«Донские рассказы»: Изображение гражданской войны как братоубийственной, как трагедии народа. Опубликованы в 1926 году, когда их автору М. Ш. был всего 21 год. Но, несмотря на юный возраст, за его плечами было уже очень многое, в первую очередь, потрясения гражданской войны, когда он 15-летним подростком, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, «батька» пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти. События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов. В «Донских рассказах» Ш реалистически, порой даже натуралистически, показывает главную трагедию гражданской войны: ее братоубийственный характер, когда ближайшие родственники из-за идеологических расхождений беспощадно, зверски убивали друг друга. Не было ни детей, ни родителей, ни братьев, ни сестер – только красные, белые, зеленые… Сборник открывается рассказом «Родинка». Командир красного эскадрона Николай Кошевой ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Он вырос без отца – тот пропал без вести во время первой мировой. Однажды его эскадрон сталкивается с одной из банд, во главе которой стоит отец Николая Кошевого. В бою отец убивает сына, снимает с трупа сапоги и случайно узнает его по родинке на ноге. Открывая сборник этим рассказом, Ш. тем самым заявляет одну из центральных мыслей всего сборника – острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Другой отец, из рассказа «Семейный человек», своими руками убил двух своих сыновей – ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность казачеству. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убьют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Так братоубийственная война заставляла даже мирных казаков становиться палачами своих детей. В рассказе «Бахчевник» Ш. создает еще один яркий образ отца казацкого семейства. Этот отец четко определил для себя, кто ему друг, а кто – враг. Его избирают комендантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдет казачью честь», избивает старшего сына за то, что Федор общается с большевиками, и тот вынужден уйти к красным. Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным. Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федора, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после побега. Этот отец, останься он в живых, убил бы обоих сыновей, и рука у него не дрогнула бы. В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В рассказе «Червоточина» писатель изображает такую же трагедию в богатой кулацкой семье. Против отца и брата, враждебно настроенных к Советской власти, выступает младший сын, комсомолец Степан. Он не может молчать, зная, что они обманывают Советскую власть, скрывают излишки хлеба. Вражда в семье доходит до того, что Яков Алексеевич и его старший сын Максим убивают ненавистного им Степана. В «Донских рассказах» герои вынуждены делать выбор между верностью идеям, Родине и верностью семье, родне. Они поступают противоестественно, жертвуя родными ради идеалов, и в этом трагедия братоубийственной войны. Шолохов, насмотревшись крови, боли и страданий своих братьев-казаков, старался как можно реалистичней и красочней нарисовать ужасную картину братоубийственной войны, как самого страшного бедствия, которое только может постичь страну. В отличие от романтических произведений о Гражданской войне Иванова, Лавренева и других современников Ш., автор «Дон рас» показывает, как «безобразно просто» умирают люди, демонстрирует ужас и бессмысленность этой бойни, где большинство «подвигов» с точки зрения здравого смысла выглядит как дикость и зверство. При достаточно небольшом объеме рассказов поражает эпичность повествования, масштабность событий и личностей, которые изображает автор. Пейзаж Ш. дополняет картину мира, передает состояния героев, подчеркивает ощущение реальности происходящего. Во время военных действий писатель акцентирует внимание на моросящем дожде, пронизывающем ветре, морозном сизом тумане. «шолоховские полилоги». Яркие метафоры, эпитеты, сравнения. «Т Д». Эпопейное содержание составляет, как и в «Войне и мире», изображение жизни народа в переломный период истории, изображение его стремлений, его истории, его трагических блужданий. В центре романа – жизнь народа, связанная с тем периодом истории России, когда решалась судьба страны и нации. Своеобразие «Т Д» как романа-эпопеи заключается в том, что он, охватывая необычайно широкий круг лиц и событий, включает и законченную историю отдельных семей, которые входят закономерно в мощную картину мира революции и гражданской войны. Принцип двуплановости композиции становится с конца I книги характерной структурной особенностью «Т Д». Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов империалистической войны, общеполитических событий в стране, в которых участвуют его герои. Временной разрыв между первой и второй книгами устраняется воспоминаниями Григория Мелехова о пройденном пути. В композиции романа можно выделить два плана: внешнее движение и внутреннее, связанное с процессами разламывающегося социального уклада жизни. Картины народного быта приобретают существенное композиционное значение в эпическом повествовании как прием эпической ретардации (замедленности), как олицетворение состояния покоя, предшествующего социальному взрыву.