Наука ли философия? Если учесть, что философы состоят в Академии наук, то бесспорно. Но великий философ И.Кант говорил, что наука начинается там, где появляется цифра, а еще эксперимент, повторяемость результата. Значит, философия - не наука, нет у нее необходимых признаков науки.
Николай I запретил преподавать в университетах философию. Ленин поступил еще радикальнее - выслал из России философов. Его последователи не могли запретить философию, но превратили эту сверхкритичную, по определению, дисциплину в сверхдогматичную. Советские философы, взяв учение наперевес, десятилетиями преследовали всевозможные буржуазные "лженауки", которые по истечении времени оказались самыми важными. И не случайно 99% наших ученых по сей день считают философию самой опасной лженаукой и видят в ней исключительно вред, не догадываясь, что первым к этому умозаключению пришел Ницше. Да и Маркс, умная голова, провозгласил конец философии, на смену которой приходит наука.
Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте (верифицировать), но даже опровергнуть (фальсифицировать). Так, утверждение о том, что в основе всего существующего лежит духовное начало, или же, напротив, нечто материальное, никак нельзя сопоставить с опытом, проверить.
Исходные положения философских концепций формулируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории - более общей теории просто не существует.
Не согласуются с представлениями о философии как строгой науке и вечные споры об ее предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создается впечатление, что философия - это постоянное "повторение пройденного". Фактически каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении проблем свободы, истины, справедливости еще один вариант решения. Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам. |
►Задание. Заполните таблицу
Черты, общие для философии и науки | Черты, отличающие философию от науки. |
1. | 1. |
Основные понятия темы: о нтология, гносеология, этика, аксиология, субъективный,
1. Картина мира – это устойчивая форма мировоззрения в определенную историческую эпоху. Это состояние мировоззрения в определенном временном интервале, в рамках данной эпохи. Картина мира важна в разные эпохи для разных социальных групп. Она выполняет ту же функцию, которую для пешехода, идущего по определенному маршруту, выполняет общий план города. Она сложна по строению и складывается из совокупности весьма разных знаний и представлений.
Механистическая Вселенная И. Ньютона предстает как огромный,полностью детерминированный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, и развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума.
Представители атомизма Левкипп, Демокрит считали, что мир состоит из мельчайших, далее неделимых частиц – атомов.
В эпоху Возрождения на смену геоцентрическому представлению о мире (в центре Вселенной – Земля) приходит гелиоцентрическое (в центре Вселенной – Солнце). Особую роль в становлении этого нового представления о мире сыграл Н. Коперник. Церковь резко осудила гелиоцентрическую систему. Из нее следовало, что человек вовсе не находится в центре сотворенного мира – он лишь одно из существ, обитающее на одной из планет, то есть такое же рядовое вяление природы, как животное или растение.
В докритический период И. Кант был материалистом. Самая важная работа этого периода – «Всеобщая естественная истории и теория неба». В ней изложена небулярная гипотеза Канта – Лапласа, согласно которой Солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из первичной газовой туманности. Небулярная гипотеза отбрасывала попытки объяснить развитие мира с помощью представлений о божественном первотолчке. Она привела в движение другие науки – геологию, химию, биологию, поскольку стало ясно, что в изменяющейся Солнечной системе не могли существовать неизменные геологические структуры, химические вещества и организмы.
2. Трансцендентное – (от лат. переступать) то, что находится за границами познания и сознания.
3. Генезис – (от греч. происхождение, возникновение) история происхождения, зарождения чего-либо.
4. Скептицизм – (от греч. критикующий) такая философская концепция которая подвергает сомнению возможность познания объективной действительности.
5. Объективный – независимый от сознания (воли, интересов, желаний) человека и человечества.
Основной вопрос философии.
Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии (Ф. Энгельс) получила название основного вопроса философии.
Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.
Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей».
Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма – утверждения, что Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновь и вновь.
Р. Декарт является классическим представителем дуализма. Основа его учения – метафизика, то есть учение о первоначалах всего существующего. Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные (мыслящая и протяженная субстанции). Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Главным ее атрибутом является мышление. Материальная реальность отождествляется с природной, главный ее атрибут – протяженность.
Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог.
Контрольные вопросы.
1. Какой период в истории человечества К.Ясперс называет «осевым временем» и почему?
2. Назовите основные особенности философского мировоззрения.
3. Назовите основные темы философских размышлений.
4. В чем специфика предмета философии? В чем специфика философского отражения мира?
5. Как соотносятся научная и философская картины мира?
6. После того, как от философии отделились и сформировались как самостоятельные разные науки – физика, математика, химия и т.д. – философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но при этом четко определилась специфика философии как формы теоретического познания. В чем именно специфика философии как формы познания?
7. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?
8. Может ли философия изменить мир? Может ли она оказать влияние на человека?
9. Имеет ли философия практическое значение?