Кого или что вы вините в том, что у вас возникают проблемы и общении? (В этом падшем мире всегда найдется множество способов переложить вину на кого-то другого!)
1. Склонны ли вы винить обстоятельства?
• дорожное движение;
• распорядок дня;
• финансовую ситуацию;
• погоду;
• автомобиль;
• работу;
• семейную жизнь;
• взаимоотношения с родственниками.
2. Склонны ли вы обвинять других людей?
• жену;
• мужа;
• детей;
• родителей;
• начальника;
• коллег по работе;
• членов церкви.
3. Склонны ли вы обвинять Бога? «Если бы только я имел...»
• больше денег;
• более отзывчивую жену;
• лучшее образование;
• более заботливого пастора;
• более послушных детей;
[70]
• родственников, которые бы больше любили меня и всегда старались помочь;
• хороших соседей;
• более рассудительного начальника.
Проверьте свое сердце, не теряя надежды и помня о том, что «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
ЧАСТЬ 2
Новая программа для нашего разговора
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
Притчи 3:6 (русский синодальный перевод)
Слушай голос Господа во всем, что ты делаешь, и везде, куда ты идешь; только Он сохранит тебя на пути.
Притчи 3:6 (перевод с английского)
Боже, я стоял
В тени гор
И на берегу океана,
Наблюдал за стремительным бегом облаков,
И сидел у подножия деревьев-великанов,
И познал, что Ты велик.
Господи, я касался
Пальчиков младенца,
Перьев канарейки,
Лепестков розы,
Мыльной пены,
И познал, что Ты кроток.
Отче, я узнал, что такое
Настоящая дружба,
Радость любви,
Бескорыстная забота,
Безграничное уважение и предупредительность,
И познал, что Ты благ.
О великий, кроткой и благой Бог,
Сотвори же ныне через меня
Благое, кроткое и великое дело,
Чтобы и другие могли познать Тебя.
Молю во имя Христа,
Аминь.
Глава 5
Он Царь!
...И посадив [Христа] одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени... и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего...
Послание к Ефесянам 1:20–22
Вам когда-нибудь казалось, что ваша голова настолько перегружена, что, появись в ней еще одна мысль, и она просто лопнет? У меня было такое ощущение, когда я находился в трущобах Нью-Дели, в Индии. Я отправился туда, чтобы посмотреть, как работают руководители миссии, которых я приехал обучать. От увиденного в течение предыдущих нескольких дней у меня, казалось, воспалится мозг. Ярко светило солнце, и на улице играли дети, но все это было так непохоже на то, что я привык видеть у себя на родине. Я был потрясен ужасной нищетой, которую наблюдал вокруг, и даже сейчас я не могу найти подходящих слов, чтобы описать ее. Меня также поразила духовная тьма – такая страшная, непроглядная и гнетущая, что, казалось, над всеми нами нависла большая черная туча.
Я видел голодных женщин, держащих на руках больных, умирающих от голода детей, по которым ползали сотни мух. Мне попадались старики, просящие милостыни, которым за всю жизнь выпало всего несколько мгновений, когда они не испытывали нужды и физических мук. В жалких лачугах, которые назывались там «домами», я не стал бы держать даже газонокосилку. Мне довелось видеть, как статный, интеллигентный молодой священнослужитель падал ниц перед деревянным идолом. Я слышал рассказ местного гуру о том, как он провел семнадцать лет в поисках [74] духовного озарения, которого он, по собственному признанию, так и не достиг, и до которого ему было еще далеко. Я был потрясен, когда увидел маленьких мальчиков, которым было всего по десять-одиннадцать лет, но которые уже жили в убежище для отшельников за тысячу миль от дома. Мне было больно видеть семью, члены которой прошли пешком четыреста миль только для того, чтобы достичь «святого» места и засвидетельствовать свое почтение языческим богам.
Моя голова просто раскалывалась – не только от увиденного и пережитого, но и от осознания громадной разницы, существовавшей между моей жизнью и жизнью окружавших меня людей. С одной стороны, было очевидно, что эти люди были такими же, как я. Они смеялись и плакали, у них были надежды и мечты, семьи и друзья, и у них даже было некоторое подобие того, что мы называем домом. Они во что-то верили и в чем-то сомневались. Каждый день они планировали, куда пойдут и что будут делать. В то же самое время моя и их жизнь настолько разительно отличались друг от друга, что мы, казалось, были родом из разных галактик. В то солнечное утро, когда я находился в одной из жалких лачуг, меня вдруг осенило: есть только одно объяснение этой огромной разницы, существующей между нами. Ее причиной является Бог и никто иной!
Не знаю, был ли еще другой момент в моей жизни, когда я в большей степени осознавал, что Бог – полновластный Владыка. Другого объяснения просто не могло быть. Он выбрал для каждого человека место рождения, семью и определил условия жизни. Я тоже мог родиться в тех трущобах! Я родился в Толедо, в штате Огайо, не потому, что я так захотел, а потому, что такое решение принял всемогущий Бог. Выбор, касающийся того, кто придет к познанию истины и кто станет верить лжи, находится исключительно в ведении Бога. Я вполне мог бы оказаться на месте того молодого жреца. Он стал им не потому, что был глуп. Именно Бог позволил мне родиться в семье верующих родителей, и Он определил, что в возрасте девяти лет меня коснутся слова из третьей главы Послания к Римлянам и мне представится возможность посвятить свою жизнь не поклонению деревянным идолам, а изучению и проповеди Слова Божьего. Слова из Послания к Римлянам и:33–3б всплыли в моей памяти:
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал [75] Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь.
Вы, возможно, не совсем понимаете, каким образом все то, о чем я сейчас говорил, связано с общением. На это я отвечу так: речь, угодная Богу, может быть только у того человека, который признает Божье всемогущество. Другими словами, лишь покорившись власти Бога, у Которого есть совершенный план и Который держит все под контролем, я смогу жить и говорить в соответствии с Его замыслом. Только так можно избавиться от идолопоклонства в сердце, которое порождает идолопоклоннические слова. Только в этом случае мои слова перестанут служить осуществлению моих планов, утверждению моей воли и прославлению моего имени.
Когда моим сердцем больше руководит стремление к Божьему творению (к человеку, имуществу, положению или эмоциональному переживанию), нежели стремление к Богу-Творцу, то я буду пытаться сам управлять окружающим меня миром (и людьми в нем), чтобы получить желаемое. Подросток кричит на родителей, сказавших ему «нет»: «Я ненавижу вас и все ваши правила!» Муж, желающий поступать по-своему, спорит с женой и в конце концов заставляет ее согласиться с его доводами. Жена пытается воздействовать на мужа, прибегая к обвинениям в его адрес. Человек льстит своему другу, чтобы получить от него то, что ему нужно. Никто из них не находит мира и покоя в полновластии Бога и не верит, что Господь может даровать ему самое лучшее.
Но когда мы осознаем верховную власть Бога и подчиняемся ей, тогда мы обретаем способность жить и говорить согласно Его замыслу. Ситуация в корне меняется, и мы перестаем строить жизнь и вести разговоры в соответствии со своим планом, по своей воле и ради своей славы. Эгоизм – вот корень многих бед в нашем общении. Война слов – это, по большому счету, война за власть.
Возможно, именно поэтому так сильно искушение жить в мире фантазий. Фантазируя, я отправляюсь в придуманные мной миры, где управляю событиями как полновластный властелин. Все делают то, что я им приказываю. Каждая ситуация разворачивается по моему собственному сценарию. В своем разуме я выполняю функции Бога, и там моя власть ничем не ограничена. Воображаемый мир существует для моего удовольствия и живет по моим законам. Фантазирование – это один из способов исполнить желание наших сердец господствовать над обстоятельствами и управлять человеческими отношениями.
[76] Эта борьба за господство проявляется и в нашем общении. Божья воля состоит в том, чтобы все наши слова мы произносили во славу Господа. Эта новая программа действий прекрасна, и она в корне отличается от нашей собственной. По этой причине очень важно понимать, что Библия говорит по поводу Божьего всевластия. Это краеугольный камень новой программы, касающейся нашего разговора.
Поднимая вопрос о верховной власти Бога, я затрагиваю весьма непростую тему, которой обычно не касаются при обсуждении проблем общения. Связь этой доктрины с тем, как мы ведем разговор, может осознаваться нами не сразу. Но я увещеваю вас прислушаться ко мне, поскольку верю, что в этом кроется одна из главных причин того, почему у нас возникает так много проблем в общении друг с другом! В современной христианской культуре наблюдается тенденция отделять библейские заповеди и принципы от всего остального Писания. Мы рассматриваем конкретные стихи, касающиеся общения, и стремимся применять их в нашей жизни, не пытаясь понять, как они связаны с библейской историей и богословием. Мы упускаем из виду общую картину и не видим, как Писание наполняет заповеди смыслом и придает им логическое обоснование. Заповеди и принципы Писания следуют из его богословия. Более того, они обретают смысл и значение благодаря личности и служению Иисуса Христа.
Например, единственная причина, по которой имеет смысл делать добро нашим врагам, состоит в том, что эту заповедь дал нам Бог, Который абсолютно справедлив. Призыв прощать основан на том, что Христос простил нас. Призыв жертвовать зиждется на обещании Бога удовлетворять все наши нужды. Каждое повеление и каждый принцип имеет свои корни в искуплении, в том, что Бог уже совершил, и в том, что Он еще совершит для нас во Христе. Это и есть богословие, а не какая-то бесполезная информация, не имеющая практического применения! Писание наполнено богословием, поскольку, зная правду о Боге, вы можете понять, как и почему следует исполнять библейские заповеди. Если вы знаете богословие, значит вы знаете, как ваша жизнь вписывается в замыслы Бога и как она может принести Ему славу.
Всевластие Бога
Итак, что же Писание говорит о верховной власти Бога? Нам необходимо понять эту важную истину, потому что общение, соответ-[77]-ствующее учению Библии, укоренено в верховной власти Господа. Если мои слова не исходят из сердца, нашедшего покой в сознании того, что Бог всем управляет по Своей воле, значит, они исходят из сердца, в котором живет желание взять все под свой контроль и добиться своего. Мне нужно яснее понимать действия Бога.
Описывая всевластие Господа, Библия имеет в виду следующее:
1. Непререкаемое владычество Бога над всей вселенной. Он Царь царей и Господь господствующих. Ему нет равных, и Он царствует не только на земле, но и на небе. Вся вселенная живет по Его благой воле. Никто не учит Бога, никто не дает Ему советов, никто не может на законном основании требовать у Него отчета в Его делах, и никто не в состоянии противостать Его воле. Он восседает на престоле вселенной и единовластно управляет ей.
Данная истина ярко выражена в словах Навуходоносора, которые он произнес, когда Бог вернул ему разум:
...Благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество – владычество вечное и Которого царство – в роды и роды.
И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»
Книга Даниила 4:31-32
Какое отношение все это имеет к моей речи? Во-первых, это означает, что я никогда не окажусь в таком месте, в таких обстоятельствах или в таких отношениях с другими людьми, которые будут неподвластны Богу. Мгновения этой жизни – это Его мгновения, и я не должен претендовать на них как на свои собственные. Каждое произнесенное мной слово должно свидетельствовать о том, что я признаю Его власть. Моя задача заключается не в том, чтобы получать то, что мне нравится, и не в том, чтобы стремиться к власти и брать все в свои руки. Моя задача – подчиняться власти Бога и исполнять Его волю. Когда дело касается общения с другими людьми, я должен разговаривать с ними так, чтобы моя речь была угодна Тому, Кто в тот самый момент, когда я говорю, правит вселенной.
Зная, что Бог управляет моей жизнью, я не впадаю в панику. Я не допускаю и мысли о том, что жизнь может выйти из-под [78] контроля, и не отчаиваюсь, когда мне непонятно, что происходит. Я знаю, что любая ситуация в мельчайших деталях контролируется Царем царей. Приняв верой эту истину, я могу сосредоточиться на том, к чему меня призвал Бог: жить и говорить так, чтобы это приносило Ему славу.
2. Бог управляет всем на благо церкви. У Божьего правления есть назначение и цель: оно осуществляется для того, чтобы Его народ получал блага, являющиеся следствием искупления. Бог сотворил все существующее; Он управляет каждым мигом человеческой истории; Он вдохнул жизнь в прах, чтобы создать человека по образу Своему; Он возвышает правителей и низлагает их; дает процветание народам и лишает его; Он управляет силами природы; Он посылал Своих пророков, судей и апостолов; Он явил Себя бесчисленным количеством способов; Он послал Своего Сына на землю, чтобы Тот прожил жизнь и умер смертью преступника; Он дал нам Свое Слово; Он руководит жизнью каждого из нас, и Он снова грядет. Зачем? Чтобы иметь избранный народ, людей, взятых в удел, – тех, кого Он призвал из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2:9), чтобы они вечно жили для Его славы! Он царствует ради Своего народа, ради нас.
Однако то, что Бог управляет всем миром ради нас, не означает, что Он делает это так, чтобы мы могли получить все, что хотим. Нет, Он правит миром, чтобы мы были искуплены. Это означает, что Он управляет вселенной так, что все Его искупительные замыслы и все обетования, данные нам во Христе, исполняются. Он царствует, чтобы мы наверняка получили оправдание, освящение и прославление, обещанные нам. Именно ради этого Мессия пришел на землю, вторгся в царство тьмы и вывел из него Своих людей, чтобы они жили для Его славы в царстве света (Кол. 1:9–14). Чтобы претворить Свой замысел в жизнь, Бог особым образом управляет миром. Его правление началось в бесконечном прошлом и продолжится в бесконечном будущем. Павел описывает это на примере Христа:
...И посадив [Христа] одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякогоимени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Послание к Ефесянам 1:20–23
[79] Если мы примем эту истину, то как она повлияет на нашу манеру разговаривать с окружающими? Подумайте о том, как часто, общаясь с людьми, мы жалуемся на свою жизнь. Нас не устраивает размер квартирной платы, нас раздражают шумные соседи, мы слишком устаем на работе, нас не слушаются дети. Список продолжают неприветливый муж, неблагодарная жена, бездарные руководители церкви, неисправная газонокосилка, сломанный автомобиль, высокие налоги, необходимость оплачивать обучение в колледже и невозможность позволить себе «настоящий» отпуск.
Часто ли в своей речи мы выражаем негодование по отношению к другим людям, которые не дают нам спокойно пожить? К своим домашним, лишающим нас тишины и спокойствия? К детям, порвавшим свежую газету, которую мы не успели прочитать? К непослушному ребенку, создающему дополнительные проблемы? К кому-то из домочадцев, сорвавшему наши планы на вечер? К тому, кто не хочет нас уважать, хотя мы, как нам кажется, вполне заслуживаем уважения? К тому, кто мешает нашему продвижению по службе? К сыну или дочери, которые слишком долго занимают ванную комнату? К жене, которая никогда не готовит то, что я люблю, и не благодарит меня, когда я даю ей деньги на продукты? К подростку, который вечно всем недоволен? К пастору, который никогда не дает мне серьезных поручений? Этот список можно продолжать до бесконечности.
Наши слова часто свидетельствуют о том, что мы завидуем людям, у которых жизнь складывается лучше, чем у нас. В их число попадают неверующий сосед, сделавший пристройку к своему дому на деньги, полученные им в качестве премии; друг-христианин, которого Бог благословляет особым образом; знакомый, у которого сын недавно получил право на стипендию в престижном университете; брат во Христе, на протяжении многих лет занимающий хорошую должность в преуспевающей фирме; друг, у которого веселая, жизнерадостная жена, или подруга, имеющая нежного, любящего мужа; неверующий знакомый, никогда не испытывающий затруднений ни с оплатой счетов, ни с воспитанием детей, которые всегда кажутся такими милыми и послушными; рабочий на заводе, только что выигравший в лотерею крупную сумму денег.
Нередко благодарность, которую мы воздаем Господу, ограничивается теми мгновениями, когда нам кажется, что совершенное Им является для нас благом: физическое исцеление, финансовое процветание, улучшившиеся жилищные условия, восстановив-[80]-шиеся отношения с окружающими, решенные проблемы. Именно в такие моменты мы прославляем Бога за Его верность.
Но мы забываем, что Бог совершает Свою работу в каждый момент нашей жизни и делает так, что все обстоятельства содействуют нам ко благу – ведут к искуплению. Очень важно верить в это! И когда мы верим, тогда наше сердце побуждает нас разговаривать со смирением и благоговением. Мы понимаем, что Бог поместил нас туда, где нам следует быть, чтобы Его намерения, касающиеся нас, и обетования, данные нам, могли исполниться.
3. Бог управляет особыми обстоятельствами жизни. Божье правление касается не только вселенной или мира в целом, но и каждого человека в отдельности. Мы видим, как это проявлялось в жизни известных библейских героев. Бог управлял обстоятельствами жизни Моисея, Иакова и Исава, Иосифа, Есфири, Руфи, Давида, Иеремии, Даниила, Петра, Павла и многих других. Он управляет также нашей жизнью. Все события в жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле, происходили и происходят под Его контролем! Наш ограниченный ум не в силах понять все великолепие этой истины, ведь нам трудно организовать даже свою собственную жизнь! Но Бог так велик и славен в Своем всевластии, что одновременно управляет мельчайшими деталями жизни всех людей.
Павел говорил об этом в ареопаге, когда беседовал с афинянами о Боге, которого они знали как «неведомого Бога»: «...Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив преопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26).
Божье правление не является чем-то безликим и далеким от нас. Наоборот, оно совсем иное. Бог держит под контролем все мельчайшие события моей жизни, чтобы я мог искать и найти Его (стих 27). Он призывает нас думать, молиться, планировать свою жизнь, быть дисциплинированными и воздержанными. При этом Он желает, чтобы вся наша жизнь утверждалась на признании Его владычества, которое дарует нам покой.
Возможно, у вас возникают коммуникационные проблемы потому, что вы считаете некоторые вещи источниками проблем. Однако Бог думает иначе. Мы часто сосредоточиваем внимание на людях и ситуациях, в то время как Бог сосредоточивает внимание на нас самих. Он использует обстоятельства нашей жизни, чтобы совершать Свою работу в нас.
[81] 4. Бог управляет всеми аспектами нашего спасения. Данная истина всегда вызывала много споров в церкви, однако она имеет твердое библейское основание и является основой вечной безопасности всякого верующего. Об нее разбиваются последние остатки нашей надежды на человеческую силу, подвижничество, доброту и самодостаточность. Истинное поклонение начинается тогда, когда мы осознаем суверенную благодать Бога, обладающего верховной властью. Наше спасение зиждется на скале Его воли. Даже самое первое проявление нашей веры было предопределено Им еще прежде основания мира. Если бы Бог не явил нам Свою любовь, мы были бы отчуждены от общества народа Божьего, были бы чужды заветов обетования, не имели бы надежды и были бы безбожники в мире (Еф. 2:12)!
Бог открывает наши духовные очи, чтобы мы могли видеть, и духовные уши, чтобы мы могли слышать (см. Мф. 13:11–17 и Ин. 10:25–30). Наше спасение от начала до конца зависит от Него. Никто не сформулировал эту истину лучше Павла:
Так как Он избрал тс в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном.
Послание к Ефесянам 1:4–6
Зачем Бог проявляет Свое всевластие в вопросе нашего спасения? Перед Ним стоит двоякая цель. Во-первых, Божья суверенная благодать подрывает всякую человеческую гордость и упование на самодостаточность, когда мы осознаем свою полную зависимость от Него. Если у нас есть духовная жизнь, вера, доброта, любовь, надежда, благодать, хорошие черты характера, мудрость и добрые плоды, прославляющие Бога, то все это следствие Божьей благодати. Только благодаря Ему мы есть то, что есть.
Во-вторых, Бог хочет, чтобы место гордости заняло желание прославлять Его. Павел говорит: «...чтоб было, как написано: «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31). Обратите внимание на фразу, повторяющуюся несколько раз в первой главе Послания к Ефесянам: «в похвалу славы Его». Именно это Бог имел в виду: чтобы Его правление, касающееся всех аспектов нашего спасения, имело своим результатом вечный гимн хвалы.
Основа общения, соответствующего духу Библии, наипервейшая и наивысшая цель всех наших разговоров состоит в том, что [82] наши слова должны отражать сердечное поклонение Богу, которое признает нашу абсолютную зависимость от Него в вопросе спасения. Он избрал нас быть Его детьми. Он призвал нас к Себе. Он вдохнул в нас жизнь, чтобы мы могли познать истину и уверовать в нее. Он оправдал нас и принял в Свою семью. Он ежедневно трудится над нашим освящением и примет нас в Свою славу. Все исходит от Него. Понимание этой истины поможет нам использовать дар речи на благо других людей и во славу Бога.
По сути, наши слова всегда выражают поклонение, но оно не всегда воздается Богу. Мы уже упоминали о том, что люди склонны заменять поклонение и служение Творцу поклонением и служением Его творению (Рим. 1:25). Мы видим проявление данной тенденции у жены, которая говорит: «Перестаньте твердить, что Бог любит меня. Мне нужен любящий муж!»; у подростка, который кричит: «Мне противно здесь жить, потому что я никогда не могу делать то, что мне хочется!»; у ребенка, который начинает хныкать и злиться, когда мама отказывается купить ему мяч в магазине игрушек; у пастора, который печально вздыхает: «И зачем только я продолжаю служить в этой церкви? В свой адрес я постоянно слышу одну лишь критику»; у работника, который недовольно ворчит: «Все, что мне нужно, – это прибавка к зарплате и немного уважения».
В каждом из этих случаев сказанное людьми вызвано поклонением и служением творению, а не Творцу. Бог желает переориентировать наше поклонение.
5. Бог управляет всеми обстоятельствами с целью нашего освящения. Нет ничего важнее, чем научиться смотреть на жизнь с такой точки зрения: Бог использует каждую ситуацию, чтобы преобразить нас в образ Своего Сына. Об этом повсюду говорится в Новом Завете (см. Рим. 8:28–29; Иак. 1:2–4; 1 Пет. 1:3–9).
В каждом из этих отрывков речь идет об одном и том же: Бог производит в нас Свою работу, чтобы завершить дело спасения, начатое Им еще прежде сотворения земли. Павел утверждает, что Бог действует так, чтобы нам все содействовало ко благу – помогало преображаться в образ Его Сына. Иаков отмечает, что нужно с радостью принимать искушения, так как через них Бог совершенствует нас. Петр говорит, что мы можем рассматривать искушения как средство достижения цели нашей веры – спасения души. Бог всевластен; Он управляет всеми обстоятельствами нашей жизни, но Писание не ставит на этом точку. Оно говорит, что эти обстоятельства являются главным средством, при помо-[83]-щи которого Бог производит в нас то, что Он предопределил для нас еще прежде основания мира: чтобы мы преображались в образ Его Сына и были святыми, подобно Ему.
Жалуясь на проблемы и невзгоды нашей жизни, мы, по сути, ропщем на Бога. Мы сетуем на то, что Бог избрал нас по Своей любви и благодати, и что Он допускает ситуации, рассчитанные на то, чтобы сделать нас Его святым народом! Эти взаимоотношения и обстоятельства, эти проблемы и искушения, эти печали и скорби исходят от Него. Они представляют собой знаки удивительной Божьей благодати, избавляющей нас от власти греха, все еще остающегося в нас! За всеми обстоятельствами нашей жизни стоит любящий Бог, неустанно совершающий Свой труд, цель которого – сделать нас святыми. Поэтому на все события в жизни у нас должна быть одна реакция: хвала, исходящая из сердца, поклоняющегося Богу. Жизнь убедительно доказывает, что Бог не забыл о нас, что Он помнит о нас и не оставит нас до тех пор, пока не воплотит Свой замысел! Глубокое понимание этой истины может в корне изменить манеру ведения наших разговоров.
Например, я люблю жить по графику. Каждое утро, просыпаясь, я составляю план на предстоящий день. Я стараюсь все делать быстро и вечером оцениваю прошедший день на основании того, как много я успел сделать. Поэтому я очень расстраиваюсь, когда день идет не так, как я запланировал. Мне начинают портить настроение неодушевленные предметы («Опять вся работа встала из-за этого дурацкого компьютера!»), люди («Почему его до сих пор нет? Неужели он не знает, что у меня полно других дел?») и обстоятельства («Почему все бросаются в отдел канцелярских товаров именно тогда, когда мне нужно купить стержень для ручки?»). Рассуждая таким образом, я забываю, что для Бога важно не то, насколько «успешно» прошел мой день, а то, стал ли я более благочестивым и праведным. Я забочусь о результатах, а для Него главное – освящать меня. Испытывая раздражение и гнев, я сражаюсь не только с людьми и обстоятельствами, но и с Самим Богом.
Что вы говорите, когда вам трудно? Какие мысли возникают в вашем сердце и какие слова слетают с ваших уст, когда что-то или кто-то мешает исполнению ваших планов, и когда вы терпите неудачу? Как вы реагируете, когда люди подводят вас или не делают того, что должны делать? Что вы произносите в минуты разочарования, когда рушатся ваши надежды? Какова ваша реакция, когда вы сталкиваетесь с тем, чего совершенно не ожидали? Как вы относитесь к людям, вставляющим вам палки в колеса? Что вы [84] предпринимаете, когда ваши блестящие идеи и неимоверные усилия не приводят к ожидаемому результату? Что вы испытываете, когда на вас обрушиваются тяжелые испытания, которые, как вам кажется, не являются следствием вашей вины? В такие моменты свидетельствуют ли ваши слова о том, что вы смиренно принимаете план всевластного Бога, касающийся всех обстоятельств вашей жизни и направленный на ваше освящение?
Авторы Нового Завета предупреждают нас о том, что не следует удивляться, когда мы сталкиваемся с трудностями, искушениями и страданиями. Это не означает, что Бог забыл о нас. Наоборот, различные искушения и испытания, встречающиеся в жизни верующего человека, – это проявление Его любви завета! Мы испытываем трудности именно потому, что являемся чадами Его любви. Бог не оставит нас без Своего попечения, позволив нам наслаждаться легкой жизнью. Через различные испытания Он будет вести нас к совершенству.
Народу Божьему всегда нелегко было принять эту истину. В Книге Исход сказано, что Израиль не случайно и не в результате ошибки Моисея оказался в окружении египтян у Красного моря. Бог определил, что события должны были развиваться именно таким образом. Израильтяне могли бы избрать более короткий маршрут и быстро оказаться в Палестине, но Бог знал, что они еще не были духовно готовы к этому. Вот, что написал Моисей: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исх. 13:17). Господь повел их иным путем и привел к Красному морю, где они расположились станом. В то же время Бог ожесточил сердце фараона, чтобы тот погнался за ними (Исх. 14:1–4). Зачем? Моисей записал Божий ответ: «...и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я – Господь» (стих 4). Бог контролировал всю эту ситуацию, укрепляя Свой народ и подготавливая его к битвам, которые должны были произойти в земле обетованной.
Как же израильтяне отреагировали на это?
Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас их Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: «оставь нас, пусть мы работаем [85] Египтянам»? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
Книга Исход 14:10–12
Разве такая реакция не типична для людей? Можно представить себе, как израильтяне спрашивали друг у друга: «Ты голосовал за Моисея?» или говорили: «Надо было раньше понять, что он неудачник... Ведь всем было ясно, что из-за него мы попадем в беду!» Никто, кажется, не осознавал, что ситуация, в которой оказались израильтяне, была запланирована Богом. Они находились там, где Бог хотел их видеть, чтобы научиться тому, чему Бог хотел их научить. Им следовало бы понять, что они оказались на берегу Красного моря не из-за ошибки Моисея, поскольку перед ними шел столп облачный днем и столп огненный ночью (Исх. 13:20–22), служивший знаком того, что Сам Господь вел их. Тем не менее, начав паниковать, израильтяне забыли о Господе и Его всевластии. А затем они стали обвинять во всем Моисея, своего вождя.
Обратите внимание, что это испытание произвело именно то, что запланировал Бог для Своего народа: «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа, и поверил Господу и Моисею, рабу Его» (Исх. 14:3!). Павел говорит, что все эти происшествия являются примером и предостережением для нас (1 Кор. 10:11). Они показывают, что находится в нашем сердце и как мы реагируем на посылаемые нам испытания. Мы, как и израильтяне, забываем о том, что всемогущий Бог пребывает с нами. Мы проклинаем ситуации, в которых оказываемся, и обвиняем во всем окружающих. Бог же хочет, чтобы мы помнили о том, что Он управляет всеми жизненными ситуациями, имея определенную цель – наше освящение. Только на этом основании можно построить библейскую модель общения.
Недружелюбный сосед, требовательный начальник, обидчивые родственники, друг, манипулирующий вами, неблагодарный ребенок и непредвиденный несчастный случай – все это средства, которые Господь использует для нашего освящения. Мне, как и вам, не всегда удается толковать их правильно. Я также склонен рассматривать их как знак того, что Бог забыл обо мне, вместо того чтобы воспринимать их в качестве бесспорных признаков, указывающих на Его близость и контроль всего происходящего ради моего блага. Поэтому я беспокоюсь и выражаю недовольство, вместо того чтобы пребывать в покое и поклоняться Богу.
[86] 6. Господь управляет человеческими отношениями ради моего освящения. Люди, с которыми я сталкиваюсь в жизни, оказываются на моем пути не случайно. Они также являются орудиями в руках моего Искупителя. Через них Он продолжает совершать работу, начатую во мне. Эту мысль очень хорошо выразил апостол Павел, говоря о церкви (см. Еф. 2:14–16, 19–22; 4:16; 1 Кор. 12:12,13,18–20, 27).
Бог имеет полную власть над моими отношениями с другими людьми. Он поместил камни в храме туда, куда захотел. Он расположил каждый орган в теле так, как Ему было угодно. Взаимоотношения с людьми являются средством, которое Бог использует, чтобы действовать в нас. Мы не зря испытываем трудности в общении, и их нельзя считать досадной помехой на пути к счастливой жизни. Мы сталкиваемся с ними потому, что Бог обещал в Своем завете сделать нас духовно зрелыми христианами, помочь достичь «меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13).
Когда я только начинал свое пасторское служение, со мной произошла такая история. Как-то в воскресенье утром один человек из моей церкви изъявил желание побеседовать со мной в понедельник. Я очень обрадовался. «Наконец-то, – подумал я, – хоть кого-то коснулись мои проповеди и побудили спросить у меня совета!» Однако я даже не предполагал, что ожидает меня на самом деле. Когда в понедельник вечером мы встретились с этим человеком, он сказал мне: «Пол, я пришел сюда не для того, чтобы обсуждать свои проблемы. Я пришел, чтобы поговорить о вас». (Это было совсем не то, что я ожидал услышать!) Затем в течение двух часов он разбивал в пух и прах все мое служение и критиковал мои личные качества. Я был просто ошарашен. Мне казалось, что этот разговор – самое худшее из того, что когда-либо происходило в моей жизни, пока он не предложил поехать к нему домой и поговорить с его женой. На протяжении полутора часов его супруга, как эхо, повторяла все, что было сказано ранее.
Не знаю, чувствовал ли я себя когда-либо более обиженным и оскорбленным. Я признался Луэлле, что не просто хочу оставить пасторское служение, а хочу умереть! Затем я позвонил своему брату Тедду в надежде, что он уврачует нанесенные мне душевные раны. Я очень хотел услышать похвалу в свой адрес и заверение в том, что мне не нужно обращать внимание на эту ужасную пару. Однако Тедд отреагировал совсем иначе. Он произнес примерно следующее: «Отнесись внимательно к сказанному, Пол. Бог не напрасно допустил, чтобы ты все это услышал. Зло, которое они хотели причинить тебе, не идет ни в какое сравнение с тем благо-[87]-словением, которое Господь желает даровать тебе через это происшествие».
Уж такого я никак не ожидал услышать от своего родного брата! У меня чуть было не сорвалось с языка: «Ты что, спятил? О каком благословении тут может идти речь? Я изо всех сил стараюсь как можно лучше служить Богу, и вот что мне приходится слышать в свой адрес!» Однако я все же прислушался, и, когда боль от обиды утихла, Господь начал показывать мне, что в некоторых случаях мои действия, а также отношение к служению и другим людям мешают Ему сделать через меня то, что Он хочет. Сейчас я очень благодарен Господу за тот весьма неприятный понедельник. Бог использовал события того дня, чтобы изменить мою жизнь и служение.
Часто ли мы, разговаривая с другими людьми или обсуждая их, забываем о том, что отношения с ними способствуют нашему освящению? Раздражают ли нас окружающие и считаем ли мы их помехой в своей жизни? Как часто мы гневаемся на тех, кто мешает исполнению наших планов или сиюминутных желаний? Как часто мы выражаем недовольство поступками, реакцией и словами других людей? Жалуемся ли мы на то, что воля окружающих оказывает влияние на нашу жизнь? Однако, если мы поймем, что всевластный Бог руководит нашими взаимоотношениями с окружающими, то совершенно иначе станем разговаривать с людьми, живущими бок о бок с нами.
7. Бог управляет всем ради Своей славы. В этом суть библейского учения о всемогуществе и полновластии Бога. Он все делает для Своей славы. Он Автор всей истории мира. Каждое мгновение – Его. Мы всецело принадлежим Ему. Все наши таланты, добродетели и способности – Его собственность. Все от Него и для Него, и, как Павел трижды отмечает в первой главе Послания к Кфесянам, все служит «похвале славы Его».
Бог ничего не делает ради нашего временного личного удовольствия. Его усилия направлены не на то, чтобы мы испытывали удовлетворение и думали, что достигли цели, не на то, чтобы мы научились ценить самих себя, и не на то, чтобы обеспечить нам спокойную, безмятежную жизнь. Нет, Он все делает для того, чтобы мы стали светом, сияющим во мраке, так чтобы люди «видели наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного» (Мф. 5:16). Христиане, которые поняли это, излучают свет подобно городу, стоящему на верху горы, который не может укрыться (Мф. 5:14).
[88] Вот почему Бог снова и снова учит нас в Своем Слове, что наша жизнь – в Его руке. Всякая человеческая гордость должна уступить место высшей цели – Его славе. Когда мы ведем разговор так, будто все держим (или хотим держать) под контролем, когда присваиваем себе чужую славу, когда жалуемся на предопределенное для нас Богом, то отвергаем Его высшую цель, состоящую в том, что мы должны стать людьми, которые живут (и говорят) во славу Бога. Вместе с Иаковом нам следует признать: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» (Иак. 3:10).
Это означает, что каждое наше слово должно соответствовать двум критериям. Во-первых, все наши слова должны воздавать Богу славу, которую Он заслуживает. Во-вторых, наши слова должны способствовать искуплению людей, которыми Бог окружил нас в нашей жизни. Итак, высший смысл и назначение всех наших слов заключаются в поклонении и искуплении. С другой стороны, враг душ человеческих изо всех сил пытается помешать нам исполнить свое предназначение. В этом кроется еще одна причина возникновения войны слов. Этот лжец хочет, чтобы мы считали мир разговора своей собственностью, говорили так, как нам вздумается, своими речами желали прославить себя. Он жаждет, чтобы наши слова исходили из эгоистичного сердца, ищущего только своей иллюзорной выгоды. Мы снова убеждаемся в том, что война слов – это, по сути, война за власть. Тот, кто управляет нашим сердцем, будет управлять и нашим разговором. Писание призывает нас к тому, чтобы при любых обстоятельствах и в любой ситуации наши слова исходили из благодарного сердца, послушного Богу.
Можете ли вы лучше объяснить связь между всевластием Бога и нашей речью? Вера во всевластие Божье – это основа обновления речи. Лишь подчинившись власти Господа, я смогу жить и говорить в соответствии с Его замыслом. Только тогда, обретя свободу, я смогу вести разговор и одновременно поклоняться Богу в своем сердце. Только тогда я буду содействовать искуплению людей, во всех непонятных и неподвластных мне ситуациях полагаясь на Его неисследимую мудрость, непостижимое знание и суверенную волю.
Когда я писал эту главу, на мою долю выпало печальное, но весьма поучительное и незабываемое переживание. Моего тестя увезли в больницу, потому что у него был рак костей в последней стадии. Он лежал в постели, испытывая мучительную боль, но при этом не выражал раздражения или гнева. Он не жаловался и [89] не вопрошал: «Почему это случилось со мной?» Моя жена стояла у его кровати и смотрела на немощного, разбитого болезнью человека, который когда-то был здоров и полон сил. Когда мы уже собрались уходить, он попросил нас помолиться вместе с ним. Мы никогда не забудем его молитву. Он прежде всего поблагодарил Бога за те обстоятельства, в которых оказался. Он сказал, что Бог был благ к нему, и все, что Он совершает в жизни Своих детей, приносит им благо, даже если они не понимают этого. Затем он попросил Господа помочь ему быть хорошим отцом и достойным примером для своих детей даже во время болезни. В заключение он возблагодарил Бога за то, что Он даровал ему жизнь, богатую благословениями.
Мой тесть не был богословом. Было время, когда мне было очень непросто уважать его, поскольку он не понимал истин, которыми я, как мне тогда казалось, в совершенстве овладел в семинарии. Но потом я осознал, что его жизнь является примером глубокого понимания всемогущества и полновластия Бога, которого у меня нет. Как я желаю иметь такой же сердечный мир посреди бушующего моря скорбей! Мне очень хочется, чтобы моя речь была такой же благотворной, полезной, назидательной и выражающей поклонение Богу, какой была речь моего тестя. Мне больше не приходится прилагать усилий, чтобы уважать его. Я был бы очень рад, если бы мои сыновья стали похожи на него. Берт Джексон одержал победу в войне слов, потому что война за власть уже была выиграна в его сердце. Несмотря на мучительные страдания он своими словами ободрил и укрепил тех, кто был рядом с ним, и воздал славу Богу. Как у него это получилось? Ответ заключается в том, что он по-настоящему верил, что даже в минуту тяжких испытаний у Бога есть совершенный план и Он все держит под контролем. Мой тесть действительно хотел, чтобы все, сказанное и сделанное им, прославляло Бога, и не считал, что страдания освобождают его от исполнения этой почетной обязанности.
Война слов – это по сути борьба за власть. Тот, кто управляет вашим сердцем, будет управлять и вашим языком.