Проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий. Существуют различные определения понятия национальной безопасности. Традиционно под национальной безопасностью понимаются, прежде всего, физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.
Национальная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны. В то же время, реализуя свои цели, государство имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Следовательно, концепция национальной безопасности должна строится с учётом как внешних, так и внутренних угроз.
Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности:
1) охранительный подход – подход, сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации (по своей сути - это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство);
2) конкурентный подход – подход, который признает нежелательность или недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент реальным или потенциальным агрессором, однако он тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору;
3) стремление к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобьемлющего разоружения (на современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политической практике используются первые две концепции).
На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и нападений. Чем сильнее было государство с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств. Сила давала возможность государству завоевать соседние территории, уменьшая тем самим риск нападений извне, служила для устранения любых беспорядков, восстаний внутри государства, использовалась как основное средство против противников при достижении своих целей.
В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.
Таким образом концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, когда ее главными несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.
С появлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных в считанные минуты достигать любую точку мира, и имеющих большую разрушительную силу, концепция превосходства сил для обеспечения безопасности и достижения целей потеряла смысл. Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могло бы обеспечить гарантированную защиту от нападения современными ракетами и не могло бы сохранить преимущество, дающее гарантию от его уничтожения. К тому же содержание вооружённых сил становилось всё более дорогим. Дальнейшая гонка за превосходство могла привести государства к экономическому истощению. Иначе говоря, наступление ракетно-ядерной эры явилось одной из причин того, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось. Но так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятие силы и превосходства были напрямую связанны с понятием безопасности самого индивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, то переменить этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военная мощь государства еще долго останется одним из главных составляющих национальной безопасности.
В современных условиях национальная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов, как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д.
Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать:
- терроризм;
- распространение оружия массового уничтожения;
- межэтнические конфликты;
- загрязнение окружающей среды;
- замедление или остановку экономического роста.
В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время национальную мощь во всех её аспектах следует реализовать, принимая во внимание численность населения, энергоресурсы, загрязнение окружающей среды и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе национальную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга.
Поэтому неслучайно, что во многих странах в компетенцию органов, занимающихся проблемами государственной безопасности, кроме вопросов сугубо военной политики отнесен и более широкий круг вопросов, касающихся экономики, экологии, образования и т.д.
С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств - это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам:
ü во-первых - это совокупность политических, экономических, научно-технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики;
ü во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения войн и военных конфликтов;
ü в-третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик.
По данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам, так как именно политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения безопасности.
Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства.
Но возможности политических средств в обеспечении безопасности не беспредельны. Обеспечение национальной безопасности должно означать не только предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создания в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие общества. Н. Косолапов пишет, что «безопасность любой живой системы - будь то особь, род, вид или человеческое сообщество – обеспечивается, в конечном счете, не только через охранительство, но, прежде всего через жизнеспособность данного субъекта, его конкурентных возможностей в борьбе за выживание и развитие». В этом смысле можно сказать, что безопасность состоит «именно в развитии, а не в стихийном чередовании заведомо тщетных попыток радикализма, граничащими с авантюризмом. Любая максималистская постановка любых задач - всегда угроза для безопасности общества, независимо от стоящих за такой постановкой побуждений», то есть для обеспечения национальной безопасности важно искать оптимальную стратегию для отражения угроз, а не максималистские подходы типа «любой ценой» обеспечить желаемое.