 г. Главным исполнителем идей инквизиции был монашеский орден иезуитов, основанный испанцем Лойолой в Италии. Позже орден был преобразован в “Общество Иисуса” с военно-духовной структурой и почти неограниченными правами (исповедовать и разрешать грехи, освобождать от наказаний, наложенных даже церковью; освобождать от клятв и обетов, исполнять любые требы без согласия епископа и др.). Получены были привилегии в области торговли и банковских дел. Наибольшее его влияние было в Италии, Испании и Португалии, а также в Германии, Австрии, Чехии, Франции, Польше, Литве и даже на других континентах. Параллельно волне христианских братств (орденов), противостоящих натиску махрового католицизма, возникло новое монашеско-рыцарское движение в защиту таинств христианства, инициированное “людьми знаний”. Девятью рыцарями, имевшими общение с греческими и другими гностиками на Востоке, в 1118 г. был организован орден “Рыцари Храма” [102]. Первоначально резиденция ордена была в Иерусалиме, находившемся в руках христиан, затем она переместилась в Париж, в специально построенное здание дворца Тампля. С этого периода их стали называть тамплиерами. Первоначально члены ордена давали обет целомудрия и бедности. Орден был утвержден папой римским. Во главе ордена избирался Великий Мастер. Участие в ордене привлекало возможностью соприкоснуться с чистым христианством. Безусловно, на ритуалы оказали влияние обряды франкмасонов (“вольных каменщиков”), чьи ордена возникли намного раньше. Идеи же тамплиеры унаследовали от манихеев и альбигойцев, а также от гностиков и каббалистов, поэтому через некоторое время они попали в немилость к папе и французским и английским королям. В 1307 г. их лидер Великий Мастер Яков Моле был арестован французским королем и через шесть лет сожжен на костре инквизиции с десятками других рыцарей “белого плаща с красным крестом”. Предполагается, что Я. Моле перед смертью назначил приемника - Великого Мастера, связанного с французским франкмасонством. Но, по сути, братства франкмасонов в Европе были организованы намного раньше. Происхождение их названия связано с легендой о строительстве храма Соломона, где также было создано духовное братство каменщиков (масонов). Они, будучи посвященными их духовным наставником, участвовали в своих мистериях, соответствующих малым мистериям древних. Иерархия членов братства включала степени принятого ученика, подмастерья и мастера-каменщика. Обязанностью членов братства было изучение таинств и духовное совершенствование, строительство не только материального храма (и это тоже искусство!), но и храма в своей душе. Сведения о первых масонских ложах в X в. исходят из Англии, позже - из Шотландии. Оставшиеся неистребленными тамплиеры бежали в Шотландию и там вступили в общество франкмасонов. Другая группа после разгрома возобновила орден в Лиссабоне под названием “Рыцари Христа”. Еще один орден Франции, ставящий просветительские задачи и духовное развитие, иллюминаты (“просветленные”). Французские неомасоны, в частности, Филипп, герцог Орлеанский, в 1705 г. пытался возобновить орден по поддельному “завещанию” Я.Моле и мнимому списку Великих Мастеров, сохранив видимость преемственности от тамплиеров. Вспыхнувшая революция в конце XVIII в. во Франции покончила и с этим начинанием. Однако некто Ледрю, врач по профессии, воспользовался попавшими к нему документами (увы, поддельными) и возобновил орден. С этого момента началась деградация французского масонства. В члены ордена стали принимать не только дворян, но и обычных граждан, наделяя их дворянскими грамотами. В ордене оказались представители политической власти, а король Роберт Брюс стал даже Великим Мастером. Члены ложи обрастали привилегиями. Создавались новые ложи с целью восстановления династии Стюартов (претендента Карла Стюарта) на французском престоле. Разрозненные неоложи в XVIII в. были объединены в ложу “Великий Восток” герцогом Шартрским, выбранным “Великим Мастером”. Резиденция ложи помещалась в Париже во дворце, который раньше принадлежал иезуитам, а позднее стал центром Французской революции. Впоследствии и Наполеон проявил благосклонность к “Великому Востоку”, и в него вступило множество чиновников. Деградация франкмасонства была налицо. Франкмасонские ложи распространились достаточно быстро по многим странам мира, включая континенты Азии, Африки, Америки и Океании, везде преследуя двойную цель: просветительские и политические влияния. За обрядами новейшего масонства фактически уже ничего не стояло, линия Традиции была полностью потеряна. Попытки как-то повлиять на повышение уровня духовности масонских лож, на стабилизацию политического положения в Европе и дальнейшее возрождение знаний в преддверии надвигающейся Французской революции были предприняты представителями гималайского Белого братства графом Сен-Жерменом и его помощником графом Калиостро.

 

По рождению Сен-Жермен был предположительно сыном Георгием венгерского князя Ференца Ракоци II, который впоследствии принял упомянутый псевдоним по названию поместья Святой Брат, купленного в Тироле [104]. Сен-Жермен, будучи адептом, знал множество языков, владел алхимией, суггестией (мысленным внушением), был физически крепок. Калиостро родился в г. Палермо на Сицилии в 1743 г., воспитывался в Аравии, затем переехал в Рим. Он владел мысленным внушением, элементами магии. Получив посвящение в масоны в Германии, взаимодействуя с Сен-Жерменом, он основал новые масонские ложи в Германии, Англии и других странах [87].

 

Сен-Жермен заранее предупреждал французского короля Людовика XV (через придворных, близких королю) о грозящей опасности со стороны будущих революционеров, но дворцовые интриги не позволили воспринять это предупреждение как серьезное [104].

 

Оба посвященных побывали с визитами во многих европейских странах, в том числе и в России, и везде стремились создать возможности для проникновения в правящие структуры представлений о необходимости развития просвещения, распространения знаний и науки. Не без их влияния продолжала формироваться Российская Академия Наук. Активизировалась в России и деятельность масонов, организующих новые ложи в Санкт-Петербурге и Москве. Роль этих лож двойственна. С одной стороны, ложи инициировали просветительскую работу в области тайных знаний (эзотерики), но, с другой, использовались западным масонством как инструмент политического влияния на правящую и военную верхушку России [103]. Членами лож становились многие известные общественные, государственные, политические и военные деятели: князья, Трубецкие, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, Н.М.Карамзин, братья Муравьевы-Апостолы, С.Г.Волконский, П.И.Пестель, А.Н.Муравьев и множество других, занимавших ключевые посты. Позже членами масонского братства стали Александр I, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин [105] и др. По сравнению с первыми ложами XVII-XVIII вв. эти ложи начала и середины XIX в. ставили цели обеспечения политического влияния западных правительств на руководство царской России. Определенное влияние оказал Сен-Жермен, будучи связанным с тамплиерами Франции, и на активизацию общества розенкрейцеров в Германии. Корни общества уходят в XIV столетие, когда начала свою деятельность герметическая группа алхимиков и физиков, искателей философского камня. (“Общество Неизвестных философов”). В начале XVII в. общество “Розы и Креста” (R.C.) было учреждено официально, хотя еще в конце XIV в. отец C.R.C. (псевдоним Христиан Розенкрейц) собрал и реально возглавил ищущих. Сам он приобрел сокровенные знания после своего путешествия по Востоку (Сирии, Аравии и др.). В истории есть намеки, что к основанию ордена имеет отношение и Фрэнсис Бэкон и Иоганн Валентин Андреа. Название ордена и псевдонима его основателя (нем. - розовый крест) имеют даже тройную символику: ros можно перевести еще как роса (первейшее вещество у алхимиков), а crux - крест - как символ Света сына Господня Иисуса Христа, который также сравнивается в одном из Евангелий с розой. Поэтому главной задачей розенкрейцеров была борьба против засилья римского католицизма, что роднит их с рыцарями-тамплиерами, трубадурами, альбигойцами и иллюминатами (“просветленными”), с которыми они были связаны и реально. Розенкрейцеры безвозмездно лечили больных, принимали обязательства хранить тайны ордена, его ритуалы и ежегодно собираться на сбор ордена. Филиалы ордена были в Голландии (Амстердам), Швеции, Шотландии, Италии (Венеция), Англии.

 

Философ-розенкрейцер Активность европейских тайных орденов поддерживалась не только гималайским Белым братством и суфийскими орденами, но и египетским братством Луксора. Например, заметная роль в его влиянии была определена знаменитому целителю Европы Фридриху Антону Месмеру (1734-1815), который являлся членом этого братства и пытался возродить в Европе древнейшее искусство лечения энергетическим полем целителя. Ф.А.Месмер основал в 1783 г. “Орден Всемирной Гармонии”, где разъяснял учение Гиппократа и древние методы лечения.

 

В книге "Секретные традиции масонства" А. Уэйт воспроизводит этот портрет, на котором, по предположению, изображен отец С.R.С. В музее Лиссабона есть картина А. Дюрера: изображенный на ней портрет имеет большое сходство с портретом из книги А. Уэйта (из книги Мэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии")

 

В период позднего средневековья (XV - XVII вв.), когда на фоне феодального способа производств и феодальных общественных отношений начало формироваться капиталистическое производство, прошла серия буржуазных революций. Наметилась и новая волна возрождения культуры, которую назвали эпохой Просвещения. Среди художников необходимо отметить Рембрандта (картины “Даная”, “Возвращение блудного сына” и др.), Рубенса (“Персей и Андромеда” и др.), Веласкеса (“Венера с зеркалом” и др.). Их картины - шедевры мирового искусства. Активно развивалась европейская наука, центрами которой стали университеты, открытые еще в эпоху Возрождения (средневековья): Парижский (с 1160 г.), Оксфордский (с 1167 г.), Кембриджский (1290 г.), Пражский, Краковский, Венский (период 1347-1367 гг.). Возникало множество новых городов, ставших центрами развития ремесленничества, увеличилось население старых городов. В эпоху позднего средневековья активизировалась философская мысль. Появилось много самобытных философов, изучающих греческую, индийскую и китайскую философскую литературу и дающих свою интерпретацию миропонимания. Широчайшей эрудицией и знаниями в математике, физике, истории, лингвистике отличался немецкий философ-“идеалист” Годфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), связанный с орденом розенкрейцеров. Учился он в Лейпцигском и Йенском университетах, затем, в Париже. Позже состоял на службе у ганноверских герцогов как советник. Его труды “Рассуждения о метафизике”, “Монадология” и другие близки к эзотерическому философскому взгляду на генезис материального [55, 84].

 

Среди философов широко известен также Иммануил Кант (1724 - 1804), представитель “классической” немецкой философии, занимавшийся теорией познания, возможностями умозрительного познания вещей (так называемого “спекулятивного” познания). Его работы вошли в библиотеку мировой философии: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способностей суждения”. Вся жизнь его прошла в Кенигсбергском университете; занимался он вопросами истории культуры. Его последователем в Германии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), работавший в Берлинском университете. В ортодоксальной философии принято “вешать ярлыки” на взгляды конкретного философа и в этом плане Гегель - “классический философ-идеалист” (“объективный идеалист”), как будто идеализм - это что-то нехорошее... А это есть фактическое признание невидимого для заматериализованного человека Разумного Творческого Начала, его архетипов, из которых и произрастает Живая Природа. Гегель признавал “мировой разум”, возможность духовного развития через познание и самопознание “мирового духа” (см. “Феноменологию духа”). Заслуга его в том, что он возродил греческую диалектическую логику, диалектику развития (принцип “единства и взаимодействия противоположностей”, саморазвитие как цепь последовательных “отрицаний отрицания”). Гегель подчеркивал, что вся история философии - это движение к Абсолютной Истине. Выдающимся немецким мыслителем, естествоиспытателем (!) и поэтом является Иоган Вольфганг Гете (1749 - 1832). Он имел связи с немецким орденом Розенкрейцеров [55, т.2]. Гете в возрасте около восьми лет уже владел несколькими европейскими и древними языками. Он окончил Лейпцигский и Страсбургский университеты (юриспруденция, медицина). Позже стал изучать античную культуру, отрицательно отнесся к французской революции. В г.Ваймаре он входит в местное правительство, занимаясь вопросами горного дела, здравоохранения, просвещения, военной комиссией. Его научные работы по сравнительной морфологии растений и животных, по оптике и акустике, психологии, искусству, минералогии, геологии, метеорологии свидетельствуют о всесторонней развитости. Общественности Гете известен лишь как гениальный поэт, вершиной творчества которого является трагедия “Фауст”, а также как писатель (“Страдания молодого Вертера” и др.). Яркость образов “Фауста” указывает на высокоразвитый интуитивный ум Гете, его медитативные возможности и сокровенные знания. Выдающимся немецким просветителем, поэтом, драматургом, культуроведом, историком является Иоганн Фридрих Шиллер (1759 - 1805), создавший программу эстетического воспитания человека через красоту и гармонию. Связи с восточной философией возрождал немецкий “философ-идеалист” Фридрих Шлегель (1772 - 1829), работавший совместно со своим братом Августом Вильгельмом Шлегелем (1767 - 1845), писателем, историком литературы, лингвистом. Ф.Шлегель предложил романтическую теорию любви и брака, построенную на гармонии мужского и женского начал (роман “Люцида”), изучал ведическую культуру, санскрит. В оппозиции к философии Канта и Гегеля стоял немецкий “философ-идеалист” Артур Шопенгауэр (1788 - 1860), подчеркивающий возможность познания Мира через интуитивный разум. Во Франции в годы, предшествовавшие революции, широко известен был философ французского Просвещения Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694 - 1778), выступавший против духовного монополизма католической церкви, за свободу религии и выбора высших нравственных ценностей. В эпоху Просвещения проявил себя и французский философ и литератор Жан-Жак Руссо (1712 - 1778), поставивший вопрос о цене общественного прогресса, который вовсе не способствует повышению нравственности, не улучшает внутреннюю природу человека. Можно назвать еще множество философов, деятелей культуры и науки эпохи Возрождения и Просвещения: голландский философ Б.Спиноза (1632 - 1677), английский философ, психолог и историк Давид Юм (1711 - 1776), французский философ, математик, физик, физиолог Рене Декарт (1596 - 1650), его современник, математик, физик, мыслитель Блез Паскаль (1623 - 1662), итальянский физик, математик, астроном и философ Галилео Галилей (1564 - 1642), австрийский философ и естествоиспытатель Парацельс (Филипп фон Гогенгейм, 1493 - 1541), немецкий философ и мистик Якоб Беме (1575 - 1624), французские философы Луи Шарль-Монтескье (1689 - 1755) и Дени Дидро (1713 - 1784), российский философ, естествоиспытатель Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765), Григорий Саввич Сковорода (1722 - 1794) - украинский мыслитель; русский писатель и философ Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802) и многие другие. Необходимо отметить, что на каждом этапе развития человеческой цивилизации от феодализма к капитализму возрастало значение технического прогресса. Особенно велика здесь роль науки и изобретателей Европы, зачастую инициируемых идеями с Востока. Так, в раннефеодальном обществе Европы XI - XII вв. началась пахота земли плугом вместо использования мотыги, повсеместно вводилось трехпольное земледелие с применение органических удобрений (в том числе и в России); начало распространяться огнестрельное оружие (порох “пришел” из Китая), артиллерия, что стимулировало развитие горного дела и металлургии, добычу медной и железной руд, а также угля в шахтах; строились мощеные дороги между городами и мосты через реки, многопалубные морские суда, использовались навигационные карты и компас. Развивалась энерготехника (ветряные и водяные мельницы), началось производство бумаги и книгопечатания, было освоено производство часов всех видов [9]. Росло мануфактурное производство, кооперация и разделение наемного труда. Географические “открытия” новых земель стимулировали развитие судостроения и международной торговли. Было создано доменное производство с обилием железных и медных сплавов. Росло также производство стекла и изделий из него, фарфора, хлопчатых и шерстяных изделий. Возросло производство сельхозпродуктов, особенно зерна, сахара, мяса, увеличился лов рыбы. Вырос и уровень жизни. Дальнейший рост капиталистического способа производства, соответствующий понятию “индустриальной цивилизации”, начался с конца XVIII в. В Англии были изобретены прядильные машины, ткацкий станок, паровая машина с маховиком (Джеймс Уатт, 1784 г.), появился железнодорожный транспорт и пароходы, начало развиваться машиностроение, химия красителей (для тканей). Центром технической революции стала Англия. Позднее (XIX в.) стала развиваться энергетика жидкого топлива, были изобретены двигатели внутреннего сгорания, автомобиль, самолет, производство электрической энергии (Фарадей, Ампер, Ом, Максвелл, Тесла, Эдисон и др.). Развитие машиностроения потребовало резкой активизации добычи минерального сырья. Стремление к получению немедленной максимальной прибыли для расширения производства и добычи в новых местах минерального сырья стали началом развития экологического кризиса. Выбросы токсичных веществ в окружающую среду возрастали, а условия жизни работников наемного труда, составляющих большинство населения городов, продолжали ухудшаться. Подсознательное ощущение несправедливости существующего устройства общества стимулировало протесты, забастовки, революции. Низкий уровень развития сознания масс, их стихийные выступления против хищнического капитализма не способствовали устойчивому развитию человеческого общества, становящегося вследствие возрастания коммуникативности единой цивилизацией. В сложившихся условиях единственным выходом к изменению состояния общества является стимуляция его просвещения в области миропонимания и осознавания задач человека и человечества в его дальнейшем развитии. Роль просветителей вновь взяли на себя адепты Востока. Именно Индия, в первую очередь, как хранительница ведической культуры, и представители гималайского Белого братства по всему миру начали инициировать просветительские миссии по распространению философии йоги, древних теософских знаний. Прежде всего, необходимо отметить переписку в течение пяти лет гималайских махатм Мории и Кут Хуми (Ниси Канта Чаттопадхьяя) с английским журналистом и философом Альфредом Перси Синнетом (1840 - 1921), а также с журналистом Алленом О.Хьюмом, начавшуюся в 1880 г. Результаты этого общения реализовались в виде двух книг Синнета “Оккультный мир” (гр. - оккультный - тайный) и “Эзотерический буддизм”, а сама переписка изложена в книгах “Письма Махатм” [107], “Чаша Востока” [108] и “Учение Махатм” [109]. Позже вопроса переписки Синнета с махатмами касались и другие авторы [110]. Эта переписка началась уже после того, как в 1875г. по инициативе махатм и при активном участии философа и писателя Елены Петровны Блаватской (1831 - 1891), американского полковника Генри Стила Олькотта, нью-йорковского юриста Уильяма К.Джаджа и еще более десятка активистов в Нью-Йорке было создано Теософское общество. Впоследствии его штаб-квартира была перенесена в Адьяр (Индия), а в его руководстве огромную роль играла Анни Безант (1847 - 1933). Важнейшее значение в ведении дел общества имел Г.С.Олькотт, известный как борец с коррупцией в Военном и Военно-Морском департаментах США в период гражданской войны и как чрезвычайный следователь по делу об убийстве президента США Линкольна. Занимался он и научными вопросами в области сельского хозяйства и юриспруденции. Сами “Письма Махатм” содержали ответы на многочисленные вопросы Синнета о мироздании, человечестве и человеке. Помогали махатмам в этой переписке несколько их высших учеников (чела), чаще всего Лал Сингх (Джуал Кул). Оригиналы писем являются в настоящее время достоянием Британского музея в Лондоне. Еще до публикаций “Писем Махатм”, два года спустя после организации Теософского общества, через Е.П.Блаватскую были даны основы мировоззренческой концепции и основные положения реальной древней истории человечества, истории развития познания и накопления знаний (“Разоблаченная Изида” [23, т.1]), а также история развития и обзор основных религий ([23, т.2]). В дальнейшем, используя “Письма Махатм” и другие источники, Е.П.Блаватская написала и издала “Тайную Доктрину” - “синтез науки, религии и философии” [3]. Первые два тома “Космогенезис” и “Антропогенезис” вышли на английском языке. Третий том, посвященный оккультной философии, не был закончен и уже после ухода Е.П.Блаватской из жизни его подготовила к печати и издала А.Безант. В него вошли статьи Е.П.Блаватской, дополняющие содержание первых двух томов. Перевод на русский язык двух томов сделала Е.И.Рерих, а третьего тома - А.П.Хейдок, сподвижник Рерихов. Реакция на “Тайную Доктрину” была весьма неоднозначной: от полного игнорирования со стороны ученых, считавших материалы Е.П.Блаватской и махатм “домыслами”, до ярого охаивания теософии религиозными деятелями многих ортодоксальных религий, особенно христианами. Этой позиции Западной культуры противопоставлялась в этот период деятельность миссии представителя Восточной культуры Шри Рамакришны Парамагамзы (1836 - 1886), провозгласившего необходимость спасения человечества через применение религиозного опыта, духовного единения всех религий, активного служения человечеству, взаимного примирения различных сословий (см. Провозвестие Рамакришны - Рига: Изд-во Гудкова, 1935). Активную работу в этом направлении, а также в области распространения учения йоги вели его близкие ученики индус Суоми Вивекананда (Нарендранахта Датта) и англичанин Рамачарака (Уильям Вальтер Аткинсон). Первый написал несколько книг по философии йоги (карма, бхакти, жнана, раджа-йога и др.), выезжал с лекциями в Америку. Другой также написал и издал в Европе (позднее и в России) несколько книг по йоге и философии ведической культуры: “Основы миросозерцания индийских йогов”, “Пути достижения индийских йогов”, “Наука о дыхании индийских йогов”, “Хатха-йога - учение йогов о физическом устройстве человека и здоровье”, “Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека”, “Жнани - йога. Йога мудрости”, “Религии и тайные учения Востока”, “Жизнь за пределами смерти”, “Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении”, “Оккультное лечение” и др. Эти книги исключительно актуальны и сегодня. В этот же период в США активизировалась группа последователей “Учение Храма” во главе с Франсией ла Дью, направляемая представителем гималайского Белого братства отцом Илларионом. Через него были даны трактовки дополнительных станц из “Книги Дзиан”, опубликованных под названием “Теогенезис” [111], как своего рода продолжение “Тайной Доктрины”. Об одной из книг этой группы [7] уже говорилось во Введении. Вся деятельность этих организаций была направлена на постепенное изменение сознания человечества и его отношения к Живой Природе, к осознанию гибельности для человечества хищнического капиталистического пути развития с неограниченными потребностями. Эта тенденция воздействия на сознание хотя бы части населения, на тех “кто готов”, продолжалась и с начала XX в. Например, в Россию перед Первой Мировой войной прибыл посланец одного из суфийских орденов Георгий Иванович Гурджиев, уроженец Кавказа, прошедший школу суфизма и посвящения на Востоке. Он организовал эзотерические школы в Москве и Санкт-Петербурге. В период гражданской войны в России он с большой группой учеников переехал на Кавказ и сумел организовать в Тифлисе (1918 г.) Институт гармоничного развития человека. После поездок по Европе и США Г.И.Гурджиев перенес институт в г.Приер под Фонтебло вблизи Парижа, а его филиал был открыт в Нью-Йорке. Подробности проводимой групповой и психологической работы изложены его учениками [112, 113], а сам Мастер написал несколько книг, наиболее популярная - “Встречи с замечательными людьми” [114]. Г.И.Гурджиев подробно рассказал об основных путях духовного развития, акцентировав внимание на “Четвертом пути” - пути синтеза первых трех (“факира”, “монаха”, “йогина”). Это же направление форсированного изменения сознания содержалось и в синтетической ментальной Агни-Йоге, изложенной Е. И. Рерих под эгидой учения Живой Этики в 20-30-х годах через мысленное дистанционное взаимодействие с махатмой Мория [115]. Комментарии к этому Учению изложены Е.И.Рерих в письмах многочисленным ее корреспондентам и соратникам [116]. Исключительно много сделал для сохранения культурного наследия человечества ее муж, художник с мировым именем, Николай Константинович Рерих, написавший несколько книг по объяснению сути Восточной культуры. Оба сына Рерихов, Юрий (этнограф) и Святослав (художник), также активно работали в области распространения достижений культуры. В 20-х годах к изложению сокровенных знаний ведической традиции приступила Алиса Ани Бейли (1880 - 1949), используя ментальное взаимодействие с махатмой Джуал Кулом. В содружестве с ним написано более 30 книг, которые еще будут востребованы человечеством в будущем (например, [45, 46]).

 

В начале XX в. активно распространял идеи духовного развития человека теософ, создатель направления антропософии, Рудольф Штайнер (1861 - 1925). На его лекции в Германии приходили тысячи людей, его книги сейчас издаются во многих странах мира (“Очерк тайноведения”, “Путь к самопознанию человека”, “Порог духовного мира”, “Как достигнуть познания высших миров?” и др.). В 30-50-е годы активную работу по распространению знаний о возможностях духовного развития вели представители Восточной культуры: воспитанник Теософского общества Джидду Кришнамурти (1895 - 1986), внесший свой вклад в сближение науки и религии [117]; индийский мыслитель Шри Ауробиндо Гхош, один из основателей города-коммуны Ауровиля, распространитель знаний интегральной Веданты; мастер одного из суфийских орденов и знаток йоги, основавший школу во Франции, Омраам Микаэль Айванхов (болгарин) [149] и др. Однако основная масса человечества далека от адекватного понимания и осознания действительности, что периодически порождает конфликты как внутри отдельных стран против правящей верхушки, обычно нещадно эксплуатирующей население (этнос), так и между несколькими странами, власти которых претендуют на завоевание новых рынков сырья и сбыта, и манипулированием социальными “кнопками” (см. гл.3) и принуждением заставляют население этих стран воевать друг с другом. Незнание и непонимание сокровенных законов развития человеческой цивилизации привели одного из основоположников марксизма Карла Генриха Маркса (1818 - 1883) к неадекватному выводу: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его” [84]. Принципиальной ошибкой теоретиков коммунизма было учение о необходимости пролетарской революции, т.е. построения “справедливого” строя путем насилия одного класса над другим. Опыт построения “социализма” в СССР и дальнейшие планы на строительство “коммунизма” показал, что невозможно создать гармоничное общество из людей с низким сознанием (включая руководителей государства), с принципами физической угрозы и принуждения, а не самоуправления, основанного на высоком самосознании. По сути, в СССР была лишь имитация социализма, а всякое проявление инициативы в области духовного развития (изучение Восточной традиции, йоги, создание отдельных коммун и т.д.) беспощадно подавлялось вплоть до репрессий. Поэтому в условиях несозревшего общественного сознания можно говорить о несвоевременности создания социалистического или коммунистического государства, их преждевременности. Возможен лишь локальный социализм или коммунизм на уровне общины или духовной общности людей-единомышленников с высоким уровнем самосознания. Подтверждением этому служит уже упоминавшийся город-коммуна Ауровиль (Индия). Построение гармоничного общества возможно лишь на принципах теократии, когда каждый член общества воспитывается в духе понимания божественности Природы и своих задач духовного развития. Лишь в таком государстве может быть исключена нажива за счет общества и коррупция во властных струкрурах. В плане сказанного критика марксистами французских “социалистов - утопистов” неправомерна. Мыслитель, социолог и социалист Клод Анри Сен-Симон (1760 - 1825) стоял за мистическое (религиозное) преодоление противоречий в классовом обществе, ибо “все люди - братья”. Лишь религия могла бы постепенно довести уровень сознания общества до реализации состояния гармонии. Аналогичные мысли высказывал и другой французский социалист Франсуа Мари Шарль Фурье (1772 - 1837), обосновавший в “Теории всемирного единства” высший общественный строй гармонии, соответствующий законам божественной природы [84].

 

Постепенно идеи Восточной культуры начинали восприниматься западной наукой. С упоминавшимся Д.Кришнамурти постоянно встречались “генераторы идей” физик Дэвид Бом (Лондонский университет), биолог Руперт Шелдрейк (Кембридж) и др. Под влиянием восточных идей Д.Бом написал книгу “Вселенная и скрытый порядок”, а Р.Шелдрейк - книгу об исследовании морфогенетических полей и их роли в синхронизации клеток тела (“Новая наука о жизни”). Синергетика (Хакен, И.Пригожин, Г.Николис и др.) также делает первые шаги к пониманию механизмов “самоорганизации” и “саморазвития” материи. Физики проникаются новыми идеями влияния “всего на все”, экспериментатора на эксперимент (Фритьоф Капра “Дао физики”) и даже обсуждают принципы будущей науки, учитывающей эзотерические, теософские идеи (Энтони Мертон “Тонкие планы”). Разрабатываются и математические идеи построения элементарных частиц и атомов [19] и физического вакуума [43, 44], обсуждается сущность психофизических “аномальных” феноменов [24].

 

С развитием сетей связи, особенно спутниковой, резко возросла информационная коммуникативность человеческой цивилизации. Телевизионные и радионовости сообщают о любых достижениях или происшествиях в отдаленных уголках планеты. Развитый авиационный транспорт позволяет за единицы часов достичь любого уголка Земли. Однако индивидуальное и общественное сознание большинства населения цивилизованных стран и руководства этих государств еще находится на низком уровне понимания природы и себя в ней. В отношениях людей и стран преобладают силовые методы решения конфликтов (недавняя война 1998-1999 гг. на Балканах против Югославии объединенных стран Европы и США). Интеграционные процессы в мире - создание Европейского экономического сообщества, общеевропейской волюты евро - имеют в условиях низкого сознания руководителей и правительств негативную оборотную сторону, проявляющуюся в диктате принципа силы. Столь же опасны для сохранения паритета в духовной сфере интеграционные процессы в некоторых мировых религиях, например, в исламе. Преобладание в нем все более жестких фундаменталистских настроений приводит к постоянным конфликтам внутри исламских стран (в Афганистане, Таджикистане) или между этими и другими странами (Пакистан - Индия, Сербия - Албания и др.). Развитию коммуникативности, взаимосвязи и интеграционных процессов способствует начинающаяся эпоха Водолея, однако более глобальный период Кали-юги с необходимостью периодически, в соответствии с повторяющимися неблагоприятными (астрологическими) условиями, активизирует конфликтные ситуации по всей планете в соответствии с прошлыми причинно-следственными “долгами” (кармой) человеческих этносов. В этих условиях наиболее гармоничной религиозной структурой по-прежнему остается буддизм, который исповедуют сегодня более 1 млд. человек. Идеи гармоничной ведической культуры, лежащие в его основе, могут в будущем стать также и фундаментом для построения непротиворечивого общества на всей планете, основой к созданию единой цивилизации Земли. Именно тогда будет возможно реальное взаимодействие с внеземными цивилизациями, которые будут восприниматься не как потенциальные агрессоры, а как более развитые представители космического Разума. А пока человечеству приходится решать множество проблем, обусловленных невостребованностью сокровенных Знаний.

 

Глава 7. Заключение: проблемы современной цивилизации.

Как уже было сказано в предыдущей главе, развитие материальных составляющих культуры в условиях капиталистического стремления к получению неограниченных прибылей привело к развитию с середины XX в. глобального экологического кризиса. С появлением социалистического СССР отношение партийного руководства страны к “преобразованию природы” не только не изменилось, но и усугубилось манией “гигантизма”, особенно в период “строительства коммунизма”: достаточно вспомнить такие монстры “великих строек коммунизма”, как многочисленные плотинные ГЭС на равнинных реках, гигантские каналы - потребители пресной воды в Кара-Кумах, в Калмыкии и др. Поэтому не случайно было появление движения “зеленых” в защиту природы, многочисленные публикации по вопросам локальной и глобальной экологии [118, 10, 11].

 

К 80-м годам XX в. в нашей цивилизации сложилась ситуация, когда мощности мировой выработки энергии достигли более 10 млд. кВт, что составило сотые доли процента от энергии, воспринимаемой Землей от Солнца. Казалось бы “ничтожная” часть искусственно вводимого в атмосферу тепла оказывала влияние на энергобаланс в экосфере. И за счет этого выделения энергии (имеются ввиду кпд всех энергоустановок) и из-за парникового эффекта, связанного с увеличением концентрации в атмосфере углекислого газа почти в полтора раза по сравнению с доиндустриальным периодом (к 2030г. ожидается удвоение концентрации СО2 в атмосфере до 0,056%), среднегодовая температура ежегодно повышается на доли градуса. Идет активное таяние льдов в полярных областях, уровень мирового океана повышается ежегодно примерно на 1 мм [10, 119].

 

Усилению парникового эффекта способствуют и другие газы (угарный газ, хлорсодержащие соединения и частицы углерода).Вещественные промышленные выбросы в атмосферу составляют в настоящее время до 6 млд.т в год (для 400 крупнейших городов мира выбросы достигают около 3 млд. т в год, что на 500 млн. т больше чем дают 570 действующих вулканов Земли). Среди этих вредных веществ значительную долю составляют выделения метана, взаимодействующего с озоном верхней атмосферы. При этом метан окисляется до углекислого газа и паров воды, создавая дополнительный вклад в парниковый эффект.

 

Старт космической ракеты (из книги С. П. Уманского "Космическая Одиссея")Снижение же концентрации озона в верхней атмосфере приводит к другому эффекту - образованию “озоновой дыры” в местах его максимального выделения: над Антарктидой из газогидратных залежей метана вследствие локальных тектонических процессов в разломах ввиду активного движения ледников и таяния льда в летний период, а также над районами открытой добычи каменного угля, нефти и газа. Следствием снижения концентрации озона является рост доли жесткого ультрафиолета в поступающем на поверхность Земли излучении Солнца, что стимулирует рост заболеваний кожи у человека и животных и снижает урожайность сельхозкультур. Другим фактором, сильно влияющим на локальное уменьшение концентрации озона, является запуск космических летательных аппаратов (КЛА) - баллистических и других ракет и спутников. Продукты сгорания и плазма повреждают озоновый слой на значительных площадях, приводят к загрязнению атмосферы и ионосферы, в том числе и углекислым газом. Более того, они влияют на геофизические процессы (изменение напряженности и направления естественных геофизических полей, изменение условий распространения радиоволн и в результате - нарушение радиосвязи и др.), и на резкие изменения погоды в регионах [120]. Например, при зимних запусках с мыса Канаверал (США) в Европе (и в России) через 6-10 дней появляется дополнительный теплый циклон, а в летний период возникает похолодание и дожди, что сказывается на урожайности в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что многими геологами уже вполне адекватно воспринимается концепция Живой Земли, в которой рудные тела литосферы являются важными локальными “точками” энергообмена с Космосом, не подлежащими тотальной разработке, продолжается активное их изъятие в качестве “полезных ископаемых”, что существенно влияет на характер проявления естественных геофизических полей Земли (электрических, магнитных, электромагнитных) [11].

 

Реакцией на извлечение “полезных ископаемых” являются “неожиданные” газовыделения, нередко приводящие к взрывам и гибели людей, местные горные удары вплоть до локальных землетрясений. Например, в несейсмоопасном Татарстане землетрясения силой до 6 баллов по шкале Рихтера связано с нарушением режима добычи нефти. Общее же перемещение вещества литосферы, включая строительство, достигает теперь до 104 куб. км в год, что в сотни раз больше естественной эрозии поверхности Земли. Еще одним коварным фактором загрязнения экосферы является излучение электромагнитных волн, начиная от низкочастотных, связанных с глобальными электрическими высоковольтными линиями передачи с частотой сети 50-60 Гц (их потери в некоторые дни активности Солнца составляют до 10-40 % электроэнергии), и кончая миллионами радиопередатчиков, высокочастотных промышленных установок и бытовых СВЧ-печей. По оценкам радиоастрономов, “светимость” Земли в радиодиапазоне превзошла “светимость” Солнца; напряженности искусственных электромагнитных переменных и импульсных полей в городах в тысячи раз превышают естественные. Все это кардинально сказывается на здоровье населения и вместе с психологическими и физиологическими факторами снижает среднюю продолжительность жизни населения (в России для мужчин она сейчас составляет 57 лет - возраст ниже пенсионного!). Другим губительным фактором для экологии является повышение радиационного фона в связи с испытаниями атомного оружия (в прошлом осуществлялось в атмосфере), с расширением добычи урана (распространение по воздуху микрочастиц руды, в том числе при сжигании каменного угля с примесью урана) и ввиду выбросов радиоактивных выделений атомными электростанциями (АЭС). И даже подземные испытания не дают гарантии от проникновения радиоактивных продуктов в биосферу, а сами они являются “спусковым крючком” для локальных землетрясений. Например, испытания атомного оружия на Семипалатинском полигоне в Казахстане вызвали в 1978 и 1984 гг. синхронные 7-балльные катастрофические землетрясения в Газли. А подрыв мощных ядерных устройств, как это было в мае 1992 г. в Китае на полигоне Лоб-нор при испытании водородной бомбы, привел не только к землетрясениям во многих регионах (даже в Калифорнии!), но и к наводнениям и селям (район Байкала, Средняя Азия, Казахстан, Кавказ, Турция), к резким погодным изменениям (катастрофический снегопад в Дагестане и ливень в Новосибирске, тайфуны в Восточной Азии, включая Китай, и Америке). Возникает, по выражению климатологов, “климатический хаос”: методики прогноза погоды перестают “работать”. Таким образом, деятельность человеческой цивилизации на Земле стала заметной для самой планеты и для ее биосферы. Выбросы вредных веществ в реки, из которых обычно берется вода для водопроводов, превышают предельно допустимые концентрации в десятки раз [122]. По оценкам специалистов, развивающийся сейчас экологический кризис может к 30-50 годам следующего столетия перерасти в глобальную экологическую катастрофу, когда для поддержания деградирующей биосферы придется затрачивать до 90% энергетических и человеческих ресурсов. Уровень жизни общества может снизиться на порядок, до порога выживаемости, а там, где жизненный уровень окажется еще ниже, начнется массовое вымирание населения (как это было несколько лет назад в Эфиопии в период засухи). Глобальная экология становится решающим фактором устойчивого развития человеческого сообщества. Спасением может стать смена “сценария получения наибольшей прибыли” [11] в экономике критерием нанесением наименьшего вреда для биосферы и будущих поколений. И, казалось бы, противоречивость требований в различных сферах деятельности общества (экономике, энергетике, экологии, в социальной сфере) лишь кажущаяся. Так, критерии максимальной дешевизны вложений при получении максимума прибыли в экономике могут сохраняться, если учитывать дополнительное требование отсутствия вреда для биосферы в данном производстве. Хотя это требование и приведет к увеличению вложений и снижению прибыли, но оно является необходимым для будущей жизнеспособности цивилизации. Реальный путь здесь - создание замкнутых промышленных и сельскохозяйственных циклов. Аналогично в энергетике: минимального воздействия на окружающую сферу можно достигнуть путем применения возобновляемых природных энергетических ресурсов (солнечной энергетики, энергии ветра, рек, океанов, геотермальной энергии, термоэлектрических генераторов и преобразователей и др.) [123 - 128]. Все эти и другие альтернативные источники энергии давно разработаны и вполне конкурентоспособны по сравнению с традиционными (теплоэлектростанциями, АЭС) [128, 129, 138], однако их распространению препятствуют монополии, блокируя реализацию проектов ссылками на их “экономическую нецелесообразность” и “дороговизну”. По-прежнему, несмотря на катастрофу на Чернобыльской АЭС и множество аварий на других атомных станциях, утверждается необходимость строительства новых, “безопасных” АЭС, якобы “дешевых” по сравнению с тепловыми. Но никто из этих “агитаторов” за АЭС не сообщает, что по оценкам специалистов при мощности АЭС в 1,3 ГВт и ее стоимости в 100-150 млн долл. затраты на будущий демонтаж составляют 172 млн долл., что существенно превышает ее стоимость [127].

 

Вернемся еще раз к вопросу о выбросах в атмосферу. Даже сейчас, в результате применения в автомобилях этилового спирта вместо бензина существенно бы сократились вредные выделения в атмосферу (например в Бразилии в 1984 г. было произведено 10 млд л этанола из сахарного тростника, что заменило 60% бензина) [119]. Возможно еще большее снижение выбросов автотранспорта путем использования в качестве топлива сжиженного водорода [130]. Его получение гидролизом воды уже налажено для водородо-кислородных ракетоносителей типа “Энергия”, однако решение и этого вопроса с применением водорода для автомобилей в качестве топлива откладывается по “экономическим” соображениям. Вообще, люди нашей цивилизации в погоне за сиюминутной выгодой или прибылью изобрели массу якобы более “лучших” заменителей естественных материалов, но большинство из них выделяют вредные вещества, буквально отравляя жизнь обитателей жилищ и офисов. Так, древесностружечные и древесноволокнистые плиты выделяют формальдегиды и фенолы; пенополиуритан мягкой мебели - цианистый водород; капрон одежды и ковров - капролактам (“мышиный” запах), формальдегид, фенол, акрилнитрил и хлорпрен; синтетические лаки для пола и мебели, синтетический линолеум, полимерные рамы и полихлорвиниловая плитка (ПХВ) - вредные летучие компоненты с неприятным “ПХВ - запахом” [131].

 

Дополнительным интенсивным источником радиоактивных природных газов радона и торона, просачивающихся в помещения из почвы и естественных строительных материалов (гранита, кирпича, бетона), являются шлакоблоки; от их выделений трудно избавиться даже при постоянном проветривании помещений. Общественное сознание нашей цивилизации еще не созрело для повсеместного процесса начала “возврата к природе”. Продолжается строительство АЭС в странах с недостаточными естественными энергоресурсами (Франции, Германии, Швеции, Японии и др.). Но есть и страны, категорически выступающие против развития на их территориях ядерной энергетики (Австралия, Австрия, Дания, Люксембург, Новая Зеландия, Норвегия и др.). Сознание масс постепенно изменяется, особенно, когда ситуация доходит до момента “грянул гром”: авария на Чернобыльской АЭС подтолкнула многие регионы, в том числе и Нижегородский, к отказу от строительства на их территориях ядерных ТЭЦ и АЭС. Другим фактором изменения сознания человечества и приближения его к космическому является феномен НЛО, их периодическая манифестация в различных регионах и странах. В России эта проблема всячески игнорируется официальными инстанциями и блокируется или преподносится в искаженном виде средствами массовой информации. Но есть страны, где отношение к этой проблеме положительное и массовое наблюдения там НЛО не вызывают никакой паники или негативных высказываний (например в Перу, Франции, Бельгии, Швейцарии, Испании, Германии и др.). Описанная общая ситуация позволяет предположить наличие двух путей будущего материального состояния нашей цивилизации. 1. Если не изменится отношение общества к природе и не будут приняты меры к развитию только возобновляемых источников энергии и замкнутых технологических циклов, то нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Однако первые тотальные катастрофические явления могут резко изменить общественное сознание, “скорректировать” отношение человека к природе и тогда, пусть с определенными жертвами, возможен выход из катастрофической ситуации и восстановление пути устойчивого развития человеческого сообщества. 2. В случае осознания в ближайшие несколько лет гибельности пути дальнейшего наращивания энергетики невозобновляемых ресурсов и загрязняющих среду технологий возможен плавный выход из глобального экологического кризиса за счет активизации использования возобновляющихся ресурсов. К такому развитию сценария есть определенные предпосылки (строительство ветроэнергоустановок в США, Скандинавских странах, в Англии, Голландии; строительство малых ГЭС в Китае, использование биогаза в Индии и др.). Наметилось и применение косморитмологии (астрологии) в экономике, технической деятельности и политике [133 - 135]. Это увеличивает шансы более гармоничного взаимодействия общества с природой, между странами и предприятиями. Именно подобный подход к учету влияний космических ритмов на жизнь общества, о чем говорил еще в 20-х годах нашего века А.Л.Чижевский [136], позволит с высокой степенью достоверности прогнозировать наше материальное будущее [132]. Минимизация влияния природных ритмов на устойчивость дальнейшего развития нашей цивилизации может быть достигнута при активизации процесса духовного развития индивидуального сознания различными путями [52, 137]. В этом случае уменьшается зависимость от космических ритмов и для духовно развитого сообщества. Путь к этому состоянию сознания - постепенное распространение сокровенного Знания. Ростки этого Знания не увяли: переиздаются сокровенные письма Махатм - истинных мастеров мудрости [139], издается теософская и эзотерическая философская литература. Знания Традиции передаются из поколения в поколение, и уже современные безымянные хранители этого Знания дают возможность всем людям с проснувшейся душой прикоснуться к этому сокровенному хотя бы через книги [140]. Не прекращались и не прекращаются исследования многих подвижников науки по конкретным направлениям этого знания. Особенно активно развивается и восстанавливается наука о влиянии космических вибраций и ритмов на человека и общество [141]. Публикуются даже самые сокровенные представления из тантры [142]. Изучаются и объясняются процессы энергоинформационного обмена [143], его влияния на жизнь, особенно в геоактивных зонах [145].

 

Однако распространению этих знаний активно препятствует насаждение массовой культуры современным “демократическим” обществом. Средства массовой информации рассказывают о чем угодно, только не об истинной духовности и не о сокровенных знаниях. Телевидение заполнили развлекательные программы. Развитие этого средства коммуникации фактически привело к резкому уменьшению времени на взаимное общение. Как отмечает А.Б.Ровнер [144], “современная западная культура развивалась как продукт замены прежней “ноуменальной доминанты” рационалистической и антропоцентрической парадигмой... Благодаря этим рационалистическим концепциям мы оказались на краю гибели, ведущей к кризису коммуникаций и нарушению экологического баланса”. Создалось своего рода “массовое антиобщество”. Современная культура ушла от любви и взаимопонимания в сторону развития “поверхностных контактов, ведущих лишь к порабощению” [144, 146].

 

Регресс и окончательная деградация в массовое общество предотвращается пока еще “рудиментарной культурной памятью” (Традицией) [144].

 

Об опасности капитализма с его хищничеством и опустошением культуры предупреждал еще О.Шпенглер. Это строй, воплощающий в себе принципы цинизма, разложения, хищничества, беспринципности [144]: “Закат Западной культуры начался с того, когда исчезла нужда в созданной и призванной им к высоким ролям интеллигенции”. Повсеместно “поощряется пропаганда идей, разрушающих рудименты традиционных норм и ценностей (феминизм, гомосексуализм, война народов и поколений и т.п.)”. Создалось своеобразное “межкультурье”. Далее А.Б.Ровнер пишет: “Важнейшей чертой культуры является ее преемственность. Рано или поздно эпоха безысходности закончится, и начнутся попытки построения пирамиды Новой культуры. С самовосстановления людей внутри новых групп...может начаться восстановление иерархической системы - главного признака сложных и дифференцированных культур” [144]. И пока, по мнению одного из просвещенных мистиков, нашего современника Аркадия Ровнера, Россия не готова принять и понести культуру нового тысячелетия, поскольку наша “национальная органика выхолощена и обезвожена, кастовое сознание нарушено, религия стерта или искажена... Необходимо наложение резких ограничений на источники духовного разложения... В борьбе культуры со своей собственной косностью и состоит культура”. В этом одна из надежд становления нашей цивилизации.

 

Послесловие

Сделаем основные выводы по изложенному курсу “История развития цивилизации”. 1. Главное, что стремились донести до читателя, это представление о циклическом характере развития нашей цивилизации, обусловленном (в силу ее недостаточной развитости) периодическими природными климатическими и иными катастрофами, которые человечество было не в состоянии предотвращать. Но предвидение “людей знаний” позволяло сохранять сокровенное для очередного последующего возрождения цивилизации от “пещерного” до “цивилизационного” уровня. 2. Другое важное положение в понимании развития нашей цивилизации заключается в том, что человек никогда не происходил от человекообразной обезьяны, что последняя - результат “греха” одной из подрас (третьей, чернокожей расы) с реальными обезьянами-животными, а эволюция живого мира Земли подготовлена проявившимся материально Космосом за предыдущие огромные по времени “малые” периоды (манвантары) развития жизни на других планетах Солнечной системы. Пока эта информация исходит из сокровенных знаний. В будущем это будет показано исследователями обоснованными научными методами. Человечество развивается на Земле многие миллионы лет и ему предстоит еще за большее время пройти путь совершенствования до состояния “полубогов”. 3. Развитие духовных, социальных и материальных составляющих культуры обусловлено уровнем знания и сознания, определяющих формы всей практической деятельности, включая политику; это представление принципиально отличается от неверного положения марксизма о том, что “экономика определяет политику”: увы, и то и другое определяется уровнем знания (и со-знания) индивидов и общества, которое находится во время “темного периода” (Кали-юги) на низком уровне. 4. Прогнозирование дальнейшего хода развития нашей цивилизации возможно через методы косморитмологии (глобальной астрологии) с учетом постепенного изменения уровня общественного сознания (уровня духовности), увеличивающего или уменьшающего долю осознанных действий цивилизации по отношению к проявляющимся объективным или субъективным (причинно-следственным, или - кармическим) факторам. В частности, в настоящее время наша цивилизация находится в процессе сдачи экзамена на зрелость: быть или не быть экологической катастрофе зависит от реальных практических мер по выходу или усугублению состояния глобального техногенного экологического кризиса. 5. Уровень развития общественного сознания нашей цивилизации, особенно сознания участников правящих (экономических) структур, определяет и возможности взаимодействия с антропоморфными высокоразвитыми Космическими цивилизациями, многочисленные манифестации которых в виде феномена НЛО пока не привели к “скачку” общественного сознания в нашей цивилизации [152]. Подобные контакты в будущем неизбежны, и они могут привести к новой научно-технической революции, к решению проблем питания (голода) людей и развития цивилизации по пути гармоничного взаимодействия с Природой. Однако в этом не заинтересованы многочисленные монополии, координируемые международными финансово-производственными структурами, искусственно сдерживающими не только развитие производства продуктов питания, но и производство электроэнергии из природно-возобновляемых источников (энергии Солнца, ветра, воды, естественного тепла Земли, физического вакуума и т.п.) и использования замкнутых технологических циклов для решения проблемы глобального экологического кризиса. И из этого бедствия монополиями извлекается прибыль (производство дорогих “экологически чистых” продуктов питания, питьевой воды, установок по очистке воды и воздуха и т.д.). 6. Критерии экономического развития нашей цивилизации должны включать не только идеи наименьшей стоимости любого производства и его наибольшей прибыли, но и наименьшего вреда для окружающей среды и будущих поколений человеческого сообщества. Такой подход к развитию материальных (энергетических, технических и технологических) составляющих культуры должен стать определяющим принципом для экономистов. Лишь тогда возможно бескризисное развитие общества (при условии нейтрализации последствий ныне прогрессирующего глобального экологического кризиса). 7. Несмотря на то, что в современной цивилизации “знание уравнено с информацией, а культура прошлого заперта в музеи, сплюснута, стерилизована, коммерциализирована”, превращена в систему “жесткого социально-культурного консерватизма под маской плюралистической и либеральной гуманистической идеологии, ложно именуемой “западной демократией” [144], ростки духовной традиции бережно сохраняются, поддерживаются, распространяются [142,143,144, 148,149,150,151], хотя и здесь не прекращаются попытки превратить этот процесс в “рынок духовности”. Поэтому есть надежда, что когда общество созреет и востребует действительную духовную составляющую культуры (а не ее эрзацы в виде доживающих свой век религий и сект), то ее восстановление сможет пройти в полной мере, и наша цивилизация вновь вступит в “золотой век” (Сатьи-юги). Особого внимания заслуживает уже упомянутый вопрос о монополиях, сращивание которых отмечали еще классики марксизма.

 

Маневры НЛО над Штиринскими Альпами 21 мая 1971 г. (из книги Г. К. Колчина "НЛО: факты и документы") В 1921 г. в США был организован Совет по международным отношениям, финансирование которого осуществлялось через фонды Рокфеллера и Карнеги [154]. С этого периода американскими президентами становились только члены этого Совета (за исключением Джона Кеннеди, который, возможно, и был убит за попытку разглашения сверхсекретных тайн Совета). После Второй мировой войны в 1954 г. произошло дальнейшее объединение мировой политической, финансовой, промышленной и военной элиты в виде Бильдербергской группы (штаб-квартира находится в Женеве), представляющей реальное тайное мировое правительство, интересы около 2000 самых богатых людей планеты [154]. Свое наименование группа получила по названию отеля “Бильдерберг” в Остербеке (Голландия), где проходило первое заседание группы. С 1973 г. дополнительно действует еще и Трехсторонняя комиссия с новым участником из Азии - Японией. Монополии заинтересованы в единоличном владении элитарным знанием и высокими технологиями. Среди этих достижений прошлого и вновь “открытых” явлений и процессов “психологическая оптика” (была известная в Древнем Египте, а позднее, розенкрейцерам, включая И.В.Гете), трансмутация химических элементов при нормальной температуре в виде “холодного ядерного синтеза” (бывшая алхимия), передача энергии без проводов, антигравитация и генная инженерия (тоже были известны в Древнем Египте), парапсихология (дистанционная суггестия) и др. Отсюда становится понятным, почему тормозятся или грубо прерываются исследования отдельных изобретателей или рабочих групп в перечисленных областях, включая проблему НЛО. Не удивительной должна казаться и ситуация, сложившаяся в России, экономическая, научная и промышленная жизнь в которой протекает под диктовку этих монополий. Ведь и Билл Клинтон, президент США, является одновременно членом всех трех упомянутых структур: Бильдербергской группы, Совета по международным отношениям и Трехсторонней комиссии [154].

 

Именно эти люди определяют, когда и кого должны избрать на важный пост, включая президентов от любых партий, которые сообща контролируют мировые запасы продовольствия, рост и спад инфляции мировых валют, решают, будет ли вестись война и когда она закончится: вначале создаются условия, ведущие к войне, затем ведется закулисная игра, определяющая “победителя”, после чего предполагается “решение проблемы”, явившейся поводом к войне. Яркая иллюстрация всего этого - недавняя война 1998-1999гг. на Балканах в Югославии. Противодействие такому положению веще





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-22; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 827 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2320 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.