Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Модель межкультурного обучения Милтона Беннетта




Одна из самых известных моделей межкультурного обучения принадлежит американскому интер-культуралисту Милтону Беннетту (Bennett, 1986). Беннетт рассматрива­ет обучения как последовательность шести фаз, сме­няющих друг друга. Процесс развития начинает­ся в состоянии этноцентризма обучающегося и заканчивается, когда обучающийся осознанно принимает чужую культуру и при этом чувствует себя комфортно, то есть переходит на позицию этнорелятивизма. Каждая из шести фаз обучения отражает меняющееся отношение, то есть установку обучающегося к различиям между родной культурой и другими культурами. Знание отдельных этапов обучения, которые должен пройти индивидуум, необходимо как для обучающегося, который таким образом имеет возможность понять логику организации обучения и успешно пройти его, так и для обу­чающего, который на этой основе может разработать собственные критерии и методы обучения. Рассмотрим основные характе­ристики ступеней этой модели.

Этноцентристские стадии

1) Отрицание межкультурных различий. Характерно для людей, не имеющих никакого опыта общения с представителями дру­гих культур и знакомых исключительно с монокультурной средой. Различия между культурами не осознаются и сводятся в лучшем случае к немногим формальным признакам, почерпнутым из крайне обобщенных стереотипных представлений: «Китайцы желтокожие», «Французы галантные» и т.п. Собственная культура считается единственно возможным и естественным способом жизни.

2) Отвержение межкультурных различий. Различия между культурами осознаются, но при этом ценности и нормы, приняты в родной культуре, принимаются как единственно «правильные», ценностные, а поведенческие системы других культу отвергаются и уничижаются: «Все американцы тупые», «Все немцы не способны учитывать обстоятельства» и т.п.

3) Минимизация межкультурных различий. Эта фаза предполагает, что человек признает за другими культурами право на определенные различия в поведении и восприятии, однако считает, что ценностные системы, то есть представления о том к чему необходимо стремиться в жизни и чего необходимо избегать, во всех культурах совпадают и соответствуют его собственным представлениям: «Все люди, в сущности, одинаковы и стремятся к деньгам и славе, как и мы, американцы».

Этнорелятивистские стадии

4)Признание межкультурных различий. Разница между поведением и мировоззрением представителей разных культур четко осознается и в то же время не подвергается ярко выраженной положительной или отрицательной оценке: «Он живут совсем по-другому, чем мы».

5)Адаптация к межкультурным различиям. На этом этапе человек способен не просто осознать культурные различия, не осуждая их, но и варьировать свое поведение в зависимости от культурной специфики ситуации, в которой он находится, адекватно истолковывать поведение партнера по коммуникации и реагировать на него таким образом, чтобы коммуникация была успешной, не испытывая при этом дискомфорта. Как правило, этот этап является целью процесса межкультурного обучения и свидетельствует о приобретении межкультурной компетентности.

6)Интеграция межкультурных различий. Этот этап подразумевает, что человек не только обладает способностью подстроиться под ситуацию межкультурного общения и адекватно реагировать на поведение партнера из другой культуры, но и может как бы «переключать» свое восприятие и поведение между двумя или несколькими культурами, чувствовать себя в зависимости от обстоятельств представителем либо одной, либо другой культуры. Как правило, это означает бикультурную или мультикультурную идентичность личности и достигается прежде всего людьми, прошедшими процесс социализации и инкультурации на грани двух или нескольких культур (на­пример, дети из смешанных браков).

Речь, разумеется, идет об идеально типической модели. Это не означает, что каждый человек может и должен пройти все эти фазы. При достижении последней фазы сам Беннетт видит возможность возникновения проблем, так как она подразумевает относительность всех культурных принципов, что может привести к нарушениям идентичности индивидуума (опасность стать «культурным хамелео­ном»). Модель также не подразумевает линейно-поступательного дви­жения по всем фазам: так, серьезная угроза идентичности или соб­ственному душевному равновесию могут быстро свести на нет ус­пехи обучения. Возможен также и такой вариант, что в некоторых областях культуры (таких, как одежда или питание) достигнут зна­чительный прогресс, в то время как в других признание права других на культурную специфику поведения или ценностных пред­ставлений остается крайне ограниченным.

Тот факт, что в любой межкультурной встрече необходимо уви­деть и осознать культурную чужеродность партнера и собствен­ную этноцентристскую позицию, имеет далеко идущие послед­ствия для методики межкультурного обучения. Ведь, хотя ситуа­ции, в которых проходит межкультурное обучение, могут рази­тельно отличаться друг от друга, у них есть одна общая характер­ная особенность: межкультурное обучение, в отличие от всех других видов обучения, заставляет обучаемого переосмыслить свой «культурный бага­ж», требует усом­ниться в «естественности» поведения, принятого в родной культу­ре или даже в корне изменить это поведение, а это часто бывает сделать очень нелегко.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-07; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1374 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.023 с.