Источники.
1) Письменные
- летописи («Чуньцу» Конфуция)
- комментарии к летописям («Цзочжуань»)
- речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин»)
- свод песен «Шицзин» (фольклор)
- труды философов V – III веков
- «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы».
- «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история.
2) Археологические
- 1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе)
- 1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.)
- раскопки раннешанского города Эрлитоу
- находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями
- богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов.
3) Эпиграфические
- гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов.
- Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э.
- Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э.
Историография.
Китай
- Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом.
- Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений.
- Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях.
- Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ.
- 40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая.
- Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая.
Япония
- Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью.
- В равной степени изучаются все периоды истории Китая.
- Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки.
- Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань.
Европа
- Французская синологическая школа внесла большой вклад изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени.
- А. Масперо «Древний Китай».
- Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая.
США
- Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения.
- Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года.
Россия
- XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии.
- Советская историография:
а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников.
б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской.
в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня.
58. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Чжоу.
Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности».
- Поднебесной правил мудрый Яо.
- Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.
- Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.
- Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.
- Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.
- Власть взял один из вождей (шан) Тан. Его стали называть Чен-Тан (Тан-Созидатель). Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.
Шан-Инь.
1-й период (XVII – XIV века)
Племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.
2-й период (XIV – XI века)
Последнее переселение было при Пань Гэне в XIV веке. Центр шанов – район Аньяна. Столица – Великий Город Шан. Археолгические памятники и эпиграфические источники.
Экономика.
1) сельское хозяйство: деревянный заступ
2) ремесла: + бронза (Эрлитоу пер. пол. II тыс. до н.э.) для оружия и ритуальных сосудов, + глинобитные стены в иньское время (до 6 метров толщиной), + специализация производств
3) возникновение городов
Появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!
Социальная структура
1) иньские правители и ближайшие родственники – могилы 400-500 кв. м, глубина от 10 м, богатый инвентарь, сопогребения
2) господствующий слой – 20-25 кв. м, глубина 5-7 м, богатый инвентарь, нет сопогребений
3) свободные общинники – грунтовые ямы, тело едва помещается
4) слуги, рабы – погребения под фундаментами зданий и вокруг больших захоронений, насильственная смерть
Каждый поход – куча пленных – массовые жертвоприношения.
Государственное устройство.
1) представления о мире – этноцентрические
2) территориальное деление – родоплеменное
3) правитель – ван
4) ван осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию
5) ван является одновременно верховным жрецом
6) дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию
Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине XIII века. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.
Чжоу. X – VIII века.
- Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.
- 1027 – У-ван («воинственный правитель») во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее положение Инь.
- Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность!
- «Наследственные пожалования» чжоусцев. Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В XI веке существовало 200-300 таких владений.
- В системе управления коренных преобразований не произошло.
Социально-экономическое развитие.
Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.
Социальные группы:
1) свободное население
- чжоуский ван (деспотический правитель)
- чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)
- дафу (глав всех цзу одного владения)
- ши (глава большого семейства, входящего в цзу)
- простолюдины
2) рабы (пленники XI – X вв.)
Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.
59. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна.
Восточный Чжоу VIII – III века.
1) Взаимоотношения с соседними племенами
- VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам»
- начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе)
- решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771)
- 770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает
- VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ
- VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы
- 636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение
- часть территорий захвачена царством Чу
2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу.
а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу
б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628)
- весной 594 г. разгромлены основные силы ди
- VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь
- 575 – Цзинь добивается реванша у Чу.
в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ.
- Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников
- 493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун
- 482 – гегемония У
г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу.
д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств»)
Чжаньго.
Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая.
1) Экономика
- 513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий
- Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности
- Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения
- Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли.
- Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн.
- Ремесленное производство и торговля индивидуализируются
2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы.
- Конфуцианты.
Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье.
- Моисты.
Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества.
- «легисты»
Главное средство умиротворения Поднебесной – закон.
- Даосисты
Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние»
Реформа Шан Яна в царстве Цинь IV века.
Источники сведений – «Исторические записки» и трактат «Книга правителя Шан», принадлежащая якобы самому Шан Яну.
359 – первые упоминания о реформах:
- введение территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных круговой порукой
- наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями
- поощрение военных заслуг и запрет кровной мести
- поощрение занятий земледелием и ткачеством
- ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг
350 – вторая серия реформ
- административное деление на уезды
- разрешение свободной продажи и покупки земли жителям Цинь
- унификация системы мер и весов
- введение рангов, разрешение их покупки
Реформы дали мощный толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. В то же время реформы послужили и стимулом ук развитию рабовладения.
Империя Цинь
(221 - 207).
Предпосылки объединения.
- развитие товарно-денежных отношений
- налаживание постоянных хозяйственных связей между царствами
- появление в IV – III вв. металлической монеты, стихийная унификация
- консолидация этнической общности китайце: «Срединные царства», общелитературный древнекитайский язык
- выгодность союза, для дальнейшего покорения соседей: «вертикальный союз» Чжао Чу и «горизонтальный союз» Цинь и Ци
Процесс объединения.
- 288 – договор о разделе сфер влияния между Цинь и Ци: после победы циньский правитель становится «Западным императором», а циский – «Восточным»
- первое врямя успех сопутствует Чу – разгром Юэ, Лу и др.
- 246 – на престол в Цинь взошел тринадцатилетний Ин Чжэн
- 238 – он подавил заговор против своей власти, укрепил свое положение
- 230 – Цинь наносит решительное поражение Хань
- 228-221 – разгромлены Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь
- 221 – процесс объединения страны завершился, Ин Чжэн принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»)
Построение централизованного деспотического государства.
1) Реформа государственного аппарата
а) Административное деление
- 36 крупных административных округов – во главе их начальники и окружные управления, командующие войсками
- уезды - начальники
- волости
- общины – выборные старейшины
б) Полновластный наследный правитель страны – император.
в) У императора есть два советника, которым подчиняются центральные ведомства
г) Ведомства:
- военное ведомство – командующий всеми армиями империи
- судебные ведомства
- финансовые ведомства
- личное специальное ведомство императора (Государственный архив, инспектирование округов)
2) Введение единого законодательства (система поручительства для простолюдинов). Наказания отличались особой жестокостью.
3) Унификация монеты, мер и весов для нужд налогообложения.
Внешняя политика Цинь Шихуана.
- конец V – начало IV в. до н.э. – консолидация племен сюнну на территории Внутренней Монголии.
- 215 – 300-тысяч китайцев одерживают победу над сюнну
- 214 – циньская армия закрепляется на северном берегу Хуанхэ. Восстановлена граница вдоль старой стены царства Чжао. Начало строительства Великой Стены. Создано 44 уезда вдоль стройки.
- 214 – начало войны с племенем юэ (юго-восток, приморье). Поражение в начале кампании. Номинальное присоединение Наньюэ (Намвьет) и Аулак, создание новых округов. Колоссальное напряжение сил и ресурсов империи, истощение страны.
Народная война в конце III в. до н.э.
- Покушения на Цинь Шихуана: 227, 218, 216 гг. Как следствие подозрительность и жестокость (400 конфуцианцев закопано живьем).
- Увеличение налога на крестьян: поземельный налог = 2/3 урожая!
- Смерть Цинь Шихуана в 210 году ускорила назревающий кризис империи.
- 1-й этап (209-208) - восстание бедноты. Уроженцы Чу захватили ряд городов и избрали царя.
- 2-й этап (207) – во главе повстанцев встают представители старой знати, один из отрядов возглавил чиновник Лю Бан. Его отряд захватил ключевой пункт – Саньяну, затем разгромил остатки правительственных войск и овладел столицей.
- Территория поделена. Два вана: «ван Хань» Лю Бан и «ван Чу» Сян Юй.
Противостояние Чу и Хань.
Вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Несмотря на преимущество в средствах Сян Юя, Лю Бан, получив поддержку у местной общинной администрации, введя в армии строжайшую дисциплину в 202 году до н.э. одерживает решающую победу. Лю Бан стал основателем новой династии Хань, принял титул императора Гао-цзу. Возникла империя Хань.
61. Китайская империя в III в. до н.э. – I в н.э.
Империя Хань. Основатель Гао-цзу.
Внутренняя политика.
1) Экономика:
- уменьшение налогов – поземельный налог = 1/15 урожая, в случае стихийных бедствий налоги не взимались
- земельные и налоговые льготы на 12 лет воинам и семьям с новорожденными
- возвращение полей и жилищ их хозяевам
- освобождение вынужденных рабов
2) Государственное управление:
- семь крупных военачальников получили титулы ванов + привилегию назначать своих чиновников и устанавливать повинности самостоятельно
- 130 соратников Гао-цзу получили владения и титул хоу
- восстановлен циньский центральный административный аппарат, но наравне с ним существовали и органы местной власти в каждом владении.
3) Сепаратизм:
- 195 - смерть Гао-цзу
- правитель царства У Лю Би организовал «мятеж семи ванов» (200-тысячная армия восставших ванов)
- провал «мятежа», лишение ванов права назначать чиновников и иметь свое войско
4) «Золотой век У-ди»
- ваны обязывались не передавать свое владение старшему сыну, а делить его между всеми сыновьями, что привело к уменьшению их реальной власти
- восстановление ведомства инспекции
- назначение наиболее способных и грамотных на должности чиновников, создание академии
- ограничение прав первого советника
- попытка унификации идеологии на основе конфуцианства с примесью легизма
Внешняя политика.
1) Сюнны – кочевые скотоводы. К III веку складывается структура сюннского примитивного государственного образования. Его глава – шаньюй, власть наследственная. Каждый мужчина-сюнну обязан служить. Армия состояла почти исключительно из конных отрядов.
- 200 – Гао-цзу потерпел от них поражение. Заключен «союз мира и родства».
- 127-119 – первые победы У-ди над сюнну. Постепенно Хань переходит к экспансии.
2) 139 – У-ди отправил посла Чжан Цяня на поиски массагетов. Через 13 лет тот принес многочисленные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и др. Во время второго посольства, были установлены дипломатические отношения со многими этими странами. Начался обмен культурными и материальными ценностями
3) 111 – тяжелая победа над наньюэ и присоединение их территории.
4) Предпринимаются попытки выйти к Индии. Завоеваны большие территории «юго-западных варваров» и объединения Дянь.
5) 109 – захват на Корейском п-ове государства Чосон и создание округов.
Вторая половина II в. до н.э. стала временем могущественного подъема Хань, которое могло сравниться даже с Римом и Парфией.
Кризис империи.
Опустение госказны и истощение ресурсов страны пришлось компенсировать введением
а) государственных монополий
- 120 - на добычу соли
- 120 - изготовление железных изделий
- 98 - на изготовление продажу вина (отменена в 81 году)
б) системы военных поселений на завоеванных территориях
«Золотой век У-ди» закончился.
Социально-экономические отношения.
1) ранговая система:
- 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы
- 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей
- 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу
- В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет
2) рабы в ханьском обществе
- частные – разорившиеся простоюдины
- государственные – родственники преступников
- ребенок раба – раб
- широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей
- цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс.
3) налоги:
- поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам
- подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца
4) повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться
5) купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей)
6) расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство
7) в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами
62. Китайская империя I – III вв. н.э.
Обострение социальных противоречий и народные восстания I в. н.э.
1) в конце I в. до н.э. проходит волна выступлений крестьян против господствующего класса.
2) 9 г.н.э. – родственник императора по женской линии Ван Ман захватил власть и объявил о начале новой династии. Проведен ряд реформ:
- запрет купли-продажи земли и объявление ее госсобственностью
- система «колодезных полей» (каждой семье - надел)
- запрет работорговли (раб => частнозависимый)
3) Через 3 года после начала реформ Ван Ман уступил богачам и разрешил куплю-продажу земли и рабов
4) 14 год – страна пострадала от засухи нашествия саранчи. Вспыхивают голодные бунты
5) 18 год – начало восстания «краснобровых». Предводитель – Фан Чун – ввел строгую дисциплину
6) 22 год – правительственные войска потерпели поражение в решающей битве с «краснобровыми». Те несколько округов и среднее течение Хуанхэ.
7) 22 год – на юге развернула борьбу «армия Люйлинь»
8) 23 год – восставшие одержали победу над Ван Маном и захватили столицу.
9) 24 год – Лю Сюань, лидер «армии» провозгласил себя императором
10) 25 год – «краснобровые» захватили Чанъань, и Лю Сюань покончил с собой. На столицу двинулся Лю Сю – командир «армии зеленого леса», захватил ее. Фань Чун оправился в Шандун, по дороге окружен и убит. Лю Сю объявил себя императором, принял имя Гуан У-ди и перенес столицу в Лоян.
Восточная Хань в I – II вв. Основатель – Гуан У-ди (25 – 57)
Внутренняя политика.
1) Экономика:
- восстановление и сооружение новых оросительных каналов
- применение на юге тягловых пахотных орудий с жел. наконечником
- интенсивное освоение бассейна реки Янцзы
2) Социальная политика:
- 31 – рескрипт о добровольном освобождении обращенных в рабство в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань
- 37 – объявлено об освобождении всех проданных в рабство за 32-37 годы
- 35 – отмена закона о смертной казни раба, ранившего свободного
Внешняя политика.
1) взаимоотношения с сюнну:
- воспользовавшись ослаблением Хань, сюнну подчинили многие государства «Западного края»
- в середине I века сюнну раскололись на две части. Южная признала власть Хань, северная продолжала бороться
- 73 – нанесено поражение северным сюнну, ослабело их влияние на западе.
2) В «Западном крае» начинает свою военную и дипломатическую деятельность Бань Чао. Он, будучи наместником в зависимых от Хань областях, установил связи со многими крупными государствами Центральной Азии.
3) 98 г. – неудачное посольство Бань Чао в Рим
4) I – II вв. Хань имеет постоянные дипломатические и торговые отношения с Парфией
5) конец I века - земли сюнну захватили племена сяньби, к середине II века – вторгаются в ряд северных округов, атакуют западные границы Хань
6) II век – появление на северо-западных границах племени цян. Они нападают на ряд ханьских округов и в 140 году сжигают пригороды Чанъани. Лишь в 60-е годы большие контингенты подчинившихся цянов переселены во внутренние районы империи.
Демографические и этнические процессы в I – II вв.
1) 2 г.н.э. – перепись населения – 60 миллионов человек
- густо заселена китайцами – Среднекитайская равнина
- мало заселены китайцами – провинции Фуцзянь и Гуйчжоу, здесь проживают местные племена
- пограничные округа имеют группы китайского населения только вокруг административных центров
- начало I века – резкое сокращение численности населения, восстановленное лишь во II веке
2) 140 г.н.э. – перепись населения
- северо-запад «–» 6.5 млн. чел.
- северо-восток «–«11 млн. чел.
- бассейн Янцзы «+» 9 млн. чел.
- Сычуань и Юньань «+» 2 млн. чел.
- Увеличение плотности населения вдоль трактов Хунань – Гуандун
- Фуцзянь – белое пятно на карте Китая
3) С увеличением числа китайцев на юге растет их культурное влияние в регионе
4) Север – политика переселения групп кочевников в пограничные районы (южные сюнны во II веке). Увеличение числа сюнну и цянов в регионе – «варваризация» населения. Конец III века – в столичной области близ Чанъани из 1 млн. чел. 50% цянов и сюнну.
Социальные отношения в I – II веке.
- Большие масштабы концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, утрата контроля над крестьянином
- Гуан У-ди (25 - 57) проводит ревизию подворных списков налогоплательщиков (мера против «сильных домов»)
- закрепощение арендатора
- 280 г.н.э. – государство признало право землевладельца на зависимого крестьянина
- появление поместий – самодостаточных хозяйственных и социальных единиц (описаны в сочинении Цуй Ши II века)
Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.
- Острая политическая борьба: «ученые»-конфуцианцы против евнухов императора
- 169 г.н.э – император Лин-ди начал репрессии против «ученых»
- 184 г.н.э. – амнистия «ученым» после восстания «желтых повязок»
- весна 184 г.н.э. - выступление даоских сект во главе с Чжан Цзяо
- осень 184 г.н.э. – смерть Чжан Цзяо
- октябрь 184 г.н.э. – поражение восставших в Гуанцзуне, гибель не менее 80 тыс. чел.
- 185 г.н.э. – новая вспышка восстания, армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ близ столицы, но несогласованность действий повстанцев позволяет правительственным войскам разбить их по частям
- 188-207 гг. – разрозненные выступления жестоко подавляются
- 189 г.н.э. – смерть Лин-ди, заговор против евнухов. Против руководителя заговора Юань Шао выступает Дун Чжо и возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань
- 192 г.н.э. – убийство Дун Чжо, междоусобицы приводят к распаду империи.
- Период Троецарствия: Вэй, Шу и У
- Феодализм знаменует начало средневековья.
63. Культура древнего Китая.
Общие черты. Культ образованности и грамотности. Человек – венец природы. Философия и мифология долгое время неотделимы. Сильные пережитки ПО. Неравномерность общественного развития. Земледельческий народ, а значит, как и другие подобные, созерцательный. Наблюдение за светилами, очень точные расчеты. В 7 в. – первая комета, в 5 в. – созвездия. Великая китайская стена III в. д.н.э. Потребности ирригации и фортификации => развитие механики. Сначала писали царапающим инструментом на бамбуковых планках, затем перешли к письму тушью на шелке => развитие лит-ры.
Космогония: инь и ян – из первобытного хаоса, ян – на небо, инь – на землю, вместе – человека и все остальное. Также миф о Паньгу.
Философия. Основное учение – Дао, т.е. путь, которым следуют все вещи. Связан с астрономией, т.к. упорядоченность движения светил. Сначала – идея ци. Ци – это первоматерия, легкая часть которой воспаряет к небу, а тяжелая и мутная – к земле. То, что наверху – ян-ци, то, что снизу – инь-ци. Они взаимодействуют и получается 5 первоначал, а из них – все сущее. «Хунфань» («Великий план») – 5 элементов. «Ицзин» («Книга перемен») – в основе 8 триграмм. Тайцзи («великий передел») в дальнейшем трактуется как основа для появления инь и ян. Взаимодействие инь и ян – и есть Дао.
Эпоха Чжаньго. Сер. 1 тыс. Обострились социальные отношения между сословиями, а также – их с государством. Отсюда – выделение четырех основных школ:
Конфуцианство. 6-5 вв. Конфуций – странствующий проповедник (Учитель Кун). Любил диалоги, типа Платон. Диалоги это записаны в трактате («Луньюй» - «Беседы и суждения») его учениками. Главная цель его учения «усовершенствование благородного мужа». Открыл первую школу, где учил грамоту любить и др. Постепенно конфуцианство развивалось от одного из учений до догматического, а в конце древности даже претендовало на роль мировой религии, но не судьба. Триада «Небо-Человек-Земля». Пережитки тотемизма и связь с природой. Мир неизменен, занятия людей предопределены раз и навсегда. Т.е. если ты сявка, то это надолго. Независимость знания от практики. В период империи Хань конфуцианство – практически гос-доктрина. После смерти Конфуция в конфуцианстве – 8 школ, 2 основные Мэнцзы и Сюнцзы.
Мэнцзы. Гуманное правление – почитание традиций. Культ предков. Четыре добродетели присущи всем, т.е человек изначально добр. Следование конфуцианству позволяет занять подобающее место на том свете.
Сюньцзы. Тоже предопределенность социального статуса. Учение о ритуале (ли). Закон - для народа, ритуал – для аристократии. Человек изначально зол. Жесткая иерархия и единая власть.
Даосизм. Лаоцзы. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Экологическая мудрость. Нет насилию, войнам, жесткой централизованной власти!!! Никакого социального предопределения. Небо не обожествляется, оно – часть природы. Природа не обожествляется. Боги – тоже материя. Никакого культа предков. Мир состоит из мельчайших неделимых частичек. Все перетекает. Основные философы – Лецзы и Чжуанцзы.
Лецзы: вещи сами рождаются из семян и в них же возвращаются. Потустороннего мира нет.
Чжуанцзы: у каждого м.б. своя мораль. Со смертью тела исчезает душа чела.
Моизм. Мо Ди. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Вера в духов, в Волю Неба, НО: эта воля познаваема, а социального предопределения нет. Большое внимание – подтверждению знаний опытом. Культ предков – и простым людям тоже. Богатство – добродетель, к нему надо стремиться. В общем, против традциционной аристократии в поддержку новой, выделившейся из простых людей. Равенство государств как основа мирной внешней политики. Осуждение захватнических войн и поддержка оборонительных (искусство фортификации).
Легисты. В отличие от моистов – во власти, но тоже в оппозиции конфуцианству. Шан Ян (тот самый), Хань Фэйцзы. Против старой аристократии, за единые гласные законы, их строгое исполнение. Особая связь с политикой. История – поступательный замкнутый процесс. Венец ее – бюрократическая монархия о всей Поднебесной. Нет традициям. Нет вере в духов. Официальное признание в империи Цинь.
Империя Хань.
Астрономия. Уточнение календарей. Солнечные пятна.
Физика. Система мер и весов. Компас. Резонанс. Число пи. Солнечные часы. Глобус. Водоподъемный насос. Усовершенствование плуга.
Почвоведение. …
Медицина. Эпидемология.
Архитектура.
Маткультура. Изобрели лак. Краски. Шелк – по ВШП во всем мире. Бумага.
История. Сыма Цянь и др.
Древняя Япония.
1) Экономическое развитие:
- Островное положение – барьер в развитии взаимоотношений с соседними странами, однако, расовый состав первых жителей указывает на связи с Юго-восточной Азией.
- Древнейшая неолитическая культура – дзёмон c VIII тыс. («шнуровый узор»). Реального культураного единства не существовало.
- Во второй половине I тыс. через Корейский п-ов мигрируют племена, оставившие на севере о-ва Кюсю и на западе о-ва Хонсю многочисленные погребения с первыми в Японии бронзовыми орудиями и оружием.
- Главное нововведение переселенцев – возделывание поливного риса. Также возделывались по традиции просо, гречиха и суходольный рис + прибрежное рыболовство, охота и собирательство.
- Для изготовления оружия в последние века до новой эры используется бронза. Орудия для с/х изготовляются из дерева и камня (каменные мотыги, жатвенные ножи)
- Китайское сочинение «Вэй чжи» подчеркивает неоднородность уровня развития регионов Японии, прослеживаются черты южного происхождения.
- Китайцы называли протояпонцев «людьми ва»
2) Социальное развитие:
- сильное социальное расслоение
- рабство (один из источников – родственники преступников)
3) Политическое развитие:
- бронзовый век – время складывания многочисленных протогосударственных образований от нескольки тысяч «дворов»
- взаимопоглощение и объединение государств: I в. до н.э. – не менее 100, III в.н.э. – упоминаются лишь 30
- эти государства устанавливают связи с империей Хань
- наиболее сильные государства – Ематай (север Кюсю) и Ямато (центр Хонсю)
- 238 год – правительница Ематай установила дипломатические отношения с Вэй, страна делилась на провинции и имела систему налогообложения
- Ямато основанно якобы Дзимму в VII веке, реально это могло произойти не ранее I века до н.э. Дзимму считался потомком Аматерасу – Богини Солнца. Священные символы власти – меч, яшмовое украшение и бронзовое зеркало. С IV века используется китайская письменность (иерогл. табличка 503 г.)
4) «Эпоха курганов» IV – VII вв.
- появление курганов
- появление железа в погребениях
- появление обычаев верховой езды
- контакты с сяньбийцами и Когуре, Пэкче и Силле (Корейский п-ов)
5) Правитель Ямато Сётоку-тайси в начале VII века развернул бурную деятельность:
- 603 – издание структуры рангов знатности
- 604 – идеология государства – конфуцианство
- распространяется буддизм, строятся храмы, основываются монастыри (Хорюдзи близ Нара)
- 607 – посольство в Китай, фамильярности:)
- конец VII в. – название Ямато заменили на Ниппон