И язык – огонь, прикраса неправды [В английском переводе Послания Иакова 3:6 язык называется «царством зла»]. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. [34]
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть.
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Послание Иакова 3:3–12
С точки зрения Иакова, язык – это прикраса неправды, царство зла, которое «оскверняет все тело [«Оскверняет всего человека...» – в английском переводе Библии] и воспаляет круг жизни». Он сравнивает язык с удилами, рулем, огнем и неукротимым животным. В разговоре мы уподобляемся либо нашему Творцу и Господу, либо змею, сатане. Наши слова либо созидают и оживляют, либо разрушают и губят. Они очень важны.
Война слов
Книга Притч также описывает войну слов, являющуюся неотъемлемой частью нашей жизни в падшем мире. Вот несколько примеров:
Когда мудрость войдет в сердце твое... дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь... (2:10, 12).
Дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои... (2:16).
Ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего... (6:2–3).
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями (6:16–19).
[35] Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостию уст своих овладела им (7:21).
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (10:19).
Речи нечестивых– засада для пролития крови, уста же праведных спасают их (12:6).
Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман. Иной пустослов уязвляет как мечом, и язык мудрых – врачует.
Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только ни мгновение (12:17–19).
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей (16:27, 28).
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного (17:4).
Не прилична глупцу важная речь, тем паче знатному – уста лживые (17:7).
Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она (17:14).
Кто любит ссоры, любит грех; и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения (17:19).
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум (18:2).
Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева (18:8).
Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (18:21).
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых (19:28, 29).
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женою в пространном доме (21:9).
Прогони кощунника, удалится раздор, и прекратятся ссора и брань (22:10).
Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя (25:9, 10).
Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает. Уголь – для жару и дрова – для огня; а человек сварливый – для разжжения ссоры (26:20, 21).
Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе (27:15, 16).