Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифология и религия Месопотамии




Общие слова. У каждого города свой бог-покровитель. Кроме того – несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов – множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне – я тебе», никакого абсолютного поклонения. Боги вообще-то существа довольно неприятные, а потому этика никак не связана с религией (это будет при переходе к монотеизму). Основное внимание – религии Шумера, так как из нее с незначительными изменениями все вытекает. Связь религии и мифологии.

Шумер. Очень популярны: Уту (солнце), Наннар (луна), Инанна (любовь и плодородие; она же - Иштар), Думузи (олицетворение аграрного цикла), Нергал (бог болезней, войны и смерти). Есть и общешумерские боги со своими ценрами культа: Ану (небо), Энлиль (культ. центр - Ниппур; бог земли, судьбы, создатель городов, изобретатель мотыги и плуга), Энки (культ. центр – Эреду; бог воды, мудрости и заклинаний, создатель людей и культуры).

Миф о сотворении мира, снезначительными изменениями заимствованный вавилонянами: сначала был хаос в образе Тиамту. Она родила всех богов, те начали бузить и мамаша решила их уничтожить. Но тут Энлиль (Мардук) вызвался убить Тиамту с тем условием, что в случает его победы все боги ему подчинятся. Убил, а из тела – землю, небо, животных, рыб и растения (ср. китайский Паньгу). Из смеси глины с кровью неверного бога – человек.

Есть представление о загробном мире. Крайне неприятное место, никакого царства небесного – темное место, где все жрут глину и песок.

Вавилония. Вариации из шумерского пантеона + Мардук во главе его. Мардук – покровитель Вавилона.

Ассирия. Вариации из шумерского пантеона + верховный племенной бог Ашшур.

Хеттское царство.

1. Хронология и периодизация: древнехеттское царство (18-16 вв.), смута (15 в.), новохеттское царство (14-13 вв.)

2. Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.

3. Источники – Амарнский архив (см. воп. 11), архив Богазкёя, Хамматский камень (от него хеттология и плясала).

4. Политика. ДХ. Первые гособразования – начало 2 тыс. Этатизация подстёгнута ассирийскими колониями в этом регионе (центр востока Малой Азии). В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (ок. 150 км от нынешней Анкары, Турция). Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия. ДХ достигает апогея в нач. 16 века, когда захватывает Вавилон. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств + нашествие касков. Отсюда – кризис. НХ. Государство-временщик (см. ниже). Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумом. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш, который будет главным оплотом хеттов в СевСирии). Подчиняет Митани. Таким образом – уже великая держава. При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и 1296 – битва при Кадеше (по сути, за Переднюю Азию). Египет проиграл, но в НХ внутренние проблемы и 1280 – договор (см. воп. 11). Затем постепенный упадок (хотя есть и определённые внешнеполит. удачи) и к 1190 – развал на ряд маленьких государств (НХ разгромлено «народами моря»), которые впоследствии поглощены Ассирией. Управление: у царя власти больше (он даже обожествляется), однако же ограничен тем же собранием и (!) его верхушкой тулией. Само государство не едино – множество зависимых областей, на завоёванных территориях остаётся старая администрация.

5. Экономика. Про ДХ ничего не знаем. НХ. Основа – сельское хозяйство (ячмень, пшеница), но без ирригации (см. воп. 5). Садоводство, виноградарство. Силён частный сектор. Развитое ремесло. Главное – (!) железо. Его хорошо обрабатывают, главный товар, но ещё не основа.

6. Социум. Верхушка – царь, знать, жрецы и крупные землевладельцы – не платят податей. Ниже – общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк), не считаются в полном смысле свободными). Самый низ – рабы. Это сословие не едино. Отдельно государственные рабы, отдельно частные. Судя по законам, есть пекулий, но может принадлежать просто владельцу. Возможно, рабы – клиенты владельцев. В целом – ничего не ясно, споры до сих пор, слишком мало материала.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 635 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2334 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.